Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Структурный дисбаланс, который имеется сегодня на рынке труда в большей степени можно объяснить деформацией системы высшего образования, произошедшим за последние годы, разрывом между уровнями образования, который не отвечает сегодняшним требованиям уровнем возможности получения высшего образования для различных социальных групп молодежи. В настоящее время наиболее острой проблемой является проблема регулирования рынка труда и, в особенности, уменьшения структурного дисбаланса между имеющейся на рынке труда рабочей силой и пользующейся спросом на нее. В тоже время эта проблема является всего лишь частным аспектом фундаментальной проблемы современного общества – общества технологического риска – качества человеческого капитала. Огромные производства, транспортные потоки, энергетика и др. ставят общество в зависимость: чем квалифицированней и чем выше профессиональный уровень персонала, тем меньше вероятность техногенных катастроф. Понятие данной зависимости отражается в нормативных документах, которые принимаются на различных уровнях. «Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане» - такой вывод прозвучал в Программе модернизации образования России, подготовленной Центром стратегических исследований.[21]

Особенности рынка труда и качество рабочей силы в большей мере определяется региональной спецификой и характеризуется не только социально-экономической ситуацией в регионе, но и обусловливают в нем динамику социальных процессов. Поэтому так важна роль органов государственной власти на региональном уровне, которой  необходимо более инициативно активизировать эмпирические и теоретические исследования региональных рынков труда, результаты которых могут служить основой управления социальными процессами в регионе.

Надо заметить, что рынок труда как часть рынка, также как и институт рынка в целом взаимодействует с другими социальными институтами и тем самым обеспечивает и, в определенной мере, определяет воспроизводство общества и, следовательно, воспроизводство социальности определенного типа. Вследствие этого формирующийся региональный рынок труда надо рассматривать, исходя как из уже имеющегося, так и из предполагаемого типа социальности будущего общества.

Современное развитое общество характеризуется постиндустриальным или информационным обществом, что подчеркивает доминирующую роль в нем коммуникативных процессов, высокотехнологичных отраслей промышленности, использующих современные информационные технологии, развитой сферы услуг. При этом высокотехнологичные отрасли требуют высококвалифицированной рабочей силы, а сфера услуг – менее квалифицированной. В этом и проявляется особенность и двойственный характер рынка труда информационного общества.

На сегодняшний момент в Россия идет этап накопления капитала. В данный период объективно требуется низко квалифицированная рабочая сила. Это подтверждается эмпирическими данными как по региональному рынку труда, так и по рынку труда в целом по России.[22]

Потому действия органов управлений, направленные на региональный рынок труда, должны исходить из вышесказанного противоречия.

Таким образом, регулирование органами регионального управления рынка квалифицированной рабочей силы строится с учетом того, что:

1) в настоящее время в регионах РФ и в целом в России идет процесс накопления капитала, с характеризующийся для него структурой рынка труда, то есть значимое доминирование востребованности низко квалифицированного дешевого труда над высококвалифицированным;

2) ориентиром развития модели структуры рынка труда станет та модель, которая будет выбрана.

Выделяют следующие стратегии государственного регулирования рынка труда:

1) внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;

2) государственные возмещения последствий безработицы;

3) формирование дополнительных рабочих мест;

4) системное управление процессами в сфере занятости населения на рынке труда (подготовка и переподготовка кадров, создание социально перспективных рабочих мест, трудоустройство и поиск кандидатов на вакантные места, закрепление кадров и организация их направленной миграции и пр.).

Конечно, что отдельно взятые стратегии, такие как 1 и 3, не приведут к  желаемому результату, хотя и могут оказать частичное компенсаторное воздействие на рынок труда и сферу занятости. И только выбор меры 4 может привести к успеху в попытках региональной власти оказывать влияние на рынок труда и сферу занятости на уровне субъекта РФ.[23]

Надо сказать, что системное управление на региональными процессами, происходящими в сфере занятости населения и на рынке труда, предполагает согласование федеральных и региональных приоритетов. При этом:

- федеральные приоритеты исходят из необходимости перехода к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы коммуникаций и услуг;

- региональные приоритеты учитывают уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и, в целом, социокультурную динамику региона.

В связи с этим при определении мер по регулированию регионального рынка труда необходимо сформировать региональные системообразующие центры подготовки квалифицированной рабочей силы и ее потенциальных потребителей. Тем самым можно будет в будущем оказывать влияние на поведение субъектов на рынке труда. При этом надо определить их состав и структуру, выявить динамику и сделать определенные прогнозы их состояния на ближайшую перспективу. Появится возможность сглаживать дисбаланс между качеством и количеством подготавливаемой квалифицированной рабочей силы и ее востребованностью в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества.[24]

Можно сделать вывод, что имеющийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда во многом определяется произошедшей за последнее десятилетие деформацией системы профессионального (в первую очередь высшего) образования, разрывом между уровнями образования, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи.

Можно выделить следующие стратегии государственного регулирования рынка труда: внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы; государственная компенсация последствий безработицы; создание дополнительных рабочих мест; системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда.



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема стратегического регулирования регионального рынка труда в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)