В подготовке статьи принимала участие
Защита реферата как форма итоговой аттестации по литературе в 9 и 11 классах в 2007-2008 уч.г.
Реферат (лат. reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова). Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Проблема развития исследовательских способностей относится к числу приоритетных задач современного образования. На наш взгляд, правомерно рассматривать работу над ученическим рефератом как познавательную деятельность, а сам реферат как результат длительного, серьезного интеллектуального, исследовательского и творческого труда школьника. По своему содержанию и оформлению он приближается к научной исследовательской работе, т.е. включает в себя следующие разделы: Введение Основная часть (основной текст реферата может быть разделен на главы) Выводы Заключение К реферату прилагается: · титульный лист · оглавление с указанием страниц · список использованной литературы Работа над рефератом, как и любая деятельность, подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Мы выделяем следующие этапы работы над рефератом: - подготовка (определение темы, формулировка проблемы, цели и задач предстоящей работы); - планирование (определение источников информации, составление плана работы, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, временных сроков выполнения работы); - исследование (сбор и анализ информации, формулирование выводов); - представление на рецензию (рецензирование работы учителем); - подготовка к защите (знакомство с рецензией на работу, устранение недочетов, составление плана выступления); - защита (устное выступление по теме, ответы на вопросы). Объём экзаменационного реферата для учащихся Х классов – 12 - 18 страниц, 11-х классов – 20 – 25 страниц машинописного текста или рукописи на листах формата А4.
ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:
Требования к экзаменационным рефератам
Реферат как одна из форм аттестации в 9 и 11 классах должен отвечать следующим критериям:
1. Содержание и план работы полностью соответствуют заявленной теме. 2. Автор реферата самостоятелен в подходе и раскрытии темы. 3. Автор глубоко и полно раскрывает заявленную тему. 4. Учащийся владеет системой аргументации, умеет делать выводы. 5. Учащийся владеет литературоведческой терминологией и использует её в работе. 6. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. 7. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, богатством словаря и разнообразием грамматических форм.
Примерные темы рефератов по русской литературе В 2007-2008 уч.г. 1. Художественный мир «Слова о полку Игореве». 2. Жанровая система классической литературы. 3. Оды М. В. Ломоносова. Темы, герои, образы. 4. Поэтическое новаторство Г.Р.Державина. 5. Оды «Вольность» А.Н.Радищева и А.С.Пушкина. 6. Царствование Екатерины II в творчестве Г.Р.Державина и Н.М.Карамзина. 7. Утверждение ценности частной жизни человека в литературе русского сентиментализма. 8. Изображение природы в лирике В.А. Жуковского. 9. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. 10. Своеобразие романтизма К.Н.Батюшкова. 11. Проблема ума в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. 12. Речевые характеристики героев в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 13. Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 14. София Фамусова в пьесе и в оценке литературных критиков. 15. Средства создания сатиры и юмора в баснях И.А.Крылова. 16. Философские мотивы лирики А.С.Пушкина. 17. Герой романтических поэм А.С.Пушкина. 18. Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. 19. Народ и власть в творчестве А.С.Пушкина. 20. Нравственные уроки «маленьких трагедий» А.С.Пушкина. 21. Тема бунта в творчестве А.С.Пушкина. 22. Образ рассказчика в «Повестях Белкина». 23. Сюжетно-композиционная роль снов в творчестве А.С.Пушкина. 24. Лирические отступления о Родине в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина»: общее и особенное. 25. Образ малой родины в творчестве А.С.Пушкина («Деревня» и «…Вновь я посетил…»). 26. Три стихотворения «Пророк» в русской литературе (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов). 27. Три «Памятника» в русской литературе (перевод М.В.Ломоносова «К Мельпомене», «Памятник» Г.Р.Державина и «Я памятник себе воздвиг ...» А.С.Пушкина). 28. Две «Осени» (Е.А.Баратынский и А.С.Пушкин). 29. А.С.Пушкин и античность. 30. Цитаты и реминисценции в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 31. Отражение событий русской истории в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 32. Исторические детали и их роль в «Песне... про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. 33. Отношение М.Ю. Лермонтова к войне. 34. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и их отражение в романе «Герой нашего времени». 35. Проблема личности в романе «Герой нашего времени». 36. Портрет и композиция в раскрытии образа Печорина. 37. Печорин и Гамлет. 38. Мастерство Н.В.Гоголя - драматурга. 39. Магия слова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 40. Художественные детали и их функции в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 41. Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». 42. Тема дороги и ее роль в художественном пространстве поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». 43. Приемы сатирического изображения чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и поэме «Мертвые души». 44. Сад в имении Плюшкина (поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души») и сад в имении Раневской (комедия А.П.Чехова «Вишнёвый сад»). 45. Символика в драме А.Н.Островского «Гроза». 46. Трагические судьбы женщин (по драмам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»). 47. Самодурство в изображении Д.И. Фонвизина и А.Н. Островского. 48. Две Катерины (А.Н.Островский «Гроза» и Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»). 49. Особенности сатиры произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина. 50. Традиции басни в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. 51. Фольклорные мотивы в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. 52. Гротеск в портретных характеристиках персонажей М.Е.Салтыкова-Щедрина. 53. Тургеневские женщины (по творчеству И.С. Тургенева). 54. Базаров в оценке русских критиков. 55. Патриархальный мир в изображении И.А. Гончарова («Обломов») и А.Н. Островского («Гроза»). 56. «Униженные и оскорбленные» в творчестве Ф.М. Достоевского. 57. Психологизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 58. Образы детей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 59. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 60. Прием антитезы в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л.Н. Толстого «Война и мир». 61. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». 62. Художественная роль пейзажей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 63. Народ в оценке Н.А.Некрасова. 64. Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 65. Фольклорные традиции в творчестве Н.С. Лескова. 66. Образы «футлярных» людей в творчестве А.П.Чехова. 67. Роль художественных деталей в творчестве А.П. Чехова. 68. Жанр малой прозы (по творчеству А.П. Чехова). 69. Сокровенные переживания человека в поэзии Ф.И.Тютчева. 70. Мир любви и природы в лирике А.А.Фета. 71. Тема революции и Гражданской войны в творчестве М.А. Булгакова. 75. Эксперимент и его назначение в творчестве М.А. Булгакова. 76. Правда и вымысел в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 77. Судьба личности в обществе и истории в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 78. Изображение московского быта 1930-х годов в произведениях М.А. Булгакова. 79. Платон Каратаев («Война и мир» Л.Н. Толстого) и Лука («На дне» М. Горького). 80. Образы романтических героев ранних произведений М. Горького. 81. Человек и время в ранних рассказах Л. Андреева. 82. Социальная утопия и социальная трагедия в прозе А. Платонова. 83. Судьба крестьянства в произведениях М. Шолохова и А. Платонова. 84. Тема войны и революции в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». 85. Художественные открытия поэтов Серебряного века. 86. Россия в изображении русских писателей и поэтов. 87. Проблема положительного героя в русской литературе. 88. Тема героя своего времени в русской литературе. 89. Тема дуэли в русской литературе. 90. Тема бала в русской литературе. 91. Тема города в русской литературе. 92. Тема Наполеона в русской литературе. 93. Тема будущего в русской литературе. 94. Тема отцов и детей в русской литературе. 95. Тема Дома и бездомья в русской литературе. 96. Образ праведника в русской литературе. 97. Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе. 98. Образ Москвы в русской литературе. 99. Образ Петербурга в русской литературе. 100. Духовные искания личности в русской литературе. 101. «Лишний человек» как герой русской литературы. 102. Изображение особенностей русского национального характера. 103. Преступление и наказание в русской литературе. 104. Испытание любовью в русской литературе. 105. Гамлеты и Дон Кихоты в русской литературе. 106. Утопия и антиутопия в русской литературе. 107. Образ Демона в русской литературе. 108. Война в изображении русских писателей. 109. Карты и карточные игры в русской литературе. 110. О назначении художника (поэта, писателя). 111. Русская литература и театр. 112. Реминисценции в русской литературе. 113. Исповедь как средство самохарактеристики героя. 114. Приём антитезы в русской литературе. 115. Роль детали в раскрытии характеров персонажей, авторского замысла. 116. Роль эпиграфов в русской литературе. 117. Роль эпилогов в русской литературе. 118. Роль пейзажа в русской литературе. 119. Портрет и его роль в русской литературе. 120. Роль музыки в русской литературе. 121. Сон и сновидения в русской литературе. 123. Личность и тоталитаризм в русской литературе. 124. Интерьер и его роль в русской литературе. 125. Символика цвета в русской литературе. 126. Особенности композиции и авторский замысел в русской литературе. 127. Речь персонажей как средство характеристики героев. 128. Ритм и цветовое решение в поэзии. 129. Мир бардовской песни.
В подготовке статьи принимала участие творческая группа учителей: Бутова Т.Н. (школа №1411) Черноброва Г.В. (гимназия №1554) Карханина Л.П. (гимназия №1506) Жук Н.А. (гимназия №1506) Печникова О.М. (школа №1412) Стадниченко Е.А. (школа №762) Белова И.А. (школа №762) Золотавкина О.Е. (школа №962) Сурожская С.В. (гимназия №1518)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |