Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преподаваемые дисциплины



2020-02-03 159 Обсуждений (0)
Преподаваемые дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

    Введение…………………………………………….

 1. Современный русский язык

1. 1. Язык, речь, речевое общение

1. 2. Язык, его строение и функции

1. 3. Национальный русский язык: происхождение и развитие

1. 4. Национальный русский язык и его разновидности

1. 5. Основные тенденции развития современного русского литературного языка конца XX – начала XXI веков

1. 6. Словари русского языка

1. 6. 1. Словарь в системе справочной литературы

2. 6. 2. Лингвистические словари. Основные типы словарей современного русского языка

1. 7. Тест – тренажер 1

Речь: ее формы и стили

2.1. Формы существования речи

      2. 2. Стилистические особенности устной и письменной форм речи

2. 3. Стили речи

2. 3. 1. Понятие стиля в лингвистике

2. 3. 2.Стилистическое расслоение языковых средств

 2. 3. 3. Функциональные стили

2. 3. 3. 1. Понятие функционального стиля

2. 3. 3. 2. Научный стиль

 2. 3. 3. 3. Официально - деловой стиль

   2. 3. 3. 4. Публицистический стиль

  2. 3. 3. 5. Разговорная речь

  2. 3. 3. 6. Художественный стиль

  2. 3. 4. Экспрессивные стили

  2.  3. 5. Стилистическая окраска слов и ее маркировка в словарях   

 2. 4. Тест – тренажер 2

русского языка

Культура речи

 3. 1. Аспекты культуры речи

 3. 2. Нормативный аспект культуры речи

   3. 2. 1. Понятие языковой нормы литературного языка

  3. 2. 2. Роль нормы в становлении и функционировании литературного языка

3. 2. 3. Характеристика основных норм литературного языка

  3. 2. 3. 1. Нормы ударения

 З. 2. 3. 2. Нормы произношения (орфоэпические нормы)

  З. 2. 3. 3. Грамматические нормы

  3. 2. 3. 3. 1. Морфологические нормы

   3. 2. 3. 3. 2. Синтаксические нормы

    3. 2. 3. 4. Лексические нормы

3. 2. 4.   Тест-тренажер 3

3. 3. Коммуникативный аспект культуры речи

3. 3. 1. Коммуникативные качества речи

 3. 3. 2. Особенности устной публичной речи

   3. 3. 2. 1. Характеристика публичной речи

    3. 3. 2. 2. Композиция публичного выступления

     3. 3. 2. 3. Способы словесного оформления выступления

  3. 3. 2. 4. Приемы изложения и объяснения содержания речи

  3. 3. 2. 5. Аргументация в ораторской речи

3. 3. 3. Оратор и его аудитория

    3. 3. 3. 1. Взаимоотношения оратора и аудитории

   3. 3. 3. 2. Контакт оратора с аудиторией

3. 3. 4. Подготовка речи

   3. 3. 4. 1. Этапы подготовки речи

     3. 3. 4. 2. Основные приемы поиска материала

3. 3. 5. Тест- тренажер 4

3. 4 . Этический аспект: этикет в деловом письменном общении

3 4. 1. Речевое общение

3. 4. 1. 1. Основные единицы речевого общения

  3. 4. 1. 2. Речевая деятельность в условиях речевого взаимодействия

  3. 4. 1. 3. Организация речевого (вербального) взаимодействия

   3. 4. 1. 4. Невербальные средства общения

3. 4. 2. Профессионально-деловое общение

  3. 4. 2. 1. Виды и формы делового общения

   3. 4. 2. 2. Письменные формы официально-делового общения

   3. 4. 2. 3. Правила стандартизации служебных документов

    3. 4. 2. 4. Деловой этикет документов

  3. 4. 2. 5. Особенности текстов распорядительных документов

   3. 4. 2. 6. Правила оформления деловых документов

  3. 4. 2. 7. Коммерческие письма как разновидность делового общения

3. 4. 2. 8. Интернациональные свойства делового письма

 3. 4. 2. 9. Правила стандартизации делового письма

3. 4. 3. Реклама в деловой речи

   3. 4. 3. 1. Способы рекламирования

   3. 4. 3. 2. Содержание рекламных текстов

   3. 4. 3. 3. Структура рекламного текста

  3. 4. 3. 4. Язык рекламы

 3. 4. 4. Тест-тренажер 5

Приложение

 Ключи к тестам-тренажерам

Перечень вопросов к зачету

  Перечень вопросов к экзамену

  Литература

Заключение

 

  

 

 

 

 

 

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие стилей.

План

1. Общая характеристика функциональных стилей:

1) функциональные стили книжной речи;

2) разговорный стиль.

2. Взаимодействие функциональных стилей.

 

1.Общая характеристика функциональных стилей.

 

Наша речь в официальной обстановке (выступление на научной конференции, на деловом совещании, чтение лекции или урок в школе) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, письмо другу, диалог в домашнем кругу).

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств для обеспечения адекватного речевого поведения в определенной ситуации. В результате создаются разновидности литературного языка, которые называются функциональными стилями. Прилагательное» функциональные» в данном термине подчеркивает, что стили выделяются на основе той функции (роли), которую они выполняют в процессе коммуникации.

Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.

В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые выступают преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Некоторые ученые выделяют еще в качестве функционального стиля художественный (художественно-беллетристический), то есть язык художественной литературы. Однако эта точка зрения вызывает справедливые возражения. Писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, так что художественная речь не представляет собой системы однородных языковых явлений. Напротив, художественная речь лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. В.В. Виноградов писал: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде.

Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Все эти языковые черты функциональных стилей будут подробно описаны при характеристике каждого из них. Сейчас же мы остановимся лишь на самом наглядном средстве разграничения функциональных стилей - на их лексике.

1).Функциональные стили книжной речи.

Все книжные стили, в отличие от разговорного, реализуются преимущественно в письменной форме, и это определяет их общие черты. Книжным стилям свойственно строгое соблюдение литературной нормы на всех языковых уровнях.

Для лексики характерно стилевое единство, «смешение стилей» встречается как исключение. Здесь используется общеупотребительная нейтральная лексика, на фоне которой в каждом конкретном тексте употребляются специальные слова, термины. Обращение к разговорным словам, просторечию, диалектизмам, жаргонизмам, экспрессивной лексике, в особенности к словам с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными и другими, не оправдано.

Фразеология книжных стилей нейтральная (имеет значение, играет роль, предоставить слово, уделить внимание и т.п.) и специальная, находящая применение в определенных стилях (научная - центр тяжести, привести к общему знаменателю; официально-деловая - имеет место, давать показания, ввести в эксплуатацию; публицистическая - прямой эфир, черный вторник). Большинство книжных фразеологизмов лишены экспрессивной окраски (время от времени, друг друга, иметь в виду, руководящий состав, силовые структуры).

Словообразование книжной речи отличается обилием книжных суффиксов (сущность, корректура, восклицание, аргументация, газификация, толстовство, пушкиниана) и приставок (асимметричный, антихудожественный, интернациональный, ультрафиолетовый, экстраординарный, исследовать, возводить, ниспровергать). Для книжной речи характерно словосложение (языкознание, краевед, водомер, восьмигранник, электронасос, морозоустойчивый, плодоносящий, тяжелораненый, высокопродуктивный), употребление аббревиатур (хозрасчет, ТАСС, «МК», АО, НИИ и др.).

Морфология книжных стилей характеризуется явным предпочтением именам существительным перед глагольными формами; частым употреблением причастий и деепричастий; использованием количественных и порядковых числительных при почти полном отсутствии собирательных; избирательным отношением к местоимениям (отказом от личных и большинства неопределенных местоимений и употреблением относительных, указательных).

Для книжных стилей показательно отсутствие междометий, звукоподражательных слов, большинства частиц. Характерно и предпочтение определенным грамматическим формам. Так, при наличии вариантов словоизменения последовательно используются только книжные (цехи, в отпуске, редакторы, прочитал, семьюдесятью пятью); не желательна замена числительных счетными существительными (сто, а не сотня, двенадцать, а не дюжина, десять, а не десяток), как и употребление личных существительных женского рода (аптекарша, дворничиха, кондукторша). Здесь находят применение краткие прилагательные (высоки показатели, методы не новы); книжные формы степеней сравнения (более удачный вариант, менее оправданный способ, наиболее эффективный, новейший); некоторые плеонастические сочетания (самым теснейшим образом, самый кратчайший путь); элятивные формы превосходной степени, означающие высшую степень качества вне сравнения (высшая математика, новейшие достижения, благороднейшая цель). В конструкциях с предлогом употребляются только аналитические (сложные) формы сравнительной степени прилагательных (в более трудных случаях, с менее удачным результатом, от более осведомленного лица и т.д.); сочетания «в случаях потрудней», «с результатом похуже» носят яркую разговорную окраску.

Книжный синтаксис является прямой противоположностью разговорного и отличается обилием сложных, преимущественно сложноподчиненных предложений; здесь не находят применения неполные, незавершенные фразы; из односоставных возможно употребление неопределенно-личных (Железо получают восстановлением его из окислов, которые входят в состав железных руд; Молоко называют «легкой пищей»), определенно-личных (Опишем дугу; Вычислим среднюю квадратичную ошибку); некоторых типов безличных (Строителям предстоит возвести комплекс... О сохранении правоотношений одним из родителей должно быть указано в решении об усыновлении и т.п.). Однако некоторые типы односоставных предложений неупотребительны в книжной речи (Морозит; Не спится; Хочется спать; Больно; Ни души; Нет денег; Пора домой; Любишь кататься - люби и саночки возить; Сердцу не прикажешь). Это объясняется их экспрессивностью или тематической закрепленностью за бытовой речью.

В книжных стилях господствует правильный порядок слов, инверсия используется редко, лишь в подчеркнуто экспрессивной речи. Неупотребительны также восклицательные, вопросительные, повелительные предложения. Обращения и вводные слова употребляются избирательно (уважаемый коллега, господa; следует заметить, как уже было указано, несомненно, во-первых, во-вторых, наконец).

Книжные стили открыты для построения сложных синтаксических конструкций, предложений со многими придаточными, с разными видами сочинительной и подчинительной связи. Здесь применяется цитация, однако прямая речь встречается крайне редко (в публицистическом стиле). Слова-предложения, однословные реплики (да, нет, конечно), диалогические единства неупотребительны, книжная речь, за редкими исключениями, монологична.

— наука о стилях речи, изучающая различные выразительные возможности языка — экспрессивные, оценочные, функциональные (коммуникативные, познавательные, эмоциональные).

[править] Учение о трёх «штилях» М. В. Ломоносова

Первый составляется из речений словенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.

Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увесилительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.

— М. В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке, 1758

[править] Современные функциональные стили речи

Основная статья: Функциональный стиль речи

Современный русский язык состоит из 5 стилей:

Образование

 1971г - Кишиневский государственный университет,

специальность – филолог, преподаватель русского языка и литературы

 1996 г. – защита кандидатской диссертации по теме «Атрибутивные конструкции научного текста в аспекте практической грамматики для иностранных студентов-нефилологов».

2010 г. Повышение квалификации по программе «»

 

Профессиональный опыт

Общий стаж работы – 42 года

2001 – по настоящее время - доцент кафедры русского языка и литературы.

1989 – 2001 -старший преподаватель, доцент – Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

1974 – 1989 – библиотекарь и старший библиотекарь Государственной       публичной библиотеки СПБ;

1971- 1974 – преподаватель русского языка и литературы в средней школе;

 

Преподаваемые дисциплины

 Русский язык как иностранный

Русский язык и культура речи

Филологическое обеспечение



2020-02-03 159 Обсуждений (0)
Преподаваемые дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преподаваемые дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)