Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи, средства, методы, методические указания для развития физических качеств в беге на 30 метров



2020-02-03 257 Обсуждений (0)
Задачи, средства, методы, методические указания для развития физических качеств в беге на 30 метров 0.00 из 5.00 0 оценок




ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

При развитии скоростных способностей ставится несколько задач, решение которых позволяет решать вопросы по улучшению спортивного результата спортсмена – спринтера.

Первая задача основывается на необходимости всестороннего развития скоростных способностей бегуна, то есть частоты движений, быстроты реакции, быстроты целостных действий и скорости одиночного движения;

Второй задачей является максимальное развитие скорости, начиная с детского возраста, когда эффект от тренировки на быстроту имеет максимальный эффект для организма спринтера. В конечном итоге, успешность бегуна в будущем напрямую зависит от проведенной работы в годы до 14 - 15 лет;

Третья задача - совершенствование навыков и скоростных способностей спринтера по достижении определенного барьера, когда улучшение спортивного результата возможно только при условии применения острых форм тренировок и улучшения технических показателей во время бега. Известно, что скоростные способности очень тяжело поддаются тренировке и развитию. Объясняется это тем, что предрасположенность к быстроте закладывается генетически и развить ее человеку, не обладающему определенными задатками, очень сложно и возможно только лишь до определенного уровня.

Совершенствуя в процессе тренировки отдельные показатели быстроты, работает положительный перенос качеств, например, можно совместить тренировку над быстротой реакции и частотой движений. Грамотно комбинируя тренировочную работу можно достичь хороших результатов при меньших физических и психоэмоциональных нагрузках. Но также возможен и отрицательный перенос качеств, когда подборка тренировочных упражнений, совершенствующих отдельную составляющую быстроты, негативным образом сказывается на другие ее составляющие.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Первая задача, которую необходимо решать при развитии силовых способностей - общее развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата спринтера. При этом воздействие на мышечную структуру бегуна может быть как внешним, так и внутренним. Данная задача решается с применением упражнений избирательного характера и здесь важны составляющие объема и содержания силовых упражнений. Внешнее воздействие тренировочного режима, характеризующегося развитием силовых способностей, отражается на осанке и формах телосложения спринтера. Внутренние определяется показателями биохимических тестов, усвоением мышцами кислорода, использованием энергии и т.д.

Вторая важная задача характеризуется разносторонним развитием силовых способностей всех жизненно важных двигательных умений и навыков. Естественно, что в спринте речь может идти о работе над техническим исполнением различных фаз бегового цикла, а также отработке техники низкого старта, выбегания с колодок и финиширования.

Третья задача развития силовых способностей спринтера основывается на создании возможности и условий для дальнейшего совершенствования спортивных показателей в избранном виде.

Естественно, что работа над быстротой в условиях, когда спринтер забывает о силе, будет малоэффективной, что в дальнейшем скажется в его соревновательной деятельности. «Перекос» развития силы отдельных мышечных групп не лучшим образом сказывается на показателях основных дистанций, вот именно поэтому ставится вопрос о разностороннем и гармоничном развитии мышц. Только в этом случае работа над показателями быстроты будет иметь максимальный эффект, и спринтеру не придется возвращаться к упражнениям подготовительного периода, которые не были выполнены своевременно, и тратить на это драгоценное предсоревновательное время, отведенное для грамотной подводки к основным стартам.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос влияния конкретных факторов на гибкость спринтера. Как известно, гибкость и ее проявление обусловлены регуляцией тонуса мышц и напряжением мышц-антогонистов. Поэтому гибкость зависит от способности самопроизвольно напрягать и расслаблять растягиваемые мышцы.

Если говорить о конкретных внешних условиях, которые оказывают свое влияние на проявление гибкости, то их несколько:

1. Время суток. Утром гибкость всегда намного меньше, чем днем или вечером;

2. Насколько разогрето тело. В этом случае подвижность во всех суставах значительно увеличивается даже после нескольких минут нахождения в теплой ванне, сауне и парной. Кстати, большинство спортсменов-спринтеров используют сауну не только в качестве восстановительного средства, но прямо в ней занимаются стрейчингом, то есть выполняют упражнения на гибкость. Данные упражнения в подобных условиях довольно эффективны, при этом, помимо прямого своего воздействия, увеличивается эффективность потребления мышцами кислорода и выведение продуктов распада из них, которые накопились в процессе предшествующей тренировки;

3. Температура воздуха. Чем ниже температура воздуха, тем меньше подвижность в суставах;

4. Наличие разминки. После проведенной разминки, повышении температуры тела во время нее, гибкость всегда несколько увеличивается.

Теперь необходимо непосредственно коснуться задач развития гибкости. В легкой атлетике, в частности, в спринте ставится важная задача - развитие необходимой гибкости во всех суставах. Благодаря работе на гибкость увеличивается эластичность мышц, осуществляется экономизация движений и экономизация потребления энергетиков. В этом случае исключается вероятность появления травм в тех случаях, когда бы они могли быть без достаточной работы над подвижностью суставов.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Средствами воспитания и развития скоростных способностей выступают упражнения, которые необходимо выполнять с околопредельной, порой и максимальной, скоростью. Разделяются средства на три большие группы.

1. Упражнения, которые комплексно влияют на развитие основных скоростных способностей (эстафеты, подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.);

2. Упражнения, воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

Скоростную выносливость;

Быстроту выполнения следующих друг за другом двигательных действий и их сочетание в целом;

Быстроту реакции;

Улучшение стартовой скорости;

Улучшение частоты движений;

Скорость выполнения отдельно взятых движений;

3. Упражнения сопряженного воздействия:

На скоростные способности, а также совершенствование отдельных двигательных действий;

На скоростные способности и различные комбинации в сочетании со скоростью (скоростные и выносливость, координационные и скоростные, скоростные и силовые).

В легкой атлетике для развития быстроты отдельных движений обычно применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы (о физическом качестве сила вы можете почитать в соответствующем подразделе), но только здесь не используются отягощения. Это может быть выполнение упражнений с максимальной скоростью, спурты и т.д.

Для развития целого комплекса скоростных способностей необходимы упражнения для развития быстроты реакции, характеризующиеся взрывным характером и для развития отдельных движений на коротких отрезках дистанции (для спринта это 10 - 100 метров).

Для развития же частоты движений важно применять бег под уклон, быстрые движения руками и ногами и другие упражнения, находящиеся в прямой зависимости от темпа (частоты) движений.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ

Средствами физического качества силы выступают упражнения с повышенным сопротивлением. Это может быть работа с различными отягощениями, на тренажерах, с партнером и другие. В зависимости от различных параметров и характеристик силовых упражнений, подразделяются они на основные и дополнительные средства воспитания силы.

Основные средства:

1. Упражнения с применением тренажерных устройств. Это может быть силовая станция, комплекс, силовая скамья и т.д.;

2. Упражнения с внешним весом, например, работа со штангой (чему спринтеры уделяют довольно много тренировочного времени), гантелями, гирями, дисками, набивными мячами и т.д.;

3. Рывково-тормозные упражнения. Подобные виды упражнений характеризуются быстрой сменой работы мышц-синергистов и мышц-антогонистов. Они могут осуществляться как с отягощениями, так и без них;

4. Упражнения, отягощенные весом своего тела;

5. Изометрические упражнения, носящие также название статических упражнений в изометрическом режиме. Мышечное напряжение может создаваться за счет волевых усилий с применением внешних предметов и без таковых.

Дополнительные средства:

1. Упражнения с партнером. Подобные упражнения очень часто применяются в работе спринтера. Помимо своего высокого эффекта, работа с партнером позволяет добиться более высокого эмоционального фона по сравнению с работой с «железом» в тренажерном зале;

2. Упражнения с использованием внешней среды. Это может быть бег в гору, по песку, против ветра, прыжки в тех же условиях, а также по рыхлому снегу или песку;

3. Третий вид дополнительных средств - это упражнения с использованием упругих предметов, действие основано на сопротивлении данных предметов. Это мячи, эспандеры, резиновые жгуты и т.д.

Кроме того, вышеперечисленные средства развития силовых способностей спринтера характеризуются степенью избирательности воздействия упражнений на мышцы. В связи с этим существуют локальные упражнения, когда задействована одна треть мышц всего двигательного аппарата бегуна, региональные - две трети мышечных групп и упражнения общего воздействия с активным функционированием всей мышечной системы.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ

В целях работы над подвижностью в суставах, или развитием гибкости, применяются упражнения, выполнять которые необходимо с максимальной амплитудой. Ограничивающими факторами в данном случае являются мышцы - антагонисты, которые не дают в полной мере растянуть собственную мышечную ткань. Упражнения на гибкость также называются упражнениями на растягивание.

Среди упражнений на гибкость спринтерами используются пассивные, активные и статические упражнения.

Пассивные упражнения выполняются с помощью внешнего воздействия. Это может быть партнер, который своей силой заставляет мышцы другого бегуна подвергаться растяжению, резиновые эспандеры или отягощения. Активные движения представляют собой упражнения, выполняемые только собственными усилиями, но с максимальной амплитудой, например, махи, наклоны и т.д. Статические упражнения могут выполняться как с помощью отягощений или партнера, так и без таковых. В этом случае спринтер, работающий над подвижностью какого-либо сустава или эластичности мышц, принимает определенное положение с предельной амплитудой и удерживает его в течение нескольких минут. После отдыха упражнение повторяется.

Важным правилом выполнения упражнений на растягивание является постепенное увеличение амплитуды движений от минимальной к максимальной. При этом исключается наличие болевых ощущений, все упражнения должны осуществляться «мягко» и в медленном темпе. В противном случае неграмотный подход к тренировке на гибкость может закончиться разрывом связок или повреждениями мышечной ткани.

Главный метод выполнения упражнений на растягивание - повторный, где между сериями обязательными являются интервалы отдыха, зависящие от возраста спринтера, его подготовленности и состояния мышц на текущий момент.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В легкой атлетике применяются три основных метода развития скоростных способностей: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Существует два метода строго регламентированного упражнения. К ним относятся методы повторного выполнения упражнений или действий с максимальной скоростью движения, а также методы повторного (вариативного) упражнения с изменением скорости выполнения упражнений по определенной программе и в специально для этого созданных условиях. Метод вариативного упражнения может выглядеть следующим образом: выполняется определенной упражнение, в течение нескольких секунд интенсивность его возрастает, достигая максимума, затем скорость движения удерживается на максимуме, после чего интенсивность снижается. Далее, упражнение выполняется определенное количество раз в зависимость от его специфики, сложности и направленности тренировки.

Игровой метод предполагает выполнение упражнений в игровых условиях, например, в подвижных или спортивных играх, эстафетах и т.д. В связи с тем, что тренировка осуществляется в игровых условиях, то все упражнения осуществляются на высоком эмоциональном уровне, в свою очередь это не накладывает отпечаток «работы» и переносится значительно легче в психологическом плане, нежели работа по принципу строгого регламентирования. Важно чтобы упражнения при высокой своей интенсивности выполнялись без лишних напряжений и технически грамотно.

Соревновательный метод также часто используется в тренировочном процессе. Осуществляться он может посредством эстафет, прикидок, мини - соревнований, гандикапов и т.д. Несмотря на высокую напряженность и эмоциональность данный метод, в большинстве случаев, дает больший эффект по сравнению с другими и позволяет достичь высокой спортивной формы и удерживать ее на протяжении всего соревновательного периода.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ

В арсенале бегуна - спринтера существует довольно много методов воспитания силовых способностей. В данном разделе мы дадим краткую характеристику основных методов.

В отличие от методов развития скоростных способностей, «силовых» методов намного больше. Это ударный метод, метод непредельных усилий, статодинамический, игровой, максимальных усилий, динамических усилий, статических усилий, метод круговой тренировки.

1. Ударный метод. Предполагает реактивное выполнение упражнения. В это время происходит мгновенная мобилизация всех систем организма спринтера и увеличение мощности усилий. Примером может служить следующее упражнение. Бегун спрыгивает на поверхность с небольшого возвышения, после которого незамедлительно следует выпрыгивание вперед или вверх. Мощное сокращение мышц во время первого приземления сопровождается последующим их расслаблением и вновь сокращением;

2. Метод непредельных усилий. Данный метод предполагает работу со средними весами до отказа, то есть выполнение максимального числа повторений, например, приседаний со штангой на плечах весом 60 - 80 от массы тела спринтера;

3. Статодинамический метод. Данный метод характеризуется постоянной сменой и сочетанием динамических и статических режимов работы мышц;

4. Игровой метод. Также как и при развитии скоростных способностей здесь данный метод также очень эффективен. Можно в различной последовательности выполнять силовые упражнения, как по воздействию на мышцы, так и в соответствии со статикой и динамикой. Хороший эмоциональный фон, при котором выполняются данные упражнения, позволяет легко переносить высокие нагрузки;

5. Метод максимальных усилий. В отличие от предельного метода здесь выполняется всего несколько повторений одного упражнения, но при этом используются максимальные веса. Число подходов также сокращается за счет сложности работы с применением данного метода;

6. Метод динамических усилий. Данный метод предполагает выполнение упражнений с непредельными весами, но максимальной скоростью их выполнения и амплитудой выполнения движений. Примером могут служить быстрые динамичные глубокие приседания со штангой на плечах малого или среднего веса;

7. Метод статических усилий. В данном случае используется вес штанги или другого оборудования по следующей схеме: 80-90% веса с продолжительностью работы 4-6 сек или 100% веса - 1-2секунды;

8. Метод круговой тренировки. Данный метод обеспечивает комплексное последовательное воздействие на все группы мышц, при этом переход от одной станции к другой сопровождается отдыхом, после чего начинается работа на следующей. Количество станций обычно 6-10, подходов - 2-3.

 



2020-02-03 257 Обсуждений (0)
Задачи, средства, методы, методические указания для развития физических качеств в беге на 30 метров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи, средства, методы, методические указания для развития физических качеств в беге на 30 метров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)