Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимосвязь понятий «нравственное воспитание», «цель воспитания», «методы воспитания»



2020-02-03 154 Обсуждений (0)
Взаимосвязь понятий «нравственное воспитание», «цель воспитания», «методы воспитания» 0.00 из 5.00 0 оценок




В XIX веке нравственность подразделялась на нравственность веры и нравственность гражданскую. Гражданская нравственность требует только строгое исполнение законов, тогда как нравственность веры стоит выше и ставит судьею совесть и Бога (10).

Философы В.Ф. Ницше и Вл. Соловьев показали историческое происхождение, сущность, значение и необходимость существования религии в обществе. По их убеждению, религия регулирует взаимоотношения людей с различными социально-историческими характеристиками друг с другом и с миром. Мораль отличает людей от мира животных и дает право на существование, религиозная мораль дает единое понимание правил жизни в обществе и в Космосе. Поэтому, в педагогике Х1Х века утвердилось понимание: человек нравственный – это человек верующий.

В связи с этим, нравственное воспитание понималось как процесс, направленный на формирование у детей таких качеств, норм и правил поведения, нравственных чувств, которые отвечали бы христианским ценностям, провозглашенным религией.

Изучив работы педагогов XIX века, мы можем увидеть, что в основе нравственного воспитания лежали все те же идеи христианства, православные нравственные ценности: человек не должен был совершать злые поступки не из опасения наказания, но по внутренним убеждениям, удовлетворяя свое естественное стремление к личному счастью, соотносить свои действия с потребностями и стремлениями других людей, в нем должно было сочетаться добро по отношению к себе и к другим.

В. Ф. Одоевский писал, что первым долгом образования дитяти должно быть образование в вере, преподавание ему начальных ее истин. Также подлежит развивать в ребенке чистое, простое верование в могущество и святость Бога. (32, с. 63).

По мнению Пирогова Н. И., основой нравственного воспитания остается христианская религия. И он настаивал на необходимости религиозного воспитания с самого раннего детства (22).

Л. Н. Толстой писал. Что именно религиозное понимание жизни должно стать руководящим началом воспитания детей. (5).

Необходимо отметить, что в XIX веке существовало два взгляда на проблему воспитания. Одна точка зрения заключалась в том, что ребенка необходимо воспитывать. Один из сторонников этого направления П. Н. Енгалычев писал, что ребенок по своей натуре невежественен, неправден и только доброе воспитание может противопоставить этому силу навыков и привычек, то есть благотворно сказаться на характере ребенка и сделать его справедливым, терпеливым, просвещенным (17). Противоположной точки зрения придерживались сторонники истинно-свободного развития детей. Толстой Л. Н., Симонович А. С. считали, что человек свободен в выборе путей нравственного усовершенствования, и для того, чтобы жить лучше, не нуждается в принудительном воспитательном воздействии со стороны. (5).  П. Ф. Лесгафт писал, что воспитание состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. (27). Л.Н. Толстой полагал, что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества, поэтому воспитывать ребенка бессмысленно. Так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых.(5).

Взрослые должны только давать материал для развития. Свободное воспитание должно содействовать развитию природных задатков ребенка и помочь ему самостоятельно выработать нравственные убеждения. Внимание к природному миру ребенка, забота о сохранении и полном раскрытии его индивидуальности, максимальная осторожность в педагогических воздействиях требовали, по мнению педагогов, полного отказа не только от традиционных методов и средств воспитания, но и изменения принципиального подхода к проблемам нравственности. Они понимали под нравственностью не стремление человека к выполнению ставшего обычным и традиционным свода нравственных правил, а желание самой личности творчески выработать и определить свои нравственные ценности и путем свободного творческого труда реализовать их в возможно более широких размерах.

Таким образом, целью нравственного воспитания считалось не знакомство, осмысление и принятие уже существовавшего религиозно-нравственного кодекса, а создание детьми свободной творческой нравственности. В результате такого подхода отрицалось существование заранее сформулированного для ребенка со стороны родителей и воспитателей. Науки и общества нравственного идеала, так как никакой, созданный прежде самой личности, нравственный идеал не мог быть для неге истинным и не обладал никакой воспитательной силой. Не внушение добра, абсолютным знанием о котором никто не обладает, а пробуждение самостоятельной нравственной воли, самобытного нравственного творчества являлось первоначальной ступенью формирования ребенком своей нравственности. Нравственный идеал не мог быть создан на подражании, внушении, выработке привычных взглядов, полагали сторонники свободного воспитания.

 В педагогике России проблема нравственного идеала всегда занимала особое место, благодаря тем традициям воспитания, которые складывались на протяжении столетий. Качества личности оценивались, прежде всего,  с нравственной точки зрения, высоко ценилось желание и умение человека подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной.

    Выдающиеся педагоги XIX века К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л.Н. Толстой и другие считали нравственность человека основой его воспитания. Лучшие личностные качества, такие как патриотизм, честность, ответственность за свое дело, гуманизм, трудолюбие с точки зрения русских педагогов -  признаки проявления нравственной зрелости.

Анализ работ К. Д. Ушинского показывает, что главную цель воспитания он видел в духовном развитии человека, ее достижение основывается на культурно-исторических традициях народа, на особенностях его национального характера. Работы К. Д. Ушинского «Родное слово» (1861) (54), «О необходимости сделать русские школы русскими (1867) (55), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870) (56) посвящены рассмотрению этой проблемы. Начало этой серии работ положила статья «О народности в общественном воспитании» (1857) (57), в которой К. Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. Основой воспитания, по мнению К. Д. Ушинского, является воспитание семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

    Применительно к России Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России христианско-православным идеалом совершенства, он полагал, что лучшие черты русской народности рождены православием. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860) (58), он высказал мысль об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской почве. Сближение религиозного и светского образования, по мысли К. Д. Ушинского, является одной из главных задач русской народной школы.

    По мнению самого К. Д. Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная работа К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (52), первый том которой вышел в Петербурге в 1868 г., второй – в 1869 г. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К. Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы ему не удалось; завершены были две части – «Часть физиологическая» и «Часть психологическая», в которых к. Д. Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен.

    Искусство воспитания, утверждал К. Д. Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Все это совершенно необходимо знать учителю, воспитывающему молодое поколение.

    Главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно-нравственной традиции православия. Исходя из принципа народности, К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке. Таким образом, Ушинский считал, что целью нравственного воспитания детей должно быть формирование личности, воспитание гражданина. Воспитательные средства и методы должны быть адекватны поставленной цели (53).

    Вопросы воспитания личности ребенка рассматривал русский педагог, общественный деятель Л. Н. Толстой. Анализ его работ показал, что в статье «О воспитании» (46) (Ответ на письмо В. Ф. Булгакова)» (1909), он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Однако самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко всему большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Поэтому первое – и главное знание, которое, прежде всего, нужно дать детям, - возможность осознать самих себя: как мне жить и что считать всегда, при всех условиях хорошим и дурным. Многое в успешном движении человека по пути самоулучшения личности зависит, по мнению Л. Н. Толстого, от того примера, который подает учитель.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой поставил проблему формирования человека-гражданина, определив цель воспитания и методы воспитательного воздействия.

Анализ работ известного русского педагога и врача Н. И. Пирогова показал, что, говоря о цели воспитания, Н. И. Пирогов указывал на необходимость воспитать в ребенке совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей гражданина России (22).Гражданственность трактовалась как одна из сторон воспитания патриотизма.

    В своих письмах к А. А. Бистром Пирогов высказывал отдельные мысли, иногда, правда, в форме намеков, о роли воспитания, о характере и задачах его. Он писал, что воспитание должно иметь своей главной целью подготовку из каждого дитяти человека, способного жить, прежде всего и более всего, для других, способного видеть свое счастье в других. Говоря о цели воспитания, Н. И Пирогов указывал что необходимо воспитывать в ребенке совестливого, честного, искреннего, самоотверженного и вместе с тем чуткого к нуждам других людей гражданина России (22).

В статье «Вопросы жизни» (33) Пирогов обозначал религиозный подход к решению вопросов воспитания и образования. Пирогов рассматривал наиболее существенные вопросы школьного обучения и воспитания и давал им в основном передовое, прогрессивное для того времени решение. Н. И. Пирогов выделял два рода образования: общечеловеческое и специальное (реальное).

 Пирогов в своих работах со всей откровенностью, полнотой и ясностью формулирует свои взгляды на роль и значение, на современное состояние воспитания, на его задачи и характер. Через «Вопросы жизни» и через все другие статьи проходит мысль о том, что воспитанию принадлежит очень ответственная роль в жизни общества в целом и каждой личности в отдельности, что от воспитания в очень большой степени зависит будущее человека. Вот почему требуется очень внимательное отношение к воспитанию, к его направлению и ко всем другим сторонам, от которых в той или иной степени зависит успех воспитательного дела; требуется приложить все усилия к тому, чтобы устранить и предупредить все то, что ставит воспитание на ложный путь. Обращаясь к современному состоянию воспитания, Пирогов с горечью отмечал, что вопросы воспитания не стали пока вопросами жизни, что современное общество не уделяет им должного внимания, не заботиться об обеспечении в воспитании надлежащего, правильного направления (36, с. 350).

