Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные цели и задачи сертификации



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Основные цели и задачи сертификации 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Институт нефти и газа

 

Кафедра «Станки и инструменты»

 

РЕФЕРАТ

по курсу: «Метрология, стандартизация и сертификация»

 

Тема: «Сертификация»

 

 

Выполнил

Ст.гр. НРК 07-2

Штанько Д.

Проверил:

Жецкая Н.В.

 

 

Тюмень, 2010

Содержание

Введение                                                                                                                                    3

Основные задачи и цели сертификации                                                                                 6

Термины и определения, специфические для сертификации                                               9

Правила и порядок проведения сертификации                                                                    11

Список литературы                                                                                                                 13

 

Введение

Одним из самых главных направлений деятельности метрологов-специалистов, занимающихся обеспечением единства измерений. Изложенные выше приемы и методы обеспечения единства измерений, как ни в одной другой науке зависят от того, насколько полно реализовано согласие участников процесса измерений пользоваться теми или иными представлениями о физических величинах и о размере их единиц. Известный произвол имеет место в выборе основных единиц, в определении производных величин и единиц, в способах построения различных шкал, в физическом представлении характеристик, определяемых органами чувств человека, например в акустике или в оптике. Практически любой вид измерения в каком-либо разделе требует консенсуса специалистов для того, чтобы измерения, проведенные в разных местах разными специалистами, были бы сопоставимы друг с другом.

Естественно, что многие договоренности требовали общественного обсуждения для дальнейшего признания. Договоренности оформлялись в виде документов, которые в современном обществе получили название стандартов. Вообще слово «стандарт» (в английской транскрипции «standard») имеет смысл не только законодательного документа. Стандартом, например, в США может считаться эталон или образцовое средство измерения, стандартом называют стандартный образец состава и свойств веществ и материалов. То же самое название в США применимо к стандартным справочным данным, а также к стандартным измерительным процедурам, которые у нас в стране называются методиками выполнения измерений. Именно поэтому понятия стандарта и стандартизации в настоящее время применяется не только и не столько в законодательной метрологии, но и как единый для многих пользователей набор понятий, измерительной техники, приемов и методов обеспечения сопрягаемости и взаимозаменяемости деталей машин и т. д. В настоящее время стандартизация часто используется в оценке качества не только измерительной техники, но и товаров широкого потребления и даже в сфере услуг, в маркировке и упаковке товара.

На эту тему к настоящему моменту написано множество различных учебников и пособий. В большинстве из них метрология рассматривается как одна из сфер внимания служб стандартизации. Это связано, по-видимому, с тем, что наша страна сравнительно недавно (чуть более 10 лет назад) начала активное вхождение во многие международные организации по стандартизации. Например, наша страна являлась членом-учредителем Метрической конвенции, принятой в 1875 г. Одним из институтов Международного Бюро по Мерам и Весам (МБМВ) являлся Институт Метрологии (ВНИИМ) им. Д.И. Менделеева. В списке институтов МБМВ этот институт имеет узаконенное название - IMM - Institute Metrology Mendeleev. Все годы советской власти наша страна платила взносы в МБМВ, принимала участие в некоторых международных работах МБМВ, участвовала в заседаниях конференций МБМВ. Однако наряду с этим была создана система стандартизации стран Совета Экономической Взаимопомощи - система стандартизации СЭВ. Создавались эталоны СЭВ, стандарты СЭВ, проводились конференции и совещания по системе стандартов СЭВ. В стране появились более 10 научных центров по метрологии и около 150 центров стандартизации и метрологии, работающих в области обеспечения единства измерений на территории СССР. Было издано огромное количество документов - ГОСТов, регламентирующих очень многие процедуры и правила метрологического назначения. С международными стандартами ГОСТы СССР согласовывались очень редко.

В существовавшей в СССР системе стандартизации было несколько слабых моментов. Первый и самый главный из них - это попытка законодательного обеспечения качества промышленной продукции при отсутствии рыночных отношений. В результате законы, сформулированные в виде ГОСТов, практически не работали, поскольку подавляющее число производителей товарной продукции было монополистами. Товар любого качества находил сбыт по той простой причине, что другого не было.

Большое количество документов и центров стандартизации привело к тому, что для многих важных в метрологии моментов можно было найти противоречащие друг другу документы. Характерно в этом плане вспомнить приведенное в первом разделе определение понятий «эталон», «исходное образцовое средство» и «установка высшей точности». В разных метрологических центрах страны эти понятия толковались и применялись по-разному. Институты Москвы считали, что эталоном может быть только то, что создано в столице. ВНИИМ им. Менделеева считал, что эталоны должны создаваться только в центре, признанном в МБМВ, т. е. в Санкт-Петербурге. Другие институты считали, что должны учитываться другие критерии, например количество средств измерения данного типа или принадлежность эталона к воспроизведению основных единиц системы СИ.

В результате такого усложнения и практически децентрализации основных моментов в метрологии пользователю было трудно разобраться, какому центру или какому документу следует отдать предпочтение. Очевидно было, что одними законодательными актами проблему стандартизации и метрологии не решить.

Одной из попыток решить проблему качества промышленной продукции, в том числе и измерительной техники, было введение в 80-х г. государственной приемки. Эта функция служб стандартизации СССР состояла в том, что на многие (но не на все!) предприятия были направлены государственные контролеры. Их работа оплачивалась из государственного бюджета, территориально они находились на предприятиях, но руководству предприятий не подчинялись. Такая система просуществовала всего несколько лет и с гибелью своей уничтожила многие предприятия, которые сами по себе работали достаточно хорошо, но в своей работе использовали некачественные комплектующие изделия и материалы с других предприятий. С гибелью предприятий без работы оказалась и госприемка.

Наступившая «перестройка» в 90-х г. широко открыла возможности интеграции с международными организациями и центрами стандартизации и метрологии. Стали налаживаться контакты с центрами стандартизации США и Европы, Российская Федерация резко усилила активность деятельности в международных организациях по стандартизации и метрологии. Система стандартов СЭВ потеряла свою актуальность, а российская система стандартизации избавилась от совершенно ненужной структуры. Отпала необходимость законодательно регулировать качество продукции -большую часть этой проблемы решили продекларированные руководством РФ рыночные отношения. Тем не менее, при такой серьезной трансформации системы стандартизации и метрологии не обошлись без отрицательных моментов. Распахнув двери для международной торговли, мы практически разрешили импорт некачественных товаров, поскольку службы стандартизации были не готовы к очень многим процедурам, которые в настоящее время вылились в понятие сертификации, т. е. государственной проверке соответствия качества товаров международным стандартам и стандартам РФ.

Документы и законы последних лет направлены на то, чтобы все отрасли национального хозяйства развивались бы в соответствии с международными требованиями и правилами. Широко развитая структура институтов и центров Госстандарта РФ позволяет эту проблему решить. Нужно надеяться на то, что функционирующая в настоящее время система стандартизации и метрологии не утонет в огромном количестве документов, регламентирующих деятельность производителей во всех мелочах. Рыночные отношения позволяют большое число проблем решить способом, реализованным во многих странах, где некачественную продукцию просто невозможно продать, поскольку есть конкурирующие производители. В этом случае службы стандартизации и метрологии будут иметь возможность сосредоточить свои усилия на наиболее важных документах при тесном контакте с международными организациями по стандартизации и метрологии. В данном разделе будут рассмотрены существо понятий стандартизации и сертификации применительно к проблемам обеспечения единства измерений физических величин. Логика изложения требует, чтобы традиционные для метрологии вопросы, связанные с торговлей, с обмером и обвесом, рассматривались отдельно. По этой причине законы о стандартизации и о других связанных с нею вопросах, ниже рассматриваются в применении к измерительной технике.

 

 

Основные цели и задачи сертификации

Согласно определению сертификации, которое сформировано Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО), сертификация определяется как «действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам».

Согласно этому определению сертификат соответствия - документ, который может быть выдан как гарантия качества любой стороной, в том числе производителем товара или посредником, например торговой организацией.

Более современное определение сертификации дано в стандартах РФ ГОСТ Р. Под сертификацией понимается «действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

В таком определении сертификация непосредственно связана с действием третьей стороны - арбитра, которым является «лицо или органы, признаваемые независимыми от участвующих сторон (изготовитель-потребитель) в рассматриваемом процессе» (ИСО/МЭК-2).

Из внимательного анализа определения сертификации можно увидеть, что сертификация есть по сути дела одна из категорий метрологии, получившая изданный момент самостоятельное значение. В метрологии процедура, удостоверяющая пригодность меры или средства измерения, хорошо известна как сличения. Если сличения дают удовлетворительные результаты и при этом составляется документ о положительных результатах сличений - это и есть по сути дела сертификат соответствия. Сертификатом соответствия можно назвать описания мер, которые создавались при учреждении Метрической Конвенции, любые испытания стабильности международных эталонов являлись основой современной сертификации и т. д. Со времени основания Депо образцовых мер и весов (1842 г.) использовалось клеймение или пломбирование средства измерения или меры как подтверждение их пригодности для дальнейшего использования.

Работы по созданию системы сертификации для гарантий качества продукции в международном масштабе были начаты в 70-х гг. по инициативе ТК 56 МЭК и ИСО. Идея сертификации базировалась на обеспечении единства требований к различным видам продукции и услуг, реализация которых имеет взаимное признание потребителей. Перед международными организациями по сертификации возникла задача разработки законодательной связи стандартизации и сертификации, обеспечивающей отношения между потребителями и производителями. Как первый шаг в построении международной системы сертификации был принят документ Руководство 13 ИСО/МЭК «Управление системой знаков соответствия стандартов и их значение для потребителей».

В 1971 г. ИСО был создан специальный комитет по сертификации продукции СЕРТИКО, который начал разработку рекомендаций по гармонизации национальных стандартов в области обеспечения качества промышленной продукции. СЕРТИКО были разработаны международные критерии оценки компетентности испытательных лабораторий и инспектирующих производство органов. Эти критерии послужили основой системы аккредитации исполнительных центров и лабораторий у нас в стране.

Впоследствии СЕРТИКО был преобразован в КАСКО - Комиссию по оценке соответствия. Эта Комиссия продолжила разработку основополагающих документов, содержащих требования к испытательным лабораториям при их аккредитации.

В Европе аналогичной деятельностью занимались Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЭНЭЛЕК. Некоторые основополагающие вопросы по содействию взаимному признанию результатов испытаний, проводимых национальными аккредитованными лабораториями были решены в рамках деятельности испытательных лабораторий (ИЛАК).

В России в 1993 г. был принят закон «О сертификации продукции и услуг». Вместе с законами «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерения» закон «О сертификации» определил основные цели и задачи сертификации. Эти цели сформулированы в разделе «Общие положения».

В законе выделены следующие цели:

· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя или продавца;

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Соблюдение законодательных основ сертификации.

2. Открытость система сертификации.

3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с между народными нормами и правилами.

4. Открытость информации для всех участников и органов сертификации с одной стороны и конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, с другой.

Основная задача сертификации в РФ стала очевидной, когда после декларированного правительством налаживания рыночных отношений к нам в страну стали направляться некачественные товары, которые не нашли сбыт на рынках в развитых странах. В 80-х гг., как только у нас в стране стали в массовом порядке заключаться международные контракты, многие фирмы стали поставлять морально устаревшую продукцию. Системы государственной сертификации в те годы не существовало, и стране грозило превратиться в мировую свалку устаревшего оборудования. К чести Госстандарта следует сказать, что с 80-х гг. для преодоления этих трудностей стала широко внедряться процедура разовых приемочных испытаний при поставках в нашу страну больших комплексов оборудования. Такая практика резко сократила объем некачественных товаров, ввозимых в страну. Во время приемочных испытаний проводились практически те виды работ, которые затем был и регламентированы законами о сертификации. Рассматривался научно-технический уровень продукции, проверялись метрологические характеристики и показатели качества продукции, оценивалась возможность ремонта и поверки измерительной техники в РФ, экологичность и безопасность изделий и т. д.

Очевидно, что такая практика могла иметь место только на начальном этапе вхождения РФ в рыночные отношения. Как только ворота на российский рынок были для зарубежных производителей распахнуты широко, возможности контролировать каждую сферу у Госстандарта не стало. Понадобилась система (или сеть) сертификации с разветвленной инфраструктурой и подтверждением документами качества товара, уровня производства производителя, правильности мер продавца и всех остальных аспектов, из-за которых любое цивилизованное государство создает и содержит службы стандартизации, метрологии и сертификации.

Учитывая сказанное, основные задачи сертификации можно сформулировать следующим образом:

· сертификация соответствия должна предотвратить поступление на наш рынок некачественных товаров и сделать невозможными ввоз оборудования, не соответствующего требованиям современных мировых стандартов;

· сертификация услуг позволяет ориентироваться в их уровне как при взаимоотношениях внутри страны, так и при выполнении международных работ;

· сертификация должна способствовать проникновению на мировой рынок отечественных товаров, оборудования и услуг, соответствующих международным нормам;

· сертификация должна способствовать повышению уровня унификации и агрегатирования оборудования отечественных производителей.



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Основные цели и задачи сертификации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные цели и задачи сертификации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)