Инвестиционная политика
В Российской Федерации имеется мощная нефтеперерабатывающая промышленность, уступающая в мире лишь США и Китаю. Основу отрасли составляют 27 нефтеперерабатывающих заводов, суммарная мощность которых — 252 млн т в год. По показателю суммарных мощностей нефтепереработки российские компании занимают видное место среди компаний Западной и Восточной Европы. Однако перед отраслью стоит ряд нерешенных проблем, как доставшихся в наследство от социалистического периода, так и новых - возникших на этапе постсоциалистического развития. К первым относятся такие, например, как морально и физически изношенные основные фонды; довольно устаревшая технологическая база, сформированная в советский период. Основные мощности создавалась в 1950-1980-е гг. Поэтому срок службы значительной части установок превышает нормативный в 2-2,5 раза [1]. Нефтяным компаниям удалось вывести из эксплуатации избыточные, морально и технологически изжившие себя мощности, однако потенциал таких сокращений далеко еще не исчерпан. Российские НПЗ характеризуются отсталой структурой, что обусловливает более низкий удельный вес продукции после вторичных процессов в сравнении с НПЗ других стран, слабым учетом экологических требований. Нефтеперерабатывающая промышленность России сегодня серьезно отстает от развитых стран, в первую очередь, по качественным показателям, экологическим аспектам и глубине переработки, которая находится в среднем на уровне 71%, в то время как в развитых странах она достигает 85-90%. Сегодня, когда в мире быстро растет спрос на высококачественные виды топлив, Россия, богатая нефтяными ресурсами, не имеет ни одного современного экспорториентированного нефтеперерабатывающего комплекса. Региональная же несбалансированность в размещении производств компенсируется в последние годы ростом числа малогабаритных установок по переработке нефти и мини-НПЗ. В настоящее время они обеспечивают 2% нефтепереработки в РФ. Однако основные их недостатки - малая глубина отбора светлых нефтепродуктов, большой выход мазута и, зачастую, несоответствие качества продукции установленным стандартам.Для решения этой задачи, по оценке Федерального агентства по энергетике, в нефтеперерабатывающую отрасль России потребуется инвестировать 131 млрд руб. к 2010г., т.е. 4,5 млрд долл. США ежегодно.
3.3 Влияние на развитие химической и нефтехимической промышленности присоединения России к ВТО Переговорный процесс о вступлении России во Всемирную торговую организацию постепенно идет к своему завершению, однако по ситуации на сегодняшний день большинство отраслей российской промышленности не способны будут конкурировать с зарубежными предприятиями в условиях открытого рынка. Для того чтобы процесс вступления России в ВТО не обернулся для российских предприятий безвозвратной потерей своих рыночных позиций с последующим неизбежным кризисом целых отраслей промышленности необходимы срочные меры, позволяющие повысить конкурентоспособность российской экономики. Если говорить о конкретной отрасли - российской химии и нефтехи-мии, то для понимания важности стоящих перед отраслью проблем, доста-точно сравнить существующее положение дел в российской и западной моделях развития этого сектора мировой экономики. Российская нефтехимия сегодня представляет собой значительное число предприятий малой единичной мощности, зачастую использующих физически и морально устаревшее оборудование, испытывающих острую нехватку инвестиционных средств и поддерживающих работоспособность оборудования путем постоянных ремонтов и модернизаций за счет собствен-ного оборотного капитала. Зарубежная химия и нефтехимия - это крупные, высокотехнологичные предприятия большой единичной мощности. Основное направление развития по западной модели - процесс интеграции и концентрации производств, поз-воляющий резко повысить эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Так, всего за несколько лет в результате интеграции количество компаний, занимающих существенные доли на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, сократилось с 48 до 14. Для того, чтобы повысить эффективность деятельности российских химических и нефтехимических компаний простой концентрации (объеди-нения действующих предприятий) будет недостаточно. Невысокая произво-дительность и устаревшие технологии российских нефтехимических произ-водств обуславливают более высокую себестоимость производства продукции в сравнении с большинством действующих и строящихся во всем мире современных высокотехнологичных комплексов. В России на каждого рабо-тающего в нефтехимии приходится приблизительно 30-40 тыс. долларов выручки предприятия, в то время как у мировых лидеров отрасли этот пока-затель составляет 300-500 тыс. долларов. Ценовая конкуренция в таких усло-виях с крупнейшими западными производителями находится за гранью воз-можности российских предприятий уже в настоящее время. А беспошлинный ввоз нефтехимической продукции на внутренний рынок после вступления в ВТО при существующем положении дел приведет к катастрофическим последствиям для российских химических и нефтехимических предприятий. Облик современного предприятия, способного конкурировать с веду-щими западными компаниями, - это, прежде всего, современные технологии, обеспечивающие должный уровень качества, и высокая производительность, способствующая снижению издержек за счет эффекта масштаба и, конечно, высококвалифицированная рабочая сила. Вступление в ВТО реально и неизбежно. В связи с этим все большее значение для российских компаний начинает приобретать фактор времени. Переход к современной модели производства необходимо проводить в мак-симально сжатые сроки при обеспечении высокой эффективности инвес-тиций. Те преимущества, которые есть у российских компаний сегодня, - стоимость энергоресурсов и рабочей силы, дающие дополнительный маржинальный доход, к моменту вступления России в ВТО будут сведены к нулю, и задача повышения эффективности инвестиций в отрасль встанет с особой остротой. При этом значительно улучшить экономические показатели проек-тов создания современных химических и нефтехимических комплексов поз-воляет использование уже имеющейся инфраструктуры - на сегодняшний день стоимость объектов инфраструктуры в структуре капитальных затрат составляет 30-40%. Строительство в «чистом поле» при существующей нормативной базе и тарифной политике приведет к значительному снижению эффективности инвестиций за счет чрезмерных затрат на организацию необходимой инфра-структуры. Несоответствие принятых в РФ норм и правил мировым стандар-там приводит к тому, что идентичные производства, спроектированные по российским нормам, размещаются на значительно больших площадях и требуют дополнительных коммуникаций. Существующие СНиПы и нормы безопасности предусматривают организацию огромных «санитарно-защитных» и «опасных» зон вокруг химических комплексов и в пределах промплощадок. Это, несомненно, отражается на экономических показателях таких проектов, зачастую увеличивая сроки их окупаемости до бесконечности, и сильно снижает конкурентоспособность производимой продукции в сравнении с зарубежными аналогами. Т.о. в настоящий момент строительство нефтехимических комплексов имеет смысл начинать только в местах с уже имеющейся высокоразвитой инфраструктурой, резервы загрузки которой позволяют реализовать проект с минимальными издержками. При этом выбор места размещения должен быть очень тщательным, т.к. промышленных площадок, имеющих достаточные инфраструктурные резервы, на которых возможна реализация проектов по западной модели, в России не так много. Еще одна проблема, требующая неотлагательных мер - это сырьевое обеспечение российских нефтехимических предприятий углеводородным сырьем. В первую очередь это логистика - существующие инфраструктурные особенности российского нефтехимического комплекса, заключающиеся в отсутствии альтернативных вариантов поставок УВС, приводят к постоянной нехватке углеводородного сырья и периодическим перебоям в поставках УВС для российских предприятий. Удаленность большинства существующих комплексов от источников УВС и необходимость его транспортировки на значительные расстояния резко увеличивает издержки производства в сравнении с производствами, расположенными в непосредственной близости от источника сырья. Нельзя не упомянуть и про неэффективность использования добывае-мого газового и нефтяного сырья – по различным оценкам в России ежегодно сжигается от 25 до 30 млрд. куб. метров попутного нефтяного газа – более 60% суммарных объемов его добычи. Решение этой проблемы требует непос-редственного участия государства. Президентом России поставлена задача - увеличение степени переработки сырья, в т.ч. нефтяного, но это лишь общее направление, первый шаг в разрушении статуса России как источника сырья для мировой промышленности. Далее дело за конкретными компаниями. А ведь нефтехимия - это та отрасль, на которую приходится значительная часть переработки газового и нефтяного сырья. Кроме того, переработка 1 тонны УВС дает коэффициент 7 по добавочной стоимости к ВВП. В этом вопросе роль государства видится в стимулировании развития нефтехимических производств через дифференцированную тарифную и налоговую политику: - снижение тарифов на перевозку УВС, предназначенного для дальнейшей переработки на нефтехимических предприятиях (по примеру специальных тарифов на перевозку угля), - снижение или даже отмена акцизов на углеводородное сырье, предназначенное для нефтехимических предприятий. По расчетам экономистов среднегодовые налоговые поступления в бюджеты разных уровней от реализации проекта по переработке 2 млн. т прямогонного бензина (нафты) могут превысить сумму поступлений от акцизов более чем в 2 (два!) раза. Проблема обеспечения гарантированных поставок УВС - одна из основных задач, стоящих перед российскими нефтехимическими предприя-тиями, не входящими в крупные вертикально-интегрированные холдинги. Для реализации этой задачи должен поменяться менталитет всех представи-телей российского бизнеса. Усилия компаний должны быть нацелены как на эффективность одного отдельно взятого проекта (инвестиций), так и на национальные макроэкономические интересы – повышение конкурентоспо-собности России путем создания крупных перерабатывающих комплексов в конкретных отраслях промышленности и, таким образом, всей российской экономики. На сегодняшний день необходим именно такой системный подход к оценке эффективности инвестиций. Резюмируя вышеописанные требования к современному нефтехимии-ческому комплексу можно утверждать, что наиболее перспективными и инвестиционно привлекательными будут проекты строительства нефтехими-ческих комплексов большой единичной мощности на базе существующих промплощадок с высокоразвитой инфраструктурой, гарантированно обеспе-ченные углеводородным сырьем
Список используемой литературы 1. Соминский В.С. Экономика химической промышленности: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - пособие для вузов. - М: Высшая школа, 1980.-368 с. ил. 2. Экономика химической промышленности: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.Д.Якобсона. - М: Высшая школа, 1975. -350 с. 3. Залевский А.А. Экономика химической промышленности: Учеб. пособие для вузов. - М: Химия, 1986. - 192 с. 4. Алябьев А.С. Повышение потенциала/ А.С. Алябьев//Химия и бизнес.- 2008. - №2-3 – с.95 5. Экономика химической отрасли: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И. А. Садчикова. - СПб: Химиздат, 2000. - 384 с. 6. Артемов А.В. Анализ стратегии развития нефтехимии до 2015 года/ А.В.Артемов, А.В.Брыкин, О.В.Шеляков,В.А.Шумаев// Российский химический журнал.- 2008.- №4.- с.92 7. Ягудин С.Ю. Развитие инновационной среды на предприятиях химичес-кой и нефтехимиической промышленности/ С.Ю.Ягудин, А.И.Митюшкин, В.Н.Чернышева// Нефтепереработка и нефтехимия.- 2008.- №9.- с.51 8. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2004г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2005. - №1.- с.68. 9. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2005г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2006. - №1.- с.67. 10. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2006г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2007. - №1.- с.68. 11. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2007г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2008. - №1.- с.68. 12. Гавриленко В.А. Внешняя торговля химического комплекса РФ в 2008г./ В.А.Гавриленко// Вестник химической промышленности.- 2009. - №1.- с.69. 13. Дмитриева О.М. Состояние, факторы и стратегия развития нефтедобы-вающей отрасли/ О.М.Дмитриева// Проблемы экономики и управления нефте-газовым комплексом.- 2008.- №8.- с.44 14. Джабиев А.Ш.Проблемы инвестиционного обеспечения нефтегазового комплекса России/ А.Ш.Джабиев// Проблемы экономики и управления нефте-газовым комплексом.- 2007.- №6.- с.40
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |