Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление экскурсионного дела в Республике Беларусь и его состояние на современном этапе



2020-02-03 434 Обсуждений (0)
Становление экскурсионного дела в Республике Беларусь и его состояние на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа студентки 2 курса дневной формы обучения Голуб Юлия Дмитриевна

Белорусский государственный университет

Минск, 2012

Введение

Экскурсионный потенциал Республики Беларусь базируется на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и состоит из более чем 5 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Создание новых туристических и экскурсионных маршрутов способствует формированию позитивного туристического имиджа страны, увеличению потока иностранных туристов.

Развитию экологического и культурного туризма в Республике Беларусь способствует более 700 разработанных маршрутов экскурсий и туров, значительная часть которых предусматривает посещение национальных парков, заповедников, ознакомление с памятниками природы, истории и культуры.

Целью данной работы является анализ основных направлений развития культурно-познавательного туризма в Беларуси и важность экскурсионных объектов для развития туристической сферы в Республике Беларусь.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

.Рассмотреть понятие «экскурсия», её сущность, признаки и функции;

.Изучить историю становления экскурсионного дела РБ;

.Определить структуру экскурсионных объектов Беларуси и их познавательный потенциал;

.Выявить основные направления развития культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь;

.Показать важность экскурсионно-познавательного туризма для развития туристической сферы в Республике Беларусь;

Объект исследования - основные направления экскурсионно-познавательного туризма в Республике Беларусь и его значимость для развития туризма в Беларуси в целом.

Предмет исследования - основные направления развития культурно- познавательного туризма в нашей стране и возможности использования её экскурсионного потенциала для развития туризма в Республике Беларусь.

В процессе изучения выбранной темы использована работа Емельянова В. Б. «Экскурсоведение», в которой автор дает определение термину «экскурсия», выделяет основные ее функции; работа Потаевой Г. Р., Федорцовой Т. А. «Основы экскурсоведения», где авторы отмечают основные признаки экскурсии и ее сущность; работа Г. П. Долженко «Основы туризма», где автор приводит основные функции экскурсии и дает их подробное описание; использована государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015гг., Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2010 - 2015 гг.; использован Государственный список историко-культурных ценностей РБ, в котором дается перечень материальных памятников Беларуси; также использован статистический сборник «Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь»; различные учебные пособия; также использованы статьи из журналов и Интернет - источники.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 27 наименований.

Глава 1. Сущность, признаки и функции экскурсии

.1 Определение понятия «экскурсия». Основные признаки экскурсии и ее сущность

В разные времена в термин «экскурсия» вкладывалось различное содержание. Формулировки отражали расхождение во взглядах на экскурсию. Однако менялись не только взгляды - трансформировалась и сама экскурсия как явление: изменялось содержание, усложнялась и совершенствовалась методика проведения. Пройдя сложный путь развития, экскурсия в настоящее время является важным звеном туристско-экскурсионного обслуживания, конечным туристским продуктом, выполняющим большую познавательную, воспитательную роль.

Изучая учебные, методические пособия, монографии, статьи по данной теме можно встретить различные определения понятия «экскурсия». Необходимо отметить, что в переводе с латинского «экскурсия» обозначает «поездка», однако, перевод не раскрывает полностью значение данного явления.

Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Полноценные определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом [8, С. 7].

Наиболее полно понятие «экскурсия» раскрыто Б.В. Емельяновым: «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенного в цехах промышленного предприятия, помещениях, лаборатории научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя-экскурсовода - и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы» [8, С. 7 - 8 ].

В законе Республики Беларусь «О туризме» № 206-3 от 9 января 2007 г. в редакции от 2010 года термин «экскурсия» определяется следующим образом: экскурсия - посещение физическими лицами в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий [11].

