Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z



2020-02-03 295 Обсуждений (0)
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОДГОТОКА К ЕДИНОМУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ (ЕГЭ)

ПО ИНФОРМАТИКЕ

 

 

Методические рекомендации для учащихся

 

 

Екатеринбург, 2008


Введение

Предлагаемые методические рекомендации имеют своей целью оказать помощь учащимся в их подготовке к сдаче ЕГЭ по информатике. Весь представленный материал разбит на четыре раздела:

– общие методические указания по подготовке ЕГЭ по информатике;

– разбор части 1 демонстрационного варианта ЕГЭ 2008;

– примерные тренировочные варианты ЕГЭ;

– список литературы, которую полезно использовать при подготовки к ЕГЭ.


I. Общие рекомендации

О Едином государственном экзамене (ЕГЭ) имеется достаточно много информации в различной учебно-методической литературе и Интернете. Поэтому мы не видим необходимости еще раз повторять истины, которые стали уже прописными. Но, во-первых, экзамен по любой дисциплине имеет свои особенности, и о них имеет смысл сказать конкретно; во-вторых, некоторые существенные, на наш взгляд, моменты все-таки редко находят свое отражение в указанных источниках информации. О таких особенностях и моментах и говорится в этом разделе.

Хотя наше пособие открывается этими рекомендациями, мы бы посоветовали разобрать сначала демонстрационный вариант ЕГЭ. Это можно сделать, получив такую версию с сайта Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) по адресу www.fipi.ru, или обратившись к разделу II нашего пособия. После этого многие наши рекомендации будут восприняты с более точным пониманием. Впрочем, некоторые из них носят абсолютно универсальный характер и могут быть применены не только к экзамену по информатике.

Во время выполнения заданий ЕГЭ важно обращать внимание на следующие моменты:

– при выборе ответа необходимо обратить внимание на единицы измерения, в которых дан ответ, а при несовпадении своего ответа с предложенными попробовать преобразовать его к другому виду;

– если есть время и вы видите разные пути получения ответа, то хорошо их проделать и убедиться в одинаковости ответов;

– просмотреть все задания и начинать выполнение с того, которое кажется наиболее доступным (к этому надо подготовиться с помощью разбора  демоверсии);

– при выполнении заданий части 1 выбрать правильный ответ часто помогает прямая подстановка предложенных вариантов в условие задания;

– в заданиях, где требуется определить, для чего предназначен предъявленный алгоритм, полезно выполнить прокрутку данного алгоритма на небольших исходных данных (например, массивах и строках небольших размеров);

– не делайте выкладки в уме.

Если, выполняя задание С2, вы колеблетесь, записать алгоритм на русском языке или языке программирования, то лучше писать на языке программирования. При этом мы советуем писать не фрагмент доработки, а программу целиком – она достаточно короткая и при такой записи у экспертов не возникает никаких вопросов относительно места, куда требуется вставить исправленный фрагмент или как заменить существующий.

Только на первый взгляд кажется, что оформление — дело простое.

1) Если ученик никогда до этого не работал с бланком ЕГЭ, то ему на проставление ответа (часть 1) или вписывание ответа (часть 2) требуется больше времени, чем ученику, уже работавшему с таким бланком. Главная причина замедления — боязнь испортить бланк. И его действительно нельзя портить — бланк не заменяется. А это время, которого на самом деле не так много.

2) Допускается исправление ошибочных ответов. Но и это осваивать во время экзамена уже поздно.

3) Надо избегать появления каких бы то ни было дефектов на бланке № 1. Бланк сканируется и обрабатываются автоматически! Апелляция возможна, но крайне затруднительна.

4) При вписывании ответов (часть 2) нужно придерживаться указанных образцов символов. Без привычки это тоже трудно. Каждый символ (например, запятая) — в отдельной клеточке, причем в отведенном для него месте клеточки (не должна стоять запятая в середине клетки, поскольку тогда распознающей системой она будет восприниматься как другой символ).

