В данном задании необходимо составить конспект, в котором будет представлена характеристика трех этапов: I-Психология как наука о душе, II-Психология как наука о сознании, III-Психология как наука о поведении.
Эти этапы необходимо проанализировать по следующим критериям, что изучалось (основные вопросы), какие явления рассматривались и, как их объясняли на каждом этапе (принципы объяснения, методы изучения). Указать основных представителей и выделить, какие нововведения связаны с их именами, перечислить и дать определение нескольким основным введенным ими понятиям. Выделить основные проблемы и заслуги каждого этапа.
Указанные составляющие конспекта должны быть, структурированы по какому-то принципу так чтобы можно было провести их сравнительную характеристику.
Хронология
| Предмет изучения
| Важнейшие итоги
|
I этап. Психология как наука о душе
|
VI в. до н.э. — vb.
| Душа
| Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное — приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
|
V-XIII вв.
| Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний
| Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования. Ф. Аквинский, Гертулиан, Парацельс
|
XIV-XVI вв.
| Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анато-мофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.
| Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»
|
Проблема: психика человека рассматривалась абстрактно, мифологически, как «душа», что соответствовало позиции объективного идеализма.
Достоинства: был сделан первый шаг к сенсуализму и генетике, а также попытка дифференциации ощущений. Удачная характеристика типов темперамента у Гиппократа.
|
II этап. Психология как наука о сознании
|
XVII-сер. XIX вв
| Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания
| Формирование эмпирической интроспективной и ас-социанистической психологии.
Понятие о бессознательной психике
|
Нач. XIX-60-е гг. XIX в.
| Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим психическим. Измерение скорости протекания психических процессов
| Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки.
Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе
|
60-е гг. XIX в. -конец XIX в.
| Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении
| Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии
|
Проблема: попытка перевести психологию из абстрактной философской области на фундамент точных наук (естествознания) полностью не удалась, так как еще не был определен предмет психологии, не создан ее категориальный аппарат и не разработаны методики исследований.
Достоинства: психология отделилась от философии и стала более позитивным знанием, опираясь на опыты и наблюдения, она перешла т обсуждения отвлеченных идей к анализу конкретных фактов.
|
III этап. Психология как наука о поведении
|
10-е гг. -сер. 30-х гг. XX в.
| Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка.
Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности
| Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.
Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм»
|
Конец 30-х-50-е гг. XX в.
| Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода
| Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии
|
60-е гг. XX в. -конец XX в.
| Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность
| Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.
|
Проблема: проблемное поле психологии чрезмерно расширилось, психология стала динамично контактировать с социологией, экономикой и физиологией. Эта синергетика опять повлекла ее в область теории и абстракций.
Достоинства: практическая психология стала оказывать реальную помощь конкретным людям и социальным группам. Через педагогику психология стала активно обучать и воспитывать подрастающее поколение.
Роль психологии в общественной жизни заметно выросла.
|