Демография как отрасль знаний о населении.
Федеральное агентство по образованию Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Демография
Методические рекомендации по изучению курса
второе издание, доработанное и исправленное
Уфа 2006 Составитель: Шевалдина Е.И.
УДК 314 Д 31
Демография: Методические рекомендации по изучению курса / Сост.: Е.И. Шевалдина. – 2-е изд., дораб. и испр. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2006. – 22 с.
Методические рекомендации по организации изучения учебного курса «демография» студентами экономического профиля включают в себя тематику лекционных и семинарских занятий, рефератов и докладов, тематический расчет часов, список рекомендуемой учебной, справочной литературы и первоисточников, необходимых для изучения какой-либо данной темы, примерный перечень вопросов, выносимых на зачет, экзамен. Список учебной, монографической литературы указан с учетом имеющейся в фондах библиотеки Уфимской государственной академии экономики и сервиса и других центральных библиотек г. Уфы. Предлагаются рекомендации по работе с первоисточниками и по организации подготовки к семинарским занятиям.
Рецензенты: кафедра социологии и политологии УГАТУ; канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии УГАТУ Сизоненко З.Л.
© Шевалдина Е.И., 2006 © Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2006 ВВЕДЕНИЕ
Самое главное богатство любой страны – её жители. Чтобы объективно определить, что и как надо делать во имя лучшей жизни людей, нужно знать численность населения и её динамику, особенности состава и воспроизводства населения, основные демографические тенденции и закономерности, территориальные демографические различия, обеспечить грамотное демографическое прогнозирование, обосновать и проводить действенную демографическую политику. В настоящее время демографическая ситуация испытывает глубокий кризис. Причины сегодняшнего демографического неблагополучия связаны с особенностями деформирования возрастно-половой структуры, со вторым «демографическим эхом» войны (первое проявилось в падении рождаемости во второй половине 60-х гг., когда в наиболее репродуктивный возраст вошло малочисленное поколение, родившееся в 1942–1946 гг.), а также с социально-экономическими и экологическими факторами, обуславливающими рост смертности. В последние годы ухудшение демографической ситуации было существенно усилено кризисным состоянием экономики, социальной сферы, ростом цен, падением уровня жизни населения. Все эти факторы не могли не сказаться на формировании семьи и рождении детей, на состоянии здоровья и смертности населения. С учётом последних инициатив Президента Российской Федерации проблема увеличения народонаселения поставлена одной из приоритетных задач социальной политики государства, выделена в отдельную целевую социальную программу. Таким образом, цель курса «Демография» – изучить законы естественного воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности, познакомить с базовыми основами демографии, дать представление о главных демографических закономерностях и концепциях, уяснить особенности территориальной специфики народонаселения, познать современные тенденции развития демографических процессов и особенностей политики народонаселения в мире, освоить азы социально-демографического прогнозирования. Задачи курса: научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку, изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, освоить основные приёмы разработки демографических прогнозов, познакомиться с приёмами и мерами демографической политики, уяснить особенности демографической ситуации и тенденций её развития в мире В данной работе предпринята попытка дать систему научных знаний о демографии в сочетании с обобщением имеющихся в литературе достижений. При изучении учебного курса большое значение для студента имеет самостоятельное составление социально-демографических характеристик регионов России, а также демографических прогнозов на будущее страны. Так, например, при изучении социально-демографических характеристик региона логическая последовательность изложения должна включать следующие вопросы: 1. Численность населения, изменение численности за определенный период времени. 2. Современная демографическая ситуация, причины демографического неблагополучия. 3. Рождаемость. Негативные изменения в рождаемости. 4. Смертность. Общий коэффициент смертности. 5. Состав населения. 6. Социальная структура населения. 7. Структура семей и его показатели. 8. Уровень жизни и его показатели. 9. Развитие здравоохранения. 10. Жилищные условия и бытовое обслуживание населения. 11. Миграция населения. 12. Социально-демографическая политика. Практика показывает, что если студенты запоминают массу факторов, не увязывая их в одну стройную завершенную концепцию, то учебный материал усваивается непрочно и быстро забывается. Поэтому при изучении соответствующей темы лучше всего составить конспект рассматриваемых демографических проблем, что в большей степени способствует осознанному усвоению текста, помогает отобрать основной материал, приобретается навык социально-демографического анализа. Глубоко усвоить учебный материал – значит уметь самостоятельно разбираться в нем, правильно обосновывать главные теоретические положения курса. Следует иметь в виду, что заучивание цифровых показателей не должно служить самоцелью. Цифровые данные являются объективными и точными критериями для определения конкретных демографических показателей. Так, например, от студента требуется знание данных о численности населения России и республик, плотности населения, соотношения городского и сельского населения, рождаемости, смертности и т. д. Эти данные должны быть осознанными, а не механически заученными.
Сетка часов по курсу «Демография»
Тема 1 Демография как отрасль знаний о населении.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |