Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурное состояние России в 90-е годы XX века



2020-02-03 193 Обсуждений (0)
Культурное состояние России в 90-е годы XX века 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В годы перестройки на Советский Союз обрушился большой поток американских влияний. Это была музыка, кино, литература, субкультуры. Это было связано с тем, что СССР находился практически в состоянии краха, народ устал от жесткой социалистической системы и требовал перемен. Поэтому вся информация, попадающая из зарубежья, без разбору начинала оседать в массовом сознании людей.

На улицах стало появляться все больше и больше субкультур, по большей части связанных с криминалом, если раньше их насчитывалось совсем немного, то теперь их стало в изобилии. Началось массовое употребление наркотиков, беспорядки на улицах. Если раньше на телевидении далеко не все попадало в эфир, то теперь на отечественных экранах стала появляться американская реклама, американские передачи. Исчезла та жесткая цензура, которая существовала при советском режиме. На экраны телевизоров попадало все без разбора. То, что когда-то было недоступно, в одночасье появилось в русской культуре.

Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу - и выбрало “Пепси”. [1, с. 9]

Сейчас уже трудно установить, почему это произошло. Наверно, дело было не только в замечательных вкусовых качествах этого напитка. И не в кофеине, который заставляет ребятишек постоянно требовать новой дозы, с детства надежно вводя их в кокаиновый фарватер. И даже не в банальной взятке - хочется верить, что партийный бюрократ, от которого зависело заключение контракта, просто взял и полюбил эту темную пузырящуюся жидкость всеми порами своей разуверившейся в коммунизме души. [1, с. 9]

Скорей всего, причина была в том, что идеологи СССР считали, что истина бывает только одна. Поэтому у поколения “П” на самом деле не было никакого выбора, и дети советских семидесятых выбирали “Пепси” точно так же, как их родители выбирали Брежнева. [1, с. 9]

Как бы там ни было, эти дети, лежа летом на морском берегу, подолгу глядели на безоблачный синий горизонт, пили теплую пепси-колу, разлитую в стеклянные бутылки в городе Новороссийске, и мечтали о том, что когда-нибудь далекий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь. [1, с. 9]

Прошло десять лет, и этот мир стал входить - сначала осторожно и с вежливой улыбкой, а потом все уверенней и смелее. Одной из его визитных карточек оказался клип, рекламирующий “Пепси-колу”, - клип, который, как отмечали многие исследователи, стал поворотной точкой в развитии всей мировой культуры. В нем сравнивались две обезьяны. Одна из них пила “обычную колу” и в результате оказалась способна выполнять некоторые простейшие логические действия с кубиками и палочками. Другая пила пепси-колу. Весело ухая, она отъезжала в направлении моря на джипе в обнимку с девицами, которые явно чихать хотели на женское равноправие (когда приходится тесно общаться с обезьянами, лучше просто не думать о подобных вещах, потому что равноправие и неравноправие будут одинаково тяжелы для души). [1, с. 10]

С распространением американской рекламы на телевидении, увеличился спрос на американские товары. В продаже появляются американские марки одежды, американская еда. Появляются заведения быстрого питания. Если раньше это были обычные столовые с традиционной русской пищей. То теперь в городах России начали появляться Бургеры, МакДональдсы. Так как это было для русского человека новинкой, то соответственно подобные заведения вызывали большой приток посетителей.

На телевидении появляются передачи, заимствованные у американцев: ток-шоу, телемосты. На отечественном телевидении начали транслировать американские сериалы, американские боевики.

Существенные изменения происходят и в русском языке. В связи с проникновением элементов американской культуры в Россию, появляется много заимствованных слов, преимущественно из английского языка. Это связанно с изменениями в сфере политической жизни, экономики, культуры и нравственной ориентации общества. Наблюдается небывалая экспансия иноязычной лексики во всех областях. Она заняла ведущие позиции в политической жизни страны, привыкающей к новым понятиям президент, инаугурация, спикер, импичмент, электорат, консенсус и т. д.: иноязычные термины стали господствующими в самых передовых отраслях науки и техники – компьютер, дисплей, файл, мониторинг, плеер, пейджер, а также в финансово – коммерческой деятельности – аудитор, бартер, брокер и т. д. В культурную сферу вторгаются бестселлеры, вестерны, триллеры, хиты и т. д. Бытовая речь живо принимает новые реалии с их нерусскими названиями – сникерс, твикс, гамбургер и т. д. [5]

Заимствованные слова очень быстро проникли в русскую речь и стали общеупотребляемыми. Это было связано не только с появлением новых технологий, новых предметов, которым нужны были новые названия, но и с модой на слова американского происхождения.

Так же в 90-е активно продолжали формироваться субкультуры, пришедшие из США.

Хип-хоп (англ. hip hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. [5]

Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». [5]

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейкдансом. Первая русскоязычная группа появилась в 1989 г., её имя — Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («ЮГ», «Объединенная Каста», «Крёстная Семья», «EK Playaz»), которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music, организованным все тем же Bad. B. Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления. [5]

Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») — вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова (некоторые вошли в молодежный сленг) «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг» (от b-boy — парень, исполняющий брейк, но, возможно, и от африканского слова boioing — танец, состоящий из прыжков). [5]

В СССР/России брейк-данс стал известен в середине 1980-х годов. В 1985 г. возникли первые команды брейкеров «Меркурий» и «Магический круг». Началось проведение фестивалей брейк-данса. Вновь интерес к танцу в молодежной среде распространяется в 1990-х годах. Появляются новые команды исполнителей, открываются первые танцевальные школы брейка, этот танцевальный стиль демонстрируется по телевидению. [6]

Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление арт-дизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику. [5]

Граффити привносит в жизнь современных подростков немного экстрима. Ведь в городах разрисовывать стены без согласия владельцев зданий запрещено, и всегда есть доля риска — рисовать приходится ночью, а в случае опасности остаётся только бежать от представителей органов правопорядка или рассерженных граждан. К тому же, для райтера (художника граффити) дело чести — разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект. [6]

Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных городах: улица (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждений. [6]

Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки(как правило с прямыми козырьками) известных брендов футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, носковидные надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны, которые всегда приспущены. Причёски короткие, хотя также популярны короткие дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки). [5]

Еще одна субкультура, пришедшая из США в 90-е годы – субкультура рейверов.

Рейверы — молодёжная субкультура постоянных участников рейвов — вечеринок электронной танцевальной музыки, получивших массовую известность в 1988 году в Великобритании и США. [5]

Характерными чертами образа жизни рэйверэвского стиля жизни являются ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для внешнего вида рейверов характерны яркие цвета в одежде, пластиковые солнцезащитные очки, короткие крашенные волосы у юношей, цветные пряди длинных волос у девушек. Крайне популярен пирсинг, а в дизайне использовался символ «смайлик». [5]

В музыкальном отношении стиль рэйв является преемником техно и эйсид-хауса. Ключевая фигура рэйверских дискотек – ди-джей. [6]

Негативной стороной этой молодежной субкультуры является употребление наркотиков, преимущественно «экстази», его приверженцами.

Одной из криминальных субкультур, пришедших из Англии и США в 90-е годы и существующих по сей день, была субкультура скинхэдов.

Название произошло от англ. скин хэд - бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. [6]

В Москве они появились в начале 90-х годов. Их было не более десяти человек, они жили в разных районах, и каждый думал, что он единственный. После 1994 года количество скинов резко возросло, рост продолжается и сейчас. Считается, что в основе идеологии скинхедов - воинствующий национализм и расизм. Культовый политический деятель - Адольф Гитлер и лидеры ку-клукс-клана, а идеальный режим - немецкий национал-социализм. Любимый лозунг скинов: “Россия - для русских, Москва - для москвичей”. В основном это движение столиц - 90-95 процентов скинхедов обитают в Москве и Санкт-Петербурге. [6]

В скинхедовском движении выделяют три основных направления:

- скины-нацисты;

- красные скины;

- скины-антифашисты. [6]

Внешне скинхеды всех направлений выглядят одинаково: бритые лбы, черные или зеленые скользкие куртки – «бомберы», подтяжки поверх белых (цвета расы) маек, завернутые почти до голеней штанины светлых джинсов, тяжелые военные ботинки. Обязательным атрибутом скинхедов является татуировка. [6]

У скинхедов есть и свое музыкальное направление – стиль «oi», которое является ответвлением панк-рока. Наиболее популярные символы – свастика в различных вариантах «кельтский крест». [6]

Группировки скинхедов имеют свою иерархию и четкую структуру криминального образца: группы в подъездах, дворах, микрорайонах. Крупные группировки насчитывают до 50 человек и именуются «фронтами». [6]

Таким образом, видно, что в России 90-х годов произошли кардинальные перемены в культуре в целом. С развалом Советского Союза, рухнула и коммунистическая картина мира. Народ искал себя. А так как во времена СССР вся традиционная русская культура как таковая была уничтожена, то Россия начала впитывать в себя элементы разных культур, по большей части элементы американской культуры, американской «красивой» жизни.

 



2020-02-03 193 Обсуждений (0)
Культурное состояние России в 90-е годы XX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурное состояние России в 90-е годы XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)