Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фотохроника Рериховских чтений.



2020-02-03 138 Обсуждений (0)
Фотохроника Рериховских чтений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Себелева И.М.

Н.К.Рерих ― Водитель Культуры.

Караульщиков В.А.

Путешествие Н.К.Рериха 1903г. по древним городам России.

Скородумов С.В.

Н.К.Рерих и Ярославский край.

Чечина Т.И.

Н.К.Рерих и Тверской край.

Прохорычев А.Л.

Н.К.Рерих и Владимирский край.

Глухов Я.Н.

Пакт Рериха и Знамя Мира.

Волченков Б.А.

Богатство Гаврилово-Посадского края.

Фотохроника Рериховских чтений.


Введение

Среди всех деятелей русской культуры конца XIX ― середины XX столетия Н.К.Рерих неизменно поражает своей способностью проникновения в духовные основы времен давно минувших. "Поэзия старины, ― писал Николай Константинович, ― кажется, самая задушевная <…> Старина, притом старина своя, ближе всего человеку". Широко известен его девиз: "Не знающий прошлого, не имеет права думать о будущем".

Сегодня утрата обществом своих национальных корней заставляет ищущих пути к духовному возрождению России обратиться к истокам национального самосознания, и потому не случаен возрастающий с каждым годом интерес к наследию Николая Константиновича Рериха ― человека, стоявшего у истоков движения по охране исторических памятников и принимавшего участие в реформировании исторической науки, археологии, в становлении подлинно научной реставрации.

Несмотря на всемирную славу и десятки монографий, написанных о творчестве Н.К.Рериха, его научное наследие и многогранная общественная деятельность только начинают привлекать внимание исследователей. Одним из таких, незаслуженно забытых, событий отечественной истории начала XX века стала, вызвавшая в свое время огромный резонанс, экспедиция Н.К.Рериха по древнерусским городам.

В память этого события 15 апреля 2003 г. в Международном Центре-Музее им. Н.К.Рериха (г. Москва) состоялось торжественное открытие программы "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего", которая в течение двух лет прошла по городам, входившим в маршрут экспедиции Рериха: Владимир, Ярославль, Ростов, Кострома, Суздаль, Тверь, Углич, Рига и др.

Многочисленные культурные акции, сопровождавшие проведение программы, вызвали большой общественный отклик. Многие города России, Украины, Белоруссии и Прибалтики, первоначально не входившие в маршрут путешествия Н.К.Рериха, стали присоединяться к программе, которая в итоге переросла рамки юбилейных мероприятий.

21 июня 2003 года международная программа "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" пришла на Ивановскую землю. В этот день, в здании краеведческого музея г. Гаврилов-Посада, прошли первые в Ивановской области Рериховские чтения под общим названием "О старине моления", в которых приняли участие исследователи жизни и творчества семьи Рерихов из Ивановской, Владимирской, Тверской и Ярославской областей, а также деятели культуры, краеведы.

К началу работы чтений было приурочено открытие тематической выставки репродукций картин Н.К.Рериха в краеведческом музее г. Гаврилов-Посада. Николай Константинович известен всему миру, прежде всего, как неповторимый Мастер Гор. На этой выставке гавриловопосадцы впервые смогли увидеть "другого" Рериха. Экспозиция была целиком посвящена России, и около половины представленных работ написано Н.К.Рерихом во время своей знаменитой экспедиции. Перед взором зрителей засияли удивительные храмы Ярославля и Юрьева-Польского, грозно надвинулись неприступные стены монастырей Суздаля и Костромы. Здесь также впервые была сделана попытка отразить средствами выставки влияние экспедиции 1903―1904 гг. на дальнейшее творчество Н.К.Рериха. Очень наглядно было представлено, как мотивы и композиции "архитектурной серии" 1903 года использовались Николаем Константиновичем в сюжетных полотнах даже 20―30 лет спустя, когда художник уже жил в Индии. По стендовым материалам зрители легко могли проследить эволюцию взглядов Николая Константиновича в деле охраны памятников культуры, вплоть до подписания в 1935 году Пакта Рериха.

Центральное место было отведено материалам, касающимся пребывания экспедиции Н.К.Рериха на Ивановской и Гаврилово-Посадской земле, а поскольку это посещение было вызвано интересом Николая Константиновича к русскому национальному костюму, то на отдельном стенде представлены воспроизведения эскизов старинных костюмов, сделанные Н.К.Рерихом для театральных постановок.

Экскурсия по выставке стала своеобразным предисловием к началу работы Рериховских чтений, а также одной из причин отсутствия в программе докладов отдельного сообщения по теме: "Н.К.Рерих и Ивановский край".

Рериховские чтения "О старине моления" еще раз показали, что вопросы культуры и духовного возрождения, поднимаемые еще в начале XX века Н.К. Рерихом, спустя сто лет не потеряли своей актуальности.

22 июня в селе Шекшово Гаврилов-Посадского района в присутствии представителей администрации района, администрации села и участников Рериховских чтений состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной 100-летию путешествия Рерихов "По старине".

Весь этот большой проект юбилейных мероприятий был осуществлен усилиями отдела культуры администрации Гаврилово-Посадского района, краеведческого музея г.Гаврилов-Посада и Ивановского общества Рерихов “Свет” при активной поддержке председателя СПК "Заря" Ю.П.Кондратьева.

 

От редакции


Себелева И.М.

Заместитель председателя Ярославского рериховского общества “Орион”,

редактор межрегиональной культурно-просветительской газеты "Орион".

Н.К.РЕРИХ – ВОДИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Дорогие друзья!

Сегодня мы будем говорить о великом русском человеке, который 100 лет назад посетил этот край. О человеке, который сделал в жизни так много, словно в нем были заключены духовные и физические силы сразу многих людей. О человеке, в честь которого названы культурные организации, музеи, библиотеки, улицы, горы, планета…

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ.

Великий художник, крупный ученый, уникальный философ, одаренный мыслитель и писатель, известный путешественник и общественный деятель мирового масштаба.

Большинство людей знает его как художника. Действительно художественное творчество Рериха огромно: около 7 000 живописных полотен. Его картины хранят лучшие музеи мира. Причем, Н.К.Рерих успешно работал в разных жанрах: писал картины и театральные декорации, делал мозаики и фрески, расписывал храмы. Тематика его картин охватывает многие времена: от прошлого к будущему, многие земли: от Запада до Востока, и можно сказать, многие Миры.

Необычность и самобытность его стиля как художника в том, что он слагает свои художественные образы из многих элементов: наблюдений природы, поэтической фантазии, знаний ученого, раздумий философа. Рерих одинаково успешно работает с натуры и обращается к символам, а во многих произведениях дает синтез этих приемов. Большой интерес представляют достижения художника в области цвета, многообразия колорита, которые поставили Н.К.Рериха в ряд выдающихся художников-колористов всех времен.

Но главная особенность художественного творчества Рериха ― содержание его искусства.

Думая о воспитании в людях добрых чувств, о возвышающей силе искусства, он отказался от показа темных, уродливых сторон действительности и сосредоточил свое внимание на образах, пронесенных народами через тысячелетия. Его искусство насыщено высоким этическим содержанием. Оно несет людям общечеловеческие истины и воспевает красоту мира. Его картины ― это картины-сказания, картины-предвидения, картины ― зов вечности, они стали неотъемлемой частью духовного наследия Рериха.

Вы помните, что великие люди часто проявляли себя одновременно в самых разных сферах. И Рерих в полной мере проявил мощь всестороннего гения.

Кроме тысяч картин, он был автором многих книг и сотрудником многих журналов во всех частях света. В разных странах и на разных языках вышло более 30 томов его книг, и многое еще не издавалось. Это книги о путешествиях, о культуре и искусстве, научные исследования и философские размышления, сказки и стихи, очерки и листы его путевого дневника.

Рерих внес немалый вклад и в науку: как археолог, историк и путешественник. Его знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция была не только самой крупной в XX веке, но и стала настоящим триумфом русских исследователей Азии.

Активная общественная деятельность Рериха увенчана Пактом, носящим его имя ― Международным Договором об охране культурных ценностей всего человечества.

И всем своим творчеством: живописью, прозаическими произведениями, поэтическими строками, общественной деятельностью Рерих призывает людей к решению вечно насущных проблем, к тому, что люди должны быть добрыми, любить труд, почитать Красоту, стремиться к Знанию и бережно хранить всё, чем жив человек и его дух. Его призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строилось не только искусство и литературное творчество Рериха, но и вся его жизнь.

Многие известные люди мира, пресса разных стран посвятили Николаю Константиновичу Рериху восторженные и благодарные строки. Причем, не только Россия и Индия, которые всегда были едины в своем почитании Рериха, но и другие страны, и Восток, и прагматичный Запад, написали о Рерихе немало торжественных слов. Хотелось бы вспомнить некоторые из них.

"Колумб открыл Америку, еще один кусочек все той же знакомой земли, продолжил уже начертанную линию ― и его до сих пор славят за это. Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир!.. Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха... Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или Королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его странах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах… " Так писал о Рерихе известный русский писатель Леонид Андреев.

"Величайший интуитивист современности", ― говорил о Рерихе Горький.

Всеволод Иванов писал, что "Рерих подключил человечество к генератору величайшего тока, к России".

Великий индийский поэт, философ Рабиндранат Тагор впервые увидев полотна Рериха, написал ему: "Ваши картины глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном раскрытии: что истина беспредельна… Картины ваши ясны и все же не выразимы словами, ― ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико".

Доктор Радхакришнан, выдающийся ученый и мыслитель, президент Индии заявил: “Индия и мир не забудут его деяний”.

Джавахарлал Неру, с которым Рериха связывали узы дружбы сказал: "Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения… Уже само количество картин изумительно ― тысячи картин, и каждая из них ― великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор... искусство и труд Рериха являются более долговечными, нежели человеческая жизнь".

Индира Ганди писала: "Нам с отцом посчастливилось знать профессора Рериха, который совмещал в себе современного ученого и древнего монаха".

Выдающийся индийский художник Биресвар Сен утверждал: “Далеко над оглушительным грохотом неистовствующих народов звучит его голос — голос истины, красоты и культуры. Велик Рерих — и еще более велики его труды, прекрасные провозвестники мира и доброй воли среди людей…”

Посмотрим, что писала о художнике в его время мировая пресса. Возьмем издания 20―30-х годов и перелистаем пожелтевшие страницы газет и журналов.

Китай. Национальный музей в Пекине направляет приветствие в адрес Рериха: "Мы всегда почитали Ваше западное и восточное знание, и слава Ваша выросла подобно Тянь-Шаню…".

Монголия. "Такие великие всемирные личности, как Рерих, шествуют как светочи столетий. В наш век эгоизма их великие дела приносят безграничное благо тем странам, через которые проходят эти великие души".

Япония. "Рерих ― творец, писатель, мыслитель и водитель ― предвидит приближение его Нового Мира... Любовь, красота, действие ― щиты Рериха, и во имя их он одержал свои великие победы".

Известный французский писатель Барнет Д. Конлан пишет: "Если Фидий был творцом божественной формы и Джотто ― живописцем души, то можно сказать, что Рерих раскрывает дух Космоса".

Американец Теодор Хеллин о Рерихе: "...История предоставит ему в нашей эпохе такое же место, какое было предоставлено, например, Микеланджело и Леонардо да Винчи ― этим наивысшим светочам эпохи Возрождения, или Периклу ― этому синониму великолепия Греции".

“Великий художник! ― восклицает знаменитый испанский портретист Игнасио Сулоага, ― Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила, ― я не могу измерить ее, не могу определить ее словами, но она налицо”.

Как видите, мир объединился в своем признании великого русского человека.

Ввиду ограниченности времени, я не стану обращаться к подробной биографии Н.К.Рериха, многие из присутствующих ее знают. Отмечу лишь, что Николай Константинович по существу своему был путником. Путь его начался в России и прошел по странам Европы, Америки, Азии. И в любой стране Рерих находил общий язык с людьми и везде оставлял после себя добрые следы ― картины, книги, созданные им музеи и культурные общества. Завершающей точкой этого пути стали Гималаи.

Мне хотелось бы особо выделить тему “Рерих и Россия”, поскольку именно здесь начало начал искусства и творчества Рериха.

Искусствоведы обычно разделяют творчество Рериха на два периода; "русский" и "индийский". Конечно, такое разделение диктует сама биография художника. И все же оно условно. Сам Николай Константинович никогда не ставил вопрос так: Россия или Индия? Он решал его иначе: Россия и Индия. Его жизнь была подчинена цели: найти общие корни этих двух великих культур. И в его записной книжке мы видим слова: "Повсюду сочетались две темы ― Русь и Гималаи". Поэтому, в "русский период", он неоднократно обращается к индийским сюжетам, а на склоне лет, живя в Индии и трудясь над ''Гималайской серией", он пишет знаменитые картины на русские темы: "Сергий-строитель", "Святогор", "Настасья Микулична", "Богатыри проснулись" и многие другие.

Прожив около 30 лет за рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства. Он воспринял непреходящую мудрость и доблесть русской истории, дивные образы русских подвижников, проследил и вобрал в себя пути и судьбы России. К России обращены его вдохновенные слова: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять".

Своим талантом живописца Рерих воскресил древний лик славянской земли и неожиданно по-новому показал историю древней Руси. Люди славянской земли ― отнюдь не примитивные дикари. Может быть, впервые в русской живописи Рериху по-настоящему удалось раскрыть строгий, суровый и истинно прекрасный лик народа ― строителя жизни. Его полотна древнерусской серии показывают нам то прошлое, которому обязано своим величием настоящее. Показывая те далекие времена, художник как бы задает нам вопросы: не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень важное, не пренебрегли ли той “стариной”, которая никогда не стареет?

Мысли Н.К.Рериха о общечеловеческих духовных ценностях, об особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев.

В 1903—1904 годах Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной совершили путешествие по России, “за стариной”, юбилей которого мы с вами отмечаем сегодня. Они посетили более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Изборск, Псков, Смоленск... В слове и живописи увековечил Рерих каменную гармонию русской архитектуры. Некоторые из сохранившихся в бесценной серии его этюдов и картин стали теперь единственным источником исторического воспроизведения разрушенных временем или “человеческим заблуждением" былых памятников зодчества.

Это путешествие оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность Н.К.Рериха, так как по возвращении в Санкт-Петербург он начал развивать план, который, как он надеялся, должен был привести к организации повсеместной защиты культурных ценностей. Тридцать один год спустя эта его деятельность увенчалась принятием международного Пакта Рериха.

Сегодня уже говорилось о том[1], как много Николай Константинович сделал для христианской культуры, расписывая храмы, обращаясь к образам русских святых. Я хотела бы еще отметить его вклад в исследования русской иконы. Ведь в то время, когда Николай Константинович обращал внимание общественности на чистую красоту русской иконы, к ней относились, как к чему-то грубому и примитивному. Но Рерих утверждал, что наступит время, когда весь мир склонится перед русской иконой. Он оказался прав.

Н.К.Рерих знал, что России предопределена особая роль в эволюции. Он писал: "…Россия, идя своим трудным путем, просветит себя светом, который озарит весь мир".

О патриотизме Николая Константиновича Рериха свидетельствуют его сыновья.

Святослав Николаевич Рерих: “Николай Константинович всегда творил русское дело. Где бы он ни был, кого бы он ни встречал, он всегда нёс слово и завет о России”.

Юрий Николаевич Рерих: “Прожив долгие годы вдали от родной Земли, он всегда чувствовал кровную связь с Россией. Не случайно в годы Отечественной войны отец по памяти писал архитектурные памятники Новгорода, разрушенные гитлеровцами..."

Безусловно, Рерих принадлежал всему человечеству, но оставался при этом русским человеком, чувствовавшим ответственность за судьбу своей Родины. Николай Константинович мечтал вернуться на Родину. Но ему так и не суждено было это сделать. Он завещал передать свое наследие России, что и сделал его сын, художник Святослав Николаевич Рерих, передав это наследие Международному Центру Рерихов.

Я бы хотела напомнить Вам ключевые мысли Н.К.Рериха, его основные заветы, которые он оставил нам для того, чтобы мы приблизились к пониманию искусства, культуры, красоты и творчества так, как сумел понять это Рерих.

Сам Николай Константинович Рерих так выразил свое жизненное кредо: “Искусство объединит человечество”. Он считал искусство истинным международным языком, который, минуя все различия речи, непосредственно говорит от сердца сердцу. Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк, Леонардо да Винчи ― их одинаково ценят во всех уголках земного шара.

Яркий пример интернациональных основ искусства, его общечеловеческих принципов ― сам Рерих. Не допуская ни малейшей фальши в русской тематике, Рерих с большой проникновенностью сумел постичь и воспроизвести в образах духовную жизнь Индии.

Аристотель говорил, что искусство учит нас правильно радоваться. И действительно, настоящее искусство всегда будет напоминать о том, где истинные ценности. Настоящему художнику дано возбудить в зрителе не просто любопытство, но духовно насытить его. Поэтому высокое призвание художника ― показывать людям путь в будущее, пробуждать в человеке Человека. Рерих блестяще исполнил это призвание.

Вот почему он обращается ко всему миру со страстным призывом: "Берегите, прежде всего, не материальные блага, а искусство. Идет эра искусства, эра нового, не механического постижения жизни".

Николай Константинович настойчиво призывал к творчеству во всех областях нашей жизни. Он указывал на наступление нового времени, когда необходимо проявлять себя творцом, человеком, способным творчески мыслить. К сожалению, социологические опросы показывают, что очень мало людей способны на это ― только 3% способны к самостоятельному творчеству, остальная масса людей ждет, чтобы ими руководили. Однако, на новой ступени эволюции, требуется именно развитие самостоятельности мышления и творческий подход к любой работе.

Рерих считал, что его миссия как художника — раскрывать людям глаза на Красоту окружающего мира, потому что познание Красоты делает человека радостнее, благороднее, чище в помыслах и, значит, в деяниях.

Красота ясна для всех, даже национальные, т.е. изолированные красоты одного народа, принимаются другим народом совершенно без всякого давления и сопротивления. Что оставили после себя главного такие народы, исчезнувшие из нашей памяти, как Рим, Эллада, Византия? Красоту творений искусства.

“Каждый чувствует истину Красоты... Под этим знаменем мы идём радостно. Красотою побеждаем, Красотою молимся. Красотою объединяемся”, — писал Николай Константинович.

Рерих своим искусством показал, какой может быть высокая Красота, та Красота, без которой невозможно восхождение человечества по ступеням эволюции.

Мое выступление не случайно названо “Рерих ― водитель Культуры”. Не было, пожалуй, в мире второго такого деятеля, который с такой же последовательностью, с таким же упорством и с такой верой в будущее утверждал значение Культуры.

Сейчас в различных изданиях существует до 500 определений культуры. Многие учебники по управлению, например, несут понятие культуры как "результата человеческой деятельности" неважно какого содержания. Современный мир забывает первичный смысл и высокое предназначение Культуры.

Николай Константинович возвращает нас к духовному содержанию Культуры. И очень важно объяснять это людям, потому что, если будет забыто о духовном содержании культуры, то произойдет подмена ценностей. Такая подмена уже происходит сейчас во многих сферах нашей жизни. Понятие "культуры" сейчас заменяется понятием "массовой культуры". Но даже если посмотреть в энциклопедиях, то можно увидеть, что "массовая культура" ― это псевдокультура, это суррогат культуры.

В чем же рериховское понимание Культуры? Для Рериха Культура ― это служение Свету. Такому пониманию он дает и филологическое обоснование, разделяя это слово на два корня: "Культ", что значит “почитание” и "Ур", что означает “Свет”. Мы знаем, что для Рериха Свет ― это Знание, Красота и Любовь. И именно этот Свет он предлагает видеть в Культуре. То есть культура в рериховском понимании ― это все высшие, духовные и материальные ценности, все, что способствует развитию духовного света в человеке.

Многие люди заменяют слово "культура" другим ― "цивилизация". А разница между этими двумя понятиями, по мнению Рериха, принципиальная. Цивилизация обозначает внешние формы человеческого общества, поэтому она преходяща, она может погибнуть, как погибли цивилизации Египта, Греции, Рима. Культура имеет в виду прежде всего внутренние, духовные ценности человеческой жизни, и поэтому она бессмертна, как бессмертны культуры Египта, Греции, Рима. Культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию, как свою составную часть.

Определения Культуры, данные Рерихом, ― краткие, четкие формулы, которые были для него не отвлеченностью, но программой действия: “Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце”.

Возрождение и расцвет человеческой истории, говорит Рерих, происходили там, где вырастала традиция почитания культуры. Потому Н.К.Рерих убежденно верит в грядущую миссию культуры. Бедствия человечества происходят оттого, что оно отступилось от культуры. В культуре ― самое действенное спасение для человечества.

“Как бы ни ссорились, как бы ни озверели люди, ― писал Н.К.Рерих, они все же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери”.

Не это ли так нужно нам сегодня?

ООН и ЮНЕСКО уже объявили первое 10-летие нового столетия десятилетием культуры мира. Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор подчеркнул глобальную этическую ответственность всех людей, каждого за жизнь на Планете.

Недавно мне попалась на глаза статья общепризнанного авторитета в области культуры ― Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он пишет о том, что у каждой культуры есть своя миссия в истории, своя идея. Но именно эта миссия и эта идея подвергаются целенаправленным атакам зла. В русской культуре атакам зла подвергались все ее явленные ценности: соборность, национальная терпимость, общественная свобода. Взамен этого насаждались взаимная вражда, тирания, национализм, нетерпимость. Зло действовало особенно интенсивно в эпоху Ивана Грозного, в царствование Петра I, когда европеизация соединялась с усилением государственной тирании. Своего апогея атаки зла в России достигли в эпоху Сталина и "сталинщины". И вот показательная особенность зла в наше время. Как известно, простейшая и наиболее сильная ячейка общества ― семья. И в наше время, когда русская культура имеет возможность выпутаться из сетей зла ― нетерпимости, деспотизма, национализма и прочего, ― именно семья становится главной мишенью зла. Мы все должны осознать эту опасность.

Подводя итоги вышеизложенному, напомню, что плоды труда великого русского художника дали всходы по всему миру. По его инициативе по всему миру были созданы многочисленные культурные организации. Во исполнение его заветов созданы и плодотворно работают Международный Центр Рериха, Международная Лига защиты Культуры, Рериховские общества по всему миру.

Рерих мечтал о том, что когда-нибудь в мире утвердится такой праздник ― Всемирный День Культуры, который сможет помочь закрепить в сознании молодого поколения уважение к духовным ценностям, которыми живо человечество. День, в который одновременно во всех школах, просветительных учреждениях и обществах нашей планеты возвещалось бы о сокровищах культуры отдельных наций и всего человечества. Несколько лет назад Международная Лига Защиты Культуры утвердила такой праздник в России ― 15 апреля. Теперь он отмечается во многих городах страны. Особенно интересно и широко проходит он в Санкт-Петербурге, где в его проведении участвуют видные организации города и десятки школ.

Несмотря на трудное время, всюду есть люди, для которых Культура ― не пустой звук, а реальные дела. Неудивительно, что интерес к научно-философскому, литературному и художественному наследию Н.К.Рериха неуклонно возрастает.

Как писала жена художника, Елена Ивановна Рерих: "В дни неслыханных бедствий и разрушений, когда люди мятутся, не находя выхода из порожденного ими хаоса мышления и действий, подымается мировая фигура Водителя Духа и Культуры и раздается светлый и бодрый призыв к новому строительству, к новому осознанию всечеловеческих отношений и всех духовных, творческих ценностей".

И закончить свое выступление я хотела бы торжественно. У Николая Хатунцева есть стихотворение "Учитель", посвященное Рериху. Я прочту фрагмент из него.

Художник, странник и подвижник,

Поэт, мыслитель и пророк,

Постигший то, что непостижно,

Он смог, переступив порог,

Дойдя до древнего истока,

Найти связующую нить,

Свет Запада и свет Востока

В единый Свет соединить.

Он красками и письменами

Воспел грядущего приход,

Увидев сквозь земное пламя

Огонь космических высот.

Он знал: умножатся потери,

Настанет время новых вех,

Но путь духовный беспределен,

Как беспределен человек.

И он учил: без промедленья,

Избрав заоблачный маршрут,

Начни тотчас же восхождение,

Свершай сегодня же свой труд!”


Караульщиков В.А.

Ивановское городское общество Рерихов “Свет”

ПУТЕШЕСТВИЕ Н.К.РЕРИХА 1903 ГОДА ПО ДРЕВНИМ ГОРОДАМ РОССИИ

Многочисленные путешествия Николая Константиновича Рериха оказали огромное влияние не только на его творчество, но и на всю его культурную и общественную деятельность. Без путешествий Рерих немыслим как художник. Без путешествий, больших и малых, не состоялись бы его научные работы.

Увиденное и пережитое во время этих странствий служило неисчерпаемым материалом для философских обобщений. А те, в свою очередь, никогда не оставались чисто умственными построениями, постоянно претворяясь в конкретные дела, в активную общественную позицию.

Еще в 1900 году, на просьбу дать собственную характеристику, Николай Константинович ответил очень лаконично: "Странник".

Но если о знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха написаны десятки статей и монографий, а дневники участников экспедиции позволяют проследить подробный маршрут и расписать чуть ли не по дням, что происходило во время путешествия, то об экспедиции по древнерусским городам 1903 года известно гораздо меньше. По сути, разработка этой темы еще только начинается. И сегодня, в последующих выступлениях, мы услышим о первых шагах и находках, сделанных в Ярославле и Владимире. Однако "белых пятен" еще слишком много...

Для нас, ивановцев, по-прежнему остается открытым вопрос: посещал ли Н.К.Рерих в 1903 году окрестности Шуи, о которой с такой теплотой он вспоминал уже будучи в Индии? Неизвестно также, когда и при каких обстоятельствах Николай Константинович познакомился с палехским иконописцем Д.Тюлиным. Не исключено, что это произошло в 1903 году.

Однако не менее важным представляется идейное осмысление экспедиции и ее итогов.

Конечно, в таком коротком сообщении нет никакой возможности серьезно раскрыть эту тему, требующую специальных монографий и философских исследований. Сегодня мы можем лишь затронуть некоторые моменты как самой экспедиции, так и тех идей, тех причин, которые привели Николая Константиновича к необходимости ее осуществления.

К началу XX века Н.К.Рерих был уже достаточно известен как художник, глубоко чувствующий дух старины и умело использующий свое знание истории и археологии в художественном творчестве. Философская мысль Н.К.Рериха в это время вращалась около идей Джона Рескина о преображающей человека роли искусства. Само же искусство, по мнению Николая Константиновича, переживало эпоху серьезных перемен.

"Мы как бы стоим на пороге нового течения в искусстве: глубоко внутри общества совершается какой-то художественный процесс, дающий о себе знать пока лишь глухими неясными симптомами"[2], ― записал он в 1901 году.

И действительно, видные деятели культуры того времени начинают переосмысливать значение искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Искусство старого времени считало, что постичь его могут только привилегированные слои общества. Впоследствии, в лице передвижников, перед искусством была поставлена задача не только быть понятным, но и быть доступным народу. Теперь же на первый план выдвигалась воспитательная роль искусства ― оно должно было воспитывать вкусы народа и возвышать его духовно.