5) При описании решений части С не должно быть ничего лишнего. Отвечайте строго на поставленные вопросы.

 


II. Разбор демонстрационного варианта ЕГЭ-2008

В этом разделе пособия представлен демонстрационный вариант ЕГЭ-2008. Для каждого представленного в нем задания

‑ приводится правильный ответ;

‑ обсуждаются наиболее эффективные пути выполнения задания;

‑ рассматриваются типичные трудности, возникающие при выполнении задания.

Условия заданий воспроизведены нами дословно. Также сохранена форма предъявления заданий. Кроме того, мы воспроизвели стандартную преамбулу об обозначениях и приоритетах логических операций, которая сопровождает каждый вариант ЕГЭ.

 

1. Обозначения для логических связок (операций):

a) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается Ø
(например, Ø А);

b) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\
(например, А /\ В) либо & (например, А & В);

c) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается \/
(например, А \/ В) либо | (например, А | В);

d) следование (импликация) обозначается ‑> (например, А ‑> В);

e) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0 ‑ для обозначения лжи (ложного высказывания).

2. Два логических выражения, содержащих переменные, называются равносильными (эквивалентными), если значения этих выражений совпадают при любых значениях переменных. Так, выражения А ‑> В и (Ø А) \/ В равносильны, а А \/ В и А /\ В ‑ нет (значения выражений разные, например, при А=1, В=0).

3. Приоритеты логических операций: инверсия (отрицание), конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), импликация (следование), эквивалентность (равносильность). Таким образом, Ø А /\ В \/ С/\ D совпадает с ((Ø А)/\ В) \/ (С/\ D). Возможна запись А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А \/ В \/ С вместо (А \/ В) \/ С.

 


Часть 1

A1

 

В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой кодировке.

 

1) 384 бита 2) 192 бита 3) 256 бит 4) 48 бит

 

Ответ: 1.

Обсуждение. Прежде всего нужно обратить внимание на то, что все результаты даны в битах, а в условии кодировка оговорена в байтах. Если количество информации будет выражено в байтах, то получится число 48 и ошибочно может быть выбран ответ 4. С другой стороны, если же не учесть, что каждый символ кодируется двумя байтами, и сыграет роль обычно формирующийся стереотип, что каждый символ кодируется 8 битами, то получится число 192 и будет выбран ответ 2. Выбор числа 256 наименее вероятен, ибо оно возникает как результат возведения числа 2 в восьмую степень, т.е. это просто количество символов, которое можно закодировать однобайтовыми последовательностями из 0 и 1. Конечно, свою лепту в неправильный выбор ответа вносят арифметические ошибки.

A2

 

Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 18 различных сигналов?

 

1) 6 2) 5 3) 3 4) 4

 

Ответ: 3.

Обсуждение. Это задание на самом деле не связано напрямую с информатикой, а относится к разделу математики, традиционно называемому комбинаторикой. Учащиеся, знакомые с комбинаторикой хотя бы на начальном уровне, сразу должны определить, что n лампочек дают 3n различных комбинаций своих состояний. Поскольку выполняется двойное неравенство 32 = 9 < 18 < 27 = 33, дух лампочек недостаточно, а трех вполне хватает. Конечно, учащиеся могут рассуждать, непосредственно выписывая комбинации лапочек. Для одной лампочки на табло таких комбинаций по условию 3, для двух лампочек их получится 9, для трех – уже 27, из чего делается вывод о том, какой из предложенных вариантов ответа правильный. К неправильным ответам может привести слабое знание комбинаторных схем. Например, ответ 6 получается, если 18 разделить на 3 (вот пример неверного рассуждения: необходимое количество лампочек, обозначенное через х, удовлетворяет уравнению 3х = 18).

A3

Для передачи секретного сообщения используется код, состоящий из десятичных цифр. При этом все цифры кодируются одним и тем же (минимально возможным) количеством бит. Определите информационный объем сообщения длиной в 150 символов.

 

1) 600 бит 2) 750 бит 3) 1200 бит 4) 60 байт

 

Ответ: 1.

Обсуждение. Это задание по своей сути получено «скрещиванием» заданий А1 и А2: сначала надо найти длину кодирующей последовательности для одного символа (задача типа А2), а затем – информационный объем всего сообщения (задача типа А1). Поскольку 23 = 8 < 10 < 24 = 16, получаем, что цифры кодируются четырехбитовыми последовательностями. Умножая 4 на 150, получаем 600, что и определяет выбор ответа.

A4

 

 

Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 194,5?

 

1) 5 2) 6 3) 3 4) 4

 

Ответ: 4.

Обсуждение. Самый быстрый способ перевода числа 194 в двоичную систему заключается, на наш взгляд, в переводе этого числа алгоритмом деления в шестнадцатеричную или восьмеричную систему, а затем в расписывании его в двоичную. Поскольку 194 = С216, то 194 = 110000102. В свою очередь 0,5 =  = 0,12. Следовательно, 194,5 = 11000010,12, откуда и получается требуемый ответ. Конечно, этот путь решения предполагает хорошее владение алгоритмом быстрого перевода чисел из шестнадцатеричной (восьмеричной) системы в двоичную.

Если хорошо помнить степени числа 2, то перевод в двоичную систему можно осуществлятьразложением числа в сумму степеней двойки. Конечно, такой путь решения тоже приемлем.

A5

 

Вычислите сумму чисел x и y,при x = A616, y = 758.

Результат представьте в двоичной системе счисления.

 

1) 110110112 2) 111100012 3) 111000112 4) 100100112

 

Ответ: 3.

Обсуждение. Здесь, как и в задании А4, оптимальный путь решения состоит в переводе каждого из чисел в двоичную систему счисления с последующим выполнением сложения. Поскольку A616 = 101001102 и 758 = 1111012, то их сумма равна 111000112. Как показывает практика, многие школьники предпочитают сначала перевести каждое число в десятичную систему счисления, затем найти сумму и результат перевести в двоичную систему. Такой многоходовый путь дает гораздо больше поводов допустить ошибку в вычислениях, чем тот способ, который предложен выше.

A6

 

Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма.

Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.

 

1) 1 2) 2 3) 6 4) 16

 

Ответ: 2.

Обсуждение. Этой блок-схемой представлен алгоритм Евклида нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Этот алгоритм обязательно изучается в базовом курсе школьной информатики, поэтому его нетрудно распознать и получить ответ, не исполняя алгоритм по шагам. Конечно, такое распознавание весьма существенно экономит время выполнения задания, хотя и чревато ошибкой в том случае, если на самом деле алгоритм окажется лишь похожим на уже известный.

Если же алгоритм исполняется его по шагам, то типичными ошибками является либо выполнение тела цикла на один раз меньше, либо наоборот – на один раз больше.

A7

 

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

 

Бейсик Паскаль Алгоритмический
a = 3 + 8 * 4 b = (a \ 10) + 14 a = (b MOD 10) + 2 '\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно a:= 3 + 8*4; b:= (a div 10) + 14; a:= (b mod 10) + 2; {div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно} a:= 3 + 8*4 b:= div(a,10) + 14 a:= mod(b, 10) + 2 |div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|

 

1) a = 0, b = 18
2) a = 11, b = 19
3) a = 10, b = 18
4) a = 9, b = 17

 

Ответ: 4.

Обсуждение. При исполнении этого линейного алгоритма не требуется ничего, кроме внимательности. Ошибки, которые обычно здесь встречаются, носят либо арифметический характер, либо связаны с тем, что перепутано действие операций div и mod.

A8

 

Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик Паскаль Алгоритмический
FOR n=1 TO 100 A(n)=(n-80)*(n-80) NEXT n FOR n=1 TO 100 B(101‑n)=A(n) NEXT n for n:=1 to 100 do A[n]:= (n-80)*(n-80); for n:=1 to 100 do B[101‑n]:=A[n]; нцдля n от 1 до 100 A[n]=(n-80)*(n-80) кцнцдля n от 1 до 100 B[101‑n]=A[n] кц

Какой элемент массива B будет наибольшим?

 

1) B[1] 2) B[21] 3) B[80] 4) B[100]

Ответ: 4.

Обсуждение. Принципиальным моментом в решении этой задачи является то, что учащемуся не нужно исполнять этот алгоритм – немыслимо вычислить 100 значений для заполнения массива А, а затем переписать эти значения в виде массива В. Рассмотрев этот алгоритм, нужно понять, что в первом цикле вычисляется набор значений квадратичной функции, а во втором цикле полученные значения выписываются в обратном порядке. Следовательно, само максимальное значение элементов массива А и массива В будет одним и тем же, но стоять они будут на симметричных (относительно середины массива) местах. Далее выполнение этого задания может идти двумя путями.

1) Найти наибольшее значение квадратичной функции на отрезке [1; 100]. Поскольку функция равна (х – 80)2, т.е. ее график представляет собой параболу, ветви которой направлены вверх, то наибольшее значение достигается на концах отрезка. Ясно, что для данной функции таким концевым значением аргумента является 1. Поэтому в массиве В наибольший элемент будет B[100].

2) Поскольку какой-то из предъявленных четырех вариантов ответа обязательно правильный, достаточно вычислить только четыре элемента B[1], B[21], B[80] и B[100], после чего выбрать из них наибольший. Имеем: B[1] = А[100] = 400, B[21] = А[80] = 0, B[80] = А[21] = 3481 и B[100] = А[1] = =6241. Поэтому в массиве В наибольший элемент будет B[100].

A9

 

 

Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание

 

((X < 5) –> (X < 3)) /\ ((X < 2) –> (X < 1))

 

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

 

Ответ: 2.

Обсуждение. Возможный путь решения этой задачи состоит в нахождении множества всех значений переменной Х, при которых данная логическая функция истинна. По нашему мнению, этот путь требует значительного времени и, что не менее важно, чреват промежуточными ошибками. Более эффективным, на наш взгляд, является путь, состоящий в вычислении для каждого предложенного значения Х соответствующего значения логической функции. Вот как это выглядит:

((1 < 5) –> (1 < 3)) /\ ((1 < 2) –> (1 < 1)) = (И –> И) /\ (И –> Л) = И /\ Л = Л;

((2 < 5) –> (2 < 3)) /\ ((2 < 2) –> (2 < 1)) = (И –> И) /\ (Л –> Л) = И /\ И = И;

((3 < 5) –> (3 < 3)) /\ ((3 < 2) –> (3 < 1)) = (И –> Л) /\ (Л –> Л) = Л /\ И = Л;

((4 < 5) –> (4 < 3)) /\ ((4 < 2) –> (4 < 1)) = (И –> Л) /\ (Л –> Л) = Л /\ И = Л.

Следовательно, верным является второй ответ.

Отметим, что два последних вычисления можно было не проводить, поскольку известно, что правильный ответ ровно один. Однако, для этого надо быть уверенным, что в ходе вычислений не была допущена ошибка. Можно сказать, что два последних вычисления осуществляют функцию косвенного контроля правильности полученного ответа – ведь если где-нибудь еще раз получилось значение Истина, то, значит, надо провести перепроверку.

A10

 

Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению

(A \/ B \/ C)

 

1) A \/ B \/ C 2) A /\ B /\ C 3) A \/ B \/ C 4) A /\ B /\ C

 

Ответ: 4.

Обсуждение. Стандартный путь решения таких задач – составление таблицы истинности для каждого из выражений и проверка на совпадение. Несмотря на кажущуюся трудоемкость, многие учащиеся выполняют это задание именно этим способом (спасает обычно то, что расхождение в таблицах истинности наблюдается не позже третьей строки, а верный вариант ответа редко бывает четвертым, как в данном случае). Но конкретно в этом задании проще всего воспользоваться законом де Моргана и правилом двойного отрицания.

A11

 

Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов X, Y, Z.

Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:

 

X Y Z F
1 1 1 1
1 1 0 1
1 0 1 1

 

Какое выражение соответствует F?

 

1) X \/ Y \/ Z
2) X /\ Y /\ Z
3) X /\ Y /\ Z
4) X \/ Y \/ Z

 

Ответ: 1.

Обсуждение. Стандартный путь решения таких задач – составление таблицы истинности для каждого из предложенных вариантов функции F при тех значениях переменных, которые присутствуют в таблице. Ясно, что если при заполнении таблицы на каком-то наборе переменных значение не совпало со значением функции F, то дальше можно не продолжать. В частности, поэтому можно избрать несколько иной путь: для одного набора переменных вычислить значения всех тех функций, которые указаны в качестве вариантов ответа – часть из них почти наверняка можно будет тут же отбросить. потом также протестировать оставшиеся на следующем наборе и т.д., пока не останется одна функция.

A12

 

Грунтовая дорога проходит последовательно через населенные пункты А, B, С и D. При этом длина дороги между А и В равна 80 км, между В и С – 50 км, и между С и D – 10 км.

Между А и С построили новое асфальтовое шоссе длиной 40 км. Оцените минимально возможное время движения велосипедиста из пункта А в пункт В, если его скорость по грунтовой дороге – 20 км/час, по шоссе ‑ 40 км/час?

 

1) 1 час 2) 1,5 часа 3) 3,5 часа 4) 4 часа

 

Ответ: 3.

Обсуждение. По замыслу составителей ЕГЭ для выполнения этого задания учащиеся должны нарисовать нагруженный граф, у которого на ребрах проставлено время движения по данному ребру, и затем найти кратчайший путь на графе. Правда, пункт D здесь оказывается совсем не причем, а из А в В есть ровно два варианта, которыми можно добраться.

A13

 

 

Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов ГБАВ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится:

 

1) D2 2) 132 3) 3102 4) DBAC

 

Ответ: 1.

Обсуждение. Официальное решение предполагает, что учащиеся перекодируют последовательность букв в двоичную последовательность и получившееся двоичное число переведут в шестнадцатеричный код. Однако легко понять, что в получающейся двоичной последовательности будет всего лишь 8 символов. Следовательно, в шестнадцатеричном коде может присутствовать лишь два символа. После этого выбор правильного варианта ответа становится очевидным.

A14

В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила:
В конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?

 

1) PORT 2) TTTO 3) TTOO 4) OOPO

 

Ответ: 4.

Обсуждение. Составителями ЕГЭ это задание по кодификатору отнесено к теме «Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке». Фактически же никакого алгоритма, т.е. последовательности действий, приводящей к заданному результату, здесь нет. С некоторой натяжкой это задание можно было бы отнести к логическому программированию, но надо заметить, что таковое в стандартном школьном курсе информатики не изучается. На самом деле здесь просто требуется проверить, какая из предъявленных последовательностей удовлетворяет всем условиям, сформулированным в задании. Первому правилу удовлетворяют все цепочки, т.е. оно ничего не отвергает. Второе правило фактически дает одно содержательное ограничение – буквы, стоящие на первом и третьем местах обязательно различны. Это исключает второй вариант ответа. Наконец, третье правило означает, что не может в конце оказаться двух одинаковых букв, что отвергает ответ 3, и буквы R на третьем месте, что отвергает вариант 1.

Составители явно рассчитывают на сформированный стереотип проверять условия в том порядке, в каком они предъявлены. Именно поэтому первое правило ничего не отвергает, второе отвергает только один вариант, а самое строгое правило помещено последним. Зная эти приемчики составителей, мы советуем выполнять проверку правил, начиная с последнего – это сэкономит время.

Другой вариант выполнения этого задания состоит в проверке каждой цепочки на то, удовлетворяет ли она сформулированным условиям. Но и в этом случае отчетливо видно, что никакого исполнения какого бы то ни было алгоритма не осуществлялось.

