Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Четыре группы симптомов стресса



2020-02-03 408 Обсуждений (0)
Четыре группы симптомов стресса 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В настоящее время мы часто используем слова «стресс», «тревога», беспокойство». Они обладают общим и единым смыслом, характеризующим состояние человека, а именно – волнение, переживания, эмоциональный и физический упадок. Это и понятно, современный мир может «подарить» нам множество трудностей и проблем, которые приходится решать практически каждый день. Одновременно мы понимаем, что для решения большинства задач мы должны быть в «правильном состоянии», нужно иметь силу воли, в какой-то степени храбрость, решительность и многие другие качества, чтобы преодолевать препятствия. Следовательно, нужен контроль над всеми теми эмоциями, которые мы проявляем в этот момент, но не всегда это возможно, не всегда мы можем быть «сильными». Отсюда и стресс, тревога, беспокойство и прочие негативные явления, влияющие на нашу повседневную жизнь. Так же открытым можно оставить вопрос: являются ли стресс, тревога, беспокойство негативной стороной нашей жизни или же они отчасти бывают полезными?

 


Значение слова стресс

История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет несколько значений:

1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.).

2) Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция – определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса – нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, а – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» [9; с. 105].

3) Стресс – состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия – чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А.Г) – вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

4) Стресс – ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

Виды стресса можно классифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры – разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса.

а) стрессоры физиологические – чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулы и т.д.

б) стрессоры психологические – факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационная перегрузка и т.д.

Виды стресса (самая общая классификация).

а) Стресс физиологический.

б) Стресс психологический (можно разделить на 2 вида):

– Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

– Стресс эмоциональный возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды [11].

У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный – в эутресс,

б) стресс вредоносный – дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

По мнению В. В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникшее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов».

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс, как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся на угрозу нарушения гомеостаза».

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации».

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

· Положительный эмоциональный фон;

· Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

· Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

· Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

· Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т. д.;

· Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

· Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса [10, с.14].

Стресс – это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях биосоциального существа под названием – человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик. Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществления каких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тот или иной мотив деятельности, обдумывая свои планы на день грядущий или анализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу в различной степени его выраженности.

Степень влияния стрессоров на наш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении, допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказывает влияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности), такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

Предпосылкой для возникновения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от действия факторов среды. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментом тренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышению сопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации к любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [9; с. 109].

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс – это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания. Стресс – не всегда результат повреждения: « Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной». Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть[9].

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и степени его влияния на нашу деятельность, выяснение механизмов его возникновения и развития. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование играет важную роль в сохранении здоровья человека, создания условий, для проявления его творческих способностей, а так же плодотворной и эффективной деятельности в постоянно изменяющемся социуме.

В зависимости от механизмов возникновения стресса различают два его вида: физиологический и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.

Первые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таким образом, физиологические стрессоры превышают адаптационные возможности индивида и связаны с характеристикой его как организма.

Психологические стрессоры затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта эмоциональных, потребностно-мотивационных, волевых, темпераментальных, характерологических особенностей личности, её опыта и т. д.

Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они “запускают” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.

Основные отличия между психологическим и биологическим стрессом можно представить в виде таблицы:

 

Таблица 1.

Отличия между биологическим и психологическим стрессом

Параметр Биологический стресс Психологический стресс
Причина стресса Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм Социальное воздействие или собственные мысли
Характер опасности Всегда реальный Реальный или виртуальный
На что направлено действие стрессора На жизнь, здоровье, физическое благополучие На социальный статус, чувство самоуважения и т. д.
Наличие реальной угрозы жизни или здоровью Есть Нет
Характер эмоциональных переживаний «Первичные» биологические эмоции – страх, боль, испуг, гнев «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом – беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть и т. д.
Временные границы предмета стресса Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)
Влияние личностных качеств Незначительное Очень значительное
Примеры   Примеры · Переохлаждение, вызванное долгим купанием · Ожог горячим паром · Интоксикация, вызванная приемом алкоголя · Вирусная инфекция · Обострение гастрита после приема острой пищи · Травма (ушиб, перелом) · Выговор, полученный от начальника · Повышение квартплаты · Страх полетов на самолетах · Семейный конфликт · Беспокойство за здоровье родственников · Несчастная любовь · Беспокойство по поводу будущего

В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция индивида, которая достигает пороговых уровней его психологических и физиологических возможностей. [2, с.121]

 

Четыре группы симптомов стресса

Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

· Стойкие головные боли, мигрень

· Головные боли

· Неопределенные боли

· Нарушение пищеварения

· Вздутие живота образующимися газами

· Запор или диарея

· Спазматические, резкие боли в животе

· Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)

· Чувство нехватки воздуха на вдохе

· Тошнота

· Судороги

· Утомление

· Подверженность аллергиям

· Повышенная потливость

· Сжатые кулаки или челюсти

· Обмороки

· Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

· Возобновление болезней, имевших место ранее

· Быстрое увеличение или потеря веса тела

· Частое мочеиспускание

· Ощущение покалывания в руках и ногах

· Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине

· Кожные сыпи

· Чувство комка в горле

· Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

· Нерешительность

· Ослабление памяти

· Ухудшение концентрации внимания

· Повышенная отвлекаемость

· "Туннельное" зрение

· Плохие сны, кошмары

· Ошибочные действия

· Потеря инициативы

· Постоянные негативные мысли

· Нарушение суждений, спутанное мышление

· Импульсивность мышления, поспешные решения

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

· Раздражительность

· Беспокойство

· Подозрительность

· Мрачное настроение, депрессия

· Суетливость

· Ощущение напряжения

· Истощенность

· Подверженность приступам гнева

· Циничный, неуместный юмор

· Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

· Потеря уверенности

· Уменьшение удовлетворенности жизнью

· Чувство отчужденности

· Отсутствие заинтересованности

· Сниженная самооценка

· Неудовлетворенность работой

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

· Потеря аппетита или переедание

· Плохое вождение автомобиля

· Нарушение речи

· Дрожание голоса

· Увеличение проблем в семье

· Плохое распределение времени

· Избегание поддерживающих, дружеских отношений

· Неухоженность

· Антисоциальное поведение, лживость

· Неспособность к развитию

· Низкая продуктивность

· Склонность к авариям

· Нарушение сна или бессонница

· Более интенсивное курение и употребление алкоголя

· Доделывание работы дома

· Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

Каждый симптом оценивается в один балл. Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 — требующим принятия мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 — на очень высокий.

 

 


Мифы о стрессе

Нельзя считать, что стресс это только негативное явление. Данное «знание» о стрессе является мифом. Мифами о стрессе называют широко распространённые ошибочные представления относительно стресса, его причин и последствий. Чтобы эффективно управлять стрессом, важно понимать ошибочность этих представлений.

На основании исследований ученых далее перечислены 15 наиболее часто встречающихся мифов о стрессе. После каждого мифа следует его опровержение.

Миф № 1.

Стресс не может причинить реального вреда моему здоровью, потому что он существует только в воображении.

Опровержение № 1.

Стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья. Примерами могут служить стенокардия, гипертония, иммунодефицит, язвенная болезнь и т.д.

Миф № 2.

От стресса страдают только слабые люди.

Опровержение № 2.

Скорее наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые индивидуумы, которые ставят себе сложные цели и стремятся достичь их в минимальный отрезок времени. Высокий уровень притязаний вызывает перегрузку, перегрузка приводит к стрессу.

Миф № 3.

Я не могу отвечать за стресс в моей жизни, так как стресс в наше время неизбежен и мы все его жертвы.

Опровержение № 3.

Подавляющее большинство стрессов вызывается психологическими причинами, каждая из которых содержит две составляющие. Одна из них — ситуация, которая вызывает стресс, вторая — отношение человека к этой ситуации. Стрессовую реакцию запускает не столько то, что происходит с человеком, сколько то, что он об этом думает, т.е. чаще всего причиной стресса являются мысли самого человека.

Миф № 4.

Я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс.

Опровержение № 4.

Это не всегда так. Стресс — это реакция битвы или бегства. Его предназначение — обеспечить выживание в экстремальных условиях, когда нужно действовать, а не думать или чувствовать. Поэтому чем сильнее стресс, тем меньше человек способен его ощущать. При очень сильных стрессах симптомы стресса обычно появляются уже после того, как угроза миновала и напряжение начало уменьшаться.

Миф № 5.

Установить причины стресса несложно.

Опровержение № 5.

Это утверждение верно для слабого стресса, когда симптомы стресса появляются сразу же после воздействия какого-либо фактора. Но при сильном стрессе, как уже говорилось в опровержении предыдущего мифа, признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет его причина. В таких ситуациях поиск причин стресса существенно усложняется.

Миф № 6.

Все люди реагируют на стресс одинаково.

Опровержение № 6.

Совершенно неверно. Каждый человек уникален. Каждый имеет свои особенные причины стресса, симптомы, свои способы преодоления стресса и т.д. Хотя стрессовая реакция развивается по определённым законам, общим для всех людей, проявления стресса у разных людей могут быть совершенно разными.


