Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обычаи, обряды и традиции карачаевского народа



2020-02-03 696 Обсуждений (0)
Обычаи, обряды и традиции карачаевского народа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наше путешествие продолжается. Идем в гости в карачаевскую семью Джанибековых. Это большая дружная семья, в поселке проживают уже 25 лет. Нас встречает хозяин дома, его жена Валентина, отец и мать Валентины, добрые старики, им уже за восемьдесят, дети – старший сын Асхат, две дочери Ирина и Зульфия со своими мужьями и детьми.

Пройдя в дом, мы чувствуем атмосферу добра, тепла. Комнаты убраны по карачаевски, особенно комната стариков. Здесь и шашка висит, и кинжал, на столе стоит национальный кувшин, в углу молитвенный коврик. Приглашают нас в столовую. По случаю прибытия гостей хозяева зарезали барана (таков обычай). Угощали лепешками, пирогами с сыром, затем кашей с варенным мясом, халвой.

Завязался непринужденный разговор. Старейшин Базыр рассказал нам, что у народов Карачаево – Черкессии характерно особое отношение к дружбе, особенно дружбе мужской. Не зря гласят пословицы: «Оставшийся без друзей споткнется тысячу раз», «Если у тебя есть друг, следи, чтобы тропа к его дому не заросла травой».

Из разговора с хозяевами мы поняли, что карачаевцы очень скромный, терпеливый народ. Они могут стойко переносить холод, голод, трудности. Честность, порядочность, верность своему слову, доброта, готовность помочь были и есть обязательными требованиями этикета этих людей.

Карачаевские женщины обязательно должны носить платок. Но если женщина бросает в гущу сражающихся платок на землю, то схватка должна прекратиться.

Члены семьи наперебой рассказывали нам о праздниках, обычаях, обрядах, традициях своего народа, которые основаны на народных мудростях, добре. Они несут в себе любовь и правду, терпимость и уважение.

Один из таких праздников Курбан – Байрам (праздник жертвоприношения). Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (Ибрагимом) своего сына Исаака в жертву Богу. На место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном. В состоянии освящения (ихрама) необходимо отбросить все мирские желания и заботы о собственной внешности. В состоянии освящения запрещено также срывать плоды, охотиться и проливать кровь. Приведя себя в состояние ихрама, верующий читает молитву и метит животное, которое принесет в жертву. Часть мяса раздают бедным. После жертвоприношения устраиваются народные гуляния, соревнования, скачки на лошадях.

Младшая дочь Зульфия вспомнила, как мама ей в детстве рассказывала сказки, которые она с большим удовольствием слушала. Одну из сказок она рассказала нам:

«Стрелок и его друзья»

Жил-был охотник. Никогда он не приходил с охоты с пустыми руками. Однажды возвращаясь с охоты, с богатой добычей он встретил крестьянина и предложил ему купить свою дичь. Крестьянин ответил, что его совсем разорили налоги, в доме осталась горсть муки, да стакан воды, пожалел охотник крестьянина и отдал ему всю дичь. Поблагодарил его крестьянин за его доброту и сказал : «Заходи всегда в мой дом, будешь желанным гостем». Через несколько дней стрелок опять возвращался с охоты с добычей. Проходя мимо дома он увидел у забора дряхлого старика. Старик был очень болен, и умирал от голода. Стрелок предложил ему свою добычу.

- «Нет сынок, не возьму… как можно. Ведь это дорого стоит» - сказал старик.

- «Бери, бери, подкрепляйся и будь здоров» - ответил стрелок.

Старик, пораженный добротой стрелка, заплакал и сказал:

- «Пока я жив, считай меня своим другом».

Через несколько дней стрелок опять пошел на охоту и опять настрелял много дичи. Возвращаясь домой на одной из улиц города он увидел у ворот на улице в очерченном круге сидел какой-то бедняк.

- «Что сидишь?» - спросил стрелок бедняка.

- «Задолжал я баю, а долг отдавать нечем. Если долг не верну, завтра стану рабом бая».

- «Не бывать этому» - воскликнул стрелок. – «Вот возьми мою добычу, отдай баю, он тебя отпустит».

Бедняк так и сделал.

- «Ну, спасибо, друг. С этого дня я твой должник»

Как – то на охоте стрелок увидел, как бай не мог убить убегающего зверя. А стрелок прицелился и застрелил зверя.

Падишах рассердился на стрелка, что он подстрелил добычу бая и велел его казнить.

- «О, господин – крикнул стрелок – дай 2 дня сроку, разреши сходить попрощаться с другом».

Падишах удивился, но казнь решил отложить. Стрелок ушел, а падишах переодевшись, пошел за ним.

Зашел стрелок к первому другу и рассказал ему о своем несчастье.

- «Не печалься, друг! Сейчас я отведу падишаху своего коня и попрошу его освободить тебя».

Падишах, услышав удивился:

- «Неужели ему не жаль отдать последнего коня!»

Пошел стрелок дальше, еще к своим двум друзьям. Они пообещали стрелку распороть живот падишаху своими кинжалами.

Все пришли во дворец, но падишах приказал начинать казнь. Палач накинул петлю на шею стрелку. Тут вышел первый друг и сказал:

- «О, господин, возьми моего коня и пощади моего друга. Падишах молчал.

- «О, господин – прокричал второй друг – пощади этого доброго человека. Вели лучше казнить меня вместо него».

Тогда третий друг, не говоря ни слова, схватился за кинжал и бросился к падишаху. Падишах испугался, замахал руками и убежал.

Стрелка освободили. Весь народ радовался и говорил: «Верная дружба сильнее падишахского гнева».

А падишах, сидя во дворце, горевал, что у него нет таких друзей, как у стрелка.

Прослушали мы эту сказку, затаив дыхание. Она всем очень понравилась.

Ну, конечно не обошлось без песен. Слушая песню, мы не понимали слов, но по выражению лица, по интонации, с которой  исполнялась она можно было догадаться, что песня о Родине, о природе Карачаево – Черкессии.

Поблагодарив хозяев за гостеприимство мы покидаем этот дом со знаниями о карачаевском народе.

 

Вот и завершилось наше путешествие.

Закрываем последнюю страницу своего альманаха.

Впечатления от посещения семей Челомбицких, Проценко, Эмюрбековых, Аблуллаевых и Джанибековых осталось незабываемым. Сколько умного, доброго и поучительного узнали мы.

Наш поселок Новокавказский – это наш дом, наша малая Родина. Это наша многонациональная семья, уютное гнездо Кавказских гор и равнин, степей Новокавказских.

Мы живем в мире и согласии и не хотим, чтобы враждавали между собой народы Северного Кавказа.

 

Давайте скажем «нет войне»

И добротою мир наполним,

Тогда и счастье будет полным

На нашей матушке Земле!

 

Литература:

 

1.  Альманах. Памятники Отечества. «Земля Ставропольская». № 48

2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.

3.  Гуров В.Н. Формирование личности ребенка в поликультурной среде. – Ставрополь. 2005.

4.  Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – Москва. 2002.

5. Мартынова М.Ю. Нормы и правила межличностного общения в культуре народов России. – Москва. 2003.

6.  Миловский А.С. Песнь жар-птицы. – Москва.1987.

7.  Соловьева Л.Т. Традиции толерантности в культуре народов Кавказа. – Москва.2002.

8. Под ред. Невской В.П. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. – 1996 год

9. По фольклорным островам. – Минск, 2005.

 

 

 

 



2020-02-03 696 Обсуждений (0)
Обычаи, обряды и традиции карачаевского народа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обычаи, обряды и традиции карачаевского народа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)