Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольный этап эксперимента



2020-02-03 139 Обсуждений (0)
Контрольный этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




Опытно-экспериментальная работа

Констатирующий этап эксперимента

              

Опытно-экспериментальная работа проводилась во 2-А классе МОУ «Старополтавская СОШ» учителем Абакумовой О.И. по программе «Школа России» учебник русского языка Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой. Выполняло работу 18 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов. На первом этапе проводился диктант, в котором грамматическим заданием было найти и подчеркнуть все орфограммы. Выполняло работу 18 человек. Приведем текст диктанта.

 

 

Главный город.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

 

 

Результаты диктанта, определяющего сформированность орфографической зоркости, были сведены в таблицу 1. 

Таблица 1.

Результаты диктанта, определяющего сформированность орфографической зоркости

 

№ п/п Фамилия, имя учащегося Количество найденных орфограмм в тексте Сформированность орфографической зоркости в % Всего орфограмм в тексте
1 Иванова Елена 11 100 % 11
2 Костюченко Александра 11 100 % 11
3 Яхин Идрис 10 90, 9 % 11
4 Герасименко Евгения 10 90, 9 % 11
5 Назаренко Алина 10 90, 9 % 11
6 Юналиев Ринат 10 90, 9 % 11
7 Вельц Дарья 6 54, 5 % 11
8 Бадамшин Шамиль 11 100 % 11
9 Джукеев Гафур 8 72, 7 % 11
10 Лоренц Сергей 7 63, 6 % 11
11 Виноградова Нелли 6 54, 5 % 11
12 Чулкова Елена 10 90, 9 % 11
13 Ситникова Анастасия 9 81, 8 % 11
14 Лопасов Юрий 7 63, 6 % 11
15 Хакбердиев Виталий 9 81, 8 % 11
16 Альбрехт Владислав 4 36, 3 % 11
17 Павлов Иван 7 63, 6 % 11
18 Хвальцова Наталья 10 90, 9 % 11

 

 

В диктанте встретилось 11 орфограмм (правописание ча-ща, жи-ши, словарные слова, безударная гласная в корне слова. Непроизносимая согласная на конце слова).

Высокий уровень грамотности показали Иванова Елена, Костюченко Александра, Бадамшин  Шамиль. Эти дети нашли все орфограммы, то есть сформированность орфографической зоркости у них 100 %.

Хороший результат орфографической грамотности показали Хакбердиев Виталий, Ситникова Настя, Чулкова Елена, Юналиев Ринат, Назаренко Алина, Герасименко Евгения, Хвальцова Наталья, Яхин Идрис (от 80 до 90, 9 %).

Результат ниже среднего уровня показали Джукеев Гафур, Лоренц Сергей, Лопасов Юрий, Павлов Иван ( от 60 до 80 %).

И самый низкий уровень показали Вельц Дарья, Виноградова Нелли, Альбрехт Владислав (от 30 до 60 %).

Итак, количество детей с высоким уровнем сформированности орфографической зоркости – 3 человека, со средним уровнем сформированности орфографической зоркости – 8 человек, с уровнем ниже среднего – 4 человека, и с самым низким уровнем – 3 человека.

Вывод: дети не видят таких орфограмм, как безударная гласная в корне слова; правописание – ча, - ща, - жи, - ши; непроизносимая согласная на конце слова. Это определило содержание второго этапа опытно-экспериментальной работы. Были проведены дополнительные уроки по данным темам «Предлоги», «Общее понятие о глаголе».

В содержание урока вводились упражнения на поиск орфограмм.

Опытное обучение

 

На данном этапе нами было проведено и проанализировано 6 уроков в соответствии с темами изучаемой программы. Однако в каждый урок вводились упражнения на поиск орфограмм.

Приведем примеры таких упражнений.

Упражнение № 1. Найди и подчеркни орфограммы в тексте.

Набежала на небо тучка. А в тучке был дождик. Выглянул дождик из тучки и видит зеленый луг. По лугу бегают дети, играют с собакой. Вот в траве спрятался белый котенок. За лугом огород. Куры вывели на капустные грядки своих цыплят. Вышел дождик из тучи и полил на землю. Все от дождя стали прятаться. Рассердился дождь, зашумел, застучал по листьям, по крышам. Заплясал на своих длинных ногах по дорожкам. Бабушка открыла окно, подышала свежим воздухом и сказала: «Что за славный дождик!» Услыхал эти слова дождик и засмеялся, да так радостно, что брызги полетели в разные стороны.

 

Упражнение № 2. Найди и подчеркни безударную гласную в корне слова.

Сегодня пришел настоящий апрель. Поле озими еще не омылось и желтое-желтое, а лужица на поле ясно-голубая, а самый лес вдали подчеркнут белой полоской. Вдоль реки лежит цепь оставленных водой льдин.

Одна особенно большая лежит на другой, и сверху на нее капает, капает.

Мелкие льдины от толчка распадаются на длинные кристаллы, похожие на хрустальные подвески от люстры.

В лесу пестро: где белое, где черное, на черном виднеются зеленые листочки перезимовавшей земляники, а земля под ней еще не оттаяла. Зяблики поют везде, и начинают оживать лягушки.  

 

Упражнение № 3. Из данного материала составь упражнение на поиск орфограммы.

Предполагалось, что дети составят требование к упражнению таким образом: «Найди и подчеркни все орфограммы».

В конечном счете, валять дурака, владеть собой, водить за нос, не хватает, сложа руки.

Большинство учащихся правильно сформулировали задание к упражнению № 3.

 

Первый и второй тип упражнения, несомненно, рассчитан на формирование орфографической зоркости, но эти упражнения репродуктивного характера. Это значит, дети получают готовые задания.

Третий тип упражнения направлен на более высокую степень самостоятельности и творчества, так как дети сами формулируют задание для выполнения упражнения.

Приведем примеры конспекта уроков.

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме:

«Предлоги»

Цели урока:

Образовательные.

- расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке;

Развивающие.

- учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи.

Воспитательные.

- воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Ход урока

I. Чистописание

Письмо по образцу после повторения знаний о букве е.

еее ере еое еЕе

Слого-звуковой анализ слова Емеля.

Письмо на свободной строке:

Емеля, Елена, Сережа, Осетров, Клеверов.

П. Организационный момент

- Какие части речи мы с Вами знаем?

- Что обозначает каждая из частей речи: существительное? Прилагательное?
Глагол?

Ш. Постановка темы урока

- Прочитайте текст на доске. Определите части речи.

Кружатся снежинки ... холодном воздухе. Катаются дети ... коньках ... льду. Весело детям ... зимнее время ... улице.

- Вы на предложения посмотрите, что заметили - скажите? (Не хватает предлогов)

IV. Работа по теме урока

1.   - Каких предлогов не достает в тексте? Допишите их на доске.

Для чего служат предлоги? (Для связи слов в тексте.)

Как мы пишем предлоги с другими словами?

2.   - Какие предлоги вы знаете? (К, на, по, через, около, над, из, в, от, до и т.д.)

К морю, на море, по морю, через море, около моря, над морем, из моря, в море, от моря.

Вывод: если изменять предлог, то и окончание у слов изменится. При одних и тех же предлогах у существительных разных родов разные окончания.

V.  Работа по учебнику.

Вспомните еще раз, для чего нужны предлоги? (Они служат другим частям речи).

Поэтому предлоги называют служебной частью речи. Они никогда не пишутся перед глаголом, потому что не дружат с ним.

Упр. 84 - письменно прокомментировать все орфограммы.

Подчеркните зеленым цветом предлоги.

Предлоги пишем отдельно от других частей речи. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Например: за дерево - за толстое дерево, на суку - на толстом суку.

