Правовое регулирование социальной работы в РФ
Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания: -регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНИСЕФ и др.); - внутригосударственные юридические акты федерального значения; - документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение нормативных законоположений с правом законодательной инициативы; - документы муниципальных образований; - решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. На федеральном уровне основным законом государства является Конституция РФ, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением. Значительную роль в правовом регулировании социальной работы играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на территории РФ, Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, распоряжения ведомств и министерств, а также акты местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах. Система социального обслуживания населения формируется в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ. [4] Статья 20 указанного Закона относит к полномочиям федеральных органов государственной власти: 1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания; 2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением; 3) установление методического обеспечения социальных служб; 4) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания; 5) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания; 6) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания. Статья 21 Закона устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания. Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий органов государственной власти РФ, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: - обеспечение реализации настоящего Федерального закона; - разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; - определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности; - установление порядка координации деятельности социальных служб; - создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания; - иные полномочия. В соответствии со статьей 22 Закона социальные службы в порядке, установленном законодательством РФ, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач. Социальное обслуживание населения согласно статьи 23 Закона, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы. К ним относятся: - граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами; - участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны; - одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям); - вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время; - бывшие несовершеннолетние узники фашизма; - лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; - ветераны Афганистана и других необъявленных войн; - жертвы стихийных бедствий; - зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы; - лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний; - лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения; - лица без определенного места жительства; - семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; - семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет; - семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - семьи с низким уровнем дохода; - многодетные семьи; - неполные семьи; - семьи несовершеннолетних родителей; - молодые, в том числе студенческие семьи; - матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; - беременные женщины и кормящие матери; - самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); - дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; - безнадзорные дети и подростки; - дети и подростки с девиантным поведением; - дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; - разводящиеся семьи; - семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; - граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам. В связи последними событиями в Чечне и участившимися террористическими актами, этот перечень пополнился лицами, пострадавшими от чеченских событий и жертвами терроризма. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ [5] регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. В соответствии со статьей 4 указанного закона государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг. Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов РФ. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет также Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. [14] В соответствии со статьей 4 указанного закона, к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: 1) определение государственной политики в отношении инвалидов; 2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о социальной защите инвалидов; контроль за исполнением законодательства РФ о социальной защите инвалидов; 3) заключение международных договоров (соглашений) РФ по вопросам социальной защиты инвалидов; 4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; 5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом; 6) установление стандартов на технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований; 7) установление порядка аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов; 8) осуществление аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов; 9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением; 10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; 11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; 12) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов; 13) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; 14) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; 15) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; 16) установление единой системы учета инвалидов в РФ, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом. Статья 5 того же закона устанавливает компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. К ведению органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов относятся: 1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; 2) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов РФ с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта РФ; 3) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью; 4) аккредитация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов; 5) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации; 6) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов; 7) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов; 8) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; 9) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. [13] К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи, согласно статьи 4 указанного закона, относятся: - принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; - разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории РФ государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; - установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации. Статья 5 того же закона устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области оказания государственной социальной помощи: 1. Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. 2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Также государство реализует социальную политику посредством следующих федеральных законов: - Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ; [9] - Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ; [10] - Федеральный закон «О погребении и похоронном деле от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ; [11] Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения. Есть много подзаконных актов, решений правительства, концепций, пакеты целевых программ и других юридических документов на основе которых осуществляется правовое регулирование социальной работы. Формирование социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности дополняются социальными ценностями, такими как равенство, являющееся основой социальной справедливости.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |