Надо сказать, что появившуюся возможность создавать резервные фонды субъекты РФ восприняли как сильно запоздалую меру. На первый взгляд их позиция вполне обоснованна: о каких резервах может идти речь, когда доходы региональных и местных бюджетов уже упали? Однако при более пристальном рассмотрении такая возможность оказывается не столь уж бесполезной даже в сложившихся условиях. Поскольку есть серьезные основания утверждать, что доходная база региональных и местных бюджетов в ближайшем будущем будет продолжать снижаться. На то есть несколько причин.
Причина первая. В настоящее время объем притока валютной выручки за счет продажи нефти и газа все еще высок. Действительно, стоимость нефти в районе 50 долларов за баррель сегодня представляется довольно высокой, но в случае отсутствия позитивных тенденций развития мировой экономики она может существенно снизиться. Цена газа имеет примерно полугодовой лаг по сравнению с ценой на нефть, поэтому сокращение экспортной выручки от продажи газа произошло в середине весны.
Причина вторая. Несмотря на снижение реальных доходов населения, до сих пор не наблюдалось адекватного снижения оборота розничной торговли. А это говорит о том, что граждане либо перестали копить, либо в какой-то степени стали тратить свои сбережения. Совершенно очевидно, что в скором времени эта тенденция сойдет на нет и мы увидим естественное снижение объемов розничного товарооборота и платных услуг.
Причина третья. Неизбежно произойдет снижение объемов бюджетного финансирования, которое сейчас держится на относительно высоком уровне за счет накопленных резервов (на федеральном уровне — за счет резервного фонда, на региональном и местном — за счет кассовых остатков на начало года), но при угрозе возрастания долга будет сокращаться.
Причина четвертая. Высокие процентные ставки по кредитам в ближайшем будущем приведут к волне невозвратов кредитов банкам, что спровоцирует ухудшение ситуации как на кредитном рынке, так и в реальном секторе экономики.
Указанные факторы приведут к дальнейшему снижению совокупного спроса, что в свою очередь будет толкать вниз экономические показатели, а вслед за ними и доходы бюджетов. Таким образом, создание резервных фондов сейчас позволит тем субъектам РФ, которые не столкнулись весной 2009 г. с необходимостью возврата крупных сумм ранее уплаченного налога на прибыль (по годовым перерасчетам), обеспечить стабильность исполнения расходных обязательств в течение определенного времени.
Практические рекомендации
При создании Резервного фонда в первую очередь необходимо определить:
· механизм сглаживания колебаний бюджетных доходов;
· критерии направления средств бюджета в Резервный фонда субъекта;
· критерии оптимального значения объема Резервного фонд субъекта;
· критерии расходования средств Резервного фонда субъекта;
· порядок управления средствами Резервного фонда субъекта (включая требования к кредитным организациям, на банковских депозитах которых могут размещаться средства фонда, а также порядок использования доходов от размещения свободных средств Резервного фонда субъекта);
· порядок формирования и представления отчетности о движении средств Резервного фонда субъекта;
· порядок проведения аудита и оценки эффективности управления Резервным фондом субъекта.
Механизм сглаживания колебаний бюджетных доходов
Задача механизма сглаживания колебаний бюджетных доходов за счет средств регионального Резервного фонда состоит в том, чтобы в период экономического роста и благоприятной экономической конъюнктуры оттягивать на себя часть средств бюджета субъекта, ограничивая таким образом принятие новых расходных обязательств. А в период рецессии и сокращения бюджетных доходов, наоборот, его объем уменьшается, обеспечивая выполнение уже принятых расходных обязательств регионального бюджета. При этом не стоит использовать Резервный фонд субъекта в качестве средства проведения контрциклической бюджетной политики, суть которой состоит в дополнительном увеличении расходов бюджета в условиях кризиса и сокращении совокупного объема расходов при экономическом росте.
Резервный фонд субъекта целесообразно использовать именно с целью частичного (а не полного) сглаживания колебаний бюджетных доходов, при котором общий объем расходов бюджета также будет колебаться вслед за доходами, но размеры этих колебаний будут меньше. Такая политика обеспечит более плавное вынужденное снижение расходов бюджета в случае недостаточности накопленного объема средств для преодоления последствий кризиса, как это произошло с бюджетами многих штатов США в 2002–2003 годах. Это обстоятельство особенно важно в условиях затянувшегося кризиса, с которым мы, собственно, и имеем сейчас дело, а также при отсутствии достаточного объема резервных средств.
Критерии зачисления
Критерии зачисления бюджетных средств в резервные фонды весьма разнообразны, и их условно можно разделить на следующие группы:
1) поступление дополнительных (непредвиденных) доходов или доходов по определенным налогам;
2) экономический рост, превышающий тренд за несколько лет или фиксированный уровень;
3) общий рост объема доходов бюджета, превышающий тренд за несколько лет или фиксированный уровень;
4) наличие профицита бюджета;
5) решение законодательного органа о зачислении средств в Резервный фонд;
6) безусловное зачисление части общих доходов бюджета или доходов по определенным налогам вне зависимости от экономической ситуации до достижения фондом определенного объема (или без ограничений).
В российских условиях наиболее подходящим вариантом критерия зачисления средств в Резервный фонд субъектов РФ может быть рост реальных доходов консолидированного бюджета, превышающий определенный уровень. Речь идет именно о росте общего объема доходов без привязки к отдельным, пусть даже высоковолатильным, компонентам доходов, ВРП, или объему производства. Поскольку при изменении любых источников доходов (включая неналоговые доходы и межбюджетные трансферты), а также имеющих место пересмотров нормативов распределения доходных источников между бюджетами всех уровней именно такой вариант в наибольшей степени защищает бюджетные расходы от колебаний.
Уровень реального роста доходов, при превышении которого предусматривается перечисление части бюджетных доходов в Резервный фонд субъекта, может определяться исходя из общих тенденций роста доходов за последние несколько лет, а может быть фиксированной величиной. В условиях стабильности в качестве варианта можно использовать средний за последние 3–5 лет рост реальных доходов бюджета субъекта. В условиях значительных ежегодных изменений реальных бюджетных доходов субъекта следует выбрать фиксированную величину роста его реальных бюджетных доходов (3–5 %).
Варьироваться может также и уровень изъятия фактических доходов бюджета, превышающих объем, установленный в качестве критерия, при превышении которого предусматривается перечисление части бюджетных доходов в Резервный фонд субъекта. В зависимости от накопленного объема резервов, а также прогноза развития ситуации в будущем уровень изъятия может меняться в пределах 30–70 % указанного превышения. Оба эти параметра определяют скорость накопления средств в региональном Резервном фонде. Скорость в свою очередь зависит от срока, в течение которого в условиях экономического роста требуется накопить необходимый объем средств. А срок зависит от того, каков должен быть этот необходимый объем.