Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополистическая конкуренция.



2020-02-03 154 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3

1. Рынок: понятие, функции, структура…………………………….5

1.1 Понятие рынка……………………………………………………………..5

1.2. Основные типы рынков (структура рынка)……………………………..7

1.3. Основные вопросы экономики…………………………………………..10

1.4. Функции рынка…………………………………………………………...12

1.5. Виды рынков……………………………………………………………...13

2. Рыночная инфраструктура…………………………………………..15

2.1. Понятие инфраструктуры рынка………………………………………..15

2.2. Основные функции инфраструктуры рынка……………………………16

2.3. Элементы инфраструктуры рынка……………………………………..18

3. Рыночная экономика: основные черты, преимущества и недостатки………………………………………………………………….....22

3.1 Рыночная экономика как экономическая система...................................22

3.2.Основные черты рыночной экономики……………………………….....23

3.3.Преимущества и недостатки рыночной экономики………………….…26

4. Государственное регулирование рыночной экономики…29

4.1. Регулирование рынка со стороны государства………………………29

4.2.Инструменты государственного регулирования рыночной экономики…………………………………………………………………...30

4.2.1.Административные инструменты………………………..………….31

4.2.2.Экономические инструменты: денежно-кредитные бюджетные….34

Заключение…………………………………………………………………35

Список использованной литературы................................................37

Приложение…………………………………………….…………………..39

Введение

 

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения можно выделить традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику. Легко увидеть, что многие из этих терминов часто употребляются в связи с экономикой России. Некоторые ступени развития, как например, централизованно планируемая является нашим недавним прошлым, а вот о том, как охарактеризовать современный этап развития существуют большие разногласия даже среди специалистов.

 

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей развития рыночной экономики и рынка в целом.

Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

Изучить понятие (как совокупности экономических отношений и связей между покупателями и продавцами), функции, структуру (типы, виды) рынка,

 Дать ответы на основные вопросы экономики (что, как и для кого производить?),

Рассмотреть инфраструктуру рынка (как необходимый компонент социально-экономической системы), функции инфраструктуры рынка,

Изучить рыночную экономику как экономическую систему (базирующуюся на частной собственности), основные черты рыночной экономики (формы частной собственности, экономическая свобода и т. д.), достоинства и недостатки рыночной экономики, инструменты государственного регулирования экономики.

Объектом исследования является рыночная экономика и рынок в целом.

Предмет исследования – особенности рынка и рыночной экономики.

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные, учебные пособия.

 

1. Рынок: понятие, функции, структура

1.1 Понятие рынка

Понятие "рынок" по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разно­му трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

В зарубежной и отечественной литературе даются са­мые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или пред­ставляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения[1].

Рынок – это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников[2].

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного производства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создаётся товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Это особенно важно для Российской Федерации, поскольку у нас ещё формируются рыночные отношения. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику. Нельзя начинать реформы с преобразований в сфере обращения.

Распределение выступает как следствие производства, и от того, как распределяют результаты труда, зависит эффективность хозяйствования.

При оценке роли обмена необходимо принимать во внимание положения, которые раскрывают содержание и принципы функционирования рыночного механизма. Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию выравниваться.

Рынок – это, прежде всего, место встречи продавца и покупателя; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

 

1.2. Основные типы рынков (структура рынка).

Рынок как таковой можно рассматривать более детально в нескольких видах и типах. В приложение № 1 представлена структура рынка. Однако эту характеристику можно расширить. Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

· чистую конкуренцию,

· чистую монополию,

· монополистическую конкуренцию,

· олигополию

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Чистая конкуренция

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

 Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют не значительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.

Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка – не уместное логическое упражнение.

Чистая монополия

    Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

Монополистическая конкуренция.

    Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда несколько продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

 

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода

 

1.3. Основные вопросы экономики

«Что? Как? Для кого?»

Экономика каждой страны — это система, которая охватывает множество разных видов деятельности, и каждое ее звено, компонент может существовать только потому, что получает что-то от других, т. е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими звеньями.

Для того чтобы решить главную проблему экономики — распределение редких ресурсов, каждая экономическая система по-своему отвечает на три следующих вопроса.

Что?

Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени?

При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Для кого?

Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы, среди которых выделяют традиционную, рыночную, командную (или централизованную) и смешанную экономики.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить, определяют рынок, цены, прибыль и убытки хозяйствующих субъектов.

Поскольку установление цен в условиях свободной конкуренции от производителя не зависит, то на вопрос, как производить, он отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем, чтобы продать больше и по низкой цене. На решение этой задачи направлены технология и организация производства, использование технического прогресса, различные методы управления.

Вопрос «для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Командная, или централизованная, экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Все экономические решения принимаются государственными органами, осуществляющими централизованное (директивное) планирование.

Смешанная экономика предполагает сочетание регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие экономические политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

 

1.4. Функции рынка

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

· Регулирующая — рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

· Стимулирующая — по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.

· Информационная — цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

· Посредническая — рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

· Санирующая — рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

· Социальная — рынок дифференцирует доходы участников рынка.

1.5. Виды рынков

В реальной жизни существует несколько видов рынков в зависимости от критериев, положенных в основу их классификации:— по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

· рынок товаров и услуг,

· рынок недвижимости,

· рынок труда,

· рынок ценных бумаг,

· денежный рынок и рынок капитала;

· по географическому положению: местный, национальный, мировой;

·  по отраслям: рынок зерна, хлопка, автомобилей, компьютеров и т. д.

Все перечисленные виды рынков живут не обособленно. Они находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую сложную систему, которая связывает всех субъектов рыночной экономики.[3]

 

2. Рыночная инфраструктура

2.1. Понятие инфраструктуры рынка

Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем[4].

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

Для рассмотрения понятия «инфраструктуры», прежде всего, необходимо определить, что же представляет термин «инфраструктура» сам по себе.

Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).[5]

Или же говоря иначе, инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д.. (приложение № 2)

 Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое .[6] Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д.[7]

Создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

2.2. Основные функции инфраструктуры рынка

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:
а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
б) регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами.
Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.
Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.
Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны, только ей.

 

2.3. Элементы инфраструктуры рынка



2020-02-03 154 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монополистическая конкуренция.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)