A15

 

Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы:

Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.

Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:

?a???*

 

1) dad1
2) dad22
3) 3daddy
4) add444

 

Ответ: 2.

Обсуждение. Основные ошибки, допускаемые учащимися состоят в том, что они предполагают возможность пустой последовательности символов вместо знака ? и, наоборот, считают, что вместо знака * обязательно должен стоять хоть какой-нибудь символ.

A16

 

Из правил соревнования по тяжелой атлетике:

Тяжелая атлетика это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений.

Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес.

Таблица результатов соревнований по тяжелой атлетике:

Фамилия, И.О. Вес спортсмена Взято в рывке Рывок с попытки Взято в толчке Толчок с попытки
Айвазян Г.С. 77,1 150,0 3 200,0 2
Викторов М.П. 79,1 147,5 1 202,5 1
Гордезиани Б.Ш. 78,2 147,5 2 200,0 1
Михальчук М.С. 78,2 147,5 2 202,5 3
Пай С.В. 79,5 150,0 1 200,0 1
Шапсугов М.Х. 77,1 147,5 1 200,0 1

Кто победил в общем зачете (сумме двух упражнений)?

 

1) Айвазян Г.С.
2) Викторов М.П.
3) Михальчук М.С.
4) Пай С.В.

 

Ответ: 1.

Обсуждение. Составителями ЕГЭ предполагалось, что учащиеся должны составить по словесному описанию условий селективную формулу и с ее помощью получить ответ. Этот путь позволяет избежать ошибок, которые могут возникать из-за трудностей удерживать в поле зрения сразу несколько условий, причем связанных операциями конъюнкции или дизъюнкции. Нередко ими учитывается значение только одного операнда.

Для хранения растрового изображения размером 32´32 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

 

1) 256 2) 2 3) 16 4) 4

 

Ответ: 3.

Обсуждение. Это достаточно стандартная задача. Основные ошибки возникают из-за невнимательного отношения к единицам измерения, а также из-за не вполне отработанных навыков действий со степенями числа 2.

A18

 

Дан фрагмент электронной таблицы:

 

  А В С
1 10 20 =A1+B$1
2 30 40  

 

Чему станет равным значение ячейки С2, если в нее скопировать формулу из ячейки С1?

Знак $ обозначает абсолютную адресацию.

 

1) 40 2) 50 3) 60 4) 70

 

Ответ: 2.

Обсуждение. Ответ 70 получается, если не учтен знак абсолютной адресации. Остальные ответы совсем малоправдоподобны.

A19

 

Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C D
1   3 4  
2 =C1–B1 =B1–A2*2 =C1/2 =B1+B2

 

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

 

1) 2) 3) 4)

 

Ответ: 4.

Обсуждение. К сожалению, нередко возникают ошибки, связанные с определением порядка действий (возможно, кто-то воспринимает электронную таблицу как обычный калькулятор). Конечно, вносят свою лепту и ошибки невнимательности.

A20

 

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх вниз

Влево

вправо

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно снизу свободно слева свободно

Справа свободно

         

Цикл
ПОКА < условие > команда

выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

НАЧАЛО

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

A

B

C

D

E

F

 

ПОКА < справа свободно > вправо

ПОКА < сверху свободно > вверх

ПОКА < слева свободно > влево

ПОКА < снизу свободно > вниз

КОНЕЦ

 

1) 1 2) 0 3) 3 4) 4

 

Ответ: 4.

Обсуждение. При выполнении этого задания важно заметить, что контур обхода всегда представляет собой прямоугольник и учесть направление обхода. При этом рисовать сам контур крайне вредно – он будет мешать проверке на допустимость следующей клетке. Разумеется, существенную роль играет культура организации перебора вариантов.

Результаты выполнения этого задания на реальном ЕГЭ колеблются в разных вариантах от 16% до 27%. Это намного ниже того, что прогнозировалось изначально разработчиками варианта. Причина низкого выполнения этого задания кроется, на наш взгляд, не в том, что учащиеся не умеют выполнять подобные задания (тем более, что аналогичное задание было предъявлено в демоверсии), а в том, что требовалось до двадцати раз проделать довольно трудоемкую процедуру (требующую на свое исполнение от 20 до 30 секунд и очень большого внимания). Кроме того, каждый раз процедура выполнялась на одном и том же чертеже, где было уже зафиксировано и предыдущее ее исполнение, что, несомненно, сказывалось отрицательно. В условиях дефицита времени, выделяемого на выполнение заданий групп А и В, это неизбежно влекло ошибки. Отметим, что для этого задания количество учащихся, отказавшихся от выбора ответа, наибольшее среди всех заданий группы А. Мы предполагаем, что реально учащиеся на каком-то шаге отказывались от полного выполнения этого задания и пытались частично угадать ответ. Легко подсчитать, что вероятность угадывания правильного ответа как раз и составляет 25%. По-видимому, это поведение надо признать оптимальной стратегией при выполнении данного задания на реальном ЕГЭ.

 


III. Примерные варианты ЕГЭ для самостоятельной подготовки

Сравнение опубликованной демоверсии ЕГЭ по информатике 2009 года[1] с демоверсиями предшествующих лет показывает, что в нем имеется, пожалуй, одно принципиальное отличие: два задания из части А перенесены в часть В. Ниже приведены два варианта комплектов заданий, составленных в соответствии с демоверсией 2009 года, учитывающих указанное отличие.

Каждый вариант содержит три части.

Часть 1 включает восемнадцать заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из десяти заданий с кратким ответом (к этим заданиям вы должны самостоятельно сформулировать и записать ответ в той форме, которая оговорена в задании).

Часть 3 состоит из четырех заданий. Для выполнения заданий этой части вам необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме.

В своей подготовке к ЕГЭ мы советуем использовать предложенные нами варианты следующим образом.

Один из вариантов мы предлагаем прорешать без ограничения времени на выполнение каждого из заданий. Для каждого задания полученный ответ необходимо тут же сверить с контрольным вариантом ответа (они помещен в конце этого раздела). Более того, там же для заданий части 3 приведены образцы оформления решений. Полезно сравнить свои решения заданий части 1 с теми рекомендациями, которые даны в аналогичных заданиях, разобранной выше демоверсии 2008 года. Такое сравнение вовсе не означает, что необходимо дословно следовать этим рекомендациям, но всегда полезно проанализировать найденный путь решения с целью его оптимизации.[2]

Со вторым вариантом прорешивание проводится фронтально (как это происходит на самом ЕГЭ), а не отдельными заданиями. Для каждого задания фиксируется время, затраченное на его выполнение. Проверка ответов производится после того, как закончена работа со всем вариантом в целом. Выполнив такую работу и проанализировав ее результаты, вы сможете определить оптимальную конкретно для вас стратегию выполнения заданий ЕГЭ.

Мы рекомендуем также при выполнении заданий каждого из вариантов использовать копию бланков, которые используются на ЕГЭ.


Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А20) поставьте знак « ´» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 8-битном коде КОИ-8, в 16-битную кодировку Unicode. При этом информационное сообщение увеличилось на 240 бит. Какова длина сообщения в символах?

1) 15      2) 240 3) 60    4) 30

А2. В велокроссе участвуют 459 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 160 велосипедистов?

1) 160 бит  2) 160 байт 3) 180 байт 4) 459 байт

А3. Дано А = 2478, B = A916. Какое из чисел C, записанных в двоичной системе, отвечает условию A < C < B ?

1) 101010002  2) 101010102 3) 101010112     4) 101011002

А4. Чему равна сумма чисел 348 и 4616?

1) 1028     2) 1428        3) 17A16      4) 10100102

А5. Определите значение целочисленных переменных a, b и c после выполнен

2020-02-03 295 Обсуждений (0)
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)