Масштабы и динамика трудовых ресурсов и занятости в России
Занятость в России
В разных странах уровни безработицы различны, поскольку зависят от естественной безработицы, фазы экономического цикла, в которой находится страна, а также проводимой государством политики занятости. В экономически развитых странах естественный уровень безработицы составляет 4—6%, в России — 3—5%. Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономические, социальные, демографические, политические и др. К экономическим последствиям роста безработицы следует отнести увеличение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др. Государственное регулирование занятости и пути ее повышения. Одной из функций органов исполнительной власти на все уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация этих функций осуществляете посредством политики занятости. Различают государственную активную и пассивную политику занятости. Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, субсидирование создания новых рабочих мест и др. Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Рынок труда можно структурировать по ряду демографических и профессиональных признаков на: рынок труда молодежи; рынок труда женщин; рынок труда лиц предпенсионного возраста; рынок труда врачей; рынок труда работников сферы образования; рынок труда научных работников; рынок труда сельхозпроизводителей и т.д. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: - федеральный, - субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ); - местный (на территории органа местного самоуправления). К концу I квартала 2007 г. численность экономически активного населения составила 72,2 млн. человек, увеличившись по сравнению с I кварталом 2006 г. на 700 тыс. человек. Тем не менее, доля экономически активного населения в общей численности населения России по-прежнему составляет около 50%. Общая численность безработных по состоянию на конец марта т.г. достигла 4,69 млн. человек или 6,9% от численности экономически активного населения. По итогам марта предыдущего года численность безработных составляла 6,32 млн. человек или 8,8% от численности экономически активного населения. Преобладающая часть населения по-прежнему работает в крупных и средних организациях – 39,1 млн. человек или 59% от общей численности занятых. К тому же, на крупных и средних предприятиях еще 1,8 млн. человек работает на условиях совместительства и по гражданским договорам (в эквиваленте полной занятости). На представленном ниже рисунке представлена динамика доли безработных в общей численности экономически активного населения.
Рис 1. Динамика численности безработных (общих и зарегистрированных) к экономически активному населению Как видно из рисунка 1 , в последние два года практически прекратилась тенденция сокращения доли безработных в общей численности экономически активного населения России. В среднем с начала 2004 г. она составляла 8,1%. Численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости, к численности экономически активного населения имеет устойчивую тенденцию к повышению с середины 2002 г. Показатель напряженности на рынке труда, рассчитываемый как количество безработных в расчете на 1 свободную вакансию, проиллюстрирован ниже. На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2005 - 2008 годах окажут воздействие следующие факторы: 1) увеличение в 2003 – 2007 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2004 году отмечался максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на 674 тыс. человек, после чего он постоянно снижался: в 2005 году составит 542 тыс. человек, в 2006 году - 258 тыс. человек, а после 2007 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста; 2) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвали-фицированных кадров на производстве; 3) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования; 7) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях; 8) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока; 10) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей. Таким образом, сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |