Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «социальные нормы»



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Понятие «социальные нормы» 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

Социология

Сущность и значение социальных норм в современном обществе.

 

Специальность:                                     Налоги и налогообложение

Исполнитель:                                                 студентка 417 группы

                                                                                        Тереск К. Ю.

Научный руководитель:                    Кандидат исторических наук

                                                                                         Зезегова О.И.

 

Сыктывкар, 2005

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Социальные нормы

1.1Понятие «социальные нормы»………………………….………………4

1.2.Социальная норма и возможности её измерения……………………..5

1.3.Сущность и значение социальных норм……………………………..13

2. Виды социальных норм

2.1.Социальные предписания……………………………………………..14

2.2Технические правила…………………………………………………..16

3.Роль социальных норм в современном обществе……………………..18

Заключение………………………………………………………………...20

Список использованной литературы……………………………………..21

 

 

Введение

Общество представляет собой совокупность отношений людей к природе и друг другу, или совокупность общественных явлений; при этом под общественным явлением понимают такое взаимосвязанное поведение индивидов, которое вызывает определённые изменения природы, общества и самого человека.

Индивиды как члены общества, как сознательные, творческие и свободные существа, определяя социологическое понятие человека, свободны в выборе своего поведения. И их поступки могут не только согласовываться, но часто и противоречить друг другу. В противоположность поведения можно подставить под вопрос не только осуществление общественных функций, но и существование общества. Поэтому имеется необходимость в том, чтобы регулировать человеческое поведение, т.е. определить его способ и обеспечить приемлемое для общества поведение людей.

Люди как общественные существа создают некий новый мир, отличный от природы, но и в нем должен существовать порядок. Чтобы этот порядок существовал, создаются социальные нормы.

Социальные нормы, которыми определяется человеческое поведение, обеспечивают существование людей в обществе и существование человека как человека – в его отношениях к остальным людям и к самому себе.

С их помощью человек стремится сохранить и реализовать определённые ценности в той природной и социальной действительности, в которой он живёт.

Цель контрольной работы: изучение сущности и значения социальных норм в современном обществе.

Задачи контрольной работы:

· Раскрыть понятие «социальные нормы»;

· Рассмотреть сущность и значение социальных норм;

· Изучить виды социальных норм.

Социальные нормы

Понятие «социальные нормы»

Под социальными нормами понимают пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия[1].

 Социальные нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные нормы отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так в демократическом обществе мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называют нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Для контроля за соблюдением социальных норм применяются социальные санкции. Санкция – это реакция группы на поведение субъекта. С помощью санкций осуществляется нормативное регулирование социальной системы и её подсистем. Санкции можно подразделить на негативные (наказания, порицания) и позитивные (поощрение).

Процесс применения санкций в целях обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу социального контроля.

1.2.Социальная норма и возможности её применения[2]

Авторы данной статьи работают в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. СМИРНОВА Елена Эмильевна - доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии, КУРЛОВ Валентин Федорович - кандидат технических наук, заведующий лабораторией комплексных социально-педагогических исследований, МАТЮШКИНА Марина Дмитриевна - аспирантка.

Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его основой или необходимым элементом своих размышлений. Так, Ю. Конгейм предложил определять норму как то, что "свойственно большинству особей". Э. Дюркгейм рассматривал типы норм, воплощенных в праве. М.М. Ковалевский полагал, что солидарность людей - норма, классовая борьба - от­клонение от нее . П.А. Сорокин писал, что главной причиной внутреннего со­циального мира является наличие в обществе "целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения". Столь при­стальное внимание к нормам, включение их в социальные теории закономерно, поскольку вся социальная жизнь в той или иной мере ими пронизывается и регу­лируется.

Наличествующее сегодня представление о социальной норме необходимо отразить в определенной типологии, без которой описание нормы, понимание ее роли становится затруднительным.

Норма как идеал. Если рассмотреть этот вид применительно к различным областям человеческой жизнедеятельности, то можно опереться на следующие примеры: в медицине - совершенно здоровый человек, в педагогике - полностью успевающий по предметам класс, в социальной жизни - отсутствие преступлений.

Норма как образец поведения, как правило или эталон, как традиция. Примером в данном случае может быть следование любым, принятым в данном сообществе пра­вилам, таким, например, как уважение к старшим.

Норма профессиональная. Пример - технические стандарты или свод правил для медиков, объединенный "клятвой Гиппократа".

Норма статистическая как выражение неких свойств, присущих большинству людей, событий.

Все указанные типы норм существуют в реальности и выполняют ряд функций. Можно согласиться с М.И. Бобневой, которая полагает, что "социальные группы вырабатывают нормы как средства для оформления, спецификации, упорядочивания, регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей". Именно такой подход к представлению нормы позволяет нам обозначить свою позицию по отно­шению к социальным нормам и предлагаемую технологию работы с ними, отработанную в области социологии школьного образования.

Авторы статьи исходят из того, что первый этап утверждения нормы - это этап ее оформления. В данном случае речь идет о том, что то или иное социальное явление (как сложившееся в реальности) уже имеет некую "норму", однако в массовом сознании эта норма может быть не отражена или не закреплена. Подобная ситуация возникает, как правило, в тех случаях, когда социальная реальность изменяется достаточно быстро, она не представлена ни в нормативных, ни в исследовательских документах и, естественно, существует вне массового сознания как уже сложившийся факт. В системе школьного образования таким явлением можно считать наличие определенного количества "статусных" школ в масштабах Петербурга на тот момент, когда это число стало относительно стабильным. С некоторой долей условности можно сказать, что наличие именно этого числа "статусных" школ стало нормой для образовательного пространства Петербурга (очевидно, что такая норма для Москвы имеет иное выражение).

Поиск нормы в целом ряде случаев (как в приведенном выше) является для общества, его социальных институтов процессом "живым", изменяющимся в течение относительно небольшого промежутка времени. Очевидно, что и время существо­вания норм такого рода может оказаться достаточно кратким - временные рамки могут измеряться годами или десятилетием. Однако знание этих "текущих", частных норм очень важно как для рядовых участников данного процесса, так и для руко­водителей самых различных рангов. Апеллируя к приведенному примеру, можно сказать, что любой директор школы должен знать, сколько статусных школ в его районе и городе в целом, поскольку образовательная политика школы связана с этими данными напрямую в целом ряде аспектов (контингент школьников и родителей, условия работы школы, перспективность ее развития и т.д.). Подобные нормы они называют динамическими.

Потребность в знании их требует наличия специального инструмента и технологии для выявления, фиксации динамики, наконец, определения меры их сформиро­ванное™ и закрепления в социальной реальности. Далее раскрывается технология выявления этих норм и специфика анализа материала с их использованием.

Предлагаемый подход не претендует на всеобщность и универсальность. На их взгляд, он интересен и полезен тем, что позволяет решить следующие, важные для многих социологов задачи:

1.Зафиксировать некое текущее состояние как норму "бытования".

2.При наличии некоей стабильности существования процесса назвать и об­народовать имеющуюся норму как сложившуюся на данный момент величину (или интервал). Знание этих норм для участников данного процесса важно для оценивания и осмысления достигнутого уровня, регуляции и прогноза своих действий в даль­нейшем.

Сложность анализа результатов социологических исследований нередко связана с отсутствием или недостаточностью информации о социальных нормах. Наиболее распространенной является ситуация, когда аналитик располагает данными, формализованными на латентном уровне или на уровне общепринятых тенденций типа: "чем больше, тем лучше" или "чем меньше, тем лучше". При этом канонизированные нормы, как и нормы-идеалы, как правило, носят глобализированный характер и трудно применимы к конкретным социальным объектам, так как уровень интериоризации этих норм в разных социальных средах и условиях может иметь существенные отличия (что позволено Юпитеру, не позволено волу).

Уже отмечалось, что Ю. Конгейм предложил определять норму как то, что "свойственно большинству особей". При этом соответственно патологическим ока­зывается признак, который не встречался у большинства особей данного вида, т.е. по сути в естественной природе норма - это нормальный закон распределения случайных колебаний значений признака для определенного класса объектов. Заметим также, что в последнее время сложилось представление о норме как оптимуме функциони­рования и развития. Эти идеи применяются к тем социальным объектам, которые можно рассматривать как системы. На  взгляд авторов, среднестатистический подход к понятию нормы должен быть дополнен представлением о норме как интервале, в пределах которого количественные колебания процессов способны удерживать сис­тему на уровне функционального оптимума - это оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень.

В связи с этим определенный теоретический и прикладной интерес представляет возможность использования результатов социологических исследований не только для анализа социальных систем, но и для определения числовых значений социальных норм, сложившихся в определенный отрезок времени.

Допустим, что имеются результаты исследования социальной системы, состоящей из однородных объектов, а полученные данные представлены в виде простых распределений для всех признаков, отражающих ситуацию, сложившуюся на каждом объекте системы. Практически, если исследование проводилось, допустим, методом анкетирования, полученный результат оформляется как перечень вопросов с простав­ленными результатами обработки ответов респондентов.

Пусть исследуемая система S состоит из множества М однородных объектов. При этом всю систему и каждый из ее объектов можно описать с помощью одинакового набора признаков G . Разместим результаты обработки ответов респондентов всех объектов по каждому признаку на отдельной измерительной шкале равных интерва­лов с крайними точками 0% и 100%. Требуется определить для каждого признака интервалы шкалы, показывающие соответствие данных о каждом объекте из множества М, нормам, интериоризованным системой S . Остановимся на двух подходах к выявлению социальных норм по результатам исследования: 1) расчет норм-точек; 2) определение норм-интервалов.

 

Норма-точка достаточно широко используется в таких областях знаний, как химия, физика, медицина (температура тела, отличающаяся от 36,7 градусов, при­знается анормальной) и т.п. В социальных системах объективных норм-точек прак­тически не существует. В связи с этим социологи чаще всего используют в качестве нормы-точки среднее значение Xs , рассчитанное для всей системы S . Отклонение показателей каждого объекта от Xs может считаться анормальным, если величина этого отклонения превосходит некоторое субъективно определяемое значение. Величина этого значения зависит от смыслового содержания решаемой задачи, осо­бенностей объекта и интуиции исследователя. Наличие аномалии не является основанием для однозначной оценки и, как правило, инициирует необходимость проведения более глубинного анализа выявленного факта. Предлагается считать значение Xs квазинормой (условным эталоном) и при анализе результатов иссле­дования соблюдать определенную осторожность, особенно при сравнении объектов крупномасштабных систем.

В отличие от нормы-точки выявление нормы-интервала предполагает поиск на измерительной шкале таких пограничных значений признака, которые делят все объекты системы на "нормальные" и "анормальные". В зависимости от целей иссле­дования расчеты могут проводиться по определению следующих норм:

нормы минимаксной широты (Хшо);

нормы интердецильной широты (Х80);

нормы интерквартильной широты (Х50);

нормы размытой (назначаемой) широты (Х~).

Норма минимаксной широты ш) отражает полный размах значений параметров признака для всех объектов системы. Расчет Хт достаточно тривиален и проводится следующим образом. Среди значений анализируемого признака g ,- e G всех объектов М системы S выбираются минимальное и максимальное значения и отражаются на измерительной шкале. Разница между максимальным и минимальным значениями и составляет величину Х100. Для характеристики состояния системы большое значение имеет информация о месте расположения и величине размаха Х1()(). Место распо­ложения Хит на измерительной шкале отражает уровень интериоризации нормы объектами системы: чем ближе Хо расположено к концу шкалы, тем этот уровень выше. Размах Х100 представляет возможность определить, в какой степени объекты системы идентичны друг другу по анализируемому признаку: чем меньше Xim , тем степень идентичности выше. Иллюстрационные варианты результатов расчета Хпредставлены на рис. 1.

Норма интердецильной широты Ы)) дает возможность оценить по анализи­руемому признаку положение каждого объекта относительно всех других объектов системы. Положение признается "выше нормы", если объект попадает в 10% "пере­довых" объектов системы, и "ниже нормы", если он входит в 10% "отстающих". Присвоение интервалу наименования "отстающий" совершается в соответствии со смыслом каждого признака. Значения признака для остальных 80% объектов прини­маются как норма т), отражающая тенденцию всей системы. Размах Хт характеризует степень интегрированности системы, а место расположения на шкале -уровень принятия или отторжения нормы.

Норма интерквартильной широты 5о) отличается от Х$п тем, что по краям метрической шкалы отсекается не по 10% объектов, а по 25%. Таким приемом об­ласть значений признака, принимаемая за норму, заметно сужается.

Норма размытой широты (ЛГ~) отличается от Хю и Х5() тем, что отсечение крайних объектов на шкале проводится в количестве, задаваемом исследователем. .Размер отсечения зависит от содержания решаемой задачи, специфики признака и других факторов.

Представляется, что определенный интерес вызывает возможность комплексного использования всех описанных типов норм. На рис. 2 в графическом виде представ­лены смоделированные результаты расчета четырех типов норм для двух признаков.

Взаимное расположение норм может иметь симметричный и асимметричный характер. Наличие центральной симметрии всех норм-интервалов относительно нормы-точки (средней, медианы, моды) характеризует систему как уравновешенную по количеству "отрицательных" и "положительных" объектов. Заметная асимметрия свидетельствует о наличии неких "перекосов" в сторону ухудшения или улучшения ситуации. Изучение симметричности может дать дополнительные возможности для анализа состояния системы.

Таким образом, наличие информации о значениях различных норм позволяет проводить анализ не только по обобщенным показателям Xs , но и с использованием объектно-ориентированного подхода.

Выявление социальных норм интервального типа содействует более точному определению состояния отдельных систем, обеспечению более корректного срав­нения результатов различных исследований за счет использования идентичных приемов вторичной группировки эмпирических данных.



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Понятие «социальные нормы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «социальные нормы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)