Дополнительное задание: подчеркнуть главные члены первого предложения.

Упр. 85 - устно.

Упр. 86 - выборочное письмо предлог + существительное.

VI. Списывание с доски»

(В) лесу (под) деревьями, (под) кустами растет много грибов. Подберезовики сидят (под) березами. (У) них шапочки (с) серыми корешками. (В) осиннике -подосиновики (в) оранжевых шапочках. (В) сосновом бору вылез (из) влажного мха гриб-боровик.

(По Г. Скребицкому.)

VII. Прочитать правила о предлогах, записанные на доске:

Предлог – это часть речи, это отдельные самостоятельные слова, но к ним нельзя поставить вопросы, они не изменяются. Предлог служит для связи слов в предложении.

Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Перед глаголами предлогов не бывает.

В русском языке есть предлоги: к, из, по, об, от, на, у, за, с, о, под, над, и многие другие.

Предлог также указывает, что существительное стоит не в начальной форме.

- Если сомневаетесь, предлог это или нет, поставьте существительное в начальную
форму (в начальной форме предлога не бывает).

Например: Лежит на столе; (что?) стол; значит на – это предлог и пишется с существительным стол раздельно.

VIII. Итоги урока

Что вы новое узнали о предлогах?

Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 88, с. 56.

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме;

« Общее понятие о глаголе»

Цели урока:

Образовательные.

- познакомить учащихся с понятием глагол; обогащать речь учащихся
употреблением глаголов;

Развивающие.

Учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;

вырабатывать навыки грамотного письма.

Воспитательные.

- воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Ход урока

I. Организационный момент

Какие части речи мы с вами знаем? (Предлог, имя существительное.)

Сегодня мы познакомимся еще с одной частью речи.

II. Чистописание.

Л Лл лЛл лестница малина

- Что мы знаем о буквах я, о, ф?
Письмо на свободной строке:

Окно, фантазер, ягода

- К какой части речи относятся эти слова? Почему так решили?

Укажите род этих имен существительных.

Одушевленные они или неодушевленные? Фонетический разбор слова ягода.

Ш. Постановка темы урока

- Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз Красный нос». Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи –Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои… Идет – по деревьям шагает, Трещит по замерзшей воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде…

- Давайте выпишем пары слов о ком или о чем говорится в стихах и что говорится.

Не ветер бушует. Побежали ручьи. Мороз-воевода обходит, идет, шагает, трещит.

Солнце играет.

Назовите имена существительные и подчеркните одной чертой.

Что говорится о солнце? Поставьте вопрос от слова солнце, к слову играет.

Какой частью речи является слово играет? Кто знает?

- Слова, которые отвечают на вопрос Что делает? В русском языке называют глаголами.

На доске появляется тема урока.

IV. Работа по теме урока

На доске - вновь изображение ромашки. У ромашки появился еще один подписанный лепесток - «глагол».

- На нашей ромашке еще один безымянный лепесток получил название.

Глаголы часто в предложении являются главным членом – сказуемым. В записанных вами предложениях давайте подчеркнем остальные глаголы.

Посмотрите на записанный текст и попробуйте ответить на вопрос: что обозначают глаголы? (Действие предмета.)

Упр.39 в учебнике – устно. Упр.40. Указать все орфограммы.

Что делает? Бродит, выходит, носит, дарит.

Есть ли рядом с глаголами предлоги?

Запомните! Перед глаголами никогда не пишутся предлоги. Например: закипит, зашипит, влезут, поднесут, спешит, уведут.

Упр. 41.

- О глаголах, которые отвечают на вопрос Что делать? Говорят, что они стоят в
неопределенной форме.

Упр. 42.

V.  Списать, подчеркнуть глаголы двумя чертами;

Я л..жу на б..р..гу руч..я и см..трю в небо. Высоко плывут пуш..стые ..блака. Шумит л..ства на деревьях.

VI. Итоги урока

С какой новой частью речи познакомились на уроке?

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы может отвечать глагол?

Что без меня предметы? Лишь названия. А я приеду – И все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет.

Домашнее задание: упр. 42, с. 21.

 

Как видим, на каждом уроке присутствуют упражнения, формирующие орфографическую зоркость, таким образом, учитель отслеживает результат сформированности орфографической зоркости. Они таковы.

 

Таблица 2.

№ п/п Фамилия, имя учащегося Упражнение 1 Упражнение 2 Упражнение 3 ИТОГО
1 Иванова Елена 76 38 17 100%
2 Костюченко Александра 76 38 17 100%
3 Яхин Идрис 76 38 17 100%
4 Герасименко Евгения 72 36 17 95%
5 Назаренко Алина 75 37 17 98%
6 Юналиев Ринат 72 33 15 92%
7 Вельц Дарья 69 34 15 90%
8 Бадамшин Шамиль 76 38 17 100%
9 Джукеев Гафур 70 35 14 91%
10 Лоренц Сергей 70 34 14 90%
11 Виноградова Нелли 76 38 17 100%
12 Чулкова Елена 76 37 17 99%
13 Ситникова Анастасия 75 38 17 85%
14 Лопасов Юрий 70 34 14 90%
15 Хакбердиев Виталий 76 38 17 100%
16 Альбрехт Владислав 70 32 13 88%
17 Павлов Иван 68 34 13 88%
18 Хвальнова Наталья 76 38 17 100%

 

Контрольный этап эксперимента

 

На третьем этапе проводился контрольный диктант «Дружная весна», выполняло эту работу 18 человек.

 

 

Дружная весна.

Пришла дружная весна. Светит теплое солнышко. Рыхлый снег остается только в тени леса. На лесных озерах треснул лед.

Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На березах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат веселые воробьи.

Таблица 3.

№ п/п Фамилия, имя учащегося Количество найденных орфограмм в тексте Сформированность орфографической зоркости в % Всего Орфограмм в тексте
1 Иванова Елена 19 100 % 19
2 Костюченко Александра 18 95 % 19
3 Яхин Идрис 19 100 % 19
4 Герасименко Евгения 16 84 % 19
5 Назаренко Алина 19 100 % 19
6 Юналиев Ринат 14 74 % 19
7 Вельц Дарья 18 95 % 19
8 Бадамшин Шамиль 19 100 % 19
9 Джукеев Гафур 16 84 % 19
10 Лоренц Сергей 16 84 % 19
11 Виноградова Нелли 19 100 % 19
12 Чулкова Елена 19 100 % 19
13 Ситникова Анастасия 19 100 % 19
14 Лопасов Юрий 16 84 % 19
15 Хакбердиев Виталий 19 100 % 19
16 Альбрехт Владислав 15 79 % 19
17 Павлов Иван 18 95 % 19
18 Хвальнова Наталья 19 100 % 19

 

В диктанте встретилось 19 орфограмм: правописание - ча, - ща, - жи, - ши; сочетание ЧК; непроизносимая согласная на конце слова; безударная гласная в корне слова; словарные слова.

Высокий уровень грамотности показали Иванова Елена, Яхин Идрис, Назаренко Алина, Бадамшин Шамиль, Виноградова Нелли, Чулкова Елена, Ситникова Анастасия, Хакбердиев Виталий, Хвальнова Наталья. Эти дети нашли все орфограммы, то есть сформированность орфографической зоркости у них 100 %.

Хороший результат орфографической грамотности показали Костюченко Александра, Герасименко Евгения, Вельц Дарья, Джукеев Гафур, Лоренц Сергей, Лопасов Юрий, Павлов Иван. Сформированность орфографической зоркости у них от 70 до 80 %.

Итак, количество детей с высоким уровнем сформированности орфографической зоркости – 9 человек, со средним уровнем – 7 человек, с уровнем ниже среднего – 2 человека.

