Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалы и методы исследования.



2020-02-03 148 Обсуждений (0)
Материалы и методы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ

 ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

 

Методические рекомендации

 

 

Донецк - 2010

 

 

Учреждение – разработчик:

Донецкий национальный медицинский

                                             университет им. М. Горького

                    МОЗ Украины

                                                                      Донецкий национальный технический   

              университет

 

 

Учреждения – соисполнители:

                                                              Донецкая областная детская            

                                                              клиническая больница

 

Составители:

                 д.мед.н., проф. С.К. Евтушенко тел. (0622) 94-71-03

                 к.мед.н., доц.    Т. М. Морозова    тел. (0622) 94-71-03

                 к.мед.н., доц.    А. А. Омельяненко   тел. (0622) 94-71-03

                 к.мед.н., доц.    Е. П. Шестова          тел. (0622) 94-71-03

                 к.мед.н., доц.  И. С. Луцкий        тел. (0622)

                 к.мед.н., доц.    В. А. Симонян      тел. (0622)

                 к.мед.н., асс.    А. Б. Грищенко    тел. (0622)

                 асс.                А.А. Трибрат       тел.

                 врач              А. В. Морозова    тел. (0622) 94-71-03

 

Рецензенты:

                 главный детский невролог МЗ Украины,

                 зав. кафедрой детской неврологии и медико-социальной 

                 реабилитации КМАПО, к.мед.н., доц. В.Ю. Мартынюк

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ВП - вызванные потенциалы

 

ГП – гиппокамп

 

ДЗ – дегенеративные заболевания

 

ЗКВП –   зрительные когнитивные вызванные потенциалы

 

КВП –  когнитивные вызванные потенциалы

 

КР –      когнитивные расстройства

 

КЭЭГ – компьютерная электроэнцефалограмма

 

МРИ –   магнитно-резонансное изображение

 

РС – рассеянный склероз

 

СКВП –  слуховые когнитивные вызванные потенциалы

 

ССП - связанный с событием потенциал

 

УКН - умеренные когнитивные нарушения

 

фМРИ – функциональное магнитно-резонансное изображение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прогрессирующий рост числа заболеваний головного мозга, которые сопровождаются нарушениями в   познавательной   сфере,   в настоящее время делает актуальными необходимость  дальнейшего изучения когнитивной дисфункции. Тем более  что эта проблема имеет не только большую медицинскую, но и социальную значимость. Развитию исследований при когнитивной патологии способствовали успехи нейронаук, которые позволили внедрить в практику новые технологии, а также установить ряд ключевых молекулярных механизмов памяти и  познавательных функций. Такие как нейровизуализация (в т. ч. для оценки функции и метаболизма головного мозга); нейрофизиологическая регистрация эндогенных потенциалов мозга, отражающих когнитивную составляющую корковых процессов восприятия и обработки информации; иммуногистохимический и ультраструктурный анализ "материального" субстрата когнитивных процессов. Всё это предопределило возможность внедрения в практику новых перспективных препаратов с прокогнитивным и нейропротекторным потенциалом.

Безусловно, эти тенденции распространились и на детскую неврологию, однако проблема когнитивной дезинтеграции у детей остается недостаточно изученной. В настоящее время диагностика КР возможна только при применении комплексного клинического, нейрофизиологического, нейровизуализационного и нейропсихологического методов исследования.

В практике детского невролога когнитивные нарушения встречаются при последствиях перенесенных заболеваний с поражением головного мозга в перинатальном периоде, мальформациях (дисгенезиях) головного мозга, хромосомных болезнях, врождённых обменных нарушениях с поражением нервной системы, органических постнатальных поражениях мозга, дегенеративных и демиелинизирующих заболеваниях.  

Несомненно, важной проблемой является диагностика начальных стадий когнитивной дисфункции у детей. Решение ее будет способствовать своевременному назначению адекватной терапии и предотвращению ранней инвалидизации больных.

       Методические рекомендации по нейрофизиологической диагностике и лечению когнитивных расстройств у детей разработаны в рамках совместной научно-исследовательской работы кафедры детской и общей неврологии ФИПО Донецкого национального медицинского университета и кафедры АСУ Донецкого национального технического университета.

      Эти рекомендации издаются в Украине впервые и направлены на раннее выявление и объективизацию когнитивной дезинтеграции, мониторинг эффективности терапии при неврологических заболеваниях у детей.

      Методические рекомендации рассчитаны на врачей: детских неврологов, детских психиатров, нейрофизиологов, педиатров, семейных врачей.

 

 

 

 

     В неврологии и нейропсихологии под когнитивными функциями принято понимать наиболее сложные интегративные процессы в головном мозге, необходимые для осуществления рационального познания мира. К таким функциям относятся восприятие информации (гнозис), ее анализ и обработка (так называемые исполнительные функции), хранение информации (память) и передача информации (праксис и речь). О когнитивных нарушениях говорят в тех случаях, когда отмечается ухудшение в одной или более из выше указанных сфер по сравнению с преморбидным уровнем, то есть снижение мнестико–интеллектуальных способностей относительно индивидуальной нормы для данного пациента.

      По степени тяжести КР разделяют на легкие, умеренные и тяжелые. Легкие когнитивные нарушения выявляются только с помощью наиболее чувствительных нейропсихологических и нейрофизиологических тестов. Эти нарушения не оказывают влияния на повседневную деятельность, однако, как правило, субъективно осознаются и вызывают беспокойство. При умеренной выраженности когнитивных расстройств нарушения не только выявляются с помощью специальных методик, но и заметны в повседневном общении с больным. При этом могут возникать затруднения в наиболее сложных видах деятельности, хотя в целом пациенты сохраняют независимость и самостоятельность. Наконец, если вследствие когнитивных расстройств возникает частичная или полная зависимость от посторонней помощи, речь идет о тяжелых когнитивных нарушениях или их крайне тяжелом проявлении -  деменции.   

      Когнитивные дефекты у детей обусловлены широким спектром факторов и возникают вследствие перенесенных заболеваний с повреждением головного мозга в пре-/пери- и постнатальном периодах: ишемическое поражение мозга, энцефалит, травмы головного мозга, наследственные нарушения обмена и хромосомные болезни, мальформации (дизгенезии) головного мозга,  артериопатии, дегенеративные и демиелинизирующие заболевания.

      В соответствии с МКБ у детей принято выделять четыре степени умственной отсталости (F70-F79) - легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. В отличие от врожденного или приобретенного в раннем детстве повреждения мозга, деменция (F00-F03) (буквально - слабоумие) является стойким снижением познавательной деятельности и утратой уже приобретенных знаний и навыков. Деменция, как диагноз, выставляется в случае патологии мозга, возникшей только после трехлетнего возраста. Под термином «задержка психического развития» (ЗПР) (F84.9- Общее расстройство развития неуточненное) понимают синдромы временного отставания психического развития в целом или селективное нарушение отдельных функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Являясь следствием не постоянных факторов (недостаточности стимулов, социальной изоляции, плохого ухода), ЗПР может иметь обратимый характер. ЗПР нередко диагностируют на начальном этапе прогрессирующих дегенеративных заболеваний. В принципе, использование термина ЗПР правомерно лишь временно, до тех пор, пока либо произойдет выравнивание функций, либо проявит себя определенной симптоматикой органическое заболевание головного мозга.

    КР тесно связаны с недостаточной сформированностью управляющих функций (УФ). Термин "управляющие функции" (в англоязычной литературе - ехеcutive functions) стал применяться с целью наиболее емкого определения функционирования префронтальных отделов головного мозга. Этому понятию соответствуют функции регуляции, программирования и контроля психических процессов (самосознание, планирование, самоконтроль, самооценка) УФ обеспечивают:

- когнитивные процессы, связанные с рабочей памятью, определением порядка и последовательности мыслительных операций, планированием и способностью прогнозировать результат, гибкостью мышления и использованием организационных стратегий;

- речевые процессы, связанные со скоростью речи, вербальной коммуникацией и использованием внутренней речи;

- двигательный контроль и упорядочение реакций, связанных с распределением усилий, соблюдением запрещающих инструкций, подавлением реакций, моторной координацией и последовательностью действий;

- эмоциональные процессы, связанные с саморегуляцией уровня активации, эмоций и мотиваций.

     Пациент с поврежденными лобными долями сохраняет, до некоторой степени, способность выполнять большинство когнитивных навыков. Базовые способности, такие как чтение, письмо, простые вычисления, словесное выражение и движения, остаются в значительной степени незатронутыми. Обманчивым образом, пациент будет хорошо выполнять психологические тесты. Однако любая синтетическая активность, требующая координации многих когнитивных навыков в связный, целенаправленный процесс, будет серьезно ослаблена.

       Сохранность когнитивных функций зависит не только от целостности различных церебральных структур, но и определяется взаимосвязью между различными регионами в обоих полушариях мозга.  К стратегически значимым когнитивным  зонам относятся: лобные доли; теменно-височно-затылочные области мозга; медиобазальные отделы височной доли, гиппокамп (ГП), передние и средние отделы зрительных бугров, связанные с лобными долями мозга и лимбической системой; заднее-нижне-боковой отдел и проекция зубчатого ядра полушария мозжечка, контрлатерального доминантному полушарию головного мозга; бледные шары, голубое пятно. Согласно современным представлениям,  мозжечок участвует не только в регуляции сигналов от двигательных структур, но и обработке информации от зон, связанных с когнитивными функциями. Влияние мозжечка осуществляется через двусторонние связи между корой задне-нижне-боковых отделов его полушарий, средне-вентральными отделами зубчатого ядра, пробковидным ядром и нейронами коры полушарий головного мозга, в первую очередь ассоциативными полями лобных и задних отделов теменно-височной и затылочной долей. К КР приводит нарушение функционирования мозга за счет частично поврежденных структур или структур, функционально с ними связанных и распада ассоциативных связей между различными отделами коры головного мозга.

  Результаты многочисленных экспериментальных и клинических наблюдений показали участие ГП в механизмах памяти и обучения. Есть мнение, что различные поля ГП (СА1 и СА3) могут в разной степени вовлекаться в реализацию процессов приобретения и консолидации следов памяти, что зависит от включения разных нейромедиаторных систем. Клетки ГП отличаются особой модальностью в отношении реакции на разного рода сенсорные стимулы, прежде всего зрительные и слуховые, которые непосредственно участвуют в процессах восприятия. Еще одной важной особенностью ГП является способность его нейронов реагировать на новизну обстановочных стимулов, участвовать в организации ориентировочного рефлекса, контролируя тем самым процессы внимания. Если внешние сигналы повторяются, утрачивая новизну, соответствующие нейрональные ответы угасают. Что соответствует закону перевернутой U кривой – ответы каждой из систем мозга максимальны, когда ее активность соответствует среднему уровню, и анормально снижаются, если уровень активации системы выше или ниже среднего.

Гибель клеток ГП в случае органической церебральной патологии определяется рядом патохимических процессов. По сравнению с прочими клеточными элементами мозга, страдающими при различных повреждениях, ранимость ГП и корковых нейронов особенно высока, напрямую коррелирует  с выраженностью когнитивных нарушений. Характер патохимических сдвигов, приводящих к грубым функциональным и/или морфологическим изменениям на клеточном уровне весьма многообразен. Среди них можно условно выделить несколько наиболее значимых и обычно сочетающихся друг с другом вариантов, таких как оксидантный стресс с повышенным содержанием свободных радикалов; нарушение нейромедиаторных механизмов в первую очередь глутаматергических и ацетилхолина; дефицит нейротрофинов, которые участвуют в процессах нейрогенеза. К запуску свободно-радикальных процессов ведет ухудшение мозговой гемодинамики (инсульт, травма, артериопатии), дисметаболические нарушения и нейродегенеративные заболевания. Активные формы молекулярного кислорода при определенных обстоятельствах (накопление супероксидных и гидроксильных радикалов и др.) приобретают токсические свойства и приводят к гибели клеток различных структур, в том числе и ГП. Происходит это вследствие перекисного окисления липидов, фрагментации ДНК, смещения равновесия между активностью про- и антиоксидантных ферментов в пользу первых. Среди медиаторных аминокислот наиболее важной представляется синаптическая функция глутамата, который служит основным возбуждающим передатчиком для моносинаптических путей в ГП. Его постсинатические эффекты реализуются посредством двух видов ионотропных рецепторов. Одни – АМРА-типа (чувствительные к α-амино-3-гидрокси5-метил-4-изоксазол-пропионовой кислоте) связаны с каналами, проницаемыми для ионов Na и К, другие NMDA (N-метил-D-аспартата) – обеспечивают поступление в нейроны ионов Са. Активация глутаматергических рецепторов происходит при многих процессах в головном мозге, включая двигательные, перцептивные и когнитивные функции.
Весьма существенно, что гиперактивность глутаматергической передачи имеет порой определяющее значение для формирования нейродегенеративных, ишемических, эпилептических поражений головного мозга. Накопление в синаптической щели значительных количеств глутамата в патологических условиях и последующее перевозбуждение постсинаптических рецепторов, особенно NMDA-типа, оборачивается так называемым «глутаматным ударом» с катастрофическими для нервных клеток последствиями. Массивный вброс в клетку ионов Са запускает каскадные реакции, ведущие к разобщению окислительного фосфорилирования, активации ферментов, повреждающих мембранные структуры, накоплению ПОЛ. На заключительном этапе в гибели нейронов активно участвует окись азота, образующаяся при включении NMDA-рецепторов. Таким образом, чрезмерное накопление синаптического глутамата либо его повышенное образование обусловливают выраженную клеточную дегенерацию в тех структурах, которые обладают наиболее высокой плотностью глутаматергической медиации. В тоже время препараты, влияющие на  NMDA-рецепторы (дизоциплин, мемантин, ибикса, энцефабол), с одной стороны физиологически активируют их в стуктурах связанных с памятью и обучением, а с другой, блокируют при эксайтотоксичности, обеспечивают нейропротективное действие. КР и повреждение ГП, обусловливают не только избыток, но и дефицит возбуждающих аминокислот. В частности, с возрастом в лобной коре и ГП заметно снижается плотность NMDA, а при определенных патологических процессах падает число и АМРА-рецепторов, поэтому активация глутаматергической передачи посредством глицина либо использование антагонистов АМРА-рецепторов способны вызвать ноотропный эффект.

Помимо изменения синаптической миссии возбуждающих аминокислот, существенный вклад в ухудшении внимания, памяти и развитии тяжелых КР вносит нарушение центральной холинергической передачи. Ацетилхолин контролирует активность как тормозных ГАМКергических, так и возбуждающих глутаматергических элементов. Низкий уровень холина провоцирует апоптоз и может быть причиной образования нейротоксического β-амилоида. Препараты, восполняющие дефицит ацетилхолина - холиномиметик центрального действия холина альфосцерат (глиатилин) и ингибиторы холинэстеразы (нейромидин, галантамин и его аналоги реминил, нивалин) улучшают холинергическую передачу в мозге и модулируют физиологическую активность Н-холинорецепторов и способствуют восстановлению когнитивных функций.

Интенсивно развиваются представления о конформационной патологии нейрональных белков и универсальных механизмах фибриллогенеза в нейронах и глиальных клетках. Большое значение имеет функциональная активность восходящих систем, модулирующих интегративную деятельность мозга, прежде всего дофаминергических: нигростриарной, мезокортикальной, мезолимбической. Заметный вклад в нормальную познавательную деятельность  вносят норадренергические нейроны и пути, восходящие к ГП из голубого пятна (locus ceruleus) ствола мозга. Повышение уровня норадреналина приводит к развитию новых нейронов в ГП. Норадреналин непосредственно влияет на прекурсоры, которые инициируют сигналы, приводящие к процессам нейрогенеза в ГП. Норепинефрин также активирует прекурсоры β3-адренергические рецепторы. Уменьшение числа нейронов голубого пятна способствует падению плотности адренорецепторов в ГП и понижением уровня норадреналина. В результате нарушения дофаминергических проекций: снижение плотности D1- и D2-рецепторов в префронтальной коре и других отделах мозга, снижение интенсивности связывания транспортеров дофамина, угнетение активности тирозингидроксилазы и дофадекарбоксилазы, снижение активности норадренергической передачи в коре и значительное уменьшение норадренергических волокон от префронтальной коры развиваются как двигательные, так КР. Дефицит эпифизарного гормона мелатонина так же может служить причиной этих сдвигов.

Особое значение в деятельности ГП и коры имеют нейротрофины, которые принадлежат к физиологически значимым полипептидам, регулирующим рост дифференцировку и функцию нервных клеток. Их эффекты направлены на увеличение функциональной пластичности, реализуются посредством специфических тирозинкиназных (Trk) рецепторов. Участвуя в процессах нейрогенеза, нейротрофины способствуют развитию аксонов и дендритов, а также модуляции синаптической передачи.

Память является частью нейрокогнитивной системы и различается в зависимости от длительности хранения и использования информации, типа смысловой организации и анатомо-морфологических образований, связанных с этим процессами. Дифференциация систем памяти представлена в таблице 1. Модально-специфические нарушения памяти распространяются только на раздражители, адресуемые какому-то конкретному анализатору или обусловленные узкоспециализированным способом обработки информации. Обычно говорят о зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной, речевой, болевой, тактильной, двигательной, музыкальной памяти.  Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В адресации памятных следов в определенные участки коры важную роль играют медиальные отделы височной области полушарий, включающие энторинальную кору и ГП. Эти структуры имеют обширные связи, как между собой, так и с проекционными и ассоциативными отделами коры и участвуют в механизмах памяти и обучения. При запоминании они направляют сигнал в ассоциативную кору для длительного удержания в памяти, а при необходимости вспомнить - указывают адрес, где хранится связанная с поступившим сигналом, информация. Различие между двумя структурами гиппокампального комплекса заключается в том, что энторинальная кора участвует в сохранении сведений вне их связи с контекстом (процедурная память), а для более сложных сигналов - семантическая (смысловая) память или узнавание. ГП важен для декларативной памяти (воспоминание). Эпизодическая память отличается от других систем памяти тем, что дает человеку возможность помнить прошлый опыт, позволяет помнить события, действительно имевшие место в определенный момент жизни и наряду с семантической памятью составляет декларативную (эксплицидную или вербальную) память. Повреждение ГП приводит к нарушению декларативной памяти. Такие больные могут достаточно хорошо усваивать новые сведения, в том числе язык, приобретать сложные двигательные навыки, успешно учиться в школе и иметь высокий интеллектуальный коэффициент. В то же время они беспомощны в повседневной жизни, так как не помнят последовательности событий, не ориентируются во времени, не могут составить плана на будущее. Англоязычные авторы говорят при этом о нарушении двух свойств: belongings (принадлежности) и appointments (приуроченности события ко времени). Данная патология проявляется только с 5-6-летнего возраста, то есть с того момента, когда здоровый человек начинает себя помнить.  

 

Таблица 1. Дифференциация систем памяти.

Виды памяти Важнейшие вовлеченные анатомические структуры Длитель-ность хранения информации Тип осознания Пример
Эпизодическая память Глубинные отделы височных долей, передние ядра таламуса, маммиллярные тела, fornix, префронтальная кора Минуты - годы Явная, определенная (эксплицитная); декларативная Воспоминание коротких сюжетов: что Вы ели на ужин вчера вечером?; как Вы провели прошлый день рождения?
Семантическая память Нижненаружный отдел височных долей Минуты - годы Явная, определенная (эксплицитная); декларативная Знание: в какой стране Вы живете, кто президент?; какого цвета лев; чем отличаются вилка и расческа
Процедурная память Базальные ганглии, мозжечок, supplementary motor area Минуты - годы Явная, определенная (эксплицитная) или неявная, безусловная (имплицитная), недекларативная Управление стандартными велосипедом/машиной (эксплицитная); запомнить последовательность чисел и тональности звука при наборе телефонного номера и попытаться воспроизвести их в памяти (имплицитная)
Рабочая память Фонологическая: префронтальная кора, зона Broca, зона Wernickе Пространствен-ная: префронтальная кора, зрительная ассоциативная зона Секунды - минуты; информация активирует-ся повторе-нием или действием Явная, определенная (эксплицитная); декларативная Фонологическая: сохранение ранее набираемого телефонного номера «в вашей голове» Пространственная: мысленное следование маршрутом или воспроизведение объектов в своей памяти

       

Наряду с ГП важную роль в сохранении последовательности событий в памяти играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейронов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию. Нейроны разряжаются последовательно и как бы передают эстафету от одной группы к другой.

    С точки зрения межполушарной асимметрии были обнаружены следующие феномены памяти: 1) при непосредственном запоминании (когнитивная новизна)  и воспроизведении в мнестическую деятельность, прежде всего, включается правое полушарие, а при отсроченном воспроизведении (когнитивная рутина) – левое; 2) при левостороннем поражении мозга непосредственное воспроизведение материала более сохранно, чем при правостороннем. Особая роль, которую играют лобные доли и правое полушарие в обработке новой информации и левое полушарие — в выполнении рутинных действий, позволяет предположить, что динамические изменения, ассоциируемые с обучением, двояки. По мере обучения очаг когнитивного контроля сдвигается с правого полушария к левому и от лобных — к теменно-височным отделам коры. 

В теоретических, нейрофизиологических нейровизуализирующих функциональных исследованиях принято связывать вполне конкретные интегративные функции с определенными областями мозга.   При решении задач вовлекающих образное, пространственное и абстрактно-вербальное мышление метод картирования корковых связей, фМРИ и трактография выявили фокусы взаимодействия, которые типичны для разных видов мышления, но различаются топографически. Так, при образном мышлении фокусы локализуются в теменно-височной коре. При абстрактно-вербальном мышлении они располагаются в лобной коре. При пространственном мышлении, включающем элементы как образного, так и абстрактного мышления, связи сходятся к теменной и лобной коре. Фокус объединяет и синтезирует информацию, циркулирующую в различных нейронных сетях, на основе чего принимается решение. Существенно, что решение не может быть найдено при включении "не той" когнитивной системы.  Нейрофизиологические исследования с применением усреднения ЭЭГ показали, что вызванные потенциалы (ВП) определенной модальности представляет собой весьма стабильный феномен, хорошо сохраняющий свои формальные и количественные характеристики при повторных исследованиях. Колебания ЭЭГ и КВП связаны с различными и независящими процессами в мозге: ЭЭГ – процессы саморегуляции в коре и модулированием потока информации в корково-подкорковых нейронных сетях, а ВП отражают реакции мозга на внешнее событие.  Все эти данные поддерживают существующую парието-фронтальную интеграционную теорию, согласно которой познавательная деятельность и интеллект определяются способностью мозга интегрировать различные виды процессов.

     Когнитивные («эндогенные») вызванные потенциалы (КВП) или связанные с событием потенциалы (Event-Related Potentials) (ССП) - регистрируемая во времени электрическая стереотипная активность головного мозга, которая является непосредственным результатом мышления. Компоненты КВП связаны с когнитивными операциями (первичная обработка сенсорной информации, семантическое значение сигнала, пространственная локализация, кодирование эмоций и ощущений, определение физических и семантических отличий, выбор и подавление действий, контроль результатов). Например, сенсорная обработка зрительной информации происходит в затылочной коре через 30 мс после предъявления стимула, с последующим обращением в зону ассоциативной коры (60-70 мс) и к ГП (90-100 мс), где происходит первичная оценка информации. При выполнении задачи в течение 120-270 мс формируется рабочая память, за которую отвечает фронтальная область (выполнение задачи) и затылок (визуальное соподчинение), которые координирую друг друга при визуальных задачах памяти и оценке информации. Далее происходит обращение к семантической (400 мс) и декларативной памяти (500-600 мс).

            Мозговую дисфункцию можно классифицировать на основе ее связи с расстройствами мозговых систем и диагностировать согласно с отклонениями от нормы соответствующих параметров спектров ЭЭГ и КВП. Использование различных тестов и модальностей позволяет исследовать функции практически всех областей мозга.Это послужило основанием для широкого применения метода ССП в оценке когнитивной активности мозга. По существу неврологи, психиатры и психологи, впервые получили в распоряжение инструмент, который дает возможность достаточно объективно анализировать эндогенные когнитивные события, происходящие в мозге и служить для изучения их нарушений.

КВП  или ССП относятся к длиннолатентным вызванным потенциалам с эпохой анализа более 100 мс. Компоненты сигнала обозначаются полярностью волны/пика (N – отрицательный и Р – положительный) с цифрами, которые соответствуют времени регистрации пика в миллисекундах (латентность) (N200, P300, N400, Р600) или полярностью с одинарным номером пика соответствующей латентности (N2, P3, N4, Р6).

Номенклатура ССП представлена акронимами   ELAN (early left anterior negativity) - ранняя левосторонняя негативность или ранний предшествующий негативный пик; MMN (мismatch negativity)- негативность несоответствия или отрицательный пик несоответствия; CNV (contingent negative variation) – вероятностная отрицательная волна или негативная волна ожидания.

Пики это части сложного потенциала, возникающего в модели направленного внимания при выполнении когнитивной задачи. Процесс отбора значимого стимула включает в себя модально-специфическую сенсорную часть (восприятие), связанную с физическими параметрами стимула адресуемого конкретному анализатору и отражается параметрами ранних компонентов КВП (V-волна) – негативно-позитивный комплекс (N1- P1-N2) с латентностями пиков от 70 до 200 мс. Следующим этапом является первичное опознание и классификация стимулов, что наиболее четко регистрируется в отрицательной пиковой латентности от 95 до 250мс после подачи стимула. Затем следует окончательная идентификация стимула, запоминание (рабочая память), компарация  (сличение) стимула с образцом и обновление содержания в памяти - комплекс N200 – Р300. Все эти события завершает пик Р300, который свидетельствует о принятии решения в отношении связанного с ним действия или поставленной когнитивной  задачи. Сигналы, отражающие более позднюю латентность, обусловлены  семантической обработкой и доступом к семантической памяти, переводом из оперативной памяти в долговременную память, а также комплексной согласованностью ответа с памятью,  семантическим планом высказывания и лексикой (N400) или процессами, связанными с грамматикой и синтаксисом (Р600). Различные системы памяти имеют определенное электрофизиологическое выражение в форме сигнала КВП в виде позитивного сдвига его поздних "когнитивных" волн с латентностью около 400 мс для семантической и 500-700 мс для декларативной памяти, что было доказано, в частности, с помощью прямого отведения от ГП через электроды.

         Методика выделения связанных с событием длиннолатентных когнитивных потенциалов основана на распознавании в серии часто подаваемых стимулов более редкого значимого стимула-мишени (триггера), отличающегося по определенным параметрам. Так называемая ситуация случайно возникающего события - «odd-ball paradigm”. Эта методика имеет различные модификации, но в большинстве случаев исследуемого человека просят определенным образом реагировать на значимый стимул (считать их количество или нажимать на кнопку). Заявленное время ожидания для компонентов КВП - часто величина переменная; например, компонент N400, экспонирует пиковую латентность между 300 мс – 500мс. Латентность пиков и комплексов регистрируемых эндогенных событий в здоровом мозге не зависит от того какой модальности стимул присутствует: визуальный, слуховой, осязательный, обонятельный, вкусовой. Тайминг ответов отражает длительность интегративных действий и информационной обработки стимула в стратегических когнитивных зонах.            

        Необходимо отметить, что анализ латентности КВП в зависимости от экспериментальных условий можно разделить на две категории активная и пассивная латентность. Пассивная латентность наблюдается в случае предъявления значимого стимула в череде стандартных без особых указаний исследуемому. При обычном выделении ответов на отличающиеся стимулы без условия их распознавания ранние компоненты (V-волна), свидетельствуют о сохранности первичного восприятия. Активная латентность, выявляется при выполнении когнитивной задачи с участием обследуемого: регистрация опознанного стимула путем нажатия на кнопку. Оценка мультимодальных КВП в категории пассивной латентности может быть полезна при наличии у пациентов двигательных нарушений, у детей раннего возраста, при синдроме аутизма и других тяжелых повреждениях мозга. Сигнал на незначимый стимул, также должен быть исследован, чтобы гарантировать, что когнитивный ответ возникает благодаря значимому стимулу и отличается от изменения второстепенного сигнала.

        На компоненты ССП влияют различные факторы: сложность задачи опознания значимых стимулов, вероятность их появления, межстимульный интервал, уровень направленного внимания, интенсивность стимула, характер стимуляции, возраст, когнитивные способности, состояние оперативной памяти и др. 

             

    ССП N 100  (N 1) является выраженным, отрицательно-направленным КВП. Этот пик возникает у взрослых между 80 мс и 120 мс после предъявления стимула и распространяется по большей части над фронтоцентральным регионом скальпа. Его извлекает любой непредвиденный стимул при отсутствии направленного распознавания по предварительному требованию при визуальной, обонятельной, температурной, болевой, вестибулярной, дыхательной и соматосенсорной стимуляции. Но более всего пик выражен при слуховой стимуляции.

Есть три подтипа взрослого слухового комплекса N100.

·         T-комплекс N100a, наиболее выражен над височными электродами в 75 мс

·        N100b или vertex - N100, латентность100 мс над отведением Cz          

·         T- комплекс N100c, латентность около 130 мс. 

Оба T-комплекса N100 слухового КВП генерируются слуховой ассоциативной корой в верхней височной извилине.

  Амплитуда N100 зависит от непредвиденности стимула: пик слабее, когда стимулы повторяющиеся, и сильнее, когда они случайны. Предупреждение о подаче стимула также нивелирует N100. Когда задание требует активного ответа на стимул, с использованием кнопки, пик N100, может, даже исчезать. Этот эффект напрямую связан с интеллектом, так как снижение N100 для направленно-контролируемых стимулов происходит больше всего у людей с высоким интеллектом. Так при синдроме Дауна амплитуда однородно-вызванного ответа на незначимый стимул фактически превышает ответ на случайный значимый  стимул. Амплитуда N100 показывает рефрактерность при повторении стимула: при повторных представлениях стимула вначале уменьшается, но после короткого периода молчания, возвращается обратно к предыдущему уровню. Пик N100 редуцируется при депривации сна, что связано с замедленной способностью запоминать (кратковременная память).Как в REM так и NREM стадиях сна латентность N100 удлинена.

    Особенности N100 у детей.  У детей от одного до четырех лет, доминирующим пиком является положительный ВП P100. У дошкольников и младших школьников появляется негативный пик с латентностью 200 мс, который превалирует над ВП. Подобный для взрослого человека комплекс N100-P200 развивается только к 10 летнему возрасту.    Созревание N 100 определено межполушарной асимметрией: зрелый пик N100a в левом полушарии регистрируется к трем годам,  в правом полушарии к семи или восьми годам. В юности потенциал N100 идентичен по топографии взрослым. Пик N100 переходит в следующий пик P200, составляя комплекс "N100-P200" или "N1-P2".

        Клиническое использование: пик N 100 – показатель задержки когнитивного развития. Многие КР и церебральные повреждения ассоциированы с изменениями в ответе N100:

· дизлексия или специфическое нарушение речи

· шизофрения

· больные с сосудистыми поражениями, вестибулопатией   и  более низкой амплитудой N100 имеют меньшее повреждение, чем больные с высокими амплитудами

· головная боль и мигрень  ассоциированы с увеличением амплитуды N100

· пик N100 увеличивается на 10 - 20%, когда слуховой стимул синхронизирует



2020-02-03 148 Обсуждений (0)
Материалы и методы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалы и методы исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)