Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инвестиционная политика



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Инвестиционная политика 0.00 из 5.00 0 оценок




В Российской Федерации имеется мощная не­фтеперерабатывающая промышленность, уступа­ющая в мире лишь США и Китаю. Основу отрасли составляют 27 нефтеперерабатывающих заводов, суммарная мощность которых — 252 млн т в год. По показателю суммарных мощностей нефтеперера­ботки российские компании занимают видное место среди компаний Западной и Восточной Европы.

   Однако перед отраслью стоит ряд нерешенных проблем, как доставшихся в наследство от социа­листического периода, так и новых - возникших на этапе постсоциалистического развития. К первым относятся такие, например, как морально и физи­чески изношенные основные фонды; довольно ус­таревшая технологическая база, сформированная в советский период. Основные мощности создавалась в 1950-1980-е гг. Поэтому срок службы значитель­ной части установок превышает нормативный в 2-2,5 раза [1]. Нефтяным компаниям удалось вывести из эксплуатации избыточные, морально и техноло­гически изжившие себя мощности, однако потенци­ал таких сокращений далеко еще не исчерпан.

  Российские НПЗ характеризуются отсталой структурой, что обусловливает более низкий удель­ный вес продукции после вторичных процессов в сравнении с НПЗ других стран, слабым учетом эко­логических требований.

   Нефтеперерабатывающая промышленность России сегодня серьезно отстает от развитых стран, в первую очередь, по качественным показателям, экологическим аспектам и глубине переработки, ко­торая находится в среднем на уровне 71%, в то вре­мя как в развитых странах она достигает 85-90%.

Сегодня, когда в мире быстро растет спрос на высоко­качественные виды топлив, Россия, богатая нефтя­ными ресурсами, не имеет ни одного современного экспорториентированного нефтеперерабатывающе­го комплекса. Региональная же несбалансирован­ность в размещении производств компенсируется в последние годы ростом числа малогабаритных уста­новок по переработке нефти и мини-НПЗ. В насто­ящее время они обеспечивают 2% нефтепереработ­ки в РФ. Однако основные их недостатки - малая глубина отбора светлых нефтепродуктов, большой выход мазута и, зачастую, несоответствие качества продукции установленным стандартам.Для решения этой задачи, по оценке Федерального агентства по энергетике, в нефтеперерабатываю­щую отрасль России потребуется инвестировать 131 млрд руб. к 2010г., т.е. 4,5 млрд долл. США ежегодно.

 

          3.3 Влияние на развитие химической и нефтехимической          

       промышленности присоединения России к ВТО

      Переговорный процесс о вступлении России во Всемирную торговую организацию постепенно идет к своему завершению, однако по ситуации на сегодняшний день большинство отраслей российской промышленности не способны будут конкурировать с зарубежными предприятиями в условиях открытого рынка. Для того чтобы процесс вступления России в ВТО не обернулся для российских предприятий безвозвратной потерей своих рыночных позиций с последующим неизбежным кризисом целых отраслей промышленности необходимы срочные меры, позволяющие повысить конкурентоспособность российской экономики.

      Если говорить о конкретной отрасли - российской химии и нефтехи-мии, то для понимания важности стоящих перед отраслью проблем, доста-точно сравнить существующее положение дел в российской и западной моделях развития этого сектора мировой экономики.

       Российская нефтехимия сегодня представляет собой значительное число предприятий малой единичной мощности, зачастую использующих физически и морально устаревшее оборудование, испытывающих острую нехватку инвестиционных средств и поддерживающих работоспособность оборудования путем постоянных ремонтов и модернизаций за счет собствен-ного оборотного капитала.

      Зарубежная химия и нефтехимия - это крупные, высокотехнологичные предприятия большой единичной мощности. Основное направление развития по западной модели - процесс интеграции и концентрации производств, поз-воляющий резко повысить эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Так, всего за несколько лет в результате интеграции количество компаний, занимающих существенные доли на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, сократилось с 48 до 14.

      Для того, чтобы повысить эффективность деятельности российских химических и нефтехимических компаний простой концентрации (объеди-нения действующих предприятий) будет недостаточно. Невысокая произво-дительность и устаревшие технологии российских нефтехимических произ-водств обуславливают более высокую себестоимость производства продукции в сравнении с большинством действующих и строящихся во всем мире современных высокотехнологичных комплексов. В России на каждого рабо-тающего в нефтехимии приходится приблизительно 30-40 тыс. долларов выручки предприятия, в то время как у мировых лидеров отрасли этот пока-затель составляет 300-500 тыс. долларов. Ценовая конкуренция в таких усло-виях с крупнейшими западными производителями находится за гранью воз-можности российских предприятий уже в настоящее время. А беспошлинный ввоз нефтехимической продукции на внутренний рынок после вступления в ВТО при существующем положении дел приведет к катастрофическим последствиям для российских химических и нефтехимических предприятий.

      Облик современного предприятия, способного конкурировать с веду-щими западными компаниями, - это, прежде всего, современные технологии, обеспечивающие должный уровень качества, и высокая производительность, способствующая снижению издержек за счет эффекта масштаба и, конечно, высококвалифицированная рабочая сила.

      Вступление в ВТО реально и неизбежно. В связи с этим все большее значение для российских компаний начинает приобретать фактор времени. Переход к современной модели производства необходимо проводить в мак-симально сжатые сроки при обеспечении высокой эффективности инвес-тиций. Те преимущества, которые есть у российских компаний сегодня, - стоимость энергоресурсов и рабочей силы, дающие дополнительный маржинальный доход, к моменту вступления России в ВТО будут сведены к нулю, и задача повышения эффективности инвестиций в отрасль встанет с особой остротой. При этом значительно улучшить экономические показатели проек-тов создания современных химических и нефтехимических комплексов поз-воляет использование уже имеющейся инфраструктуры - на сегодняшний день стоимость объектов инфраструктуры в структуре капитальных затрат составляет 30-40%.

      Строительство в «чистом поле» при существующей нормативной базе и тарифной политике приведет к значительному снижению эффективности инвестиций за счет чрезмерных затрат на организацию необходимой инфра-структуры. Несоответствие принятых в РФ норм и правил мировым стандар-там приводит к тому, что идентичные производства, спроектированные по российским нормам, размещаются на значительно больших площадях и требуют дополнительных коммуникаций. Существующие СНиПы и нормы безопасности предусматривают организацию огромных «санитарно-защитных» и «опасных» зон вокруг химических комплексов и в пределах промплощадок. Это, несомненно, отражается на экономических показателях таких проектов, зачастую увеличивая сроки их окупаемости до бесконечности, и сильно снижает конкурентоспособность производимой продукции в сравнении с зарубежными аналогами. Т.о. в настоящий момент строительство нефтехимических комплексов имеет смысл начинать только в местах с уже имеющейся высокоразвитой инфраструктурой, резервы загрузки которой позволяют реализовать проект с минимальными издержками. При этом выбор места размещения должен быть очень тщательным, т.к. промышленных площадок, имеющих достаточные инфраструктурные резервы, на которых возможна реализация проектов по западной модели, в России не так много.

      Еще одна проблема, требующая неотлагательных мер - это сырьевое обеспечение российских нефтехимических предприятий углеводородным сырьем. В первую очередь это логистика - существующие инфраструктурные особенности российского нефтехимического комплекса, заключающиеся в отсутствии альтернативных вариантов поставок УВС, приводят к постоянной нехватке углеводородного сырья и периодическим перебоям в поставках УВС для российских предприятий. Удаленность большинства существующих комплексов от источников УВС и необходимость его транспортировки на значительные расстояния резко увеличивает издержки производства в сравнении с производствами, расположенными в непосредственной близости от источника сырья.

      Нельзя не упомянуть и про неэффективность использования добывае-мого газового и нефтяного сырья – по различным оценкам в России ежегодно сжигается от 25 до 30 млрд. куб. метров попутного нефтяного газа – более 60% суммарных объемов его добычи. Решение этой проблемы требует непос-редственного участия государства. Президентом России поставлена задача - увеличение степени переработки сырья, в т.ч. нефтяного, но это лишь общее направление, первый шаг в разрушении статуса России как источника сырья для мировой промышленности. Далее дело за конкретными компаниями. А ведь нефтехимия - это та отрасль, на которую приходится значительная часть переработки газового и нефтяного сырья. Кроме того, переработка 1 тонны УВС дает коэффициент 7 по добавочной стоимости к ВВП.

    В этом вопросе роль государства видится в стимулировании развития нефтехимических производств через дифференцированную тарифную и налоговую политику:

    - снижение тарифов на перевозку УВС, предназначенного для дальнейшей переработки на нефтехимических предприятиях (по примеру специальных тарифов на перевозку угля),

    - снижение или даже отмена акцизов на углеводородное сырье, предназначенное для нефтехимических предприятий.

    По расчетам экономистов среднегодовые налоговые поступления в бюджеты разных уровней от реализации проекта по переработке 2 млн. т прямогонного бензина (нафты) могут превысить сумму поступлений от акцизов более чем в 2 (два!) раза.

     Проблема обеспечения гарантированных поставок УВС - одна из основных задач, стоящих перед российскими нефтехимическими предприя-тиями, не входящими в крупные вертикально-интегрированные холдинги. Для реализации этой задачи должен поменяться менталитет всех представи-телей российского бизнеса. Усилия компаний должны быть нацелены как на эффективность одного отдельно взятого проекта (инвестиций), так и на национальные макроэкономические интересы – повышение конкурентоспо-собности России путем создания крупных перерабатывающих комплексов в конкретных отраслях промышленности и, таким образом, всей российской экономики. На сегодняшний день необходим именно такой системный подход к оценке эффективности инвестиций.

      Резюмируя вышеописанные требования к современному нефтехимии-ческому комплексу можно утверждать, что наиболее перспективными и инвестиционно привлекательными будут проекты строительства нефтехими-ческих комплексов большой единичной мощности на базе существующих промплощадок с высокоразвитой инфраструктурой, гарантированно обеспе-ченные углеводородным сырьем

 

 

Список используемой литературы

1. Соминский В.С. Экономика химической промышленности: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - пособие для вузов. - М: Высшая школа, 1980.-368 с. ил.

2. Экономика химической промышленности: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.Д.Якобсона. - М: Высшая школа, 1975. -350 с.

3. Залевский А.А. Экономика химической промышленности: Учеб. пособие для вузов. - М: Химия, 1986. - 192 с.

4. Алябьев А.С. Повышение потенциала/ А.С. Алябьев//Химия и бизнес.- 2008. - №2-3 – с.95

5. Экономика химической отрасли: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И. А. Садчикова. - СПб: Химиздат, 2000. - 384 с.

6. Артемов А.В. Анализ стратегии развития нефтехимии до 2015 года/ А.В.Артемов, А.В.Брыкин, О.В.Шеляков,В.А.Шумаев// Российский химический журнал.- 2008.- №4.- с.92

7. Ягудин С.Ю. Развитие инновационной среды на предприятиях химичес-кой и нефтехимиической промышленности/ С.Ю.Ягудин, А.И.Митюшкин, В.Н.Чернышева// Нефтепереработка и нефтехимия.- 2008.- №9.- с.51

8. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2004г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2005. - №1.- с.68.

9. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2005г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2006. - №1.- с.67.

10. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2006г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2007. - №1.- с.68.

11. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2007г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2008. - №1.- с.68.

12. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2008г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2009. - №1.- с.69.

13. Дмитриева О.М. Состояние, факторы и стратегия развития нефтедобы-вающей отрасли/ О.М.Дмитриева// Проблемы экономики и управления нефте-газовым комплексом.- 2008.- №8.- с.44

14. Джабиев А.Ш.Проблемы инвестиционного обеспечения нефтегазового комплекса России/ А.Ш.Джабиев// Проблемы экономики и управления нефте-газовым комплексом.- 2007.- №6.- с.40

 

 

 



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Инвестиционная политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инвестиционная политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)