Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международный туризм: понятие и классификация



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Международный туризм: понятие и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Туризм как социально-культурное явление и особая сфера экономики в России формировался длительный исторический период под воздействием изменявшихся социально-экономических условий.

Санкт-Петербург, бесспорно, является одним из крупнейших туристских ресурсов. Имеется и надлежащая туристская индустрия, и инфраструктура, однако все эти предпосылки не приносят существенный доход от туризма в бюджет города.

Важность и актуальность проблемы туризма в Санкт-Петербурге обусловлена постоянным ростом интереса к городу со стороны иностранных граждан и эта тема, довольно давно обсуждается во многих изданиях по туризму и книгах о городе. Туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.

Данная работа имеет своей целью проанализировать рекреационный потенциал и перспективы развития различных видов туризма в городе Санкт-Петербурге. Важнейшие из задач: осветить ситуацию на сегодняшний день, предложить пути улучшения, выявить сильные и слабые места этих возможных преобразований, а также рассмотреть действия, предпринимаемые правительством и частными лицами для расширения рекреационной деятельности в регионе. Методика исследования – теоретический анализ имеющихся на сегодняшний день фактов и проектов.

Предметом изучения в данной работе является Санкт-Петербург, культурная столица России. Это развивающийся и экономически стабилизирующийся город с множеством культурных ценностей. Объект курсовой – это международный туризм, активно развивающаяся сфера мировой экономики.  В работе  приведены статистические данные о рынке туризма в Петербурге,  этот рынок пока на стадии развития и становления. Но судя по данным, очень быстро набирающий вес в международном туризме. Культурная столица России всегда привлекала иностранных туристов, даже не смотря на бывшее плохое обслуживание и неудовлетворительное качество гостиничного сервиса, которое начало меняться лишь в последние года. За последние пять лет ситуация сильно изменилась, что положительно сказывается на туристском потоке.

Рекреационные ресурсы и относительно благоприятные климатические условия региона играют важную роль в создании зон отдыха и организации туризма, которые являются важной статьей доходной части бюджета Ленинградской области. Каждый год в регион приезжает около двух миллионов человек, которые посещают памятники культурно-исторического наследия. Рекреационные возможности региона не достаточно развиты Ленинградская область располагает одной из наиболее развитых в России систем отдыха, туризма и спорта. Область обеспечивает потребности как себя самой, так и Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.

Туристский рынок является очень привлекательной сферой бизнеса. Для государства он является дополнительным доходом, для туристов это новые впечатления, для профессионалов туристский рынок предлагает интересную работу с возможностями карьерного роста. В то же время, туристский рынок является сложной системой со своими нюансами и особенностями. Для успешного ведения дел на туристском рынке необходимо обладать не только хорошо развитыми деловыми управленческими качествами, но и чувствовать этот рынок, прогнозировать изменение потребительского спроса, довольствуясь не только «сухими» цифрами, но и интуицией.

Степень изученности проблемы достаточно высокая за счет повышенного интереса различных СМИ к проблемам туризма в Санкт-Петербурге и большого количества статистических и прочих данных по теме. Используемые материалы – атласы и карты региона, периодические издания, законопроекты, телевизионные передачи, научная и популярная литература, статистические данные, размещенные в сети Интернет.

 

Понятие международного туризма

Международный туризм: понятие и классификация

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма.[2]

Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что

значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все

 

 

более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

 Понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый ха­рактер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к ино­странным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

 В положении о лицензировании международной туристической деятельности (от 12.12.95 №1222) установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм- это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".[1]

 В настоящее время туризм классифицируется:

По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровитель­ный; самодеятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;

По степени мобильности: передвижной; стационарный; смешан­ный;

По форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

По возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

По использованию транспортных средств: автомобильный; желез­нодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

По сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;

По географии: межконтинентальный; международный (межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;

По способу передвижения:

· Автомобильный туризм. Удобен, в случае индивидуального и самодеятельного туризма, с передвижением по городу, остановками в виде обзорной экскурсии.

· Железнодорожный туризм. Относительная дешевизна железнодорожных перевозок, доступных почти для всех слоев населения.

· Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным.

· Теплоходный (водный) туризм

· Автобусный туризм. Наиболее актуален в случае внутреннего туризма.

Международный туризм оказывает влияние на развитие, как от­дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также будет развиваться.

1.2 Мировой и отечественный опыт организации международного туризма

В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный харак­тер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поез­док приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% на остальные регионы. В табл.1 приведены данные о международ­ном туризме в 1990 г. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистиче­ском сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).

 Основными факторами, влияющими на развитие выездного ту­ризма в высокоразвитых странах, являются экономические и соци­альные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необхо­димых потребностей.

 К субъективным причинам относится деятельность государствен­ных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пре­бывания на ее территории иностранных граждан и др.

 Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.[6]

По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест (Таблица 1 – приложение А).

Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специали­зирующихся на  туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от  экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтро­пиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой эконо­микой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

 Под поступлениями от международного туризма понимается пла­та за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от допол­нительной занятости и оплаты международного транспорта.

Доходы от международного туризма в 1990 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).

Расходы американских туристов за рубежом также ока­зались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от междуна­родного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. дол.), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония (- 21 350 млн. дол.) и Германия (-19 153 млн. дол.)(Рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Соотношение между доходами и расходами от международного туризма

Помимо расходов на проезд в страну и обратно, иностранный турист затрачивает средства на иные нужды (Таблица 2).

Таблица 2 – Расходы иностранного туриста в стране временного пребывания

Питание 40%
Проживание 30%
Проезд внутри страны 8%
Прочие расходы  22%

 

 

В результате расходов, осуществляемых иностранными туриста­ми в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы турист­ских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со сторо­ны туристического сектора экономики на товары и услуги постав­щиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на то­вары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называют­ся вторичным эффектом.[7]

 Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Раз­вивающиеся страны вынуждены импортировать значительное коли­чество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое обо­рудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристи­ческой индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.

 Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внут­ренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отрас­лей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответ­ственно.

Развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже обще­мировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долларов США в 2020 г , или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долларов США в 1995 г.. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.

Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока. Особенно се­рьезные изменения произойдут в России: в 2020 г количе­ство въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди евро­пейских стран достигнет также Чехия (Таблица 3).[7]

Таблица 3 - 10 стран-лидеров по приему туристов в 2020 году

Страна   Прибытие туристов в млн. чел Доля в миро­вом потоке. % Среднегодовой рост в 1995 - 2020 гг. в %
Китай 137,1 8,6 8,0
США 102,4 6,4 3,5
Франция 93,3 5.8 1.8
Испания 71,0 4,4 2.4
Гонконг 59,3 3.7 7.3
Италия 52,9 3.3 2.2
Великобритания 52,8 3,3 3,0
Мексика 48,9 3,1 3,6
Россия 47,1 2,9 6,7
Чехия 44,1 2,7 4,0

 

 

Наибольшая туристская подвижность населения ожида­ется в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5—2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы (Таблица 4).

 

Таблица 4 - 10 стран-лидеров по выезду туристов в 2020 году

Страна Выезд туристов в млн. чел Доля в мировом потоке в %
Германия 163.5 10,2
Япония 141.5 8,8
США 123,3 7,7
Китай 100,0 6,2
Великобритания 96,1 6,0
Франция 37,6 2,3
Нидерланды 35.4 2,2
Канада 31.3 2,0
Россия 30,5 1.9
Италия 29,7 1.9

 

За последние годы наиболее впечатляющих успехов в развитии туризма достигла Польша. Еще в 1985 и 1990 гг. эта страна по приему туристов занимала 17 и 19 места в Европе. В 1996 г Польша заняла уже 6 место, приняв 19,4 млн. человек. По доходам от туризма Польша перемести­лась с 28 места в 1985 г на 8 место в 1996 г., получив 8,4 млрд. долларов США. Для Польши характерен особенно высокий рост визите­ров (туристов и иностранцев, не остающихся на ночлег).

