АРИСТОТЕЛЬ(384-322 г до н.э.)
Сократ(469-399 г до н.э.) Представитель объективного идеализма, душа бессмертна, вечна. Обратил внимание на проблему внутреннего мира личности, на его духовность, нравственные качества. СОФИСТ- мудрец. О себе он говорил как о любителе философии. « Я знаю, что ничего не знаю, а другой и не знает и этого!» Речь идет о Сократовской иронии: чем больше знаешь, тем больше вкрадывается сомнение, что ничего не знаешь. Принцип сомнения должен присутствовать, стремление к познанию, главное у чел. разум, борьба разума и чувств.(страсти-аффекты) Истина-добро-красота. Впервые обосновал метод познания, который стал называться ИДЕАЛЕКТИКОЙ- умение вести спор. СОФИСТЫ-первые платные учителя, обучали риторике, юриспруденции готовили к политической карьере. Первые обратили внимание на проблемы лингвистики. У Сократа его беседы включили 2 момента: 1. ирония Сократа 2.оказать помощь собеседника. Повивальное искусство, что бы задавая вопросы он на них легко отвечал. Мышление через противоречие, через разные точки зрения. Гражданин Афин должен обладать нравственными качествами: разум, мужество, справедливость- соблюдение юридич. И нравственных законов. Сократа обвинили в развращении своими беседами молодёжь, приговорили к смерт. приговору. В Афинах власть демократии, а он против демократии, ограничивался немногим, был беден. Демократия-власть народа, а он за аристократов. Ученики Сократа подготовили побег: « Если я поступлю так как вы желаете, то вы (ученики) скажите, что я не соблюдаю справедливость!» ПЛАТОН( 427-347 Г ДО Н.Э.) Ученик Сократа, настоящее имя Аристокол. Платон широкоплечий, могущий, один из первых создаёт философскую школу- АКАДЕМИЯ(просуществовала до 529 г. н.э.)-полубог Академ, помог Зевсу разыскать Елену---ему возвели храм, на тер- ии где был храм, Платон построил свою школу. !!!Впервые рационально обосновывает объективный идеализм, создаёт философскую систему. В основе- единый принцип. Признаёт бессмертие души. Откуда возник мир? И т.д. Вводит такое понятие как: Демиург(творец) · Идеи, образы- мир идей · Материя как вещ. из чего сост. вещ- ва. Христианство уважительно относится к Платону, хотя он был язычник. При решении основного вопроса философии- духовное начало не материально, а Платон призывал сжечь все произведения Демокрита, он его считал атеистом, безбоженником. Мир идей- первичен; материальные дела- тленны, переходящи.; образ не имеет частей, конкретная вещь разлагается. Платон- абсолютизировал наши понятия. Познание0 есть воспоминание. Поставил вопрос о творческом хар-ре мышления: наши знания формируются под влиянием диалога, при выявлении противоречий. Знания не даются просто, они добываются на основе размышления. В зависимости от того, сколько раз душа побывала в мире идей, тем меняется сословие( войн, царь, ремесленник). Начинает строить учение о гос-ве. Создал идеальное гос -во. Должны прибывать следующие сословия: 1.рабы, ремесленники, производители, воины, правители, философы(на вершине)
АРИСТОТЕЛЬ(384-322 г до н.э.) В юности собирался стать медиком, но когда приехал в Афины, заинтересовался философией, учитель будущего Александра Македонского, тот его считал 2 отцом. Платон мне друг, но истина дороже!!! Создал учение- формальная логика, наука о мышлении. · С его точки зрения, познание- отражение с помощью разума. · С точки зрения Платона,. Материальные тела: материя, эйдос, но с Аристотель.- конкретные тела есть единство материи и формы. Соотношение материи и формы. Каждая вещь в силу своего изменения, содержит в себе возможность появления новой вещи, нового качества: идея соотношения действительности и возможности(реальные и абстрактные). Аристотель много рассуждал о душе, душа- это движущее начало изменений, которое происходит в организме.(цветочки-плоды, всем присуща душа.) Душа- реакция на внешний раздражитель, но животное чувственная душа. Человек есть политическое животное, душа растения и животного погибает вместе с телом. Про чел. у него 2 мнения:1. душа погибает вместе с телом;2.2части погибают, но разум не умирает;P.S.душа состоит из 3 частей. После смерти Платона, создал свою фил- ую школу ЛИКЕЙ. Ученики- перепотетики(прогуливаться)т.к. школа находилась в саду и Аристотель с учениками прогуливаясь вели беседы. Арестотель- СТАГЕРИТ (т.к. родился в городе Стагир).
Средневековая философия. (конец 5 по 16 века) 1.исторические условия 2.этапы развития 3.основные проблемы
С 476 года- феодальные отношения, собственность на землю, по сравнению более прогрессирующее хоз- во. Преобладало религиозное мировоззрение, запрещалось исследовать природу, влияние церкви очень большое. Этапы развития: 1. с 2 века- Патристика от слова падре-учение отцов церкви(Августин Блаженный, Платон) 2. с 8 по 16 –Схаластика зарождение, расцвет 12-13 века – Фома Аквинский(святой); Пьер Абеляр; Вильям Оккам. Отличия: 1. проблема связанная с учением о бытии(онтология) у античных философов природное и мысли материал .начала. !в средневековой только Бог-творец Антическая фил- я с языческой религией. 2. античная фил- я воспевала разум чел. в средневековье принижается разум и на первое место ставится вера!!! Основные проблемы, которые встали перед фил. средневековья.- проблема бытия бога. Док-во бытия Бога Аксен Кентеберийский: «И сказал безумец в сердце своём- Бога нет, но если безумец говорит о Боге, он знает, что его нет, но говорит же безумец!!!» Фома Аквинский пытался обосновать бытие бога. Док-ва: 1. Всё в этом мире имеет своё начало, должен быть предводитель всему- БОГ (эта позиция была присуща Аристотелю) 2. ЛЮБОЙ ПРОЦЕСС ИМЕЕТ СВОЮ ПРИЧИНУ, имеет следствия, нет без причинных явлений, должна быть первопричина. 3. аргумент- процессы в мире несут в себе взаимосвязь необходимости и случайности, случайность связана с необходимостью- другие предположения с помощью разума Кант: «Доказать бытие Бога с помощью разума невозможно, только вера!» 4. Соотношение веры и разума- средневековые философы выдвинули 3 системы познания · Познания чувств, связанные с повседневным опытом · Связана с разумом · Религиозная вера- божественное озарение 5. Проблема универсалей- логические понятия, абстракции · Реализм(Фома Аквинский)-точка зрения, согласно которой универсалии существуют в уме бога; в самих вещах; в разуме человека, как отражение вещей(из античных, что-то похожее было у Платона) · Номенализм(Пьер Абеляр)- т.з.,согласно которой универсалии-этоназвание вещей. 6. Теодицея-проблема добра и зла.3 вида зла: · Метафизическое- зло, которое присуще природе · Физическое зло-болезнь людей · Моральное зло, грех- связано с чел.(страсти, разум, воля)
Философия нового времени
Исторические условия, основные предпосылки, основные проблемы(эмпиризм и рационализм)-проблема субстанции -проблема познания - проблема метода -проблема общественного устройства ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 14-16 века(просвещения) Зарождается в Италии, основа- городское население, представители- буржуазия(торговцы, ремесленники).Возрождение античной культуры, красота тела. Возникают 3 направления: 1. гуманизм(Данте, Петрарка,Эразм Ротердамский) 2. натурфилософия(Коперник, Бруне) 3. реформация(возникает протестантство, лютеранство,Кальвин) НОВОЕ ВРЕМЯ 16-19в Возникает товарное производство, мануфактуры, промышленность, буржуазное отношение, формируется внутренний рынок(натуральное хоз-во), складываются мировые рынки, географические открытия(Магеллан), новые культуры. Развитие промышленности требовало развитие новых наук. В ряду Европейских стран происходили революции. Первая революция в Голландии, Англии, Франции(17889-1793), германии(1848), Россия(1917) Гегель: «философия- эпоха, выраженная в мыслях.» Материалисты: Френсис БЭКОН (знание-сила); Томас Гоббс; Джон Локк; Бенедикт Спиноза Идеалисты: Рене Декарт; Беркли; Юм Основные проблемы: рационализм, империализм ЭМПИРИОЛИЗМ- «эмперио» -опыт, все знания основаны РВЦИОНАЛИЗМ- «раацио»- разум (главное в познании , 1 проблема-субстанция- первопричина, первооснова всего многообразия мира. I. Возникает вопрос как понимать субстанцию, направления в понимании субстанции: МОНИЗМ (монистическое)- в основе многообразия мира –одна субстанция или материя или сознание. ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ (двойственное)- у Декарта очень трудно вывести из одной субстанции, сложен переход то неживой к живой- необходимо принять 2 субстанции: Материальная (протяженностью характеризуется) и духовная (характеризуется мыслительной деятельностью)- третья субстанция-БОГ. ПЛЮРАЛИЗМ(каждая вещь содержит в себе душу- энтелехия (движущее начало) от неживого к человеку II. Теория познания : сенсуализм (связан с эмпиризмом)и рационализм С точки зрения Локка, все знания связаны с чувствами в основе данные органов чувств. Локк6 « Человек рождается, у него чистая как доска голова,нет знаний, только с помощью органов чувств и получает знания. У него нет боязней, все знания из опыта!!! нет ничего в разуме, чего не было бы в начале в чувствах. Разум анализирует, только то,что дают органы чувств. Декарт выдвинул другое положение: нет ничего в разуме, чего не было в начале в чувствах, кроме самого разума. Ввёл понятия ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ- способность разума создавать независимо от органов чувств новые знания. III. Проблема метода(метод с греч. Путь к чему-либо)Бекон сравнивал с фонарём, метод как фонарь, показывает кротчайший путь( совокупность приёмов исследования) ИНДУКЦИЯ-восхождение от частного к общему. Не всегда даёт всеобщие необходимые знания. Бэкон –основоположенник индуктивного опыта. Человеку нужно освободиться от заблуждений: · (идолы которые господствуют над нами)- идолы рода- наша познавательная способность не всегда даёт правдивую информацию и разум тоже может ошибаться. · Идолы пищеры-каждый чел.рассматр. мир с точки зрения своего субъекта восприятия. · Идолы рынка- связаны с употреблением языка- ошибки, искажения, многозначность, непонятные термины. · Идолы театра- авторитеты которые господствуют над нашими умами(против схоластики) Декарт выдвигает дедуктивный метод, от общего к частному; выдвинул принцип сомнения, сомневайся не бери всё на веру, во всём можно сомневаться, кроме одного, я мыслю---я существую. Выдвигает следующий метод полож.: как анализировать предмет? 1) идти от простого к сложному. 2) Не упускать ни каких процессов, всё рассмотреть. 3) За истину брать только то, что даётся с очевидностью.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |