Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские методы, применяемые в частных науках



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Философские методы, применяемые в частных науках 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция первая: Предмет философии. Философия в пространстве культуры. Истоки философии.

 

Варианты определения философии

• Любовь к мудрости; духовный опыт;

• Гуманитарная дисциплина, изучающая начала, законы, принципы, смыслы бытия человека, природы, общества;

• Наука, изучающая универсальные законы природы и общества;

• Особый вид духовной деятельности человека, основа различных видов мировоззрения, одна из форм рационального знания;

• Высший уровень мировоззрения, или теоретически оформленное, системно-рациональное знание;

• Творческий прорыв к смыслу бытия (Н. Бердяев);

• Последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно (М. Хайдеггер);

• Воздушный замок, живущий лишь до следующего философа (И. Кант).

Все точное знание ведет к науке, все догмы, поскольку они превышают точное знание, ведут к теологии. Но между наукой и теологией имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон, эта Ничья Земля и есть философия (Б. Рассел).

Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек (Г. Гегель).

Цель и основные вопросы философии

• Что я могу знать?  Что я должен делать? На что я смею надеяться?

•  Что такое человек?

•  Что есть что?  Что есть мир?  Что есть Бог?

•  Что есть любовь?  Что есть красота?

Философия всегда указывает путь, она говорит, что делать, ради чего жить, раскрывает смысл бытия. Поэтому философия – это всегда повествование, рассказ о том, что есть и должно быть.

Цель философии – обнаружение смысла бытия через объяснение окружающего мира. Философия – рациональное умозрение, стратегия человеческой жизни.

 

Основные разделы философии. Философия и другие дисциплины.

Онтология – учение о __________

Естественные науки: физика, астрономия, химия, математика

Гносеология – учение о _____________

Гуманитарные науки: психология, педагогика, культурология, история, филология

Социальная философия

Социология, политология, экономика

Этика

Педагогика, психология, культурология, политология

 

Философия как вид мировоззрения

• Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с точки зрения взаимодействия человека, природы и общества

• Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей

• Мироощущение - __________________________________________

• Мировосприятие - __________________________________________

 

Философия в пространстве культуры

Миф   Религия Искусство
Идеология Философия Житейский здравый смысл (обыденное сознание)
Наука  

 

Исторические типы мировоззрения: миф

 - чувственное мировосприятие; до- и внетеоретическое обобщение мира; знание и переживание сплавлены между собой

             - приверженность _____________________

             - символизм и аллегоричность

             - начало формирования рациональных (абстрактных) понятий – с возникновением фиксации мифов на письме

             - мышление не _________________, а чувственно-образное, м.б. выражено в художественной форме

              - основа мудрости – _________________________________

              - разум не выделяется в качестве особого объекта

              - этика определяет космический порядок, окружающая реальность полностью связана с __________________________________

              - в мифе есть своя логика, он не иррационален. Эта логика – логика чудесного

Философия против мифа

Критика софистов требовала рефлексии, т.е. традиционное (непосредственное, чувственное) знание подверглось ______________. Теперь всякое непосредственное наблюдение подвергалось проверке разумом. Этот радикальный рационализм софистики роднит ее с новоевропейским Просвещением.

Религия как тип мировоззрения

• Опора на веру в сверхъестественное

• Нуждается в авторитете и признает некоторые принципы на веру, не требуя доказательств. Вера возводится в принцип

• Раздваивает мир на «земной» и «небесный», чувственный и сверхчувственный

• Система догматов

• Разум занимает подчиненное положение, преобладает чувственное мировосприятие

• Религия уже знает, философия все еще сомневается

 

Внимание! Вопрос! Чем миф отличается от религии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Философия и искусство

Искусство Философия

Мир опыта – освоение реальности

• Каждый мир опыта – это одновременно и тип реальности, который складывается из:

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Повседневность как мир опыта

• Что такое «повседневность»?

___________________________________

____________________________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

 

Враги повседневности:

Романтизм
Идеология революционного преобразования общества
Исключительные события (внешние и внутренние)
Трансцендентное (трансперсональный опыт)    

Границы повседневности: ______________________________________

 

Идеология как тип мировоззрения

• Отражение общественного бытия сквозь призму социальных, классовых или партийных интересов;

• В содержание идеологии всегда входит система политических идей и программа практических действий;

• Главный принцип идеологии – партийность, т.е. ________________ социальной позиции субъекта

Философия и наука

Философия Наука
Кто я в этом мире? Предмет философии меняется, т.к. она _________________________________ Предмет Ф. – анализ основных проблем: «что есть мир и какова его сущность?»; «непрерывны или дискретны пространство и время?»; «обратимо или необратимо время?»; «в чем загадка человеческой души?»; «какова природа добра и зла?»; «что есть истина и каковы ее критерии?»; «чем человек отличается от животного и машины?» Философ занимается _______________ Ф. не претендует на общезначимоть своих выводов, здесь каждый может чувствовать себя _____________ Философские школы нельзя отождествлять с коллективами, скорее это ___________ философов, близких по духу Ф. вырабатывает ___________ понятия – категории (время, пространство, движение, материя, сознание и т.д.) Философы применяют метод _____________ – т.е. объект исследования изучается через особенности личности философа Нельзя сказать, что Сократ лучше или хуже Хайдеггера, - ________________________обеспечивает возможность их диалога и равную значимость Каковы законы объективного мира? Четко установлен ___________. Например, генетика – наука об изменчивости и наследственности Ученый занимается объективным, точным знанием Ученый ориентируется не только на свои результаты, но и на признание этих результатов другими учеными (научным сообществом) Сложная система обучения в науке Наука движется не только благодаря усилиям первооткрывателей, но и коллективов ученых Для науки главное – сформулировать ____________, истинность которой можно подтвердить экспериментально Наука вырабатывает общие и частные понятия Наука идет по пути прогресса, открывает новые физические законы, новые формы жизни Для науки характерна объективность, сводящая к минимуму личностное начало

Функции философии

• Мировоззренческая (основная)

• Аксиологическая (_________________________)

• Гносеологическая (___________________________)

• Методологическая

• Интегративная (____________________________)

• Критическая (______________________________)

• Идеологическая (_______________________________________________________________________________________)

• Практическая (__________________________________________)

 

Философские методы, применяемые в частных науках

Методы эмпирического познания:

• Эксперимент - изменение/воспроизведение O в специально созданных условиях

• Сравнение - выявление сходства/различия О

• Описание - фиксирование результатов опытов

Методы теоретического познания:

• Разложение целого на составляющие части  - _____________

• Отображение содержания в знаково-символическом виде - ____________________________

• Выведение общего умозаключения из частного - _____________

• Принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе - _________________

• Обобщение, сведение частей в единое целое - ______________

• Выведение частного умозаключения из общего - _________________

• Выведение заключений об одних свойствах O на основе соответствия их других свойств - ____________________

 

Что такое «рефлексия»?

• Основной прием философствования, размышление о предмете (объекте или субъекте), захватывающее философа целиком

 



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Философские методы, применяемые в частных науках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские методы, применяемые в частных науках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)