Понятие организации и управления предприятием
Организация производства – наука, изучающая действие и проявление объективных экономических законов в производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Организация производства– рациональное соединение в пространстве и времени личных и вещественных элементов производства в целях [ , с 46]. В настоящее время в нашей экономической литературе более других устоялось понимание организации производства как «способов выбора, разделения и кооперации элементов производства для достижения поставленных целей при минимальных затратах ресурсов». Менеджмент предприятия предусматривает управление его разносторонней деятельностью, которая имеет объединяющую часть – производство. Другие направления деятельности предприятия предназначены обеспечивать нормальную работу по производству продукции или оказанию услуг. В производственной системе осуществляются производственные процессы. Их основой и определяющей частью являются технологические процессы, при осуществлении которых рабочий с помощью орудий труда воздействует на предметы труда и превращает их в продукт труда - готовую продукцию. Элементами производственной системы являются люди и материальные объекты – труд, орудия труда, предметы труда, проекты труда, а также технология, организация производства [ , с 48]. Производственная система определяется поведением, эволюцией и набором структур. Структура производственной системы – это совокупность элементов и их устойчивых связей, обеспечивающих целостность системы и тождественность ее самой себе, то есть сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Структура производственной системы определяется составом и взаимосвязями ее элементов и подсистем, а также связями с внешней средой. Различают пространственную (расположение элементов системы в пространстве) и временную (последовательность изменения состояния элементов и системы в целом во времени) структуры производственных систем. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Производственная система на первичном уровне может рассматриваться как группа механизмов (оборудование, аппараты и т. п.), обслуживаемых работником (оператор, машинист и т. п.). Каждый механизм и обслуживающий его работник представляют собой систему «человек-машина», состоящую из двух взаимодействующих и взаимосвязанных элементов. Производственные системы – особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги [, с 48]. Целостность производственной структуры является одним из основных свойств. Все элементы производственной системы функционируют с единой общей целью - разработкой, проектированием, изготовлением необходимой продукции. Производственная система имеет вход, выход и обратную связь. Таким образом, обобщая вышеизложенное, подорганизацией производства можно понимать совокупность правил, процессов и действий, обеспечивающих форму и порядок соединения труда и вещественных элементов производства в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли. В основном производстве предприятия осуществляется преобразование предметов труда в продукцию. В каждом из взаимосвязанных цехов основного производства рабочие и служащие, объединенные в соответствующие коллективы, участвуют в производственном процессе и реализуют поставленные перед ними цели по изготовлению продукции. Здесь непосредственно сочетаются производственный и информационный процессы. Если первый из них представляет собой производственный труд, то результатом информационного процесса является выработка решений, обеспечивающих четкую организацию, согласованность в работе между цехами, производственными участками, бригадами и непосредственно рабочими, нормативную регламентацию их действий для выполнения заданной производственной программы. Эти решения, являясь сущностью управления, воздействуют на организованные коллективы людей для достижения поставленных целей [, с 49]. Управление целенаправленно воздействует не только на коллективы, но и на производственные процессы, которые могут быть представлены в различных формах и осуществлены различными методами. На формы организации производственного процесса влияют степень автоматизации производства и отношения между людьми, складывающиеся в этом процессе. Независимо от форм организации и места протекания производственных процессов управление соединяет их в единый целенаправленный поток с охватом всех уровней производства на предприятии: цехов, участков, поточных линий, бригад, рабочих мест. Непосредственно управление производством осуществляется на основе планирования (целеполагания), организации работ (распорядительства), координации, мотивации труда, контроля за исполнением решений и регулирования хода производства. Производственные подразделения предприятия действуют и развиваются в соответствии с определенными целями, то есть побуждающими мотивами производства, обуславливающими характер и системную упорядоченность деятельности коллектива и каждого из его членов. Для предприятия в целом характерна основная (стратегическая, глобальная) цель, определяющая направленность его функционирования в соответствии с выбранным или установленным ассортиментом, объемом выпуска и качества продукции. Реализация указанной цели требует четкого определения коллективам подразделений конкретных задач, мероприятий для их выполнения, а также соответствующих ресурсов. Цели и задачи – это те конечные рубежи, к достижению которых направлена деятельность коллектива цеха. Каждое подразделение может иметь свои задачи. Они должны способствовать достижению целей организации предприятия. Перед руководителем же предприятия могут стоять такие цели, как: произвести определенное количество изделий при определенных издержках на их производство, снизить процент брака, не допустить текучести рабочей силы, закупить и установить новое оборудование или осуществить перестановку действующего оборудования к установленному сроку и т. д. [, с 51] Это количественные показатели цели коллектива. Качественные показатели цели имеют более расплывчатый характер и отражают задачи коллектива в общем виде на определенный период: год, квартал, месяц. К ним можно, например, отнести следующие цели: - усовершенствовать организационную структуру управления производством в связи с созданием автоматизированных рабочих мест (рабочих станций) специалистов по управлению, экономистов, бухгалтеров; - осуществить переподготовку кадров функциональных служб предприятия, цехов; - организовать и укомплектовать аппарат квалифицированными кадрами, чтобы это способствовало повышению эффективности производства и управления; - устранить непроизводительные потери времени рабочих и служащих; и т. д. [, с 92] Задачи каждого производственного подразделения могут быть различными, но основная управленческая цель остается одной и той же для каждого из них: безусловное выполнение заданной производственной программы выпуска продукции и достижение при этом минимальных затрат материалов, труда, времени и денежных средств. Процесс управления производством можно представить как совокупность последовательных действий управленческого персонала по определению целей для объектов управления и их фактического состояния на основе регистрации и обработки соответствующей информации, формирование и утверждение (принятие решений) экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий. Эта последовательность действий управленческого персонала должна осуществляться на основе теоретических положений и разработанных учеными и практиками принципами управления: единоначалие, оптимальное распределение обязанностей, оптимальное число уровней, информационная обеспеченность руководителя, наличие контроля, единство первичной информации, оптимальность информационной нагрузки, заинтересованность исполнителя в результате. Процесс управления производством будет осуществляться более эффективно, если в управлении предприятием будут использоваться известные принципы управления Макса Вебера (1864 - 1920) [, с 94]: - четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов. - иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. - наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей скоординированность различных задач и однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. - формальная обезличенность официальных лиц при выполнении ими своих должностных обязанностей. - осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений. Заключительным этапом процесса управления являются выработка и принятие управленческих решений, в которых устраняются указанные выше противоречия, намечаются пути организационного обеспечения для выполнения задач. Практическая реализация процесса управления выражается в периодически повторяющихся работах по формированию производственных программ цехам, оперативных сменно-суточных заданий участкам, бригадам и непрерывном слежении за их выполнением. Первая часть указанных работ относится к планированию производства, которая проводится в соответствии с установленными плановыми периодами (один раз в квартал, месяц, неделю, сутки, смену). Вторая связана с контролем выполнения плановых заданий, со сбором и использованием полученной информации для регулирования хода производства. Для планирования и регулирования производства требуется информация о подготовке производства, о целях и конкретных задачах производственных подразделений (относительно постоянная информация) и о состоянии производственного процесса (переменная информация), получаемая в ходе выполнения цехами производственных программ. Процесс регистрации данных и накопления информации о результатах работы цехов и подразделений подготовки производства, а также ее передача и обработка в органах управления производством протекают повседневно и практически непрерывно [, с 96]. Особенно сложной трудоемкой и, что весьма важно, ответственной работой в этом процессе является своевременная регистрация информации на местах ее возникновения в цехах и подразделениях, обеспечивающих производство всеми видами ресурсов и документации, исключая информацию о внешних поставках комплектующих изделий. Сложность этой работы заключается в том, что информация является разнообразной по форме и содержанию, с начала смены нарастает лавинообразно и подлежит регистрации после завершения каждой контрольной операции технологического процесса в заготовительных, обрабатывающих или сборочных цехах. Осуществить эти процедуры можно либо документально, что довольно трудоемко, либо – более эффективно – с помощью средств вычислительной техники, что более сложно и дорого. Для этого требуется большое количество периферийной техники, организация пунктов сбора и накопления информации, связь этих пунктов с вычислительными комплексами цехов, отделов, с ИВЦ предприятия по соответствующим каналам для передачи и последующей обработки полученной информации, а также обслуживание этого процесса [, с 97]. Выполнение принятых управленческих решений требует соответствующего организационного обеспечения, которое сопровождается регламентацией работы подразделений, созданием нормативной базы планирования, инструктажем исполнителей, организацией взаимодействия (координацией работы) звеньев и ступеней управления производством. Указанные выше действия управленческого персонала должны предусматривать определенную меру ответственности руководителей подразделений и их функциональных органов за возможный срыв выполнения производственных программ и заданий. В связи с этим возникает необходимость соблюдения каждым участником производственного процесса строгой дисциплины по своевременному выполнению работ, а также постоянному контролю и регулированию хода производства. Процедуры доведения принятых решений до исполнителей, организация и координация работ всех участвующих в производственном процессе подразделений и при необходимости регулирование хода производства являются заключительной стадией процесса управления. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента. Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование. Функция организации имеет отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия указанных элементов [, с 97]. Кроме того, эта функция имеет отношение к организации управления системой и организации работ по реализации каждой функции управления. Применительно к производственному подразделению предприятия или отдельному цеху функция организации в первую очередь отражает структуру управляемой и управляющей систем, обеспечивающих процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс. На действующем предприятии совершенствование организации производства сопровождается совершенствованием системы управления и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации производственного процесса. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации производственного процесса и системы управления. Организация управления – это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом и другими управляющими системами во времени и пространстве. В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов. Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведения объекта, четкими и строгими нормами дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивает равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность [, с 98]. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий, заделов деталей и др.) служат основой планирования, определяют продолжительность и порядок движения предметов труда в процессе производства. Вместе с тем на предприятиях и цехах создаются и действуют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции (стандарты и технические условия), нормативные документы, характеризующие права и обязанности различных звеньев управления, формирующие правила поведения системы в целом (инструкции, методики), и др. В этом понимании нормирование относится к функции организации системы. Следовательно, функции организации и нормирования имеют двойственный характер. Так, функция организации характеризует создание (совершенствование) системы управления, а на стадии организации работы реализуется при непосредственном управлении производством. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при создании системы, а разработанные календарно-плановые нормативы используются при планировании производстве иной деятельности. Функция планирования занимает центральное место среди всех функций управления, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Она предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ. Разрабатываемые на основе календарно-плановых нормативов движения производства программы выпуска деталей и изделий предусматривают наиболее полное использование передовой техники и технологии, производственной мощности предприятия, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда. Планирование оказывает непосредственное влияние на уровень активизации деятельности руководства и аппарата управления. Высокое качество разработанных программ, особенно с помощью ЭВМ и экономико-математических методов, их строгая увязка по всем подразделениям предприятия и цехов, согласованность с имеющимися в наличии материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять производством. На действующем предприятии совершенствование организации производства сопровождается совершенствованием системы управления и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации производственного процесса [, с 99]. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации производственного процесса и системы управления Функция координации позволяет добиться согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Функция мотивации оказывает влияние на коллектив цеха в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и личных поощрительных мер и т. д. Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Функция регулирования непосредственно смыкается с функциями координации и контроля. В ходе производства разработанные программы подвергаются воздействию со стороны внутренней и внешней среды, в результате чего возникают нарушения в процессе выполнения заданий. Функции контроля и регулирования в процессе управления производством выполняют роль гибких инструментов, с помощью которых ход производства непрерывно (в реальном масштабе времени для каждого производственного подразделения) вводится в строгие рамки, предусмотренные планом. Система управления предприятием представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов (информации, технических средств ее обработки, специалистов, отделов (бюро) по управлению, связей и отношений между ними, соответствующих функций, методов и процессов управления), обеспечивающих при их скоординированном взаимодействии реализацию производственными подразделениями поставленных целей.
Структура предприятия Перечень структурных подразделений предприятия: 1. Баня № 3 (120 раздевальных мест) – ул. Милютина, 1. 2. Баня № 4 (48 раздевальных мест) – ул. Транспортная, 83. 3. Фабрика-прачечная № 3 – ул. Краснодонцев, 53. Структура организации предприятия представлена в приложении . На балансе предприятия три здания: здание Фабрики-прачечной № 3 общей площадью 2548,3 м2 , здание бани № 3 общей площадью 1106,1 м2, здание бани № 4 общей площадью 529,7 м2. До 01 октября 2003 года на балансе предприятия имелся Банно-оздоровительный центр (БОЦ) по ул. Комарова, 5 единовременной вместимостью 74 места. После этого он был снят с баланса предприятия. Площадь зданий, используемая для основного производства составляет: на Фабрике-прачечной № 3 – 2300 м2 , на бане № 3 – 890,9 м2 , на бане № 4 – 388,7 м2 . Свободные, не используемые площади составляют: на Фабрике-прачечной № 3 – 248,3 м2, на бане № 3 – 215,2 м2, на бане № 4 – 141 м2. Степень износа производственного оборудования составляет 70%. Мощность механизированной прачечной позволяет обработать 3500 кг белья в смену, но фактически обработка белья составляет 2300 кг в смену, что говорит о том, что производственные мощности используются лишь на 65,7%. Это обусловлено нехваткой объемов по стирке белья, недостаточным количеством заказчиков, готовых осуществлять стирку белья на предприятии МУП «БПХ». Механизированные прачечные обрабатывают белье коммерческих организаций, что составляет 18% от общего количества принятого белья, белье организаций здравоохранения, финансируемых из городского и областного бюджетов, в размере 70% от общего количества принятого белья, белье военных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в размере 10% от общего объема белья и 2% составляет белье, обрабатываемое для населения города. Основными потребителями услуг, осуществляемых МУП «БПХ» являются население города Череповца, коммерческие организации и организации, финансируемые из бюджетов различных уровней (городского, областного, федерального). К сильным сторонам деятельности предприятия относится высокое качество, сроки выполнения заказов, конкурентоспособность услуг по цене. К слабым сторонам деятельности предприятия относится небольшой ассортимент оказываемых услуг и значительная зависимость предприятия при принятии решений от ограничений, устанавливаемых вышестоящим органом управления.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |