Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ситуации наказания и увольнения



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Ситуации наказания и увольнения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенно травмируют психику конфликтные ситуации, наказания и увольнения работников. При этом для современного руководителя, исповедующего гуманистический подход в управлении персоналом и рассматривающего персонал в качестве главного достояния фирмы, эти ситуации так же тяжелы, как и для подчиненных. В ситуации определения наказания сотруднику руководитель решает сложную психологическую задачу: откорректировать поведение сотрудника, сохранив или даже усилив его положительное отношение к делу и руководителю. Наказание должно быть принято сотрудником как справедливое, обсуждение не должно выходить за рамки собственно проступка, не переходить на личность виновного. Чтобы уменьшить негатив в восприятии работником личности руководителя, психологи рекомендуют использовать ряд приемов, формирующих аттракцию у подчиненного (расположение к себе), связанных с индуцированном сигналов эмоционально-положительной окраски*:

- прием «имя собственное» — к обращению добавлять имя и отчество работника, поскольку для человека приятно звучание собственного имени;

- прием «зеркало отношений». Поскольку считается, что лицо — зеркало души, его доброжелательное выражение, улыбка способны расположить человека. Кроме мимики могут использоваться и другие средства невербального выражения расположения, открытости, искренности, сопереживания;

- прием «золотые слова» — комплименты, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека, но при этом не превосходящие меру и не переходящие в сарказм. Рекомендуется подчеркнуть, что проступок подчиненного не вяжется с его положительным имиджем. Помогает прием «двойное лицо», когда руководитель отмечает, что в сотруднике как бы сидят два человека: один — безусловно положительный, второй — неправильно относящийся к делу;

- прием «терпеливый слушатель»: внимательно выслушать человека, дать ему выговориться зачастую значит позволить ему самому глубже осознать и оценить свой проступок, снять напряжение, разрядиться и спокойно принять наказание;

- прием «личная жизнь»: поговорить о внеслужебных интересах работника, о возможной оценке его проступка членами семьи, детьми.

Известный бизнесмен X. Маккей, например, предлагает провинившемуся сотруднику сесть в кабинете главы фирмы на его, хозяина, кресло и предложить выход из ситуации с позиции хозяина. Дискомфорт, который испытывает работник, находясь на недосягаемом для него рабочем месте, запоминается надолго, помогает понять позицию владельца фирмы и настраивает на конструктивное преодоление недостатков в работе.

Форму подачи наказания и его вид следует сообразовывать с личностью работника, прогнозировать его поведение на стадии получения наказания и после. Простейшие наблюдения: флегматик, получивший нагоняй с утра, может «выпасть» из трудового ритма на весь день. Человек с застревающей акцентуацией характера при неправильной подаче наказания затаит, а затем раздует обиду до гипертрофированных размеров. Знание психологических особенностей сотрудников поможет добиться максимума результатов при минимуме потерь для руководителя и дела.

Ситуация увольнения наиболее тяжела, она несет в себе элементы личной драмы, а возможно, и трагедии. Однако увольнять людей по разным причинам приходится, поскольку, по мнению того же X. Маккея, «Вашу жизнь портят 'не те люди, которых Вы уволили, а те, которых Вы не уволили». Провинившемуся обычно дают возможность исправиться, устанавливают срок избавления от ошибок, четко ставят задачу, определяют критерии ее выполнения, сообщают, какое решение последует в случае невыполнения задачи. Последовательность и характер процедур должны быть в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства, не противоречить коллективному договору, Положению о персонале, должностной инструкции, трудовому соглашению (контракту). В коллективном договоре обычно определяется порядок увольнения персонала в случае снижения деловой активности фирмы и порядок найма ранее уволенных в случае возрастания деловой активности. Если есть возможность, «пилюлю» надо подсластить выходным-пособием, рекомендательным письмом, помощью в трудоустройстве, переподготовке и т. п.

Стивен А. Джессеф, вице-президент фирмы по проведению поиска и определению людей на работу, на основании профессионального опыта и длительных наблюдений, подготовил рекомендации для менеджеров, как увольнять служащих*:

1. Не уведомляй людей об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации их должностей в четверг или пятницу, или за день до праздника, когда у них будет дополнительное время для размышлений. Это не касается увольнений тогда, когда требуется немедленное действие. Будь деликатным и не увольняй человека в день его рождения, годовщину свадьбы или годовщину работы в фирме. Если возможно, не увольняй женщину, когда она беременна, или разводится, болеет, или недавно потеряла какого-либо члена семьи.

2. Не разрешай сообщать об увольнении непосредственному руководителю. Такое сообщение делается в присутствии, как минимум, заместителя по кадровым вопросам.

3. Не выражай причину увольнения своими словами и не давай увольняемому возможности подумать, что ты просто не любишь его. Сообщи причину официально, с точными и аргументированными фактами плохого выполнения работы или тяжелого положения фирмы. Никогда не унижай человека, независимо от причины увольнения.

4. Не сообщай противоречивую информацию: увольняемому говоришь об одной причине, а сотрудникам — о другой. Чтобы избежать конфликта, некоторые менеджеры сообщают своим служащим, что их должность сокращена (ликвидирована), а затем говорят оставшимся, что человек просто не выполнял свою работу. Но такое поведение открывает дверь для незаконных действий и заставляет оставшихся служащих задуматься, честен ли руководитель с ними.

5. Не говори никому, кроме тех, кто должен знать, о том, что человек будет уволен. Если такая информация распространится, это может произвести паникуво всей организации и увеличить чувство возмущения увольняемого.

6. Не уведомляй слишком рано об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации должности.

7. Не проси человека немедленно освободить стол или запирающийся ящик (шкафчик) и покинуть офис. Время после работы или уик-энд — более подходящее для этого.

8. За исключением случаев мошенничества или кражи, не пользуйся услугами фирменной службы безопасности, для того, чтобы проводить уволенного из здания.

9. Не жди, что уволенные будут вести себя разумно после того, как им сказали, что для них больше нет работы.

10. Не забывай «золотое правило»: «Если ты что-то не понимаешь в поведении человека, представь себя на его месте».

11. Поручи одному из своих ближайших сотрудников контактировать с уволенным до тех пор, пока он не найдет другое место работы.

Повторим еще один важный момент: соблюдай требования трудового законодательства.

Еще несколько рекомендаций менеджеру по персоналу по осуществлению увольнений, в том числе имеющих массовый характер в случае кризисной ситуации* .

Увольнение — необходимая жертва для выживания компании; в случае подъема деловой активности, сотрудников можно принять снова.

Соблюдение Закона — обязательное условие, поскольку неправомерное увольнение влечет для руководителя организации материальную ответственность, полное возмещение ущерба работнику, уволенному или переведенному против правил.

Процессы увольнения сотрудников из подразделений компании определяются соответствующими статьями КЗоТ:

Порядок увольнения сотрудников по собственному желанию (ст. 31,32КЗоТ).

Процесс увольнения сотрудников по инициативе администрации:

— в период испытательного срока — ст.23 КЗоТ,

— за нарушение трудовой дисциплины — ст. 33, пп. 3,4,7 КЗоТ,

— за несоответствие занимаемой должности — ст. 33 п. 2 КЗоТ,

— по окончании срока контракта — ст. 29 п. 2. КЗоТ,

— при неявке на работу более 4 месяцев вследствие временной нетрудоспособности—ст. 33. п. 5 КЗоТ,

— при восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу—ст. 33 п. 6 КЗоТ,

— в случае совершения по месту работы хищения -ст. 33 п. 8 КЗоТ,

— при высвобождении (сокращении) численности и штата сотрудников — ст.ЗЗ. п. 1 КЗоТ,

— по ст. 254 КзоТ.

Пример: Процесс увольнения сотрудников по инициативе администрации за несоответствие занимаемой должности.

1. Непосредственный руководитель контролирует работу сотрудников в соответствии с должностными инструкциями и ежемесячным планом подразделения.

2. При невыполнении должностной инструкции, плана или стойком снижении работоспособности работника непосредственный руководитель оформляет служебную записку на имя менеджера по персоналу с подтверждением объективными доказательствами (акты о браке, претензии потребителей, отсутствие надлежащих знаний и навыков (по результатам аттестации)). Если работник заболел чем-то опасным для окружающих, это явится основанием для признания несоответствия и увольнения с выплатой не менее чем двухнедельного пособия. Если потерял трудоспособность по вине предприятия или получил профзаболевание, то за ним сохраняется место на время восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

3. Менеджер по персоналу получает от сотрудника объяснительную записку. При отказе от объяснений менеджер составляет соответствующий акт за подписью 3 свидетелей.

4. В соответствии с вышеуказанными документами, менеджер по персоналу готовит приказ о взыскании (замечание, выговор) и передает на подпись директору.

5. При наличии 3 и более взысканий сотрудник может быть уволен по ст. 33 п. 2. КЗоТ за несоответствие занимаемой должности. Менеджер по персоналу готовит приказ об увольнении. Директор своей подписью подтверждает расторжение Трудового договора за несоответствие занимаемой должности и возвращает приказ менеджеру по персоналу.

6. Последний, получив приказ о наложении взыскания и/или об увольнении, знакомит соответствующие подразделения и увольняемого сотрудника с приказом под подпись, производит соответствующие записи в учетных документах.

7. На основании приказа менеджер по персоналу выдает трудовую книжку с записью причины увольнения.

Днем увольнения считается последний день работы.

Увольнение по п. 2 ст. 33 КЗоТ за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации — крайняя мера. Фирма должна оказать сотруднику возможную помощь (обучение, повышение квалификации, предоставление другой работы) и только в случае отказа (письменного) от предложений администрации сотрудник подлежит увольнению.

Пример: Процесс увольнения сотрудников по инициативе администрации в связи с массовым высвобождением (сокращением численности и штата сотрудников).

Генеральный директор принимает решение о массовом высвобождении работников Компании и дает руководителям подразделений распоряжение о подготовке списков должностей, планируемых к высвобождению.

При не массовом сокращении численности штата приказы выпускаются за два месяца до начала высвобождения сотрудников с параллельной выдачей им персональных уведомлений и передачей сведений о увольняемых работниках в местную (районную) службу занятости.

Высвобождение по причине сокращения штатов допускается, если из штатного расписания исключаются должности, рабочие единицы по конкретным специальностям, профессиям. При этом может не уменьшаться ФОТ, численность работающих на фирме (при наличии вакантных должностей в старом штатном расписании фирмы).

Увольнение по сокращению штатов и численности сотрудников может быть обжаловано в судебном порядке. Основным доказательством для судебного органа, подтверждающим проведение мероприятий по сокращению штатов, являются:

- штатное расписание с соответствующими изменениями,

- приказы (документы) по изменению структуры предприятия,

- документы на выплату заработной платы до и после сокращения штатов,

- списочный состав работающих и т. д.

Незаконное увольнение сотрудника с работы, неисполнение решения суда о восстановлении его на работе, задержка выплаты заработанной платы, а равно иное существенное нарушение законодательства РК труде, совершенное должностным лицом предприятия, независимо от форм собственности, наказывается исправительными работами на срок до одного года, или штрафом в размере до 500 МРП или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст. 138 УК РК)

Менеджер по персоналу на основании вторичного приказа оформляет персональные уведомления установленного образца в двух экземплярах, подписывает их и передает на подпись генеральному директору.

Подписанные уведомления руководители подразделений совместно с менеджером по персоналу выдают каждому увольняемому сотруднику. В уведомлении сотрудник должен поставить дату его получения и собственную подпись, в присутствии не менее 3 человек. Один экземпляр уведомления остается у менеджера по персоналу, второй — у увольняемого сотрудника.

При отказе подписания персонального уведомления сотрудником составляется акт за подписью не менее 3 присутствующих человек, который может фигурировать при возникновении трудовых споров.

Нельзя предупреждать сотрудника о предстоящем высвобождении в период временной нетрудоспособности или очередного отпуска.

Менеджер по персоналу проводит занятия с увольняемыми сотрудниками:

- по правильному составлению резюме,

- прохождению интервью в различных компаниях,

- оказывает помощь в поиске работы,

- объясняет, как встать на учет в Службу занятости, что такое пособие по безработице.

Высвобождаемый сотрудник имеет право уволиться по п.1 .ст. 33 КЗоТ до истечения двухмесячного срока отработки, если напишет соответствующее заявление.

Менеджер по персоналу на каждого работника оформляет приказ об увольнении по ст. 33 п. 1 в связи с сокращением численности или штата работников, согласовывает его с руководителем подразделения и передает на подпись генеральному директору. Генеральный директор своей подписью подтверждает расторжение Трудового договора в связи с массовым увольнением и возвращает его менеджеру по персоналу.

Менеджер по персоналу знакомит соответствующие подразделения с вышеуказанным приказом под подпись, делает необходимые записи во всех отчетных документах и передает приказ в расчетный отдел бухгалтерии.

В случае увольнения по ст. 33 п. 1 КЗоТ сотрудникам выплачивается пособие по прежнему месту работы:

— выходное пособие в размере среднего месячного заработка,

— средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия,

— средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, в течение третьего месяца со дня увольнения при наличии документа из органа по трудоустройству, при условии своевременного обращения (в течение двух недель со дня увольнения) и неустройства на работу в течение предыдущих двух месяцев (ст. 40.3 КЗоТ).

На основании приказа менеджер по персоналу выдает трудовую книжку с записью причины увольнения, а бухгалтерия производит полный расчет с сотрудником.

Выходное пособие выплачивается сотруднику в день увольнения.

Выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства за второй и третий месяцы со дня увольнения производится в дни выдачи зарплаты на данном предприятии по предъявлении паспорта и трудовой книжки,а затретий месяц со дня увольнения — справки Службы занятости.

Днем увольнения считается последний день работы.

Примечание: в случае сокращения должности она не может быть введена ранее, чем через 6 месяцев.

. Пособие по безработице выплачивается за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ и имеет форму периодических выплат (Пост. Правительства РК 77от 17.11.92 г. «Об утверждении Положения о порядке регистрации граждан и условий выплаты пособий по безработице» после признания гражданина безработным на основании его личного заявления и соответствующих документов при регистрации в центре занятости.

Сумма пособия по безработице к выплате рассчитывается исходя из среднедневного размера пособия и фактического количества календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни). Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации не реже двух раз в месяц в установленные центром занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом РК«О занятости населения РК».

 

 

Выплата подобий по безработице прекращается в случаях:

- постоянного трудоустройства,

- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с соответствующей выплатой стипендии,

- истечения установленного периода выплаты пособия,

- получения пособия обманным путем,

- осуждения лица, получающего пособие, к наказанию в виде лишения свободы или принудительного лечения по решению суда,

- назначения пенсии (кроме пенсии по инвалидности). Выплата пособий по безработице приостанавливается в случаях:

- временного трудоустройства (договор подряда и т. д.),

- получения разовых гонораров (в том числе авторских).

В настоящее время Служба занятости поддерживает тесную связь с налоговой инспекцией.

Ответственные лица Службы занятости передают данные обо всех зарегистрированных безработных, получающих пособие по безработице, в налоговую инспекцию. В свою очередь, налоговая инспекция возвращает информацию в Службу занятости о возможном временном трудоустройстве зарегистрированных безработных. Если безработный своевременно не проинформировал Службу занятости о полученном доходе, то он может понести как материальную, так и административную ответственность.

Выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях:

- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы,

- увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ,

- длительного (более одного месяца) отсутствия безработного в месте постоянного проживания без уведомления центра занятости и так далее.

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных безработными.

Варианты высвобождения персонала с ориентацией на социальную эффективность, минимизацию социально-психологических издержек, избегание конфликтов выработаны в Германии:

Решения по сокращению персонала должны быть убедительными, чтобы не допускать возникновения слухов и недоброжелательности, а также чтобы в каждой конкретной ситуации находились компромиссные решения (например, избежание увольнения до тех пор, пока применимы другие варианты, такие, как прекращение найма, досрочный выход на пенсию с выплатой соответствующей компенсации и т. п.).

Варианты высвобождения персонала:

1. Прекращение найма.

2. Перемещения.

3. Сокращение регулярной продолжительности рабочего дня, в том числе за счет: а) отмены (уменьшения) сверхурочных, б) введения сокращенного рабочего дня и активизации использования договоров о занятости неполный рабочий день.

4. Прекращение выдачи на сторону заказов, которые предприятие может выполнить собственными силами.

5. Введение укороченной рабочей недели.

6. Другие отдельные мероприятия: а)денежные компенсации при добровольном уходе с фирмы, б) досрочный выход на пенсию, в) метод «аутплэйсмент» (организация активно старается эмоционально облегчить сотруднику процесс разрыва с ней и помочь в поиске нового места работы путем выдачи рекомендаций, разрешения пользоваться фирменными компьютерами, факсами и телефонами для поиска работы и т. п.), увольнение отдельных сотрудников по признаку большей нерадивости, меньшей отдачи для фирмы.

7. Массовые увольнения.

Ориентированная на баланс интересов концепция сокращения персонала содержит: а) включение сокращения персонала в системуего стратегического планирования в увязке с перспективой развития организации, что дает возможность заблаговременно принимать необходимые меры и обеспечить минимизацию социальных издержек; б) заблаговременную разработку критериев отбора для принятия решения об увольнениях с участием совета работников предприятия; в) в зависимости от конкретной ситуации выбор наиболее щадящего способа увольнения, смягчение его компенсацией, методом «аутплэйсмент», попытками прийти к балансу интересов в самой системе социальной эффективности, например, согласовав вариант «сокращенное рабочее время для всех» вместо «увольнение нескольких работников».

Американцы переживают ситуацию увольнения в среднем каждые пять лет. Теоретики менеджмента пришли к выводу, что через 3,5-5 лет работы на одном месте в одной должности человек перестает воспринимать как привлекательные любые условия обогащения труда — самостоятельность, ответственность, значимость, обратную связь, право управления ресурсами и условиями труда*. В рамках рыночной экономики человек постоянно ищет и получает возможности выгодно продать свою рабочую силу. Некоторым утешением для увольняемых могут послужить примеры становления отечественного бизнеса. Многие его руководители вышли из инженеров оборонных предприятий, на которых произошел резкий спад деловой активности. Полезно вспомнить карьеру бывшего киноактера Рональда Рейгана, а также уволенного Г. Фордом менеджера Ли Якокки.

конфликт увольнение наказание персонал



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Ситуации наказания и увольнения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ситуации наказания и увольнения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)