Экскурсия представляет собой особый механизм воздействия на человека, так как в ней совершенно изменяется содержание, структура и характер источников информации. В частности, информация поступает к экскурсанту не из источников без обратной связи (книги, радио, телевидение и т.д.), не через восприятие третьих лиц (писателей, журналистов, кинооператоров и т.д.), а через осмотр объектов в естественной обстановке, знакомство с ними непосредственно, тем самым экскурсант превращается в участника событий. Эффект участия обогащает характер самой информации, придает ей эмоциональную окраску, обостряет восприятие, что повышает уровень ее усвоения. Многомерный характер информации на экскурсии (объемность, красочность, естественность) в сочетании с ее смысловым содержанием воздействует почти на все органы чувств, усиливая восприятие, оставляя глубокий след в сознании человека. Восприятие информации на экскурсии носит не только рациональный, понятийный характер, но и возбуждает эмоции, пробуждает образы, обостряя чувственные реакции человека [1, С. 14].

Сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, в окружающей действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется лишь осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

В основе экскурсии лежат принципы научности, доходчивости, доступности, убедительности, связи с жизнью. Соблюдение этих принципов повышает эффективность экскурсии, улучшает ее качества. Исходя из принципа научности, содержание экскурсий должно соответствовать данным современной науки в той области, о которой идет речь. Все факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке, получать объективную оценку с позиции тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение.

Важная роль принадлежит доступности содержания экскурсии. Успех ее определяется тем, насколько понятно излагается материал, насколько он по-своему содержанию доступен данной аудитории, соответствует ее общеобразовательному уровню, уровню готовности к восприятию. Важно также соблюдать принципы доходчивости и убедительности, которые обеспечиваются отбором наиболее понятных и убедительных фактов и примеров, использованием различных сравнений, доказательств, ссылок на источники, демонстрацией копий подлинных документов, карт, схем.

Материал экскурсии должен быть построен на основе тесной связи теории и практики и обязательно соотнесен с современностью. Прошлое и настоящее, независимо от освещаемой темы, в экскурсии должны увязываться между собой, прием чаще всего не хронологически.

Каждая экскурсия независимо от цели и темы имеет свои обязательные признаки, и при отсутствии хотя бы одного из них она как форма познавательной деятельности, основанная на своем, присущем только ей методе познания окружающей действительности, перестает существовать.

Спецификой любой экскурсии как формы воспитания и обучения является органическое сочетание в ней показа с рассказом. Количественное соотношение этих двух составляющих в каждом конкретном случае меняется. Оно зависит от темы экскурсии, числа объектов, характеризующего их материала, связанных с ними событий и многого другого, в том числе состава группы экскурсантов. Но в любом случае показ и рассказ должны находиться в органическом единстве: в основе экскурсии всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным анализом, пояснениями, историческими справками.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности и при отсутствии хотя бы одного из них не может быть названа экскурсией. Таких признаков шесть:

.продолжительность по времени проведения от одного академического часа до одних суток;

.наличие экскурсионной группы от 1-5 человек (индивидуальные туристы) до 40 человек и более;

.наличие квалифицированного руководителя-экскурсовода (в Беларуси - прошедшего профессиональную государственную аттестацию);

.первичность зрительных впечатлений, показ экскурсионных объектов, обязательный выход экскурсантов из автобуса для непосредственного осмотра объектов;

.передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

.целенаправленность осмотра, наличие определенной темы, диктующей порядок и последовательность показа объектов в экскурсии [20, C. 17 - 18].

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «экскурсия» формировался на протяжении длительного времени, и в каждый период его интерпретировали по-своему. Наиболее полное определение термина «экскурсия» было дано Б.В. Емельяновым, в котором он показывает экскурсию как процесс познания окружающего мира. Так, основным признаком экскурсии является её высокая степень наглядности. Важны и другие признаки, такие как наличие экскурсионной группы и руководителя - экскурсовода, первичность зрительных впечатлений, передвижение участников по заранее составленному маршруту, определенная протяжённость по времени.

1.2 Функции экскурсии. Познавательная функция экскурсии и ее сущность

Любая деятельность, которую придумывает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию или несколько функций. При этом функция может иметь как позитивный, так и негативный характер. Экскурсии, по мнению специалистов, имеют такие позитивные социальные функции, как познавательная, социально- коммуникативная, эстетическая, эмоционально-психологическая, оздоровительная, творческая, паломническая.

