Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первые попытки систематизации растительного мира встречаются в трудах Аристотеля и его ученика Теофраста Эрейзиского ("отец ботаники").

Первые попытки систематизации органического мира были предприняты на рубеже 17-18 веков Дж. Реем, Карлом Линнеем.

Впервые попытался научно обосновать взаимосвязь между разнообразием растительного мира и природно-климатическими условиями Жан Батист Ламарк в середине 18 века.

Основоположником науки экология в России считают профессора Московского университета Карла Фридриха Рулье (1814-1858гг.).

Важным этапом в развитии естественных наук является издание в 1859 г. книги Чарльза Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь”.

Термин "экология" - (oikos - место обитания, жилище; logos - наука) был введен Э. Геккелем и первоначально экология рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов в зависимости от воздействия на организм неорганической и биологической среды. Позднее на Западе появилось такое понятие как "экосистема" (Тэнсли, 1935 г.), а в СССР - "биоценоз" и "биогеоценоз" (академик В.Н. Сукачев).

В современном понимании экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.

природа философия жизнь экология

До недавнего времени предмет экологии рассматривался преимущественно под этим углом зрения, в котором экологическая проблематика сводилась к биологическому и физическому взаимодействию людей и окружающего их природного мира. При этом выделялись два взаимосвязанных процесса:

воздействие на природу производственной деятельности человека, создающего материальные ценности;

обратное влияние природной среды на здоровье людей, генофонд и т.д.

Однако, осознание того, что, в отличие от животного, человек существует в двух измерениях: материально-физиологическом и социокультурном, духовном - привело к расширению трактовки понятия “человеческий дом”. Очевидно, что человеческим домом является не только породившая его Природа, но и порожденная, созданная и создаваемая Человеком Культура, огромный мир материальных и духовных ценностей. Поэтому в последнее время термин “экология" стал распространяться и на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как “экология души”, “экология культуры”. Это взаимопроникновение понятий, отображающих процессы взаимодействия природных и культурных явлений и процессов, свидетельствует о неразрывной связи природы и культуры, “второй природы”, связи приобретающей всё новые формы. С течением времени возникают новые аспекты этой широкой проблемы.

Природа сохраняет для человека свое научно-познавательное, производственное, оздоровительное и воспитательное значение. Она - неисчерпаемый источник наших знаний об окружающем мире. Наблюдение за ней в процессе трудовой деятельности породило эмпирические знания первобытного человека. Уже простое созерцание открывало перед ним мир разнообразных веществ, живых организмов, звуков, красок. Преисполненная множеством удивительных тайн и загадок, природа поражала сознание людей, будила их фантазию. Однако простое созерцание еще не выводит человека за рамки чисто биологического восприятия действительности. Только труд, направленный на преобразование природы и самого человека открывает путь к изучению природных явлений.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах.

Ритмичность является системообразующим фактором существования материи. В процессе колебаний происходит непрерывный переход одного вида энергии в другой. Например, биоритмы человека определяются взаимодействием физических, эмоциональных, психических и рациональных ритмов, связанных с планетарными ритмами и ритмами жизненной и творческой активности. По мнению ряда специалистов, физический ритм человека имеет 23 дня, эмоциональный - 28 и интеллектуальный - 33 дня.

Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека и общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии образуются биомасса и кислород, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.

Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Это подметил еще античный историк Ксенофонт, который отмечал, что умеренный климат Аттики весьма способствовал получению высокого дохода, развитию полезных искусств. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектонические явления) способны уничтожать плоды труда человека и тормозить развитие общества.

Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себе стимулы для общественного разделения труда и соответственно умножения человеческих потребностей и способностей. В "Капитале" Маркс развивает мысль Г. Форстера (XVIII в.) о том, что нет большего несчастья для народа, чем оказаться в условиях, где природа в изобилии дает все средства существования. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.

Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества. Природа - всеобщее условие и предмет труда. Природа, особенно в земледелии, в орудиях и средствах трудовой деятельности, выступает как производительная сила общества. Гегель и Маркс, подчеркивая, что человек в труде постоянно опирается на содействие естественных сил природы, раскрыли механизм их использования для удовлетворения человеческих потребностей.

Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. Мусульманский мыслитель Ибн Халдун (1332 - 1406) подчеркивал, что в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, жители регионов, прилегающих к экватору, не имеют побудительных мотивов для развития культуры, они не нуждаются ни в жилищах, ни в одежде, а жители холодных стран тратят энергию не добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ и не имеют времени для занятия науками и искусствами.

Русский обществовед и политический деятель Павел Николаевич Милюков (1859 - 1943) показал, что субтропические пояса, где в изобилии имеются влага и тепло, наиболее пригодны для становления культуры, а умеренные пояса с разнообразием условий и ресурсов - для продолжения ее развития. Милюков подчеркнул, что чем дальше развивается культура, тем "независимость" человека от среды и влияние на нее становятся значительнее. Природные условия порождают различные по характеру культуры, которые не отгорожены друг от друга стеной, а активно взаимодействуют.

Современная философия утверждает, что природа и культура "пронизывают" друг друга, а их гармоничный синтез есть цивилизация. Современная цивилизация - преимущественно технократическая. Актуальной является задача перехода к цивилизации, в которой управление техносферой ведется с целью сохранения безопасности, а также улучшения биосферы и общества.

Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Она становится моментом оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т.д.

В трилогии "На росстанях" Я. Колас описал некоторые особенности мировоззрения жителей Полесья, формирующиеся под влиянием своеобразной природы. Он писал, что бесконечные болота учили людей мудрому рассуждению, море лесов воспитывало в них осторожность - здесь так легко встретить опасность. Специфические природные факторы на территории Беларуси способствовали формированию таких типологических черт народа, как способность к упорному труду, сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности, терпимость и доброжелательность, благоговейное отношение к природе. С XX в. происходит "экологизация" общественного сознания, т.е. осмысление роли экологии в совершенствовании социальных отношений, осознание угрозы существованию человечества вследствие исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни загрязнения среды его обитания. Утверждается идея, что нравственные отношения должны быть не только между людьми, но и по отношению к природе.

Воздействие общества на природу целенаправленно (с присутствием элементов стихийности), универсально, осуществляется через практическую деятельность людей.

Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

Человечество превратилось в мощную биогеохимическую силу. Такой подход своими корнями восходит к иудейско-христианской доктрине о сотворении мира, согласно которой порядок природного бытия был создан ради человечества. Господствовавшее в древности нравственно - эстетическое отношение человека к природе (Гомер, Вергилий) в индустриальном обществе дополнялось и отрицалось утилитарно-прагматическим отношением. Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры, создаются искусственные водохранилища, изменяется атмосфера и т.д. Повышается интенсивность и эффективность использования природных ресурсов (культивация земель, более полное использование сырья и т.п.). Вместе с тем, это приводит к исчезновению ресурсов и загрязнению среды. Так, в период между 1970 и 2002 гг. лесной покров Земли уменьшился на 12%, разнообразие форм жизни в океане на треть.

Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода:

1) мифологический (подчинение человека природе);

2) научно-технологический (господство человека над природой);

3) диалогический (гармония человека и природы).

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическому кризису.

Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их - основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер, что требует и всеобщих усилий по его устранению. Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересами остальных людей. В конце XX - начале XXI в. каждый человек, родившийся в "развитой" западной стране, использует в десятки раз больше ресурсов планеты, чем житель государств "третьего" мира. Такая модель развития ведет "к рискам и дисбалансам".

Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Отсюда вытекает вывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, но без изменений в общественном строе свободного предпринимательства (Фурастье, Наваки). Это - концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо - "назад к природе". Например, Форрестер и другие члены "Римского клуба" предлагают прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира. Для такой позиции имеются определенные основания: антропогенная нагрузка на биосферу Земли превзошла в наше время допустимые параметры почти в 2 раза.

Одна из главных причин экологического кризиса усматривается в том, что окружающая среда из вещно-предметной становится информационно-знаковой. Естественное при этом вытесняется искусственным, для которого природа является материалом, а отношения с ней приобретают преимущественно функциональную форму, форму деятельности. Но кроме ответа на вопрос "Как изменять мир, природу?", необходимо думать о том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, то как?

Причина экологических трудностей усматривается и в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологического сознания человека.

Современная философия комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности (но отнюдь не девственности) природной среды.

Обеспечивая жизнестойкость нашей цивилизации, преодолевая экологический эгоизм отдельных стран и слоев, общество постепенно утверждает идеал умеренности в отношении материальных благ, признавая при этом безграничность духовного роста человека. В целом, современная наука к экологической проблеме подходит системно и усматривает комплекс направлений:

а) научно-технический прогресс, позволяющий разрабатывать и внедрять наукоемкие, экономически эффективные и одновременно антропоморфные и экологически чистые технологии;

б) всеобщее социальное переустройство в направлении роста гуманизма и демократии;

в) перестройка правовых и политических взаимоотношений между странами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человека;

г) формирование новой экологической парадигмы, которая утверждает высшую ценность природы и соответственно государственное регулирование с целью защиты природы и человека;

д) формирование экологически воспитанного, компетентного и ответственного человека. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков магистральный путь развития.




2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)