    В статье «Быть и казаться» (35) Пирогов продолжал оценивать необходимость воспитания человека, внутренне собранного, честного и правдивого, свободного от внешне показного, поддельного, в связи с чем он и настаивал на том, чтобы из системы воспитания были исключены те средства, которые могли отрицательно влиять на молодую, не окрепшую душу ребенка, воспитывать в нем ложь и лицемерие, приучать казаться не тем, что он есть на самом деле. Нельзя не признать принципиально правильным выступление Пирогова против всего неискреннего, показного, поддельного и в защиту таких черт личности, как способность быть всегда искренне правдивым(20).

Таким образом, Н.И. Пирогов значимым фактором в процессе формирования личности усматривает фактор среды, т.е. воспитания, а, следовательно, подчеркивает значимость правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.

    В конце XIX - начале XX веков исторические события наложили серьезный отпечаток и внесли свои коррективы в педагогику России, но положение духовно-нравственного воспитания как ведущего направления осталось неизменным. Педагогика России Х1Х века признавала главенство нравственного начала в человеке и учитывала традиционное преимущество в русском национальном сознании нравственного закона, когда при отсутствии моральных норм, утрачивают ценность и нормы юридические, когда поступки оцениваются не по закону, а по совести, по-Божески. Именно поэтому нравственное воспитание является важнейшим моментом в теории и практике русской педагогики, а его изучение помогает понять педагогику России в целом.

В XIX веке, в связи с развитием общественно-экономических отношений в русской педагогике была определена цель воспитания – воспитание гражданина, воспитание гражданских качеств. Педагогами России новое содержание получило понятие патриотизма как основы гражданственности: служение отечеству в самом широком смысле, выполнение своих обязанностей перед обществом и государством, ответственность за исполнение порученного. Государственная служба стала рассматриваться как долг перед отечеством. Сделаться гражданином значило принять на себя обязанности по отношению к обществу и государству. Такое понимание гражданственности было связано с новыми отношениями внутри страны и новыми ощущениями свободы.

Содержание нравственного воспитания достаточно широко, поэтому педагоги условно выделили отдельные задачи воспитания нравственности, такие как формирование представлений об окружающей жизни и о нормах морали; формирование навыков поведения, формирование отношений, мотивов, взаимоотношений. Исходя из задач определяются методы воспитательного воздействия.

    Среди тех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

«Мы не говорим педагогам, - писал К. Д. Ушинский, - поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не подходят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?» (52,с.55.)

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт, писали педагоги. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Еще Макаренко говорил, что методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. Думаем, следует сказать о том, что в методах воспитания воплощаются закономерности и принципы воспитательного процесса. И конечно же, можно с уверенностью сказать о взаимообусловленности различных методов воспитания.

    Таким образом, анализ педагогических взглядов русских общественных деятелей и педагогов: К. Д.Ушинского, Н. И.Пирогова, Л. Н. Толстого показал, что они стояли у истоков формирования основы научной педагогики. Положения о цели и значении воспитания для формирования личности, сформированные в XIX веке, явились основой для разработки проблем современной русской педагогики, в частности, вопросов методов и средств воспитания человека-гражданина.

 

Глава II Разработка проблемы методов воспитания русскими педагогами

 

2.1. Методы педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника (приучение, разъяснение, внушение, убеждение примером, рассказ, беседа)

    Цель воспитания определяет выбор  методов воспитания. Важной составляющей нравственного воспитания является формирование у детей представлений, знаний о нормах морали, принятых в обществе. В педагогике существуют специальные методы воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника - приучение, разъяснение, внушение, убеждение примером, рассказ, беседа.

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю детей направлены на формирование у детей нравственно-социальных взглядов и убеждений. Педагогика основывается на том, что процесс формирования личности ребенка опирается прежде всего и главным образом на опыт, приобретаемый в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Было бы, видимо, неправильно устанавливать некую очередность: сначала накапливается опыт, а затем формируются соответствующие понятия, или наоборот. Как правило, процесс осуществляется синхронно, во взаимных переходах от понятия к опыту и от опыта к его осмыслению. Сказанное определяет необходимость специальных методов, которые обеспечивают целенаправленное и систематическое формирование у дошкольников нравственного сознания, которые позволяют регулировать закрепление соответствующих мотивов и форм поведения. Это достигается при помощи методов убеждения. В дошкольном детстве широко используются такие важные и ценные в воспитательном отношении формы и методы убеждения детей, как разъяснение и внушение, рассказ и беседа, чтение, убеждение примером.

    Как считали русские педагоги XIX века, нравственность – это не природное качество, следовательно, полагаться только на собственные стремления детей нельзя - действия детей необходимо вызывать требованиями взрослых. У ребенка наряду со стремлением к деятельности выступает любовь к близким – взрослым. Он стремиться сделать то, что и они. К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова считали, что ребенок в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример взрослых, уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность чаще носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребенок часто копирует образ поведения уважаемого и симпатичного ему человека. Подражание у старших дошкольников носит избирательный характер: их привлекают определенные черты характера другого человека.

Педагоги прошлого считали, что склонность детей к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров. Поэтому перед воспитателем стоит задача – направлять подражательность ребенка на положительный пример.

К.Д. Ушинский писал, что в воспитании нельзя ограничиться тем, что ребенок подражает и копирует. По мысли К. Д. Ушинского, надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это станет возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность и самостоятельность.

    Значимыми методами формирования морального сознания многие педагоги называли этические беседы (28).

Это беседы на моральные темы. Функция ее – моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение этическая беседа имеет для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями современной морали. Источниками для этических бесед с детьми, по мнению отечественных педагогов Одоевского, К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, являются факты, явления, события в жизни детей, могут быть их поступки, взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, спектаклей.

К этическим беседам русские педагоги предъявляли определенные требования: тесная связь с жизнью детей и с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям детей, закрепление моральных понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

Живое, задушевное слово воспитателя, его страстность и увлеченность, считали русские педагоги, это действенный фактор нравственного формирования личности ребенка. Метод рекомендовали нацеливать на то, что на какую бы тему воспитатель ни начал разговор с учащимися, он прежде всего должен быть уверен в том, что предстоящий рассказ жизненно актуален для группы, вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию.

Этот метод воспитания широко используется для расширения круга представлений и понятий дошкольников в области общественной жизни, науки и техники, этики и эстетики. Часто одинаковые по нравственному содержанию поступки людей представляются детям различными, так как совершены были в непохожих ситуациях. И наоборот, поступки, противоположные по их нравственному значению, в сходной ситуации кажутся им одинаковыми. Иногда сам ребенок поступает неправильно, так как не отдает себе отчета в своих намерениях или не знает, как их правильно оценить. Поэтому назначение этических бесед – в доступной форме разъяснить детям принципы и нормы морали, осмыслить и обобщить их нравственный опыт.

Формированию нравственных черт характера, по мнению педагогов, способствовали беседы по нравственным вопросам. В. Ф. Одоевский подчеркивал, что живое слово, сказанное кстати, может произвести могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, не только нравственное, но и на умственное, эстетическое, религиозное. (32).

Воспитатель, как считали русские педагоги, обязан был объяснить детям сложные жизненные ситуации, помочь им оценить собственные поступки и действия их товарищей, помогать при их колебаниях в выборе способа действия, возможно осуждать, приводить к раскаянию, мукам стыда и упрекам совести. Понятие красивого и некрасивого в нравственном отношении поступка, по мнению русских педагогов, было очень плодотворно для нравственного воспитания детей.

Л. Н. Толстой собрал нравственные истины и изложил их в доступном детям языке в своей работе «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (26). Он предлагал каждый день зачитывать детям по одной мысли и беседовать потом с ними, разъясняя непонятное и отвечая на детские вопросы. Это беседы о Боге, жизни по воле Бога, любви, смирении, самоотречении, противостоянии внутренним и внешним соблазнам, совершенствовании, разуме, мысли, словах и поступках и о многом другом. Такие беседы способны помочь детям достигнуть законы нравственности без скуки и принуждения, не превращаясь в задачу или урок.

В.И. Водовозов предлагал использовать произведения отечественной литературы и в процессе чтения раскрывать детям все стороны многогранных произведений (7). В.И. Водовозов отводил значимую роль в воспитании нравственных чувств отечественной литературе и истории, говорил о необходимости ярко и полно раскрывать идейные стороны произведений и событий.(7). Излагая русскую историю, считал он,  необходимо подчеркивать лучшие нравственные черты героев: доброту, смирение перед Богом, справедливость, честность, самоотверженность, готовность сражаться и умереть за свое отечество. Осуждению должны подвергаться трусость, жадность, развратность, ненависть, предательство. Особо отмечались заслуги перед отечеством, деятельность, направленная на благо государства в военное и мирное время. Литературе отводилась задача пробуждения в ребенке всего самого лучшего в нравственном отношении, что хранит его душа, борьбы во имя добра и истины с помощью литературных образов и сюжетов за его духовно-нравственное совершенствование, за улучшение действительности через улучшение каждой человеческой личности, внесение в действительность светлых начал на основе любви к человечеству.

К. Д. Ушинский уделял внимание устному народному творчеству, в частности сказке, которая описывает нравственные качества своих героев и вместе с тем наставляет и детей, слушающих эти шедевры народного творчества. (14, с. 70). Многие русские педагоги также говорили о том, что эстетическое воспитание (музыка, пение, поэзия, рисование) в целом может служить хорошей основой для всего нравственного воспитания.

Педагоги отмечали, что воспитание нравственности начинается еще с младенчества, когда ребенок слышит вокруг себя родную речь. Народные песни, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут сказочные герои. Дошедшие еще с древних времен сказки продолжают воспитывать в детях те качества, которые были ценными во все времена, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Сказки передают из поколения в поколение нравственные ценности народа, их создавшего. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки воспринимаются ребенком легко и естественно. В них отражается юмор, глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Героический эпос – сказания и былины также имеют важное значение.

Воспитателю русские педагоги рекомендовали  обращать внимание детей на нравственные качества главного героя, на его патриотизм, на беззаветную любовь к своей земле, самоотверженность, готовность умереть за отечество. Именно устное народное творчество считали отечественные педагоги средством (методом)  формирования начал любви к своему народу, к своей стране.

В.Г.Белинский подчеркивал важность проведения бесед с детьми, рассказывания и чтения сказок, детских книжек о родном крае, о России, о жизни русского народа. (4).

Таким образом, методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю детей направлены на формирование у детей нравственно-социальных взглядов и убеждений. Значимыми методами формирования морального сознания многие педагоги называли этические беседы, рассказывание и чтение сказок, детских книжек о родном крае, о России, о жизни русского народа. Отечественные педагоги считали, что в основе воспитания нравственности - принцип народности, русские традиции.

 

2. 2. Методы формирования общественного поведения (формирование характера посредством привычки, упражнения, упражнения в деятельности, навыка, режима, поручения)

К. Д. Ушинский считал, что задача воспитания – формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных в жизни убеждений и привычек. Привычка, по мнению Ушинского, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Воспитание, строящее свое здание на привычках, строит его прочно. Привычка – вторая природа, но природа, послушная искусству воспитания.

Анализируя взгляд Ушинского о характере, отмечаем следующее. Он считал, что характер каждого человека состоит из двух элементов: природного и духовного, что эти два взаимные воздействия прирожденных наклонностей и приобретаемых в жизни убеждений и привычек возникает характер. Само убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело, считал Ушинский. (51). Нам были интересны наблюдения автора по поводу влияния телесной стороны на духовную и наоборот. Что не только умственное развитие отражается в наружности человека, - нравственная сторона его души также ищет высказаться в теле. Ушинский говорил о том, что жизнь ребенка в семье, где раскрывающаяся душа его получает первые и самые сильные впечатления, только развивает далее врожденные задатки характера. Но со временем «…сознание проясняется, воля показывается, религия и воспитание приходят на помощь, и новая борьба разумной жизни с темной бездной природы начинается; она происходит на том же поле, только освеженном долгой зимой; приходит новая весна, и сеются вновь семена добра и истины» (51, с. 155). Ушинский говорил, что надо воспитывать сильный характер. Что человеку нужен помощник, который облегчал бы для нас победу над нашими дурными наклонностями и, в то же время, награждал бы нас за эту победу.

Ушинский считал основанием воспитательной силы, рычагом воспитательной деятельности – привычку. Важную роль при этом играет навык, приобретаемый детьми от упражнения и укореняющийся в его нервной системе в форме рефлективных, бессознательных или полубессознательных движений.

Ушинский давал конкретные рекомендации по формированию привычек:

· повторение, особенно вначале, должно быть по возможности чаще;

· для укоренения привычки требуется время;

· нельзя укоренять много привычек одновременно;

· востребованность привычек и осознанное отношение к привычкам у детей: «привычки и навыки, укореняемые в воспитанниках, должны быть не только полезны для них, но и необходимы, так что воспитанник, приобретая какую-нибудь привычку или навык, мог потом пользоваться ими, а не принужден был бросать их, как ненужное»;

· четкость и доступность правил поведения: «если мы хотим вкоренить какую-нибудь привычку или какие-нибудь новые навыки в воспитаннике, то, следовательно, хотим предписать ему какой-нибудь образ действий. Мы должны зрело обдумать этот образ действий и выразить его в простом, ясном, по возможности коротком правиле и потом требовать неуклонного исполнения этого правила»;

 Правил этих одновременно должно быть как можно меньше, чтобы воспитанник мог легко исполнять их, а воспитатель легко следить за их исполнением. Не следует устанавливать такого правила, за исполнением которого следить нельзя, потому что нарушение одного правила ведет к нарушению других.

Таким образом, заключает К.Д. Ушинский: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных» (49).

Ушинский отмечал, что часто приходится воспитателю не только укоренять привычки, но и искоренять уже приобретенные. Это последнее труднее первого: требует больше обдуманности и терпения. Привычка искореняется либо от прекращения тех действий, к которым вела привычка, или другой, противоположной привычкой. При искоренении привычки следует вникнуть, отчего привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий. При множестве глубоко укоренившихся дурных привычек полезно бывает иногда переменить для дитяти совершено обстановку жизни: перенести его в другую местность и окружить другими людьми. Многие привычки действуют заразительно, и потому нужно быть внимательнее к детям.

Конечно, лучше, по мнению русского педагога, чтобы воспитанник, сознав разумность правила, собственным своим сознанием и волей помог воспитателю, но многие привычки должны быть укореняемы или искореняемы в детях такого возраста, когда объяснить им пользу или вред привычки еще невозможно. «В этом возрасте дитя должно руководствоваться безусловным повиновением к воспитателю и, из этого повиновения исполняя какое-нибудь правило, приобретать или искоренять привычку».

    Ушинский, говоря о доброй привычке, называет ее нравственным капиталом, «положенным человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, и процентом с него пользуется человек всю свою жизнь» (49,Т1, с 228). Ушинский говорил, что наше сознание и воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки. Впрочем, читаем мы у Ушинского, бывают и такие явления в жизни людей, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление – одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знамением (автор приводит пример из Евангелие: быстрое изменение души человеческой в одном из разбойников, распятых со спасителем).

    Привычку на обыкновенном русском языке называют усиление той или другой способности, происходящие от упражнения. Чем старее привычка, тем она крепче, т. к. укореняется именно повторением. Ушинский не сомневался в том факте, и с этим мы тоже должны согласиться, что привычки, твердо установившиеся, могут быть переданы в той же мере, как и всякая нормальная наклонность. Но мы должны отличать привычку от инстинкта по своему происхождению: первая приобретается, вторая дается нам от природы.

Анализ работ К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. Н. Водовозовой, А. С. Симонович и показал, что наиболее часто используемый метод педагогического воздействия на ребенка является упражнение.

Воспитание есть не что иное, считали русские педагоги, как упражнение в правильном поступке. Упражнение в широком смысле – это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей, приучение их к выполнению принятых в обществе норм и правил поведения. (3).

    Упражнение включает в себя многократное повторение определенных действий и поступков. По отношению к дошкольному и младшему школьнику можно говорить о приучении детей к определенному поведению. Упражнение и приучение не следует понимать только как механическое повторение одних и тех же действий, хотя без него нельзя выработать привычку. Упражнение и приучение для ребенка – сознательный, творческий процесс. В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности, расширяется и обогащается нравственный опыт воспитанника.

Основное назначение упражнения как метода воспитания – практический опыт коллективных отношений, необходимый для формирования положительных качеств личности, как устойчивой основы общественного поведения.

    Вслед за Ушинским Водовозова исходила из принципа действенности в нравственном воспитании: «воспитывать детей в нравственном духе можно только упражняя их в нравственной деятельности».  Водовозова объясняла, что значит деятельная жизнь ребенка, т.е. содержательная, он должен быть всегда чем-то занят, тогда не будет дурных наклонностей (шалости, леность, раздражительность…). Ребенку свойственно стремление к активности, к занятию и какой-либо работе и надо это удовлетворять.

Развитие принципа действенности нравственног



2020-02-03 154 Обсуждений (0)
Взаимосвязь понятий «нравственное воспитание», «цель воспитания», «методы воспитания» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимосвязь понятий «нравственное воспитание», «цель воспитания», «методы воспитания»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)