Расчёт тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля0.00 из
5.000 оценок
Тольятти 2010г.
Таблица.1.Тяговый расчёт автомобиля. Исходные данные
Параметр
Значение
Колёсная формула
4´2
Длина, мм
4350
Ширина, мм
1680
Высота, мм
1420
Снаряжённая масса mо, кг
1088
Шины
175/65R14
Коэффициент сопротивления качению fo
0,016
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx
0,32
Максимальная частота вращения колен вала we max, рад/с (об/мин)
607,07 (5800)
Максимальная скорость Vmax, км/ч (м/с)
180 (50)
Коэффициент уклона i
0,3
Количество мест n
5
За аналог взят автомобиль «LADA PRIORA» седан
Определение параметров автомобиля
Полная масса автомобиля
Статический радиус колеса
Коэффициент аэродинамического сопротивления =0,32
Коэффициент обтекаемости
Лобовая площадь
КПД трансмиссии автомобиля = 0,90
Коэффициент сопротивления качению
Коэффициент сцепления колёс с дорогой
Определение передаточного числа главной передачи
(в дальнейшем принимаем U0=3,9)
Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя
Максимальная мощность двигателя
Внешняя скоростная характеристика двигателя
об/мин
n(рад)
Ne
Me
900
94,2
15465,32
164,1754
1200
125,6
21228,79
169,019
1500
157
27166,07
173,0323
1800
188,4
33198,95
176,2153
2100
219,8
39249,21
178,5678
2400
251,2
45238,63
180,0901
2700
282,6
51089
180,782
3000
314
56722,08
180,6436
3300
345,4
62059,67
179,6748
3600
376,8
67023,55
177,8757
3900
408,2
71535,5
175,2462
4200
439,6
75517,3
171,7864
4500
471
78890,74
167,4963
4800
502,4
81577,59
162,3758
5100
533,8
83499,63
156,4249
5400
565,2
84578,65
149,6438
5700
596,6
84736,44
142,0322
5800
607,0667
84570,79
139,3105
(в дальнейшем принимаем Nmax=74кВт, Mmax=145Нм)
Определение передаточных чисел коробки передач
Во избежание буксования ведущих колёс тяговая сила на первой передаче должна быть меньше силы сцепления колёс с дорогой:
Сцепной вес автомобиля с приводом на передние колёса:
Скорость, с которой начинается разгон на второй передаче, примерно равна скорости в конце разгона на первой передаче.
Для пятиступенчатой коробки передач
Т.к. конструкция коробки передач переднеприводного автомобиля не позволяет выполнить прямой передачи, передаточное число 4 передачи будет близко, но не равно единице.
Передаточное число для заднего хода определяется во время компоновки коробки передач, обычно
Для дальнейшего расчета:
Тяговый баланс автомобиля
Сила тяги на разных передачах:
Сила сцепления колес с дорогой:
Сила сопротивления дороги:
Сила сопротивления воздуха:
Сила сопротивления качению:
об/мин
n(рад)
V1
V2
V3
V4
V5
Pт1
Pт2
Pт3
Pт4
Pт5
900
94,2
2,88
3,69
4,73
6,06
7,77
4825,22
3768,27
2941,09
2297,72
1792,22
1200
125,6
3,85
4,92
6,31
8,08
10,4
4967,58
3879,44
3027,86
2365,51
1845,1
1500
157
4,81
6,16
7,89
10,1
12,9
5085,53
3971,56
3099,75
2421,68
1888,91
1800
188,4
5,77
7,39
9,47
12,1
15,5
5179,08
4044,61
3156,77
2466,23
1923,66
2100
219,8
6,73
8,62
11
14,1
18,1
5248,22
4098,61
3198,92
2499,15
1949,34
2400
251,2
7,69
9,85
12,6
16,2
20,7
5292,96
4133,55
3226,19
2520,46
1965,96
2700
282,6
8,65
11,1
14,2
18,2
23,3
5313,3
4149,43
3238,58
2530,14
1973,51
3000
314
9,62
12,3
15,8
20,2
25,9
5309,23
4146,25
3236,1
2528,2
1972
3300
345,4
10,6
13,5
17,4
22,2
28,5
5280,75
4124,02
3218,75
2514,65
1961,42
3600
376,8
11,5
14,8
18,9
24,2
31,1
5227,88
4082,72
3186,52
2489,47
1941,78
3900
408,2
12,5
16
20,5
26,2
33,7
5150,6
4022,37
3139,41
2452,66
1913,08
4200
439,6
13,5
17,2
22,1
28,3
36,2
5048,91
3942,96
3077,43
2404,24
1875,31
4500
471
14,4
18,5
23,7
30,3
38,8
4922,82
3844,49
3000,58
2344,2
1828,48
4800
502,4
15,4
19,7
25,2
32,3
41,4
4772,33
3726,96
2908,85
2272,54
1772,58
5100
533,8
16,3
20,9
26,8
34,3
44
4597,43
3590,37
2802,24
2189,25
1707,62
5400
565,2
17,3
22,2
28,4
36,3
46,6
4398,12
3434,73
2680,76
2094,34
1633,59
5700
596,6
18,3
23,4
30
38,4
49,2
4174,42
3260,02
2544,41
1987,82
1550,5
5800
607,07
18,6
23,8
30,5
39
50
4094,42
3197,55
2495,65
1949,73
1520,79
900
94,2
2,88
3,69
4,73
6,06
7,77
3,2898
5,3942
8,8551
14,508
23,846
1200
125,6
3,85
4,92
6,31
8,08
10,4
5,8486
9,5896
15,742
25,792
42,394
1500
157
4,81
6,16
7,89
10,1
12,9
9,1384
14,984
24,597
40,3
66,24
1800
188,4
5,77
7,39
9,47
12,1
15,5
13,159
21,577
35,42
58,033
95,385
2100
219,8
6,73
8,62
11
14,1
18,1
17,911
29,368
48,211
78,989
129,83
2400
251,2
7,69
9,85
12,6
16,2
20,7
23,394
38,358
62,969
103,17
169,57
2700
282,6
8,65
11,1
14,2
18,2
23,3
29,608
48,547
79,696
130,57
214,62
3000
314
9,62
12,3
15,8
20,2
25,9
36,554
59,935
98,39
161,2
264,96
3300
345,4
10,6
13,5
17,4
22,2
28,5
44,23
72,521
119,05
195,05
320,6
3600
376,8
11,5
14,8
18,9
24,2
31,1
52,637
86,307
141,68
232,13
381,54
3900
408,2
12,5
16
20,5
26,2
33,7
61,776
101,29
166,28
272,43
447,78
4200
439,6
13,5
17,2
22,1
28,3
36,2
71,645
117,47
192,84
315,95
519,32
4500
471
14,4
18,5
23,7
30,3
38,8
82,246
134,85
221,38
362,7
596,16
4800
502,4
15,4
19,7
25,2
32,3
41,4
93,577
153,43
251,88
412,68
678,3
5100
533,8
16,3
20,9
26,8
34,3
44
105,64
173,21
284,35
465,87
765,73
5400
565,2
17,3
22,2
28,4
36,3
46,6
118,43
194,19
318,78
522,29
858,47
5700
596,6
18,3
23,4
30
38,4
49,2
131,96
216,37
355,19
581,94
956,5
5800
607,07
18,6
23,8
30,5
39
50
136,63
224,02
367,76
602,54
990,36
Динамическая характеристика автомобиля
Чтобы учесть влияние буксования ведущих колёс, определяют динамический фактор по сцеплению:
Длительное движение без пробуксовки возможно при условии
об/мин
n(рад)
V1
V2
V3
V4
V5
D1
D2
D3
D4
D5
900
94,2
2,88
3,69
4,73
6,06
7,77
0,3252
0,2538
0,1978
0,154
0,1193
1200
125,6
3,85
4,92
6,31
8,08
10,4
0,3346
0,261
0,2031
0,1578
0,1216
1500
157
4,81
6,16
7,89
10,1
12,9
0,3424
0,2668
0,2074
0,1606
0,1229
1800
188,4
5,77
7,39
9,47
12,1
15,5
0,3484
0,2713
0,2105
0,1624
0,1233
2100
219,8
6,73
8,62
11
14,1
18,1
0,3527
0,2744
0,2125
0,1632
0,1227
2400
251,2
7,69
9,85
12,6
16,2
20,7
0,3554
0,2762
0,2133
0,163
0,1212
2700
282,6
8,65
11,1
14,2
18,2
23,3
0,3563
0,2766
0,213
0,1618
0,1186
3000
314
9,62
12,3
15,8
20,2
25,9
0,3556
0,2756
0,2116
0,1596
0,1151
3300
345,4
10,6
13,5
17,4
22,2
28,5
0,3532
0,2732
0,2091
0,1564
0,1107
3600
376,8
11,5
14,8
18,9
24,2
31,1
0,349
0,2695
0,2054
0,1522
0,1052
3900
408,2
12,5
16
20,5
26,2
33,7
0,3432
0,2644
0,2005
0,147
0,0988
4200
439,6
13,5
17,2
22,1
28,3
36,2
0,3357
0,258
0,1945
0,1408
0,0915
4500
471
14,4
18,5
23,7
30,3
38,8
0,3265
0,2502
0,1874
0,1336
0,0831
4800
502,4
15,4
19,7
25,2
32,3
41,4
0,3155
0,241
0,1792
0,1254
0,0738
5100
533,8
16,3
20,9
26,8
34,3
44
0,3029
0,2305
0,1698
0,1162
0,0635
5400
565,2
17,3
22,2
28,4
36,3
46,6
0,2886
0,2186
0,1593
0,106
0,0523
5700
596,6
18,3
23,4
30
38,4
49,2
0,2726
0,2053
0,1476
0,0948
0,0401
5800
607,07
18,6
23,8
30,5
39
50
0,2669
0,2005
0,1435
0,0909
0,0358
Разгон автомобиля
Ускорение во время разгона определяют для случая движения автомобиля по горизонтальной дороге с твёрдым покрытием хорошего качества при максимальном использовании мощности двигателя и отсутствии буксования ведущих колёс.
Ускорение находят по формуле:
где - коэффициент учёта вращающихся масс автомобиля.
Таблица 1
об/мин
n(рад)
V1
V2
V3
V4
V5
J1
J2
J3
J4
J5
900
94,2
2,88
3,69
4,73
6,06
7,77
2,85
2,237
1,731
1,324
0,993
1200
125,6
3,85
4,92
6,31
8,08
10,4
2,936
2,305
1,781
1,359
1,012
1500
157
4,81
6,16
7,89
10,1
12,9
3,007
2,359
1,82
1,383
1,02
1800
188,4
5,77
7,39
9,47
12,1
15,5
3,062
2,4
1,847
1,397
1,018
2100
219,8
6,73
8,62
11
14,1
18,1
3,101
2,427
1,864
1,401
1,006
2400
251,2
7,69
9,85
12,6
16,2
20,7
3,125
2,442
1,869
1,394
0,983
2700
282,6
8,65
11,1
14,2
18,2
23,3
3,132
2,444
1,863
1,377
0,95
3000
314
9,62
12,3
15,8
20,2
25,9
3,124
2,432
1,846
1,35
0,906
3300
345,4
10,6
13,5
17,4
22,2
28,5
3,1
2,408
1,817
1,313
0,852
3600
376,8
11,5
14,8
18,9
24,2
31,1
3,06
2,37
1,778
1,265
0,788
3900
408,2
12,5
16
20,5
26,2
33,7
3,005
2,32
1,727
1,207
0,713
4200
439,6
13,5
17,2
22,1
28,3
36,2
2,934
2,256
1,665
1,139
0,628
4500
471
14,4
18,5
23,7
30,3
38,8
2,847
2,179
1,592
1,061
0,532
4800
502,4
15,4
19,7
25,2
32,3
41,4
2,744
2,089
1,507
0,972
0,426
5100
533,8
16,3
20,9
26,8
34,3
44
2,626
1,986
1,411
0,873
0,31
5400
565,2
17,3
22,2
28,4
36,3
46,6
2,491
1,87
1,305
0,764
0,183
5700
596,6
18,3
23,4
30
38,4
49,2
2,341
1,741
1,186
0,645
0,045
5800
607,07
18,6
23,8
30,5
39
50
2,288
1,695
1,145
0,603
0
Время и путь разгона.
Время и путь разгона автомобиля определим графоаналитическим способом. Смысл этого способа в замене интегрирования суммой конечных величин.
где k – порядковый номер интервала;
,
С этой целью кривую обратных ускорений разбивают на интервалы и считают, что в каждом интервале автомобиль разгоняется с постоянным ускорением j=const, которому соответствуют значения (1/j)=const. Эти величины можно определить следующим образом:
Заменяя точное значение площади под кривой (1/j) в интервале DVк на значение площади прямоугольника со сторонами DVк и (1/jср)к , переходим к приближённому интегрированию:
t1=Dt1, t2=Dt1+Dt2, tn=
где t1– время разгона от скорости Vo до скорости V1 ,
t2– время разгона до скорости V2.
Результаты расчёта сводят в таблицу 2.6 и представляют в виде графика. Аналогичным образом проводится графическое интегрирование зависимости t=f(V) для получения зависимости пути разгона S от скорости автомобиля.
В данном случае кривая t=f(V) разбивается на интервалы по времени, для каждого из которых находятся соответствующие значения Vсрk.
Площадь элементарного прямоугольника в интервале Dtк есть путь, который проходит автомобиль от отметки tк-1 до отметки tк, двигаясь с постоянной скоростью Vсрk.
Величина площади элементарного прямоугольника определяется следующим образом :
где k=1…m – порядковый номер интервала, m выбирается произвольно (m=n).
Путь разгона от скорости Vo. до скорости V1: S1=DS1,
- мощность, затраченная на преодоление сил сопротивления дороги
- мощность, затраченная на преодоление силы аэродинамического сопротивления воздуха;
- мощность, затраченная на преодоление силы инерции автомобиля
Таблица 1
V
Pn
Pf
Nf
Nf+Nв
0
4448,22
237,238
0
0
5
4448,22
240,204
1201,019
1250,441
10
4448,22
249,1
2491,003
2886,373
15
4448,22
263,928
3958,916
5293,29
20
4448,22
284,686
5693,722
8856,682
25
4448,22
311,375
7784,385
13962,04
30
4448,22
343,996
10319,87
20994,86
35
4448,22
382,547
13389,14
30340,63
40
4448,22
427,029
17081,16
42384,84
45
4448,22
477,442
21484,9
57512,99
50
4448,22
533,786
26689,32
76110,57
Таблица 2
об/мин
n(рад)
V1
V2
V3
V4
V5
Nt
900
94,2
2,884593
3,693687
4,732536
6,057646
7,766213
13918,79
1200
125,6
3,846124
4,924915
6,310048
8,076861
10,35495
19105,91
1500
157
4,807656
6,156144
7,88756
10,09608
12,94369
24449,47
1800
188,4
5,769187
7,387373
9,465072
12,11529
15,53243
29879,06
2100
219,8
6,730718
8,618602
11,04258
14,13451
18,12116
35324,29
2400
251,2
7,692249
9,849831
12,6201
16,15372
20,7099
40714,77
2700
282,6
8,65378
11,08106
14,19761
18,17294
23,29864
45980,1
3000
314
9,615311
12,31229
15,77512
20,19215
25,88738
51049,87
3300
345,4
10,57684
13,54352
17,35263
22,21137
28,47611
55853,71
3600
376,8
11,53837
14,77475
18,93014
24,23058
31,06485
60321,2
3900
408,2
12,4999
16,00598
20,50766
26,2498
33,65359
64381,95
4200
439,6
13,46144
17,2372
22,08517
28,26901
36,24233
67965,57
4500
471
14,42297
18,46843
23,66268
30,28823
38,83106
71001,66
4800
502,4
15,3845
19,69966
25,24019
32,30744
41,4198
73419,83
5100
533,8
16,34603
20,93089
26,8177
34,32666
44,00854
75149,67
5400
565,2
17,30756
22,16212
28,39522
36,34588
46,59728
76120,79
5700
596,6
18,26909
23,39335
29,97273
38,36509
49,18601
76262,79
5800
607,0667
18,5896
23,80376
30,49856
39,03816
50,04893
76113,71
Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля.
, где
- минимальный удельный расход топлива,
- плотность топлива (бензин), . - КПД трансмиссии, . и - коэффициенты, учитывающие соответственно изменения величины в зависимости от и двигателя, определяются по графику.