Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морально - правовые представления как основной элемент социализации личности



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Морально - правовые представления как основной элемент социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существование любого общества трудно представить без системы правил, норм, регулирующих отношения индивидов. Один из основных этапов в ходе образования государства – выработка общего свода правил. Формы их представления, и санкции за нарушения, могут быть разнообразны, но задача единая – способствовать регуляции отношений в общественной системе. 

На каждом этапе своего развития общество вырабатывает определенные идеалы, цели, принципы, создает систему социальных норм и различные формы социального контроля для их реализации. Когда-то в качестве регулятора норм выступал обычай, в настоящее время основными нормаобразующими категориями выступают мораль и право.

Мораль осуществляет свою регулятивную функцию посредством общих для данного общества фундаментальных представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, о достойном и недостойном, то есть посредством системы нравственных ценностей. Моральное сознание детерминирует поступки и цели не только и не столько через познание закономерностей в мире, а через общие представления о смысле жизни, через систему ценностей и их переживание. Особенно велика представленность моральных норм в сознании российского человека (Вежбицкая А.). Для этого имеются глубокие исторические и религиозные традиции.

Право санкционирует поведение индивида с позиции законов, принятых в конкретной общественной системе. Оно оформляется в виде системы норм, правил, установленных государственной властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

В период радикальных социальных перемен происходит ломка общественных стереотипов, ценностей, влекущее за собой изменение норм. Старые правила уже не действенны в сложившейся ситуации, а новые нормы еще не образованы или не работоспособны. Хаос правовой системы в обществе, где нет устойчивых моральных основ, способствует появлению таких явлений как организованная преступность, коррупция, терроризм. Правовой нигилизм, проявляющийся на разных уровнях государственной системы, создает установку на достижение социально значимых результатов преступными средствами. 

В последнее время общество стремится прийти в состояние равновесия, урегулировать систему отношений между гражданами и отношения граждан с государством. На это направлена политика государственной власти и декларируемые приоритеты. Одним из последних является призыв к построению правового государства. Реализацию этого проекта планируется осуществить за счет реформы правовой системы, развития правового сознания граждан. В государстве, где сильны традиции юридического нигилизма, задача построения правового поля, имеет определенные трудности.

Роль и соотношение морали и права как регуляторов общественных отношений на разных этапах общественного развития были неоднозначными. Последний Всемирный Русский Народный Собор обратил внимание на противоречивость, возникающую между правовыми и моральными нормами, и призвал российскую законотворческую деятельность осуществлять в традициях нравственных приоритетов.

Преодоление этого противоречия может стать одним из шагов к гармонизации общественных отношений, личностно ориентированной политике государственной власти.

Важную роль в формировании нормативных представлений играют институты социализации, социальные группы, в которых происходит развитие личности. Та структура морально-правовых представлений, которая сформируется у человека к юношескому возрасту, во многом будет определять его отношение к сложным социальным явлениям, способствовать соблюдению норм, принятых в обществе, или наоборот совершению асоциальных действий. Понимание природы нормативных представлений, создает условия для поиска путей развития адекватной в социальном отношении личности. 

Для этого необходимо изучать структуры индивидуального сознания, в которых нашли отражение социальные нормы. Определить представленность в элементах сознания моральных и правовых норм, выявить уровни соотношения. Проследить за динамикой развития морально – правовых представлений на разных возрастных этапах становления личности.

Исследования в области нормативной регуляции, и в частности, морально-правовых представлений, позволят вывести законотворческий процесс на новый качественный уровень. А целенаправленная работа по развитию морально - правовых представлений в детском и подростковом возрасте будет способствовать становлению личности, имеющей четкие представления о нормах и ответственной за свою деятельность.           

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права //Государство и право. -2003, -№ 6.

2. Алексеев С.С. Теория права – М., 2003.

3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М., 2005.

4. Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права. От истоков этики и права к мировоззрению. - М., 2007.

5. Гусейнов А.А. Введение в - этику, - М., 2005.

6. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., Республика, 2005.

7. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 2004

8. Ставицька О. Норма права в системе регулирования социальных конфликтов //
Право. - 2001. № 10.



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Морально - правовые представления как основной элемент социализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морально - правовые представления как основной элемент социализации личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)