Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инфляция предложения (издержек)



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Инфляция предложения (издержек) 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономика второй половины XX в. характеризуется не только инфляцией спроса. Для современной экономики инфляция спроса есть своего рода рыночная классика. Сейчас ни одна страна достаточно долго не имеет ни полной занятости, ни свободного рынка, ни стабильных цен. Цены растут постоянно, далее в период спада (при недогрузке мощностей на 30%).

Когда цены растут в результате роста издержек производства в условиях недоиспользования производственных мощностей, то мы имеем дело с инфляцией предложения (издержек).

Повышение (рис.2) цены предложения (издержек производства) смещает кривую предложения AS1 вверх и влево в положение AS2, в итоге спрос и предложение балансируются в точке большей цены и меньшего Q (ВНП). Чтобы восстановить бывший Q, правительство должно стимулировать спрос, потом может повториться весь процесс. Если правительство не пытается влиять на спрос при инфляции предложения, то возможен спад, если лее оно пытается поддержать полную занятость стимулированием спроса, то вероятно появление инфляционной спирали.

В развитой рыночной экономике спад может ликвидировать первоначальный рост издержек производства (конкуренция и банкротство предприятий с низким уровнем рентабельности и высокими издержками).

Рис.2. Графическое изображение инфляции предложения

Для современной экономики характерен монополизм, который может быть источником роста издержек. Он проявляется в трех формах. Его источники — действия государства, профсоюзов и самих предприятий (фирмы).

Каким образом государство способствует росту цен? Прямо и косвенно. Например, за выполнение госзаказа устанавливаются монопольно-высокие цены. Исполнители заказа уже не стремятся сокращать издержки, покупают дорогое сырье и полуфабрикаты. Здесь мы наблюдаем эффект мультипликатора: рост цен идет по нарастающей. В административно-командной экономике монополия государства сливается с монополией промышленности, и затратный механизм ценообразования, гласно и негласно одобряемый го­сударством, подталкивает рост издержек производства.

Государство может способствовать инфляции через свой финансово-кредитный механизм. Так, повысив ставку процента, государство в лице Центрального банка провоцирует удорожание кредита. Предприятия не откажутся от кредита, но чтобы выплачивать возросший процент, поднимут товарные цены и будут по­крывать кредит за счет потребителя. Высокий уровень налоговых ставок срабатывает в том же направлении. Особенно это касается косвенных налогов (НДС, акцизы). В Царской России 60% всей налоговой массы приносили косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный акцизы) в сумме 401 млн. руб. Косвенные налоги плюсуются к цене, т.е. являются инфляционным фактором. В январе 2002 г. в России введение 10% НДС на лекарства увеличило их цены на 25—30%; отмена НДС на печатную продукцию повысила ее цену на 30—37%.

Следующий вид монополии, провоцирующий рост издержек производства, — это профсоюзы. Они влияют на рост издержек производства через заработную плату, которая составляет существенную долю издержек. Поэтому требования профсоюзов о повышении оплаты труда нередко объявляют чуть ли не главным источником и инфляции спроса и инфляции предложения. Речь идет о требованиях повысить заработную плату выше, чем позволяют экономические условия. Пределы роста заработной платы в долгосрочной перспективе определяются повышением производительности труда. Когда прибыли низкие, границы роста заработной платы узкие. Может возникнуть «инфляционная спираль»: повышение заработной платы увеличивает издержки — растет цена товаров — в силу дороговизны товаров, профсоюзы требуют нового повышения окладов — в ответ предприниматели опять повышают цены и т.д. Цены растут «снежным комом». И идут споры: предприниматели обвиняют профсоюзы и требуют применить к ним антимонопольное законодательство, профсоюзы и политические партии — предпринимателей.

Правда, те же профсоюзы порой косвенно сдерживают инфляцию предложения, поскольку пересмотр трудовых соглашений может осуществляться лишь через определенные периоды времени (1 год, 3 года и т.д.).

Третий источник инфляции предложения — монополия предприятий (фирм) на установление цен. Марксистская литература рассматривала монополию предприятий как главную причину инфляции.

Классический пример — энергокризис 70-х годов XX в. Страны Ближнего Востока повысили цены на нефть, однако сырьевые монополии, несмотря на огромные запасы нефти в ПИТА и т.д., взвинтили цены. Подобный рост цен через мультипликатор привел к подорожанию других, прежде всего технологически зависимых от нефти продуктов и товаров. В итоге, темп инфляции за 1972—1974 гг. подскочил с 3 до 12%, т.е. в 4 раза. Аналогичный рост издержек был порожден и в 1978—1980 гг. при росте цен на нефть.

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ:

В условиях постсоветской экономики инфляция предложения (издержек) имеет свою специфику:

1. Издержки производства предприятий по инерции стимулируются затратным подходом к ценообразованию.

2. Единство государственной монополии и монополии предприятий при слабости всех уровней профсоюзной монополии в системе ценообразования обеспечивает сравнительно невысокий удельный вес заработной платы.

3. Прежняя стоимостная плановая отчетность породила практику перманентного ценового роста. С помощью механизма надбавок в ответ на повышение оптовых цен растут розничные цены. Это усиливает дисбаланс спроса и предложения, упирающегося в низкие доходы населения.

4. Изначально слабые советские, а теперь российские профсоюзы, не ведут реальной борьбы за повышение жизненного уровня трудящихся, практика длительных коллективных договоров не развита. Все слои трудящихся одновременно и беспорядочно требуют резкого повышения оплаты (особенно социально активные шахтеры и металлурги). Иные, погружаясь в нищету, ищут дополнительных заработков, лишь официально числясь на работе. Производственные мощности оказываются не загружены, а рабочим нужно платить. В условиях рыночной экономики часть таких рабочих уже получила бы (в соответствии с коллективным договором) пособие по временной безработице за счет фонда по безработице. Когда продукция не выпущена, а фирма платит рабочим — даже мало, — это рост издержек, плата за труд, который не применяется, и цена продукции растет. Но главное в том, что и по таким ценам товаров не производится больше.

5. Затратный механизм ценообразования позволяет российским предприятиям получить прибыль даже при спаде производства. А отсутствие механизма конкуренции дает возможность существовать и убыточным предприятиям при росте издержек производства. Существенно усугубляют ситуацию цены на энергоресурсы. Удельный вес платы за электроэнергию в себестоимости продукции достигает 48—50%3. Высокие цены на нефть и газ на сложной по природным условиям территории также увеличивают издержки производства, делают невыгодными рост производства промышленной продукции.

6. Налоги и расходы в государственном секторе вызывают такие изменения на рынке, что определенная часть населения становится нечувствительной к ценам. Речь идет об издержках на представительство, которые разрешается вычитать из суммы, подлежащей налогообложению. Становится более выгодным (особенно если налоги высоки) наделять своих работников значительными представительскими возможностями при сравнительно невысокой заработной плате. Это касается не только работников частных фирм, но и чиновников государственных учреждений. Рыночный механизм ими игнорируется, работники, наделенные представительскими возможностями, безразличны к росту цен. Использование служебного транспорта оставляет таких чиновников равнодушными к росту цен на общественный транспорт при его качественном ухудшении. Рост цен на железнодорожные и авиабилеты их не волнует — расходы оплачиваются не из своего кармана. Дороговизна ресторанов и путевок в дома отдыха не отпугивает, так как покрывается предприятиями и налогоплательщиками. Таким образом, культивируются очаги инфляции, образуется рынок, где потребительские товары и услуги оплачиваются не потребителем, а налогоплательщиками и работодателями. В таких условиях нет заинтересованности в ограничении роста цен. Шведский экономист К.Эклунд назвал подобное явление представительской экономикой, которая в значительной степени присуща России, где непомерно раздуты представительские расходы. Представительская экономика не чувствительна к ценовой конкуренции и стимулирует инфляцию предложения (издержек).

В силу названных факторов в России рыночные методы работают неэффективно. Нет подлинной конкурентной борьбы, в том числе между государством, предприятиями и профсоюзами. Сочетание технологической отсталости и монополизма создает на фоне попыток привязки к мировым ценам особую ситуацию, осложняющую вхождение в систему международного разделения труда из-за высоких издержек, низкого качества продукции и воспроизводящейся инфляции.



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Инфляция предложения (издержек) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инфляция предложения (издержек)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)