Переосмысливалось и само понятие искусства. Стиралась грань между "чистым" искусством и прикладным. Становилось понятно, что красота должна окружать человека повсюду и наполнять все стороны его жизни. Не случайно известные художники того времени обращаются в своей работе к совершенно неожиданным формам и материалам ― проектируют интерьеры жилых домов, разрабатывают эскизы мебели, домашней утвари, расписывают музыкальные инструменты. Все больше входят в жизнь идеи синтеза искусств.

Внутри искусства также происходят большие перемены. В том же 1901 году Николай Константинович цитирует слова де Буалье:

"Нас утомил культ нереального, абстрактного, искусственного... И мы вырвались на открытый воздух... И у нас из груди исторглись крики восторга и упоения: Как хороша природа! Как красива жизнь!"[3]

Именно это стремление к природе сближало, по мнению Н.К.Рериха, грядущий этап развития искусства с эпохой Возрождения. Однако, подчеркивал он, одного телесного присутствия в природе недостаточно ― необходимо слиться с природой духовно. При таком слиянии красота природы открывала врата к постижению красоты Неведомого, красоты Духовного мира.

Еще одним важным моментом в искусстве, одним из мощных инструментов для выражения духовной составляющей было то, что Николай Константинович называл "истинным упрощением форм", которое не имело ничего общего ни с академическим утрированием, ни с символическим шаблоном. Истинное упрощение, стилизация, брало свой исток в искусстве каменного века.

"Понимать каменный век как дикую некультурность, ― говорил Н.К.Рерих, ― будет ошибкою неосведомленности... В дошедших до нас страницах времени камня нет звериной примитивности. В них чувствуем особую, слишком далекую от нас культуру... Вымирающие дикари-инородцы с их кремневыми копьями так же похожи на человека каменного века, как идиот похож на мудреца... Человек каменного века родил начала всех блестящих культур, он мог сделать это. От инородца ― нет дороги..."[4]

Обращение к искусству древних было важно еще и тем, что современному человеку, выросшему среди ритма городской жизни, почти невозможно достичь той степени духовного слияния с природой, которая была доступна древнему.

Красота Неведомого ― немногие способны передать ее непосредственно через впечатления от природы. Но, переплавленная в творениях древних мастеров, она может служить искусству нового времени.

"Предскажем ― писал Николай Константинович, ― что в поисках лучшей жизни человечество не раз вспомнит о властелинах древности; они были близки природе, они знали красоты ее. Они знали то, чего мы не ведаем уже давно"[5].

Все острее чувствует Н.К.Рерих необходимость широкого ознакомления с творениями мастеров древности и не только каменного века, но и более поздних эпох.

"Не от столиц ждать красоты ― говорил он, ― Не от их сиротливых музеев... Все красивое там теперь гость случайный"[6].

Потому Николай Константинович одним из первых ставит вопрос о необходимости развития отечественного туризма:

"...когда всмотритесь во все эти строго организованные поездки под всеми углами и по всем радиусам Европы, то прямо смешными становятся наши два-три общепринятых маршрута, от них же первые "по Волге" и по "Черному морю"... И хоть бы что ни говорилось, за исключением одного процента, все все-таки поедут по избитым путям ... никто на пешеходные путешествия (столь принятые по Европе) не дерзнет, все-таки мы будем ощущать слишком мало стыда, слыша, что некоторые иностранцы видели Россию лучше, нежели исконные ее жители…"[7]

Сам Николай Константинович путешествовал довольно много, и эти странствия привели его к мысли, впервые сформулированной в 1899 г.: исторические памятники, в чуждом для них окружении, становятся "мертвыми" и теряют большую часть своей художественной ценности.

"Теперь хотя сами-то памятники начинают охраняться... а настанет ли время, когда и у нас выдвинется на сцену неприкосновенность целых исторических пейзажей, когда прилепить отвратительный современный дом вплотную к историческому па<



2020-02-03 138 Обсуждений (0)
Фотохроника Рериховских чтений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фотохроника Рериховских чтений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)