Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование занятости.



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Государственное регулирование занятости. 0.00 из 5.00 0 оценок




В различных странах и в различных экономических условиях отношение к безработице неоднозначное.

Активное вытеснение работников из производства в период промышленной революции обусловило исследование механизмов ее уменьшения.

Классики воспринимали капитализм как саморегулирующуюся систему, способную развиваться «саму по себе», в которой полная занятость является нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней.

 Неоклассики считали, что рынок труда, как и другие рынки, действуют на основе ценового равновесия, роль которого в данном случае выполняет заработная плата. По их мнению, именно с помощью заработной платы поддерживается равновесие спроса и предложения рыночной силы, при котором безработица невозможна. Несовершенства рынка приводят к отклонению заработной платы от равновесного уровня, что обуславливает безработицу.

Кейнсианский подход резко отличается от неоклассического. Его сторонники рассматривали рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Они считали заработную плату жестко фиксированной, а следовательно, не могущей выступать регулятором рынка. Роль регулятора они отводили государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие. Например, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления, что приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом.

Близкие позиции занимают монетаристы. Как и кейнсианцы, они исходят из жесткой системы цен на рабочую силу, предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Они допускают некий естественный уровень безработицы, отражающий структурные характеристики рынка труда. Вместе с тем для «уравновешивания рынка» считают необходимым применение инструментов денежно-кредитной политики, которые позволят стимулировать инвестиционную и деловую активность и, таким образом, увеличить занятость в стране.

Как кейнсианский, так и монетаристский подходы ориентировались на государственные механизмы регулирования занятости, допускали неполную занятость.

Практика подтвердила недостижимость полной занятости. Попытки ее установления приводят лишь к кратковременному снижению уровня безработицы, за которым следует его рост.

В связи с недостижимостью полной занятости было «уточнено» понятие «полная занятость», под которой в современных условиях подразумевается соответствие численности работающих, желающих трудиться и ищущих работу количеству рабочих мест, за вычетом естественной безработицы, определенной с учетом сегодняшних реформ вот многих странах на уровне 6%.

Отмеченная корректировка имеет определенное неформальное значение, требующее учета при определении направлений деятельности в области политики занятости.

Фрикционная и структурная безработица являются следствием постоянной динамики общественного прогресса и субъективных предпочтений, они не имеют, как правило, одноразового взрывного роста, поэтому требуют достаточно мягких, возможно традиционных форм регулирования.

Вместе с тем циклическая безработица, носящая «взрывной» характер, приводит к единовременному массовому «выбросу» людей из производства, что требует других механизмов, стимулирующих массовые работы, значительные денежные вливания и т.д.

В связи с недостижимостью полной занятости, реальностью различных форм безработицы правительства стран определяют соответствующие специфике страны направления политики занятости, как правило также имеющие различные формы, сориентированные на условия экономической динамики, связанные с «привлечением» или «выбрасыванием» рабочей силы.

Ранее всего политика занятости была разработана и практически осуществлена в 30-40-е гг. в США, где, по имеющимся оценкам, в период Великой депрессии около 25% населения составляли безработные.

«Новый курс» Рузвельта (1933-1938) включал ряд мероприятий по регулированию занятости. В частности, в соответствии с курсом широкое распространение в США получили общественные работы, сыгравшие важную роль в сокращении безработицы, стимулировании спроса.

В последующий период на Западе была разработана получившая широкое распространение система социальных амортизаторов, применяемых для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Она включает три «блока» амортизаторов.

1. Регулирование занятости, предполагающее:

· законодательное сокращение продолжительности рабочего дня и

рабочей недели в период массовой безработицы;

· рекомендации предприятиям «разделения рабочих мест» между

работниками для увеличения занятости;

· досрочное увольнение на пенсию работников государственного

сектора, не дослуживших до пенсии 2-3 года;

· создание новых рабочих мест;

· организацию общественных работ, особенно для хронически

безработных и молодежи;

· сокращение предложения рабочей силы за счет ограничения

иммиграции иностранных рабочих и т.д.

2. Биржи труда, осуществляющие посредничество между предпринимателями и рабочими, способствующие трудовому найму. Занимаясь трудоустройством безработных, они изучают и аккумулируют информацию о рынке рабочей силы, предоставляют ее желающим найти работу, осуществляют профессиональную ориентацию молодежи.

3. Фонды страхования по безработице, из которых потерявшим работу оказывается материальная помощь. Порядок формирования и выплаты пособий из фонда в различных странах имеет свои особенности.

Система амортизаторов «смягчает» негативные последствия потери работы, выступает гарантом экономической безопасности трудящихся.

Ряд направлений федеральной политики вкупе с мерами индивидуального стимулирования используются в современных условиях на региональных уровнях для противодействия безработице.

Наибольшую активность на местных уровнях проявляют предприниматели, в случае необходимости – муниципалитеты, которые реализуют значительный комплекс мероприятий с целью формирования спроса на рабочую силу. При этом достигается конкурентоспособность предприятия, обеспечивающая получение прибыли.

Можно выделить ряд важнейших направлений политики формирования спроса на рабочую силу:

1) сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних, неэффективных;

     2) создание рабочих мест на основе развития предпринимательства, как правила малого, благодаря которому, например в США, создаются восемь из десяти новых рабочих мест;

     3) организация оплачиваемых общественных работ – т.е. предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием объектов, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда, с учетом возможностей состава лиц, нуждающихся в работе. В ряде стран, например ФРГ, выполнение характеризуемых работ распространяется также на предприятия, которые определяют круг работ, не входящих в их прямые обязанности, для чего организуют и оплачивают из средств предприятия рабочие места, на которые привлекаются безработные;

2) создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью трудового потенциала.

Наряду с формированием спроса важным направлением является формирование предложения рабочей силы, которое отражает потребности и интересы работников, желающих получить работу. Тут также можно выделить ряд направлений.

1) повышение профессионально-квалификационного уровня, создающее основы для выбора именно данного работника;

2) развитие самозанятости, предполагающее стимулирование различных направлений индивидуальной трудовой деятельности;

3) регулирование продолжительности участия в производственном процессе с учетом индивидуальных особенностей, «уникальности» рабочей силы и т.д.

Такая достаточно мобильная политика позволяет комплексно решать проблемы занятости значительной части населения, относящегося как к структурной и фрикционной, так и циклической безработице, выступающих в реальном процессе под общим флагом безработных.

Как правило, политика мест дополняет и конкретизирует политику федерального правительства, направленную на полную занятость, способствует реализации тезиса «безработица на периферии».

В современной России проблемы занятости, появившиеся в период рыночных преобразований, также потребовали проведения политической занятости.

Переход к рыночным отношениям наряду с позитивными возможностями проявления индивидуализации, выбора места работы в соответствии с потребительскими предпочтениями и т.д. обусловил значительность негативов. Наиболее важный из них – безработица, которая за короткий период приобрела весьма значимые размеры. По имеющимся оценкам, в 1993 г. полностью и частично безработных насчитывалось около 8 млн. чел., или 10% экономически активного населения, в 1994 г. этот показатель возрос до 10 млн. чел., что составило 13,5% экономически активного населения.

П расчетам исследователей, в 1995-1996 гг. потери ВВП от неучастия в экономической деятельности безработной рабочей силы составили порядка 200 трлн. руб. в год. При полном же устранении безработицы ВВП мог быть на 8-9% больше. Недобор только подоходного налога и отчислений во внебюджетные социальные фонды заработной платы, по оценкам, превысил в 1996 г. 20 трлн. руб.[5]

Исследователи характеризуют тяжелые социальные последствия безработицы: падение морали, рост заболеваний и самоубийств, психический стресс и т.д., сравнивают циклическую безработицу с настоящей социальной катастрофой.

Для смягчения негативов безработицы в России, как и в западных странах, разрабатывается и проводится в жизнь политика занятости.

В 1991 г. принят Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» (в последующий период в него вносились изменения и дополнения), которым определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики в сфере занятости населения.

Разработанную правительством политику занятости можно подразделить на две группы:

1) методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы;

2) методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы.

Хотя фрикционная и структурная безработица, представляющие естественную безработицу, являются неизбежными следствиями общественного развития, проявления свободы индивида, слишком высокий уровень естественной безработицы оказывает негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, поэтому общество заинтересовано в снижении этого уровня с помощью методов, которые не ограничивают свободу личности и не препятствуют прогрессивным структурным изменениям. К числу таких методов относятся:

· создание гибкой системы профессиональной подготовки и

переподготовки кадров, способной быстро приспособиться к структурным изменениям в спросе на рабочую силу;

· создание качественной и доступной общенациональной

информации о наличии свободных рабочих мест;

· создание материальной поддержки лиц, проходящих

профессиональную подготовку, вынужденных в связи с изменением работы менять место жительства.

Методы сокращения циклической безработицы – это прежде всего методы стимулирования деловой активности в периоды кризисного спада, т.е. методы стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики.

В качестве таких мер предусмотрены:

1) разработка мер финансово-кредитной инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;

2) разработка и реализация федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

3) создание Федеральной службы занятости населения, которая отслеживает ситуацию на рынке труда, проводит мероприятия, способствующие занятости населения;

4) организация общественных работ, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения.

Государство гарантирует ряд видов социальной поддержки безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Определены сроки выплаты пособий безработным, зарегистрированным в региональных службах занятости – 12 месяцев. При этом первые три месяца выплачивается 75%, следующие четыре месяца - 60%, дальше - 45% уровня последней заработной платы.

После окончания срока выплаты пособий в случае необходимости могут оказываться различные виды материальной помощи – дотации или единовременные выплаты за пользование жильем, услугами здравоохранения, образования транспорта, общественного питания и т.д.

Федеральная служба занятости, включающая многочисленную сеть региональных служб, явилась основной структурой, регулирующей отношения занятости в стране. Она решает следующие проблемы:

- определяет прогнозы состояния занятости населения;

- определяет размеры финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

- организует профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

- организует общественные работы, т.е. временные работы, обеспечивающие занятость на предприятиях, находящихся в федеральной собственности, в субъектах федерации.

Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

- строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

- проведение сельскохозяйственных мелиоративных работ;

- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

- строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников;

- озеленение и благоустройство территорий, зон отдыха и туризма;

- другие доступные виды деятельности.

В соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» был сформирован источник финансирования деятельности Федеральной службы занятости – Государственный фонд занятости (ГФЗН), который концентрировал средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Надо отметить, что уже в начальный период реальные поступления в фонд оказались далеки от нормативов, что обусловило «ужимание» средств для выплаты пособий. В настоящее время проблема источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения остается актуальной.

Помимо Федеральной службы занятости, важную роль в урегулировании трудовых отношений в настоящее время играет Федеральная миграционная служба.

Развитие рыночных отношений, усиление миграционных процессов обусловили необходимость содействия гражданам РФ в поиске работы за рубежом, учета и контроля за соблюдением условий заключенных трудовых контрактов.

В последние годы весьма актуальной для России оказалась проблема беженцев. Наряду с целым рядом организационных проблем она потребовала разработки и осуществления мер по привлечению и использованию труда иностранных граждан на территории РФ.

Сегодняшние реалии:

- громадное число безработных;

- значительный размер скрытой безработицы, свидетельством чему является разрыв между регистрируемой и реально существующей безработицей;

- в условиях затянувшегося спада производства и инвестиционного кризиса – большие размеры застойной безработицы, многочисленность бродяг, люмпенов и т.д.

Позитивные преобразования в сфере трудовых отношений возможны лишь при радикальных структурных преобразованиях экономики, переходе на ресурсосберегающие «параметры». Решающий вклад могут внести современные информационные и телекоммуникационные технологии. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, могут создать значительное количество мест, о чем свидетельствует практика развитых стран.


Заключение.

Я провел исследование по теме: «Рынок труда и безработица». Рассмотрев рынок труда и его структуру, причины и формы безработицы, государственное регулирование занятости я пришёл к следующим выводам.

В настоящее время ситуация в России на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников. Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам .Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего, машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников). 

Все эти проблемы нельзя было оставлять без решения. Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен – нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе).

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

 

 


Список использованной литературы.

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.

2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Москва: Изд-во МГУ, 1994.

3. Под редакцией профессора Николаевой И.П. Экономическая теория: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 2000.

4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда (Экономическая теория труда): учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва: Дело, 1999.

6. Обзор экономики России. 1997 г. Вып.2. Москва. 1997.

7. Прокопов Ф.П. Безработица в переходной экономике // Человек и труд. 1998. №1.

8. www.gazeta.ru

 

 


[1] Обзор экономики России. 1997 г. Вып. 2. Пер. с англ. М., 1997. С. 146.

[2] Обзор экономики России. 2000 г. Вып. 2. Пер. с англ. М., 2000. С. 145.

[3] Рассчитано по: Обзор экономики России. 1997 г. Вып.3. Пер. с англ. М.,1997. С. 155.    

[4] Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 223.

[5] Прокопов Ф.П. Безработица в переходной экономике // Человек и труд. 1998. № 1. С. 46.



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Государственное регулирование занятости. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование занятости.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)