Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы банковского надзора и применяемые ими процедуры



2020-02-03 145 Обсуждений (0)
Органы банковского надзора и применяемые ими процедуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные в Законе «О Центральном банке РФ», осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структуру Комитета банковского надзора утверждает Совет директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Для осуществления своих функций регулирования и надзора Банк России проводит проверки КО (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законе санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществлять уполномоченные представители (служащие) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторские организации.

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы КО (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок КО (их филиалов), в том числе определение обязанностей КО (их филиалов) по содействию в проведении проверок определяет Совет директоров.

Комитет банковского надзора Банка России руководствуется в своей деятельности процитированными нормами Закона «О Центральном банке РФ» и иных федеральных законов, специальным Положением «О Комитете банковского надзора Банка России», решениями Совета директоров Банка России, а также иными актами Банка России. Комитет, в частности, принимает решения по вопросам:

· государственной регистрации КО при их создании;

· выдачи генеральных банковских лицензий, лицензий на привлечение во вклады денег физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права;

· вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов;

· формирования собственных капиталов КО с использованием инвесторами ненадлежащих активов;

· введения и изменения пруденциальных норм деятельности КО в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России;

· назначения временной администрации по управлению кредитной организацией;

· аннулирования и отзыва у КО лицензий, а также государственной регистрации ликвидации КО;

· выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций;

· применения к КО мер воздействия в случаях, предусмотренных в нормативных актах Банка России.

На региональном уровне действуют соответствующие надзорные блоки в составе территориальных учреждениях Банка России.

Надзор предполагает использование двух главных инструментов — получение от банков отчетной документации и ее дистанционный анализ; проверки банков на местах (инспекции).

Документарный надзор

Документарный («бесконтактный») надзор предполагает регулярное проведение двух взаимосвязанных процедур — получения от каждого банка обязательной отчетности и анализа, оценки данных такой отчетности в подразделениях Банка России (его ТУ).

Процессы ведения банками (кредитными организациями) бухгалтерского учета, подготовки и представления отчетности в ТУ ЦБ регламентируются целым рядом официальных документов, среди которых можно отметить следующие.

Документы первого уровня — законы общего и специального действия, регулирующие принципиальные вопросы бухгалтерского учета. Здесь в первую очередь следует назвать Гражданский кодекс РФ, Закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс РФ, а также некоторые другие законы (отдельные их нормы).

Правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ устанавливает Банк России. (ст. 4 Закона «О Центральном банке РФ»)

Также Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной в федеральных законах. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных в федеральных законах.

КО публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливает Банк России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

Головная КО банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) составляют и представляют в Банк России в целях надзора за деятельностью КО на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России, консолидированную отчетность о деятельности банковской группы и банковского холдинга, каждая из которых включает консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе.

Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности КО, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые в федеральных законах и уставе КО.

Аудиторское заключение направляется в Банк России в 3-месячный срок со дня представления в Банк России годового отчета КО, банковской группы и банковского холдинга.

Второй уровень составляют специальные нормативные документы по учету, адресуемые именно и только банкам (кредитным организациям). Сюда относятся прежде всего Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (приложения к Положению ЦБ № 205-П от 5.12. 2002 г.) (далее — Правила учета). Указанный документ содержит Плансчетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и собственно Правила учета, включающие:

часть I. Общая часть (основные принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях, общие рекомендации об организации и ведении учета в банках);

часть П. Характеристики счетов (характеристика предназначения и применения каждого бухгалтерского счета, включенного в План счетов); часть III. Организация работы по ведению бухгалтерского учета. Кроме того, в него входят 14 приложений.

К этому уровню относятся и многочисленные нормативные акты Банка России, регламентирующие учет отдельных групп банковских операций и вопросы их отчетности. К документам данного уровня могут относиться также материалы Центрального банка или его подразделений и учреждений, в которых разъясняются отдельные вопросы бухгалтерского учета в банках и их отчетности.

К документам третьего уровня следует отнести внутренние документы конкретного банка, в которых решаются отдельные вопросы учета, не урегулированные в документах предыдущих уровней. В эту группу входят рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы и материалы, в совокупности образующие содержание учетной политики банка.

В общем случае под отчетностью банков понимается предусмотренная в законодательстве РФ и нормативных актах Банка России форма получения информации о деятельности банков, т.е. представление банками и получение Банком России (а также другими пользователями) указанной информации в виде официально утвержденных отчетных документов (форм отчетности), подписанных лицами, ответственными за достоверность сведений, содержащихся в таких документах.

Основными признаками отчетности считаются:

• обязательность — каждый банк обязан представлять отчетность по показателям, формам, в адреса и сроки, установленные Банком России (или иным органом, например, налоговым);

• документальная обоснованность — все данные отчетности формируются на основе первичных учетных и иных документов, предусмотренных в нормативных актах ЦБ РФ (или иного органа);

• юридическая сила — формы отчетности являются официальными документами банка, который в соответствии с законом несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.

Перечень форм отчетности и другой информации, которую банки и их филиалы должны представлять «наверх», утвержден Указанием ЦБ № 1376-У от 16.01. 2004 г. «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ». К другим документам Банка России, регламентирующим основные вопросы отчетности банков, относятся:

· Указание № 1375-У от 16.01.2004 г. «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ»;

· Положение № 191-П от 30.07.2002 г. «О консолидированной отчетности»;

· Указание № 1270-У от 14.04.2003 г. «О публикуемой отчетности кредитных организаций/банковских консолидированных групп»;

· Указание № 1530-У от 17.12.2004 г. «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета».

Банковскую отчетность можно группировать на те или иные видына основе различных признаков. Так, в соответствии с природой отражаемой информации отчетность подразделяется на:

• статистическую;

• бухгалтерскую (финансовую).

Об этих формах, порядке их заполнения, днях, часах и даже минутах их представления см. в приложениях 1 и 2 к названному выше Указанию ЦБ № 1376 от 16.01.2004 г. Следует иметь в виду, что если форма отчетности названа, к примеру, квартальной или годовой, то это обычно означает, что в ней будет представлена информация на конец квартала или года, а не за весь соответствующий период.

Всего форм отчетности набирается более 90, многие из которых представляют собой необычайно объемные документы, в которых к тому же имеется дублирование. Более того, часто различные подразделения ТУ ЦБ запрашивают одну и ту же информацию. Наибольшие объемы работы связаны с составлением ежемесячной и ежеквартальной отчетности.

Консолидированную отчетность (ежеквартальную и.годовую) составляют и представляют банки, которые в соответствии с нормами ранее названного Положения ЦБ № 191 от 30.07.2002 г. являются головными организациями в банковских /консолидированных группах. При этом они пользуются также следующими документами Банка России:

· Положением № 246-П от 5.01.2004 г. «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности»;

· Методическими рекомендациями по составлению консолидированной отчетности (приложение к письму № 1 - Т от 5.01.2004 г.);

· Положением № 197-П от 19.02.2002 г. «О порядке представления информации о банковских холдингах».

Специальное внимание уделяется годовому отчету банка. В соответствии с названным выше Указанием ЦБ № 1530-У от 17.12.2004 г. коммерческий банк должен подготовить и включить в свой годовой бухгалтерский отчет:

· бухгалтерский баланс в форме оборотной ведомости на 1 января нового года);

· отчет о прибылях и убытках;

· сводную ведомость оборотов для отражения так называемых событий после отчетной даты (факты деятельности банка, которые происходят в период между отчетной датой и датой подписания годового отчета и оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовое состояние на отчетную дату);

· пояснительную записку.

В данной записке на основе самоанализа банка его финансового состояния должна быть отражена, в частности, следующая информация.

1.   Перечень основных операций банка, оказывающих наибольшее
влияние на изменение финансового результата, а также информация
об операциях, которые банк проводит в различных регионах.

2.   Краткий обзор:

• существенных изменений, произошедших в деятельности банка, событий, оказавших или способных оказать влияние на финансовую устойчивость банка, его политику (стратегию) за отчетный год;

• направлений (степени) концентрации рисков, связанных с различными банковскими операциями, характерными для данного банка.

3. Перечень существенных изменений, внесенных банком в свою учетную политику, влияющих на сопоставимость отдельных показателей его деятельности.

4. Краткие сведения о результатах инвентаризации статей баланса; сведения о дебиторской и кредиторской задолженности.

5. События после отчетной даты, существенно влияющие на финансовое состояние, состояние активов и обязательств банка.

Необходимым компонентом годового отчета банка считается также аудиторское заключение по его годовому бухгалтерскому отчету.

Количество документов (отчетных форм), составляющих годовой отчет банка, в соответствии с новым Указанием ЦБ № 1530 стало значительно меньше, чем это требовалось ранее. В любом случае надо иметь в виду, что годовой отчет в рассмотренной трактовке — это фактически отчет не за год, а только на конец года.

В составе бухгалтерской отчетности банка особое место занимает публикуемая отчетность. Имеются в виду отчетные материалы о своей деятельности, которые банк обязан представлять обществу (и Центральному банку, конечно) путем их публикации за свой счет в открытой печати (газете или журнале). Такую отчетность представляют:

• банки — ежеквартально и ежегодно;

• головные КО банковских/консолидированных группы — ежегодно. А далее наступает очередь второго компонента документарного надзора — анализа полученных от банка данных и иной информации. Однако о технологии такого анализа известно немного.

Во-первых, очевидно, что поскольку объемы отчетных данных гигантские, то значительная их часть просто «складируется» в ТУ и вычислительных центрах ЦБ, по сути не подвергаясь никакому содержательному анализу.

Во-вторых, известно, что полученные отчетные формы рассматриваются на «входе» на предмет корректности их составления, т.е. соответствия утвержденным образцам, а далее содержащиеся в них основные цифровые данные — прежде всего и главным образом с точки зрения того,

а) как банк «укладывается» в установленные обязательные нормативы, выполняет другие формализованные правила и требования

б) каково его текущее финансовое положение.

Наконец, в-третьих, известно, что Банк России (его ТУ) присваивает банкам своеобразные рейтинговые оценки на основе достаточно сложных и даже противоречивых критериев, прописанных в его Указании № 766 от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» относя каждый банк к одной из следующих групп:

- 1-я группа — без недостатков в деятельности;

- 2-я группа — имеющие отдельные недостатки в деятельности;

- 3-я группа — испытывающие серьезные финансовые трудности;

- 4-я группа — находящиеся в критическом финансовом положении. Однако при этом Центробанк не раскрывает методику такого «рейтингования» и никому не дает сведений о его результатах.

Известно, что определенные затруднения в организации качественного надзора связаны, в частности, с практикой «приукрашивания» банками своей деятельности, что ведет к искажениям отчетности. В связи с этим широко распространено мнение о том, будто введение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) обеспечит повышение прозрачности наших банков. Рассчитывать на это едва ли стоит. С введением МСФО указанная проблема не исчезнет, так как при желании и необходимости определенный набор приемов искажения отчетности с успехом можно заменить другим.

 Между тем риски, в т.ч. и на ранней стадии, можно выявлять и на основе существующей pocсийской отчетности, только для этого требуются опыт и высокая квалификация специалистов, использующих знания о реальных схемах отражения отдельных операций и сделок банка для «очистки» баланса с целью повышения его информативности для надзорных целей. Это лишний раз показывает как важность наличия в надзорных структурах действительно высококлассных профессионалов, так и приоритетного значения для их работы аналитической составляющей.



2020-02-03 145 Обсуждений (0)
Органы банковского надзора и применяемые ими процедуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы банковского надзора и применяемые ими процедуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)