Миф № 7.

Единственное, что нужно сделать при чрезмерном стрессе — это просто отдохнуть.

Опровержение № 7.

Если человек не сможет избавиться от избыточного напряжения, выходные или отпуск не принесут существенного результата. Чтобы научиться эффективно справляться с чрезмерным стрессом, часто бывает необходимо пройти специальный курс обучения релаксации или другим методикам стресс-менеджмента.

Миф № 8.

Счастливая жизнь должна быть свободна от стрессов.

Опровержение № 8.

Счастье предполагает достижение целей, которые человек ставит перед собой. Чтобы достичь цели, нужно преодолеть ряд препятствий, а любая борьба — это стресс. Поэтому счастливая жизнь не может быть свободной от стрессов. Счастливый человек умеет управлять уровнем напряжения в своём организме и умеет направлять это напряжение на достижение своих целей.

Миф № 9.

Человек всегда может приспособиться к трудным обстоятельствам, если хорошо постарается.

Опровержение № 9.

Не всегда так. Во-первых, в ряде случаев человек может сам создавать и поддерживать высокий уровень стресса своими собственными действиями. В таком случае простое уменьшение активности будет автоматически уменьшать стресс. Во-вторых, возможности каждого человека ограничены, и в некоторых ситуациях никакие, даже самые интенсивные усилия ни к чему не приводят. Если обстоятельства сильнее — иногда лучше отступить, чем бессмысленно тратить силы и время.

Миф № 10.

Чем меньше стрессов, тем лучше.

Опровержение № 10.

Необязательно. С одной стороны, низкий уровень стресса на протяжении долгого периода времени неизбежно приводит к снижению стрессоустойчивости, и впоследствии даже умеренный стресс оказывается трудно переносимым. С другой стороны, слишком малый уровень стресса сам по себе является ещё одной причиной стресса, т.к. для нормальной, полноценной жизни необходим некий оптимальный уровень напряжения. Если он ниже (или выше) привычной нормы, организм должен приложить дополнительные усилия, чтобы к нему приспособиться, а любое приспособление всегда связано со стрессом.

Миф № 11.

Целью стресс-менеджмента является полное устранение стресса.

Опровержение № 11.

Стресс не может быть устранён полностью. Как говорил основатель учения о стрессе Ганс Селье, полностью свободной от стресса может быть только смерть. Напряжение — это часть жизни. Цель стресс-менеджмента — контроль уровня стресса и управление напряжением с тем, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьёзные проблемы.

Миф № 12.

Любой стресс вреден.

Опровержение № 12.

Даже сильный стресс может быть и вредным, и полезным. Что касается умеренного уровня стресса, то он часто помогает нам справиться с новыми обстоятельствами, предотвратить неприятности, достичь максимального результата в работе или учёбе, в срок выполнить работу. Иными словами, умеренный стресс чаще более полезен, чем вреден.

Миф № 13.

От стресса страдают только взрослые.

Опровержение № 13.

Механизмы развития стрессовой реакции у детей и подростков точно такие же, как у взрослых. Причины стрессов в детском возрасте могут быть иными, но результаты одинаковы. Дети и подростки имеют такой же риск развития связанных со стрессом расстройств, как и взрослые.

Миф № 14.

Физические упражнения расходуют энергию, которая могла бы быть направлена на борьбу со стрессом.

Опровержение № 14.

Данное утверждение не имеет под собой никакого физиологического обоснования. Стресс — это реакция битвы или бегства. Наиболее естественным выходом для накопившегося напряжения является физическая активность. Если избежать стресса не удалось, подвигайтесь — и Вашему организму станет легче, уровень стресса уменьшится, а сил прибавится.

Миф № 15.

Людям, имеющим предрасположенность к стрессу, бессмысленно бороться с ним.

Опровержение № 15.

Действительно, некоторые генетические, биологические и социальные факторы обусловливают более высокий уровень стресса. Например, переданный по наследству холерический темперамент (генетический фактор), необходимость лечения тиреоидными гормонами (биологический фактор) или жизнь в крупном городе (социальный фактор) неизбежно увеличивают количество, силу и длительность стрессов. Однако это не означает, что в таких условиях бесполезно пытаться управлять стрессом. Наоборот, в этом случае использование современных методов стресс-менеджмента может оказаться очень эффективным.

 

 

 




2020-02-03 408 Обсуждений (0)
Четыре группы симптомов стресса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Четыре группы симптомов стресса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)