Методические рекомендации для студентов
Какие значения имеет термин «источник права». При характеристике форм права нужно исходить из исторически сложившихся реалий: первой по времени возникновения формой права было санкционирование государством некоторых обычаев, в поддержании и закреплении которых был заинтересован господствующий класс (правовой обычай); вторая форма права - придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу (прецедент); третья форма права - установление государством предписаний общего характера, то есть нормативного акта. Вопрос о видах нормативных актов довольно подробно изложен во всех учебниках и пособиях. В повседневной жизни часто встречается термин «действующее законодательство». Он означает совокупность таких законов, предписания которых, с одной стороны, являются общеобязательными, а с другой — обязательными именно в настоящее время. Таким образом, речь идет о пределах действия законов во времени. Одни нормативные акты принимаются на неопределенное время (например, Конституция РФ), другие - на строго определенное время (например, Правила приема в вузы в 2006 г.). Действие законов в пространстве всегда ограничено определенными территориальными пределами. При этом пространственное действие законов и иных нормативных актов может распространяться: на территорию всего государства; на определенную часть государства; за пределами государственной территории. Действие закона по кругу лиц также связано с определенными пределами. Иначе говоря, круг лиц, охватываемый действием нормативного акта, бывает различным. Дайте объяснение сущности этих процессов. Правовые нормативные акты включаются в действующее законодательство в результате специальной деятельности компетентных органов государства — правотворчества (законотворчества). Нужно усвоить, что правотворчество - способ упорядочивать, стабилизировать существование самого общества, формировать социально необходимые отношения между людьми и их коллективными образованиями. Такой подход к правотворчеству реализуется тогда, когда основывается на научно сформулированных началах, принципах. К ним относятся принципы демократизма, законности, научности, исполнимости. Различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов: а) принятие нормативных актов органами государства б) принятие актов в ходе референдума непосредственно в) санкционирование государственными органами норм, которые стожились независимо от них в виде обычаев (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями, например, кооперативами, общественными организациями. Следует обратить внимание на последовательность осуществляемых организационных действий, совокупность которых настывают правотворческим (законотворческим) процессом. Правотворческий процесс — это технология создания нормативных правовых актов и доведение их предписаний до адресата. Рассмотрим основные стадии законотворческого процесса. 1. Законодательная инициатива, т.е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение по изданию закона и на внесение законопроекта в законодательный орган. Право законодательной инициативы, согласно ст. 104 Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. 2. Подготовка законопроекта (деятельность различных рабочих групп, комиссий: выработка концепции, создание текста, правовая экспертиза, пояснительная записка и т.п.). 3. Обсуждение (выступления в комиссиях и комитетах законодательного органа, заключения, опубликование проекта для обсуждения и т.п.). 4. Внесение - законопроекта в законодательный орган, принятие его к рассмотрению, принятие в порядке первого, второго, третьего чтения. «Чтение законов» означает обсуждение и. поэтапное принятие его: «первое чтение» — принятие проекта в принципе, одобрение идеи либо основных контрольных цифр (например, при принятии бюджета): «второе чтение» — принятие проекта как закона; «третье чтение» — внесение редакционных поправок и принятие в целом. Например, принятие обычного закона требует простого большинства голосов, т.е. 50 % + 1 голос от общего количества депутатов Государственной Думы (450 депутатов). Значит, требуется не менее 226 голосов. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа депутатов (Государственной Думы) и должны получить одобрение 3/4 состава Совета Федерации (в то время, как обычный закон требует одобрения более половины голосов членов Совета Федерации). Подписание закона (председателем палаты, председателем парламента, монархом, президентом, иным главой государства - в соответствии с конституцией, регламентом). Опубликование (обнародование) закона в соответствии с установленным порядком, сроком и источниками опубликования (например, официальная газета, ведомости). В правотворческий (законотворческий) процесс составной частью входит и систематизация правовых актов, приведение их в согласованную, упорядоченную систему. Выделяют четыре формы систематизации: учет и регистрация принятых законов, инкорпорация, консолидация, кодификация. В правоприменительной деятельности нередко возникает необходимость в толковании права. Толкование права — это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |