Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СМЕШАННОЙ



2020-02-03 166 Обсуждений (0)
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СМЕШАННОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭКОНОМИКИ

Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на концепции активного участия не только государства - регулятора, но и государства - собственника рыночных процессов.

В основу предполагаемого подхода, положены приоритет национальной и экономической безопасности.  Ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики, и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:

- пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;

- место ушедшего от управления экономикой государства тот час же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозного» капитализма вместо капитализма государственного;

- потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают: формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне.

Тяжелые кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не менее важны чем частные. Для этого предполагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий, а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных государственных научно производственных компаний - государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственной собственностью, используя средства и методы корпоративного управления. Они являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства - собственника, оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов - обеспечение национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели, как и конкретные задачи,  определяются государством посредством индикативных планов.

Государственная поддержка инновационных [i] процессов. Эффективность регулирования экономики государством в период научно-технической революции во многом определятся его влиянием на инновационный процесс. Основным преимуществом централизованной системы управления является возможность концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной системе развития. В условиях современной России инновационный бизнес является чрезвычайно рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами. Большинство передовых стран достигло высоких уровней развития вследствие опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности.

Государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков. Государственное регулирование рынков составляет наиболее развитую часть государственного управления экономикой. Рынок в той или иной форме существовал всегда и во всех странах регулировался государством с момента его возникновения. Накоплен значительный арсенал приемов государственного регулирования. Спецификой современного этапа являются резкое усиление роли и увеличение объемов финансовых и информационных рынков, формирование новых информационно-финансовых институтов, регламентирующих и регулирующих рынки. Россия, несколько отставая от передовых стран в этом направлении, может использовать накопленный опыт. Так же как отрасли и отраслевые комплексы, соответственные им рынки классифицируются по степени их важности для национальной и экономической безопасности страны, использования имеющегося потенциала российских компаний для отвоевания данного рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего закрепления на соответствующем рынке. В зависимости от места на классификационной шкале выбирается модель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: от значительного протекционизма до полной открытости, а так же необходимая степень прямого государственного управления.

Государство способствует созданию на каждом привлекательном для страны рынке трех - четырех научно-производственных корпораций, контролирующих до 60-70% внутреннего рынка. Целесообразно так же привлекать на некоторые рынки иностранные ТНК, поддерживающие в заданных пределах конкуренцию и способствующих подтягиванию качества продукции к мировому уровню. Регулирующий данный рынок государственный орган (министерство, госкомитет и т. п.) лицензирует и контролирует исполнение установленных правил поведения на рынке и соблюдения его нормативов. На стратегически важных или жизнеобеспечивающих рынках (продовольственный) холдинг проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен путем закупки продукции и товарных интервенций. Для экспорто- ориентированных высокотехнологичных отраслей, государство, в рамках государственного холдинга, создает специализированные компании, занимающиеся маркетингом, проведением товаров на внешние рынки.

Регулирование товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При этом необходимым условием подъема экономики являются стабильность национальной валюты не столько по отношению к доллару и другим СКВ, сколько в контролируемой государством предсказуемости ее изменений.

Финансовые рынки передовых стран играют огромную роль в поддержании высокого объема их внутренних рынков, составляя около 50% ВВП. Объем российского фондового рынка и особенно рынок акций не соответствуют современному  уровню нашей промышленности, а тем более ее потенциалу. У большинства компаний не хватает опыта и средств  для продвижения своих акций на рынке, поэтому на данном этапе государство должно помочь расширению активов компаний, первичному размещению их акций.

Государство может реализовать свои цели обеспечения наблюдаемости    и  управляемости экономикой, осуществляя следующие мероприятия по установлению контроля над информационными рынками: информационно обустроить основные товарные рынки; обеспечить лицензирование участников рынка;  сертификацию использованной информации;  обучение специалистов по каждому сегменту рынка; создание  базы данных по всем участникам рынка: их активам, финансовому состоянию,  задолженностям и т. д.

Стремление к открытости экономики в период общей глобализации вполне закономерно. Взяв на себя заботу по организации рекламы, маркетинга и т. д. государство поможет своим компаниям сократить издержки и повысить их конкурентоспособность, что особенно важно для небольших фирм.

Проблема государственного управления регулирования тесно связана с региональной политикой. На начальном этапе реформ был взят курс на предоставление регионам максимальной самостоятельности в рамках Федерации. Однако предоставление регионам права почти бесконтрольно распоряжаться региональными бюджетами привело к неэффективному использованию средств в отдельных регионах. Попытка ограничения в регионах действий власти наталкивались на сопротивление субъектов федерации, часть из которых сумела добиться особых условий в разграничении полномочий с центром, что создало опасность сепаратизма и превращения федерации в конфедерацию. Предотвращение ее - одна из задач государственного управления экономикой. Кроме того, федеральный центр должен обеспечивать равноправное развитие регионов и устранение региональных диспропорций. Для укрепления единого экономического пространства необходимо бороться со всеми проявлениями ограничений межрегиональной торговли.

Одновременно предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов и гарантий для решения первоочередных задач развития информационных технологий, глобальных компьютерных систем и эффективных коммуникаций, обеспечивающих прорыв в области организации управления на всех уровнях экономики.

Конкурентное преимущество на данном этапе будет иметь страна, которая сможет образовать механизмы быстрого и экономически эффективного освоения создаваемых и заимствованных крупных институциональных моделей, применения их в практике экономической жизни посредством современных информационных технологий, новейших средств массовой информации включая интернет. Необходимо создать специальный государственный орган, занимающийся идеологической поддержкой нового этапа реформ стратегического управления экономикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.


 

Список используемой литературы:

 

1.В.В.Янова Экономика – М.: Издательство ЭКЗАМЕН, 2006.

2. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.



2020-02-03 166 Обсуждений (0)
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СМЕШАННОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ СМЕШАННОЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)