Из стран, ранее входивших в СССР Польшу в 1996 г. по­сетили 13397,6 тыс. человек, или 15,3% общего потока ви­зитеров в Польшу, где определяющее значение сохраняет Германия (53% потока).

Положение в российском экспорте услуг не вызывает оптимизма. По данным  прессы, число иностранных туристов, посещающих ежегодно Россию, находится примерно на уровне 1986 года, когда из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС произошла массовая аннуляция поездок из-за границы.

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому. Что там им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристическим организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а, следовательно, и капиталовложений.

Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:

· быстрый возврат средств (4 - 8 лет),

· увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат,

· увеличение занятости населения,

· увеличение поступления валюты.[4]

Основные предлагаемые меры государственной поддержки туризма следующие:

1. Освобождение сферы туризма (гостиницы, санатории, кемпинги) от уплаты таможенной пошлины за оборудование и стройматериалы, ввозимые из-за рубежа для ремонтных и строительных работ на туристских объектах.

2. Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капиталовложений.

3.  Предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.

В этом случае выиграет и государство, и турфирмы, ведь международный туризм продолжает оставаться самым доходным бизнесом в мире.

Итак, международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства.

Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

В настоящее время на промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

В России туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристской деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.

Российским туристским фирмам еще предстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги. Им в помощь было принято Постановление «О лицензировании международной туристской деятельности», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и другие нормативные акты.

Для развивающихся стран международный туризм станет источником не только поступления иностранной валюты, но и организации новых рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные системы и природную среду. Проходившие в 90-е годы дебаты о целесообразности поддержки международного туризма завершились тем, что международный туризм признан инструментом экономики, применение которого не только приносит стране доходы, но и проблемы. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Правительства этих стран при планировании мер по развитию туризма должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения. Особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, которая является базой туризма и требует индустриального развития.

Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга.

 

 

 

2 Характеристика Санкт-Петербурга как туристского центра

2.1 Характеристика рекреационного потенциал Санкт-Петербурга как центра международного туризма

В условиях экономического подъема страны или мира в целом всё больше приобретает вес, то есть вызывает интерес, нематериальные вещи-товары. Благодаря этой ситуации повышается туристский потенциал городов. Развиваются государственные и негосударственные программы финансирования городов – тех, которые стали либо могут стать туристскими.

Город всё больше становится товаром. Точнее, рассматривается как своеобразный, уникальный товар, который обладает конкретными, ему присущими свойствами, и требует определенного позиционирования и продвижения с целью получения тех или иных выгод. Здесь уже имеет смысл говорить о бренде туристского города, который имеет свои особенности формирования. При формировании необходимо исходить из того, что город- это не новый товар, у него уже существует определенный имидж. Если идти ещё глубже, то у города есть свой образ. Он первичее имиджа. То есть бренд основан на имидже, а имидж – на образе.

Образ – это собирательное представление индивидуума или группы индивидуумов, целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов. Своеобразие образа заключается в том, что – это нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своей материальной основе – объекту отражения. Однажды возникнув, образ приобретает относительно самостоятельный характер. Образ очень важен, так как это первое, по чему человек судит о туристском городе. Например, Париж ассоциируется с чем-то шикарным, новым, модным, даже для тех, кто там никогда не был. Рим, Нью-Йорк, Мадрид – образ каждого из них уникален и неповторим.

Начиная с XVIII века – со времен Петра Великого – все лучшее в России доставалось Санкт-Петербургу. Именно здесь строились самые роскошные дворцы и соборы. Здесь работают богатейшие музеи страны – Эрмитаж и Русский музей, здесь находится всесветно знаменитый Мариинский театр. Да и суровая северная природа ежегодно выдает петербуржцам ценный приз за долготерпение: в конце весны наступает удивительная пора белых ночей, манящая людей со всего мира.

Город будто с самого начала задуман как великолепный туристский проект, который теперь получает новое развитие. Местную инфраструктуру еще не назовешь образцовой, однако с каждым годом приезжие чувствуют себя в Петербурге все комфортнее.

Санкт-Петербург обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.
Высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей XVIII-XIX веков сохранился в практически неизменном виде. По разным причинам (в том числе разрушения в годы II мировой войны, строительство современных зданий в послевоенный период в крупнейших исторических центрах Европы) Санкт-Петербург сегодня превратился в уникальный заповедник европейских архитектурных стилей последних трех столетий. Этому, в частности, способствовала утрата городом столичного статуса, которая в значительной степени предотвратила вторжение в архитектурный облик исторического центра зданий стилистики середины-конца 20 столетия [21].

За свою историю Санкт-Петербург поменял несколько названий-эпитетов, вольно или невольно отражавших попытки сформировать имидж города. Среди наиболее популярных - «Северная Венеция», «Северная Пальмира», которые подчеркивают архитектурно-градостроительные особенности города, служившие оценкой его привлекательности; «Город трех революций» свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событиях; в последние годы - «северная столица» России и Европы. Последние два эпитета стали особенно популярными в последнее десятилетие и отражают тенденции позиционирования Санкт-Петербурга в условиях современного этапа рыночного развития экономики.

В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Именно на основе этого культурного достояния создаются новые туристские программы для тех, кто вновь захотел приехать в Санкт-Петербург.

В городе - 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных (Таблица 5).

Несмотря на экономическую нестабильность 90-х годов, в Санкт-Петербурге не только не закрылся ни один музей или театр, а появились новые, так например, музей хлеба, частный музей кукол (открыт в 1999 году) - третий по счету музей такого типа в России, здесь представлены коллекции из более чем 2000 кукол, в том числе «Многонациональный Санкт-Петербург», «Пушкинский Петербург».

Таблица 5 – Культурные объекты

Объекты культурного наследия, охраняемые государством 7 783
Мемориальные доски 2 353
Театры 62
Музеи (с филиалами) 182
Художественные галереи и выставочные залы 135
Концертные залы 38
Кинотеатры 55
Цирки 2

 

Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж, Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русского искусства, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского; музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи профессиональной направленности.[22]

Богата и разнообразна событиями музыкальная жизнь Санкт-Петербурга. Ежегодно в городе проходит более 100 фестивалей культуры и искусств. Появляются новые традиции - ежегодные городские карнавалы. Ежегодно организуется более 100 международных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников, причем, очень часто основной ареной подобных мероприятий становятся центральные улицы и площади города. Например, в 2003 году было проведено уже 17 международных фестивалей. Вот некоторые из них: Международный зимний фестиваль «Площадь искусств», Международный фестиваль балета «Мариинский», Международный фестиваль «Эволюция интерьера», Церемония вручения Национальной театральной премии “Золотая маска”, Ежегодный Международный Музыкальный фестиваль “Дворцы Санкт-Петербурга” и так далее. (Рис. 2,3).

Особое место в программе событий культурной жизни Санкт-Петербурга занимают балетные представления. Петербургская школа балета по достоинству считается одной из лучших в мире. Традиции русской классической школы передаются из поколения в поколение выдающимися педагогами. Искусством известных и выдающиеся петербургских танцовщиков - Рудольфа Нуреева, Натальи Макаровой, Михаила Барышникова - восхищался и восхищается весь мир.

Рисунок 2 – Количество фестивалей с 2001-2007 гг

.

Рисунок 2 – Количество выставок с 2001-2007 гг.

Современный петербургский балет - это не только традиционная русская классическая школа, но и балет Бориса Эйфмана, который расширил жесткие классические рамки русского балета почти до немыслимых пределов. Оставаясь верным классической основе (не случайно же он 7 лет был хореографом Вагановской академии танца), он соединил классический балет с авангардным, а их, в свою очередь, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом, и, наконец, словом. Оковы традиционных схем разорвал и известный петербургский танцовщик и балетмейстер Валерий Михайловский. Этот мужской коллектив танцовщиков исполняет репертуар из знаменитых женских номеров классических балетов - и все это на пуантах.[24]

Постоянное расширение включаемых в сферу культурного туризма объектов Всемирного культурного наследия, интенсивное расширение спектра предлагаемых маршрутов и объектов показа, насыщенность событийного календаря культурной жизни - все это - в сочетании с развивающейся туристской инфраструктурой позволило Санкт-Петербургу войти в ряд ведущих мировых центров культуры и туризма.

С древних времён здесь, по Неве, проходил путь "из варяг в греки", стратегически эта территория имела чрезвычайно выгодное положение. В XVII веке Россия потеряла эти земли, по мирному договору 1617 года они отошли Швеции. С 1700 по 1721 годы Россия вела войну со Швецией, отвоёвывала приневские земли. Для утверждения на берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I "прорубил окно в Европу", страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости "Санкт-Петербург", называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору. Вокруг этой крепости и начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства, сюда были переведены все органы государственной власти.

С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран.

Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал "городом веротерпимости". Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли. Широко известны Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного Штаба, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова. Символами Санкт-Петербурга стали сфинксы на Университетской набережной, памятник Петру I ("Медный всадник"), Смольный собор. В советское время таким же узнаваемым символом стал и крейсер "Аврора". Широко известны "белые" ночи, когда в мае и июне, при незаходящем ночью за горизонт солнце, можно смотреть за разводом мостов над Невой.[20]

В 1914 году Санкт-Петербург переименовали в Петроград. С 1918 года Санкт-Петербург лишился столичного статуса, с 1924 года город стал называться Ленинградом.

Самый тяжёлый период за всё время существования города - блокада Ленинграда. С июня 1941 по 1944 год велась битва за город. Только благодаря огромным жертвам защитников города, их мужеству и отваге, Ленинград продолжил своё существование, не сдался фашистким войскам.

После Великой Отечественной Войны, когда стало необходимо в массовом порядке строить жильё, город заметно увеличил свои размеры. Появились не просто новые кварталы, а целые районы, такие как Гражданка, Ржевка-Пороховые, Весёлый Посёлок, Купчино, Автово. В 1991 году городу было возвращено историческое название.

Города всё больше рассматриваются как своеобразный, уникальный товар, обладающий конкретными, ему присущими свойствами, требующий продвижения с целью получения тех или иных выгод. Санкт-Петербург - этовеликолепный туристский проект, обладающий значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.

 

2.2 Характеристика туристской инфраструктуры и туристского рынка Санкт-Петербурга

Принятая в октябре 2005 года Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра официально признала туризм стратегическим сектором экономики города. В программу включен комплекс мероприятий, направленных на решение амбициозной задачи – к 2010 году войти в пятерку крупнейших туристских центров Европы с ежегодным посещением не менее 5 миллионов туристов.

В 2006 году количество иностранных туристов впервые за три последних года увеличилось на 10 процентов и составило 2, 18 миллионов человек (в 2005 году – 1, 89 миллионов человек). Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России, то есть, примерно 30% всех иностранных туристов. Количество же российских туристов, по экспертным оценкам, составляет около 2 миллионов человек. Таким образом, общее число туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2006 году, составило более 4, 5 миллионов человек. По итогам 2005 года мы наблюдали сокращение зарубежных турпотоков на 25 процентов по отношению к 2004 году.[16]

По данным пилотного статистического исследования 2006 года, половина посетителей Санкт-Петербурга приезжают с целью отдыха. Доли бизнесменов и прибывающих с частным визитом примерно равны и составляют по 25%.

Суммы общих расходов на визит варьировались от 300 до 48600 рублей, средняя сумма составила 24450 рублей, наиболее часто упоминаемая сумма – 15000 рублей (Таблица 6).

В российском потоке, средняя общая сумма составила 13100 рублей. В иностранном потоке 38900 рублям.

В среднем иногородние туристы находятся в Санкт-Петербурге 5 дней, иностранные – 3-5 дней.

<


2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Международный туризм: понятие и классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международный туризм: понятие и классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)