Вывод: если результаты сравнить с диктантом по теме «Главный город», мы видим, что например, у Ситниковой Анастасии, Хакбердиева Виталия, Хвальновой Натальи был высокий результат, то во втором диктанте результат стал гораздо выше.

 

 

Обратимся к сравнительной таблице.

 

Таблица 4.

Начало эксперимента Конец эксперимента
Высокий уровень – 3 чел Высокий уровень – 9 чел
Средний уровень – 8 чел Средний уровень – 7 чел
Низкий уровень – 4 чел Низкий уровень – 2 чел
Самый низкий уровень – 3 чел Самый низкий уровень - нет

 

Как видно из таблицы, количество детей с высоким, и средним уровнем сформированности орфографической зоркости увеличилось после проведённой нами работы. Считаем, что положительных результатов в формировании орфографической зоркости можно достичь, включая в каждый урок русского языка упражнения на поиск орфограмм и их анализ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование проблемы «Формирование орфографической зоркости у второклассников» убедило нас в том, что она имеет свои сложности. Эти сложности вызваны тем, что младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования, на основе исследований мы пришли к выводу, что орфографический навык зависит от развития долговременной памяти.       Опытно-экспериментальная работа показала, что орфографическая зоркость учащихся 2 класса  низка. И проведенная нами работа убедила, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографической зоркости.Качество обучения младших школьников орфографии и формирования орфографической зоркости зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографической зоркости и от сохранения изученного материала длительное время.В ходе исследования нами были решены следующие задачи: 1) постарались полностью изучить состояние данной проблемы в научно-методической литературе; 2) исследовали сформированность орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста; 3) установили взаимосвязь между сформированием орфографического навыка и уровнем развития долговременной памяти; 4) проверили эффективность разработанной системы упражнений по формированию орфографической зоркости.Исследование проблемы убедило нас, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоконтроля.                           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок. – М.: Просвещение, 1995. – 165 с.

2. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. – М., 1991. – 236 с.

3. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение, 1997. – 232 с.

4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.: 1994. – 548 с.

5. Богоявленский Д.Д. Психология усвоения орфограмм. – М.: Просвещение, 1996. – 344 с.

6. Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. – М.: АПН, 1990. – с.132-200.

7. Выготский Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. – М.: Просвещение, 1982. – с.31-62.

8. Гранник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. – 220 с.

9. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических  ошибок // Начальная школа. – 1999. - №5. – с.69.

10. Джеймс У. Классики мировой психологии: Психология. – М.: Психология, 1991. – с.187-201.

11. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. –  2004. - №1. – с.23-27.

12. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус. яз., 2000. Т. 1: А-О. – 1209с. с.11-45, с.336.

13. Жуйков С.Ф. Психологические особенности повышения эффективности  орфографии. – М.: Просвещение, 1993. – 262 с.

14. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. – М.: Просвещение, 1965. – 162 с.

15. Журжина Ш.В. Дидактический материал по русскому языку. –  М.: Просвещение, 1991. – 164 с.

16. Занков Л.В. Память школьника. – М.: 1994. – 127 с.

17. Иванова С.Ф. Трудности вопросы орфографии. – М.: Просвещение, 1992. –   238 с.

18. Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М.: Просвещение, 1991. – 189 с.

19. Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения // Начальная школа. – 2000. - №11. – с.17-22.

20. Каюмова Р.Х. Развитие интереса на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. - №5. – с.69.

21. Коменский А.Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. Кларин В.М., Джуринский А.М. – М.: Педагогика, 1989 – 416с. с.59.

22. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу // Начальная школа.  – 2004. - №12. – с.10-12.

23. Лапин Ю.А. Искусство помнить и забывать. – М.: Владос, 1992. – 383 с.

24. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемых     написанием // Начальная школа. – 2001. - №6. – с.56.

25. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. – М.: Просвещение, 1999. – 244 с.

26. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1991 – 278 с.

27. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Просвещение, 1996. – 286 с.

28. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

29.Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1998. – 284 с.

30.Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий – 2-е изд., испр. – М.: Идательский центр «Академия», 2000.

31. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1999. – 431 с.

32. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии // Начальная школа. – 1996. - №9. – с.25-27.

33. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. – М.: Владос, 1999.

34. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. 797с. с.458.

35. Пернакий А. Работа над безударными гласными в корне // Начальная школа. – 1994. - №5. – с.48.

36. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1992. – 183 с.

37. Рогов Е.И. Общая психология – курс лекций. – М.: Владос, 1995. – 420 с.

38. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе. – М.: Владос, 1992. – 218 с.

39. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания. – М.: Просвещение, 1995. – 362 с.

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000 – 720с. с.295.

41. Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2 ч.: Ч. 1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. – М., 2003

42. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993. – 383 с.

43. Тикунова Л.И. Сборник диктантов и творческих забот. – М.: Просвещение, 1992. – 175 с.

44. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991. – 210 с.

45. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка во I-II классах // Начальная школа. – 1994. - №5. – с.18-22.

46. Ушинский  К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том 2. – М., 1999. – с.388.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

«Дидактический материал»

Сводная таблица № 4

Таблица 4.

Начало эксперимента Конец эксперимента
  Высокий уровень – 3 чел   Высокий уровень – 9 чел
  Средний уровень – 8 чел   Средний уровень – 7 чел
  Низкий уровень – 4 чел   Низкий уровень – 2 чел
  Самый низкий уровень – 3 чел   Самый низкий уровень - нет

 

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме:

«Предлоги»

Цели урока:

Образовательные.

- расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке;

Развивающие.

- учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи.

Воспитательные.

- воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Ход урока

I. Чистописание

Письмо по образцу после повторения знаний о букве е.

еее ере еое еЕе

Слого-звуковой анализ слова Емеля.

Письмо на свободной строке:

Емеля, Елена, Сережа, Осетров, Клеверов.

П. Организационный момент

- Какие части речи мы с Вами знаем?

- Что обозначает каждая из частей речи: существительное? Прилагательное?
Глагол?

Ш. Постановка темы урока

- Прочитайте текст на доске. Определите части речи.

Кружатся снежинки ... холодном воздухе. Катаются дети ... коньках ... льду. Весело детям ... зимнее время ... улице.

- Вы на предложения посмотрите, что заметили - скажите? (Не хватает предлогов)

IV. Работа по теме урока

1.   - Каких предлогов не достает в тексте? Допишите их на доске.

Для чего служат предлоги? (Для связи слов в тексте.)

Как мы пишем предлоги с другими словами?

2.   - Какие предлоги вы знаете? (К, на, по, через, около, над, из, в, от, до и т.д.)

К морю, на море, по морю, через море, около моря, над морем, из моря, в море, от моря.

Вывод: если изменять предлог, то и окончание у слов изменится. При одних и тех же предлогах у существительных разных родов разные окончания.

V.  Работа по учебнику.

Вспомните еще раз, для чего нужны предлоги? (Они служат другим частям речи).

Поэтому предлоги называют служебной частью речи. Они никогда не пишутся перед глаголом, потому что не дружат с ним.

Упр. 84 - письменно прокомментировать все орфограммы.

Подчеркните зеленым цветом предлоги.

Предлоги пишем отдельно от других частей речи. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Например: за дерево - за толстое дерево, на суку - на толстом суку.

Дополнительное задание: подчеркнуть главные члены первого предложения.

Упр. 85 - устно.

Упр. 86 - выборочное письмо предлог + существительное.

VI. Списывание с доски»

(В) лесу (под) деревьями, (под) кустами растет много грибов. Подберезовики сидят (под) березами. (У) них шапочки (с) серыми корешками. (В) осиннике -подосиновики (в) оранжевых шапочках. (В) сосновом бору вылез (из) влажного мха гриб-боровик.

(По Г. Скребицкому.)

VII. Прочитать правила о предлогах, записанные на доске:

Предлог – это часть речи, это отдельные самостоятельные слова, но к ним нельзя поставить вопросы, они не изменяются. Предлог служит для связи слов в предложении.

Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Перед глаголами предлогов не бывает.

В русском языке есть предлоги: к, из, по, об, от, на, у, за, с, о, под, над, и многие другие.

Предлог также указывает, что существительное стоит не в начальной форме.

- Если сомневаетесь, предлог это или нет, поставьте существительное в начальную
форму (в начальной форме предлога не бывает).

Например: Лежит на столе; (что?) стол; значит на – это предлог и пишется с существительным стол раздельно.

VIII. Итоги урока

Что вы новое узнали о предлогах?

Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 88, с. 56.

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме;

« Общее понятие о глаголе»

Цели урока:

Образовательные.

- познакомить учащихся с понятием глагол; обогащать речь учащихся
употреблением глаголов;

Развивающие.

Учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;

вырабатывать навыки грамотного письма.

Воспитательные.

- воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Ход урока

I. Организационный момент

Какие части речи мы с вами знаем? (Предлог, имя существительное.)

Сегодня мы познакомимся еще с одной частью речи.

II. Чистописание.

Л Лл лЛл лестница малина

- Что мы знаем о буквах я, о, ф?
Письмо на свободной строке:

Окно, фантазер, ягода

- К какой части речи относятся эти слова? Почему так решили?

Укажите род этих имен существительных.

Одушевленные они или неодушевленные? Фонетический разбор слова ягода.

Ш. Постановка темы урока

- Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз Красный нос». Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи –Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои… Идет – по деревьям шагает, Трещит по замерзшей воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде…

- Давайте выпишем пары слов о ком или о чем говорится в стихах и что говорится.

Не ветер бушует. Побежали ручьи. Мороз-воевода обходит, идет, шагает, трещит.

Солнце играет.

Назовите имена существительные и подчеркните одной чертой.

Что говорится о солнце? Поставьте вопрос от слова солнце, к слову играет.

Какой частью речи является слово играет? Кто знает?

- Слова, которые отвечают на вопрос Что делает? В русском языке называют
глаголами.

На доске появляется тема урока.

IV. Работа по теме урока

На доске - вновь изображение ромашки. У ромашки появился еще один подписанный лепесток - «глагол».

- На нашей ромашке еще один безымянный лепесток получил название.

Глаголы часто в предложении являются главным членом – сказуемым. В записанных вами предложениях давайте подчеркнем остальные глаголы.

Посмотрите на записанный текст и попробуйте ответить на вопрос: что обозначают глаголы? (Действие предмета.)

Упр.39 в учебнике – устно. Упр.40. Указать все орфограммы.

Что делает? Бродит, выходит, носит, дарит.

Есть ли рядом с глаголами предлоги?

Запомните! Перед глаголами никогда не пишутся предлоги. Например: закипит, зашипит, влезут, поднесут, спешит, уведут.

Упр. 41.

- О глаголах, которые отвечают на вопрос Что делать? Говорят, что они стоят в
неопределенной форме.

Упр. 42.

V.  Списать, подчеркнуть глаголы двумя чертами;

Я л..жу на б..р..гу руч..я и см..трю в небо. Высоко плывут пуш..стые ..блака. Шумит л..ства на деревьях.

VI. Итоги урока

С какой новой частью речи познакомились на уроке?

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы может отвечать глагол?

Что без меня предметы? Лишь названия. А я приеду –И все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет.

Домашнее задание: упр. 42, с. 21.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

«Детские работы»



2020-02-03 139 Обсуждений (0)
Контрольный этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольный этап эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)