. Познавательная функция. Познанием называется процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; постижение закономерностей объективного мира, законов природы и общества; совокупность приобретенных знаний и опыта. В путешествии человек познает окружающий мир как логическими, так и чувственными средствами. При этом логическое познание включает мышление и память, а познание чувственное ощущение, восприятие, представление [12, С. 428].

По мнению Г.П. Долженко, под познавательной стороной экскурсии подразумевается "стремление человека к обогащению, познанию в области истории, экономики, природы, науки и культуры, желание ознакомиться с историческими, этнографическими, природными и революционными памятниками, боевыми и трудовыми традициями" [7, С. 29].

Познавательная функция экскурсии является выражением стремления человека расширить свой кругозор. Стремление к познанию - и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющего животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира. Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам людей культуру европейских и азиатских народов. Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.

Таким образом, для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании культуры. Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяют человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения. Познавательный туризм может быть специализирован. В первом случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супермаркетами. Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градостроительное искусство, музеи и театры. Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Туристы знакомятся с наиболее известными архитектурными ансамблями, историческими местами, произведениями искусства. Другим объектом интереса являются страны, сохранившие памятники глубокой древности. Удовлетворенность участников экскурсии будет тем выше, чем более они готовы к восприятию открывающихся перед ними культурных богатств. Если предварительно намечена программа осмотра достопримечательностей, если турист из книг достаточно хорошо знает, что он хочет увидеть, отдача поездки будет очень высокой. Если же турист нацелен на общее знакомство с новой для него страной и культурой, то в памяти у него останутся наиболее сильные впечатления, прежде всего о быте и внешней материальной культуре. Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Специализированный познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста аспектом культуры. В случае специализированной экскурсии подготавливается специальная программа, предусматривающая осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов [7, С. 29 - 31].

. Оздоровительная функция. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила понятие "здоровье" как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Основным критерием оценки здоровья является уровень возможностей человека приспосабливаться к окружающему миру. Успешное приспособление человека к изменяющимся условиям окружающего мира называется адаптацией. Уровень врожденных и приобретенных качеств, обеспечивающих готовность к эффективной адаптации называется адаптивностью. Физическая, психическая и социальная адаптация происходит тем успешнее, чем активнее продвигается человек во всех сферах жизни. А это, в свои очередь, определяет уровень его здоровья [21].

Еще в XVIII веке французский врач Тисcо писал, что "движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения"[21].

Движение присуще экскурсии и на первом месте по оздоровительной функции стоят её активные виды, т.е. те, в которых турист передвигается по маршруту благодаря собственным физическим усилиям. Такие усилия практически посильны любому человеку. Важна только правильная дозировка нагрузки, соответствующая физическим и техническим возможностям данного туриста.

В активном путешествии турист сам может определять продолжительность, протяженность и техническую сложность путешествия и прервать ею в любой момент. К началу XXI века медики определили две основных причины ухудшающегося здоровья населения Земли: неблагополучные экологические условия жизни человека и гиподинамия, т.е. ограниченность движений. И именно активные и спортивные виды туризма устраняют обе указанные причины и имеют максимальный оздоровительный эффект [7, С. 34 - 35].

. Социально-коммуникативная функция. Коммуникативный - предназначенный, расположенный к установлению коммуникации, т.е. общения с помощью языка. Передача и восприятие мыслительного содержания.

С точки зрения туристского восприятия знакомство с районом путешествия это не столько осмотр определенной территории, природных и историко-культурных памятников, сколько знакомство с новыми людьми. И впечатление от конкретного путешествия это, чаще всего, впечатление от общения с новыми людьми [7, С. 35 - 36].

Таким образом социально-коммуникативная функция экскурсии определяется как возможность участников путешествия общаться друг с другом в неформальной обстановке без производственной субординации, учета социального положения, возраста, национальности, гражданства и других признаков различающих людей.

-5. Эстетическая и эмоционально-психологическая функции. Эстетикой называется философская наука, изучающая прекрасное в действительности, эстетическое воспитание и общие принципы творчества по законам красоты, система чьих-либо взглядов на искусство [12, С. 598].

Под эстетической функцией экскурсии понимается предоставляемая в туристском путешествии возможность наслаждаться красотой природы, творениями архитекторов, скульпторов, художников. Эстетическая функция тесно связана с функцией эмоционально-психической. Она понимается в экскурсоведении как возможность снятия напряжения и усталости после напряженного труда, приобретения положительных эмоций от встреч с людьми, впечатлений от интересных экскурсионных объектов или преодоления естественных препятствий [7, C. 36].

. Творческая функция. Творчеством называется деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающиеся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности [12, C. 476].

Огромный творческий потенциал экскурсий состоит в том, что их участники выходят за рамки стереотипного существования, отвлекаются от бытовых мелочей, сосредоточиваются на решении новых проблем. За несколько тысяч лет организованных путешествий накопилось огромное количество проявлений творчества путешественников[7, C. 38].

Прежде всего, сюда относятся: научные открытия; прозаические и стихотворные произведения как художественные, так и документальные и научно-популярные; изобретение новых образцов снаряжения, одежды, обуви, транспортных средств; новых продуктов питания для различных видов туризма; новые средства и методы обучения людей - участников активных и спортивных путешествий.

. Паломническая функция. Паломничеством называется странствие для поклонения святым местам (у христиан - в Иерусалим и Рим; у мусульман в Мекку и Медину и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь [12, C. 358] .

Паломники (наряду с торговцами) являются первыми, путешественниками, имевшими точную цель своего перемещения во времени и пространстве. Паломники олицетворяют в этом отношении начало классического туризма. Ведь они преодолевали до цели путешествия огромные расстояния, как правило, пешком, имея минимум одежды и съестных припасов. Только так они могли добраться к цели своего путешествия, не будучи ограбленными или убитыми, учитывая тогдашние условия безопасности.

Будучи одной из самой старых функций организованных путешествий, в мире паломническая функция не утратила своих позиций. Более того, в настоящее время паломнические туры становятся все более популярными. Глобальные изменения в организации государств мира в конце XX века привели к росту числа верующих и собственно числа паломников основных мировых религий [7, C. 39].

Рассмотрим функции экскурсии, определение которых дано исследователем В. Б, Емельяновым:

. Функция научной пропаганды - экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя эту функцию, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В её основу положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Их следует рассматривать в совокупности друг с другом.

. Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение.

. Принцип идейности. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам.

. Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов. Определенные трудности могут появляться при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от темы, увязываются между собой.

. Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст.

. Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями. Возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам, которые ставят задачей дань экскурсантам систему знаний.

. Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы.

. Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей конкретной отрасли знаний. Экскурсии для многих становятся началом работы по саморазвитию и самообразованию [8, С. 46 - 53].

Отметим, что каждая экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели основные социальные функции экскурсии, важнейшими из которых являются познавательная, оздоровительная, социально-коммуникативная, эстетическая, эмоционально-психологическая. Каждая из этих функций играет немаловажную роль в познавательной деятельности личности. Необходимо также отметить, что каждая экскурсия может выполнять несколько функций.

Глава 2. Экскурсионный потенциал и основные направления развития культурно-познавательного туризма

.1 Становление экскурсионного дела Республики Беларусь

История развития туризма и экскурсий в Беларуси ведет свой отсчет с середины XIX века. Первое описание путешествий по Беларуси опубликовал в 1853-1856 гг. в журнале "Современник" известный белорусский публицист и этнограф П. М. Шпилевский. Во времена Шпилевского путешествовать и записывать путевые впечатления считалось престижным. Поэтому немало русских путешественников первой половины XIX века писали о Беларуси.

Однако их впечатления были впечатлениями обычного проезжего. Образу Беларуси не хватало заинтересованного взгляда изнутри. Именно такой взгляд и предложил П.М. Шпилевский. В своих работах он провел исследования географического, филологического, этнографического плана, дал возможность доступным для читательского восприятия способом получить как можно больше информации о Беларуси, крае богатой истории, талантливого народа, самобытной мифологии. Такие труды Павла Шпилевского, как "Поездка в западные губернии", "Западнорусские очерки", "Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках" и особенно его "Путешествие по Полесью и белорусскому краю", стали настольными книгами многих поколений белорусов. Первые организованные поездки в Беларуси совершили во время летних каникул учителя гимназий г. Витебска в 1860-х гг., которые вместе со своими подопечными, учащимися старших классов, отправились в туристические поездки по Западной Двине.

В эти же годы выходят публикации М.О. Кояловича "Путешествия по Белоруссии", И. Д. Горбачевского "Поездка по губерниям", А. П. Сапунова, В. И. Маракуева, К. К. Случевского.

До Октябрьской революции путешествия, туризм как вид отдыха были доступны лишь представителям имущих классов. После ее свершения характер туристского движения изменился коренным образом. Туризм стал доступен широким массам трудящихся. Центрами туристской работы становятся фабрично-заводские клубы. Получают широкое распространение экскурсии и туристские походы в воскресные дни, открываются дома отдыха. Первый дом отдыха в Беларуси был открыт в 1922 г. в Минске.

С конца 20-х гг. начинается массовое туристское движение. В Беларуси основную роль играло Центральное бюро краеведения, созданное в 1924 г. В 1931 г. в Минске создается Оргбюро Белорусского общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), создаются районные бюро в Витебске, Бобруйске, Орше, Жлобине. Появляются белорусские издания, посвященные туризму: "Экскурсия на завод" (1931), "На беларускiх прасторах", "Турысты - за вывучэнне гiсторыi Грамадзянскай вайны" (1932) и др. Вопросы туризма и отдыха трудящихся освещались журналами "Асвета", "Камунiстычнае выхаванне" и др. Начинается работа по составлению экскурсионного путеводителя по БССР. Наиболее популярны экскурсии были у студентов (особенно БГУ) и учащихся Минского строительно-архитектурного и педагогического техникумов, а также коллектива Дома учителя.

июня 1951 г. была создана Минская экскурсионная база Центрального туристско-экскурсионного управления Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС). В 1958 г. появилась первая в республике туристская база на 80 мест на живописном берегу озера Нарочь. Новый вид отдыха - туризм получал все большую популярность. Создавались экскурсионные бюро в Могилеве, Гродно, Гомеле, Витебске, Барановичах, Борисове, Солигорске. В каждом бюро разрабатывалась обзорная экскурсия по городу, цель которой - показать его как исторически сложившийся комплекс, отразить всю сложность и многогранность жизни. Так же разрабатывались и проводились также исторические, архитектурно-градостроительные, природоведческие, производственные, музейные экскурсии. Основным направлением была военно-историческая тематика.

В конце 60-х - начале 70-х гг. начата подготовка кадров с высшим образованием: на географическом факультете БГУ открывается специальность "Краеведение и методика организации туристско-экскурсионного дела".

февраля 1974 года была принята схема размещения и развития сети туризма в БССР.

Уже в 1975 г. 2000 экскурсоводов проводили экскурсии по 900 темам.

В начале 80-х гг. по территории Беларуси проходило 9 всесоюзных маршрутов.

Всего к 1987 г. в системе туристско-экскурсионных организаций Беларуси было создано и проводилось примерно полторы тысячи экскурсий. В эти годы штатных и внештатных экскурсоводов только при Белсовете по туризму и экскурсиям насчитывалось более трех тысяч человек. Старейшиной туристско-экскурсионного дела - "Беларустуристом" было разработано 400 туристско-экскурсионных маршрутов выходного дня. В этом году компании исполняется 57 лет и за эти годы она обслужила более 150 млн экскурсантов.

Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путешествий и экскурсий были созданы специальные курсы, а повышение квалификации, как правило, проходило в методических секциях, заседавших по два раза в месяц. По уровню профессионализма, знаний и навыков, умению общаться с туристами, обаянию и другим человеческим качествам, белорусским экскурсоводам не было равных в бывшем СССР. Славилась минская школа и за рубежом, в республику приезжали за опытом экскурсоводы из других стран.

Начало заката экскурсионного дела относится ко временам перестройки и непосредственно связано с введением хозрасчета в туристско-экскурсионных организациях.

Перестали поступать также сведения об охвате экскурсиями отдельных групп населения, невыгодно стало проводить обзорные экскурсии, особенно в небольших городах, пострадали музейные экскурсии, так как люди перестали ходить в музеи. Большинство бюро перестало заниматься экскурсионной деятельностью, переключили внимание на шоп-туры [16, С. 35 - 48 ].

Таким образом, в идеально созданной системе начался развал и хаос, духовные ценности уступили место коммерческим интересам.

Долгое время бюро продолжали ориентироваться только на военно-историческую тематику, но жизнь требовала пересмотра тем экскурсий.

Популярными становятся экскурсии в Жировичский монастырь, Полоцк, Троицкое предместье в Минске. По-новому обозначились маршруты в Мир и Несвиж. Однако объективные факторы оказались сильнее, и к началу 90-х гг. методистов и экскурсоводов в бюро практически не осталось. Дорогие транспортные услуги, отношение к экскурсионной деятельности как к чему-то второстепенному, ограниченная и недостаточная реклама привели экскурсионное обслуживание на несколько лет к полному забвению.

Однако с ростом национального самосознания, интереса к прошлому и настоящему своего Отечества, к его памятникам, вновь начался рост потребности в экскурсиях как в источнике знаний. Так, были возобновлены хорошо известные маршруты в Мир, Несвиж, Слоним, Жировичи, Новогрудок, Полоцк. Открылись новые маршруты: музей "под открытым небом "Менка", музейно-этнографический комплекс "Дудутки".

Положительным моментом можно считать создание в 1995 г. Министерства спорта и туризма, благодаря которому восстановлена управляемость туристским сектором республики со стороны государства.

Туризм стал деятельностью, подлежащей лицензированию. Целью лицензирования являлось обеспечение защиты прав и законных интересов государства и потребителей туристских услуг, повышение качества туристских услуг, повышение уровня туристского и экскурсионного обслуживания, приведение его в соответствие с международными требованиями. Лицензия подписывается Министром спорта и туризма или уполномоченным им заместителем и заверяется гербовой печатью [6, С. 35 - 38 ].

Действие лицензий на туристскую деятельность устанавливалось сроком на 5 лет. Для получения лицензии на организацию экскурсионно-познавательного туризма для жителей Беларуси субъект хозяйствования должен был предоставить в Министерство спорта и туризма некоторые документы.

сентября 1996 г. утверждается Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Целью деятельности ассоциации, согласно уставу, является разработка концепции и стратегии туристско-экскурсионных возможностей Республики Беларусь, создание банка данных экскурсионных объектов, маршрутов, разработка и проведение экскурсий, путешествий, которые способствовали бы возрождению культурного, экономического, духовного и этического уровня людей.

В конце 1996 г. был принят важный документ, регулирующий туристскую деятельность в стране - "Временные правила деятельности в сфере туризма на территории Республики Беларусь", в котором даны основные положения, касающиеся организации экскурсионно-познавательного туризма. В соответствии с совместным приказом Министерства спорта и туризма и Министерства образования Республики Беларусь № 597/237от 5 июня 1996 г. "Аб выкарыстаннi турызму i экскурсiй у дзейнасці навучальных устаноў" учебные заведения должны использовать экскурсии как элемент учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с приказом Министерства спорта и туризма № 1028 от 15 августа 1997г. с 1 января 1998г. были введены единые диспетчерские журналы в туризме, туристский и экскурсионный ваучеры, экскурсионная путевка [6, C. 45 - 47].

В настоящее время немного туристских фирм занимаются экскурсионны<



2020-02-03 434 Обсуждений (0)
Становление экскурсионного дела в Республике Беларусь и его состояние на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление экскурсионного дела в Республике Беларусь и его состояние на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)