Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общества защиты прав потребителей: задачи, функции



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Общества защиты прав потребителей: задачи, функции 0.00 из 5.00 0 оценок




В современном мире, к сожалению, нередко встречаются обман потребителей, продажа фальсифицированной, а подчас и опасной для здоровья людей продукции и лекарственных препаратов, а также повсеместное оказание некачественных услуг.

Особую роль в защите прав потребителей играют органы прокуратуры. Реагируя на новые условия хозяйствования, прокуроры проводят проверки по поводу нарушений прав потребителей в различных областях оказания услуг: общественного питания; бытового, туристического, наземного транспортного обслуживания населения; жилищно-коммунального хозяйства; охраны здоровья населения; предоставления социальных льгот определенным категориям населения; поставки продукции; предоставления населению телефонной и радиосвязи; получения образования и др.

Особое внимание уделяется надзору за деятельностью органов, контролирующих безопасность товаров, работ (услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей, обладающих правами по пресечению нарушений прав потребителей, а также по привлечению к ответственности правонарушителей.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана специальная Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На ее территориальные органы возложены одноименные функции.

Соблюдение специфических прав потребителей контролируется другими органами: Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службой по надзору в сфере связи и др.

Не в полной мере исполняются требования Федерального Закона «О лекарственных средствах»: аптечные учреждения осуществляют деятельность без лицензий; продают фальсифицированные и пришедшие в негодность, с истекшим сроком годности лекарственные препараты; зафиксированы многочисленные случаи нарушения права потребителей на получение своевременной, необходимой и достоверной информации о продаваемых товарах. Нередко аптечные учреждения реализуют лекарственные средства, не зарегистрированные в России и не включенные в Государственный реестр лекарственных средств.

В нарушение постановления Правительства РФ «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью» лечебные стационарные учреждения из-за отсутствия необходимых лекарств вынуждают граждан, находящихся на лечении, самостоятельно приобретать лекарства.

3.1 Полномочия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ст.39)

В целях защиты прав потребителей Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее ГКАП России) и его территориальные органы: осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей; пресекают монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров; направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае обнаружения нарушений прав потребителей.

ГКАП России дает официальные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

 

3.2 Полномочия органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг) (ст.40)

 

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте Российской Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации, Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции: устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителей, а также информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров (работ, услуг).

Координация действий органов в этой области деятельности возлагается на Госстандарт России.

Госстандарт России является национальным органом по сертификации товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Госстандарт России: определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации; аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации; осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг); ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий; принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами; представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

 

3.3 Санкции, налагаемые ГКАП России, Госстандартом России и другими органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг) (ст.41)

 

ГКАП России вправе налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение его предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до 1 млн. рублей.

Госстандарт России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях: уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) – до 1 млн. рублей; причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности, – в размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб невозможно определить – в размере до 1 млн. рублей; нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, испытательными лабораториями – в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, продавцом) – в размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушениями правил по сертификации.

Руководители предприятий и органов по сертификации несут ответственность за нарушения в размере до трех должностных окладов.

Изготовители (исполнители, продавцы) вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично предписаний ГКАП России, Госстандарта России и других органов, либо об отмене или изменении решений о наложении штрафа.

3.4 Органы по защите прав потребителей при местной администрации (ст.42)

 

Местная администрация создает органы по защите прав потребителей.

Органы по защите прав потребителей при местной администрации: рассматривают жалобы потребителей, консультируют их по вопросам законодательства о защите прав потребителей; анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей; осуществляют сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и направляют ее в Госстандарт России (его территориальные органы); при обнаружении потребителями недостатков товаров или выявлении опасных товаров незамедлительно извещают об этом соответствующие службы Госстандарта России, ГКАП России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров; в целях защиты прав потребителей предъявляют иски в суды по собственной инициативе, или по поручению потребителя (группы потребителей).

 

3.5 Права общественных организаций потребителей

в Российской Федерации (ст.43)

 

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей.

Общественные организации потребителей вправе: участвовать в разработке требований по безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих эти требования; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров; проверять соблюдение прав потребителей; вносить в органы государственного управления, на предприятия, организации и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; участвовать совместно с соответствующими органами государственного управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству; предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

 

3.6 Защита прав потребителей общественными

организациями потребителей (ст.44)

 

Общественные организации потребителей вправе предъявить иск в суд о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный им срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях их действий по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.

 

Основные понятия, используемые в Законе

«О защите прав потребителей»

Потребитель – гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд;

изготовитель – предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;

продавец – предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации;

исполнитель – предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;

недостаток – отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);

существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным, чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения;

стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта;

обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта;

товар – любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;

работа – деятельность  исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд;

услуга – совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд.

 

 



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Общества защиты прав потребителей: задачи, функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общества защиты прав потребителей: задачи, функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)