Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Собственность в переходной экономике.



2020-02-03 268 Обсуждений (0)
Собственность в переходной экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Приватизация - преобразование отношений собственности, заключающееся в переходе государственной собственности в частную - является важнейшей предпосылкой разгосударствления экономики, ее перехода к рынку. Приватизация предполагает продажу или бесплатную передачу гражданами, акционерными обществами, товариществами собственности государства или местных органов власти.

Таблица 7. Масштабы государственного сектора в некоторых странах на начало 1991 года

 

  Доля в производстве добавленной стоимости, % Число предприятий в производственной сфере
Чехословакия 97 4800
ГДР 97 8000
СССР 96 48 000
Венгрия 86 2300
Польша 82 7500
Западная Германия 11  -
Великобритания 1  -
США 11  -

 

 

Источник. Survey “Business in Eastern Eurore”/ Economimist, 1991, September 21, Table 4. Число предприятий – разные источники.

 

В странах социалистического "лагеря" доля государства в производстве близка к 100 %, что означает, что экономика этих стран до 1991 года находились прановом состоянии. В странах же с рыночной экономикой (Западная германия, США, Великобритания) доля государства близка к минимуму.

Различные подходы к приватизации

 

В какой мере желательно государственное вмешательство на стадии приватизации? Следует ли правительству выставить государственные предприятия на аукцион и пусть все остальное делает рынок или нужно создать государственный орган, который поможет приватизировать государственные компании, осуществить структурную перестройку крупных предприятий, закрыть неэффективные фирмы, переобучить высвободившихся работников? В какой-то степени государственное вмешательство всегда будет иметь место, вопрос лишь, в какой мере. Это будет зависеть от тех традиций, которые сложились в стране в сфере социальной защиты и социального обеспечения, оттого, какие взгляды на роль государства в переходной экономике преобладают. Примером мощного государственного вмешательства служит «Тройханданштальт» в Восточной Германии. Это государственное учреждение распродавало сильные благополучные предприятия, осуществляло структурную перестройку слабых, у которых, по оценке, был шанс стать конкурентноспособными, закрывало безнадежные. Ясно, что правительства будут использовать различные подходы к приватизации и не один метод. Приведем эти методы.

 

Таблица 8. Первые успехи «Тройханданштальт»

 

Период Продано предприятий Период Продано предприятий
1990 Июль-декабрь 1991 Январь Февраль   408   255 298 Март Апрель Май Июнь июль 300 335 544 443 403

Всего

2986

Источник, данные «Тройханданштальт»

 

Как показано в табл. 3 к середине 1991 г. в Восточной Германии было продано около 3000 промышленных предприятий стоимостью 7 млрд. долл.

 

 

Приватизация в России

 

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации. Основными целями приватизации в России были:

-формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

-демонополизация экономики;

-создание конкурентной рыночной среды;

-содействие финансовой стабилизации экономики;

-повышение эффективности деятельности предприятий;

 -привлечение иностранных инвестиций;

-социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации предполагает:

-определение собственности, которая остается в руках государства и приватизации не подлежит или подлежит с большими ограничениями;

-разделение условий приватизации мелких и крупных предприятий ("малая" и "большая" приватизация);

-определение методов проведения приватизации.

   

Что касается определения собственности, которая остается в руках государства, то в России было выделено пять типов предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации:

-естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляется коллегией представителей государства (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России");

-акционерные общества, доминирующие на отдельных рынках, которые контролируются государством путем закрепления за ним контрольного пакета акций или "золотой акции" (акция, которая дает ее владельцу право "вето" при принятии решений об отчуждении имущества, о ликвидации общества и т.п.);

-акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги и другие объединения предприятий, но с сохранением в руках государства "золотой акции";

-акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам Федерации;

-все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы.

Разграничивались условия и методы приватизации малых и крупных предприятий.

Малая приватизация касалась преимущественно предприятий торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг. Она проходила в большинстве случаев эффективно и быстро. При малой приватизации новый собственник, как правило, обязан был в течение определенного срока сохранить профиль предприятия.

Большая приватизация осуществлялась преимущественно путем акционирования предприятий и перехода контрольного пакета акций в руки частных инвесторов. Большая приватизация столкнулась с серьезными трудностями. Средств населения было недостаточно для инвестирования в крупные предприятия, иностранный капитал предпочитал, в основном, портфельные вложения.

Приватизация в России осуществляется двумя методами: бесплатно и путем выкупа (денежная приватизация).    

3.2.1.Бесплатная приватизация:

 

-передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов разделили на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб. На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер) - документ, который мог использоваться в пределах обозначенной на нем суммы как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности;

-предоставление членам трудового коллектива права безвозмездно получить часть акций акционируемого предприятия;

-бесплатная передача части государственного жилого фонда населению.

Денежная приватизация началась со второй половины 1994 г. и проходила путем:

-продажи государственных объектов по конкурсу или аукциону. Конкурс (коммерческий) - это продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия. Аукцион - это продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему максимальную цену;

-преобразования государственных предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций частным инвесторам. Акционирование само по себе не является способом приватизации. Акционерное общество приватизируется только тогда, когда большая часть акций (контрольный пакет) переходит в собственность частных инвесторов. Членам трудового коллектива предоставлялось приоритетное право быть частными инвесторами своего предприятия;

-полного или частичного выкупа государственного имущества, ранее сданного в аренду.

За 1992-2002 гг. изменили форму собственности 140,3 тысячи предприятий. На 1 января 2004 г. в частной собственности находилось 79,2% всех предприятий страны. Доля занятых на негосударственных предприятиях составила около 50,7%. За 1992-2004 гг. от приватизации было получено 324,8 млрд. руб.

Предполагалось, что быстрая приватизация создаст необходимую "критическую массу" частных собственников, приведет к повышению эффективности производства и подъему экономики. Однако надежды, которые возлагались на приватизацию, не оправдались. На волне быстрой приватизации подъема экономики не произошло, а сама она породила множество новых проблем.

В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто - к усилению монополизма.

Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, часто не совпадают с приоритетами структурной перестройки экономики России.

Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета за счет сокращения затрат на поддержку государственных предприятий и увеличение доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации будут содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло: государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы бюджета от приватизации незначительны.

Процесс приватизации в России шёл сложно, нередко приватизация происходила путем присвоения, "растаскивания" государственной собственности. На основе государственной собственности организовывались всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, обладающие правом владения и распоряжения собственностью и доходами, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции. При распределении собственности невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности предприятий, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации производства.

Прошедшая в России юридическая смена формы собственности - это только часть процесса изменения отношений собственности. Приватизация не ведет к автоматическому изменению системы управления и повышению эффективности производства. Создание действительно новых форм присвоения, стимулирующих рациональное хозяйствование - это длительный процесс, требующий определенного времени. Сегодняшняя задача - это формирование эффективного собственника - хозяйствующего субъекта, который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересован в ее развитии и способен осуществлять для этого соответствующие инвестиции.

 

Таблица 9 . Распределение промышленных предприятий в России по числу занятых (1988 г.)

 

Количество занятых на предприятии (человек) Доля в общем числе предприятий, % Доля в общем количестве занятых, %
до 100 101 — 200 201 — 500 501 — 1000 более 1000 27,3 19,2 23,8 13,1 16,6 1,8 3,5 9,7 11,7 73,3
ВСЕГО 100,0 100,0

 

Источник. World Bank. A Study of the Soviet Economy, Vol.2. Table IV.

 

Из данной таблицы видно, что число предприятий, которые могут обеспечить более 1000 рабочих мест, значительно меньше, чем число предприятий с числом занятых от 1 до 999. Это свидетельствует об упадке крупных предприятий в России. Также это показывает о развитии средних и мелких предприятий (преимущественно средних с численностью рабочих от 201 до 500 человек).


Заключение.

 

Переходная экономика по своей природе есть особое стояние экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени

к другой

Переходную экономику характеризуют следующие черты:

1. Неустойчивость, нестабильность, изменчивость экономики.

2. Альтернативный характер развития.

3. Существование особых переходных экономических фирм.

4. Наличие элементов административно-командной и рыночной системы

5. Противоречивость переходной экономики.

6. Историчность, обусловленная особенностями экономического развития отдельных стран.

Особенности функционирования переходной экономики:

1. Инерционность.

2. Интенсивное развитие всех новых форм и отношений.

3. Сложность переходных процессов, связанная с современными геополитическими условиями, разрывом сложившихся экономических связей.

Основными задачами переходной экономики являются:

1) разгосударствление и приватизация экономики, обеспечение свободы действия всех форм собственности как основы экономической системы;

2) развитие предпринимательства и создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

3) формирование рыночной инфраструктуры;

4) демонополизация экономики как предпосылки развития конкуренции и достижения рыночного равновесия;

5) финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении;

6) создание сильной системы социальной защиты населения;

7) социальная переориентация экономики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг;

8) либерализация цен, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением;

9) определение цели, стратегии и тактики общества на перспективу.

Пути решения основных задач переходной экономики:

1) эволюционный путь создания рыночных институтов.

2) шоковая терапия

3) принятие чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики;

4) решение проблемы преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях.

5) создание системы социальной защиты и социальных гарантий населения;

6) инициативность — основа выживания в переходной рыночной экономике.

Роль государства в переходной экономике возрастает

Государство призвано активно способствовать формированию новой системы экономических отношений.

Появляются особые функции государства: руководство либерализацией цен, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики; руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения; обеспечение правовой основы всех преобразований.

Все функции, выполняемые государством в переходной экономике, можно разделить на две большие группы:

1) функции по регулированию рыночной системы;

2) функции по управлению собственно государственным сектором экономики.

Структуру образуют элементы централизированной, административно-командной системы и элементы рыночной экономики.

Элементы командной системы: огосударствление собственности на средства производства; государственное санирование экономики; административные методы

управления экономикой; отсутствие экономических стимулов к эффективной работе.

Элементы рыночной экономики: частная собственность на средства производства, свобода предпринимательства, свобода выбора экономических партнеров, само регулирование экономики рыночными факторами, минимум вмешательства государства в экономику.

Объединение положительных черт рыночной и централизированной экономики образует смешанную экономику. В ней эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка. Вместе с тем некоторые важные сферы (железные дороги, образование и здравоохранение социальная защита и др.) принадлежат государству, и государство активно воздействует на экономические и социальные процессы.

 


Список литературы:

1. www.gks.ru

2. www.socpolitika.ru

3.  «Экономика», Ефимова Е.Г., учебное пособие, 2005 г., 368 стр.

4. www.institutiones.com

5. www.ecsocman.edu.ru

6. «Экономика переходного периода», Красникова Е.В., 2009 г., 295 стр.

7. «Экономика», Журавлёва Г.П.

8. «Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт», Мартынов В.А., Автономов В.С., Осадчая И.М., 2005 г.


 

Приложение


 Диаграмма 10

В период с 1990 года по 2000 год инвестиционная деятельность в мире велась в основном с развитыми странами. (Рост инвестиций с 50 млрд. долл. до 1000 млрд. долл.). Инвестирование в развивающие страны практически изменилось примерно в 4-5 раз. Стоит отдельно отметить страны Центральной и Восточной Европы, где инвестирование в их экономики выросло с практически нулевой отметки до 25 млрд.долл. Этот факт свидетельствует о том, что развитие этих стран ускорялось, начиная с 1991 года.

График 11

Стабильное развитие животноводства и скачкообразное растениеводства связано не только с климатическими изменениями, но и с изменением экономики страны в целом. В 1998 году в целом сельское хозяйство прибывало в упадке. В дальнейшем же рост показателей сельского хозяйства стабилен, и не превышает 10%. Но при этом животноводство и растениеводство развиваются по-разному.

 

График 12

 

После небольшого роста промышленности до отметки 12% начался спад. Он достиг своей низшей точки (- 7% по сравнению с среднемесячным значением 2006 годя) в начале 2009 года. После чего наблюдается рост и середине октября 2009 года производство вернулось на среднемесячные показатели 2006 года.

Диаграмма 13

По данным диаграммы 13 видно, что ВВП после кризиса 1998 года стабильно рос на 10 - 20% ежегодно и в 2008 году достиг значения 18000 млрд. руб.



2020-02-03 268 Обсуждений (0)
Собственность в переходной экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Собственность в переходной экономике.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)