Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЛЕВЕРИДЖА



2020-02-03 157 Обсуждений (0)
ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЛЕВЕРИДЖА 0.00 из 5.00 0 оценок




Производственный леверидж является весьма важной характери­стикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень го­ворит о том, что даже незначительное изменение в объемах произ­водства может привести к существенной финансовой нестабильнос­ти. Имеется в виду, что при некоторых обстоятельствах небольшое падение выручки от реализации может иметь катастрофические по­следствия в плане получения прибыли. Иными словами, относитель­но больший уровень производственного левериджа влечет за собой и большую колеблемость прибыли. Известны три основные меры про­изводственного левериджа:

• доля постоянных производственных расходов в общей сумме рас­ходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и перемен­ных расходов (DOLd);

отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам ( DOL р);

• отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных едини­цах (D0Lr).

В принципе данные показатели могут применяться как для динами­ческих, так и для межхозяйственных сопоставлений, однако основное их предназначение — контроль и анализ в динамике. При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLr и DOLd а также снижение показателя DOL p означают увеличение уровня производственного левериджа и повышение риска достижения заданного уровня прибыли.

Первые два показателя легко интерпретируются и не требуют ка­ких-то дополнительных пояснений. Несколько сложнее обстоит дело с показателем DOLr. Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле

 

                         DOLr = TGI

TQ

 

 

 

 


где TGI -темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах);

  TG -темп изменения объема реализации в натуральных единицах (в процен­тах).

Путем несложных преобразований формулы  ее можно привес­ти к более простому в вычислительном плане виду. Для этого используем вышеприведенные обозначения и иное представление формулы :

 

р • Q = v • Q+ FC + QL  или с • Q = FC +GL.

Отсюда следует, что при изменении объема реализации в натураль­ных единицах, например, с Qo на Q1 соответствующее изменение GLсоставит:

^ GL = GL 1- GL 0 =  с •Q- c*Q = с* Q

 

Поэтому:

DOL r = ^GL : GL= (c* Q) : (c * Q –FC) = c * Q

           ^ Q : Q            ^Q:Q               GL

 

 Экономический смысл показателя DOLr довольно прост — он показывает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производ­ства в натуральных единицах. А именно, для коммерческой организа­ции с высоким уровнем производственного левериджа незначитель­ное изменение объема производства может привести к существенно­му изменению прибыли до вычета процентов и налогов. Значение того показателя не является постоянным для данной коммерческой организации и зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель DOLr имеет при изменении объема производства с уровней, несущественно превышающих критический объем продаж, в этом случае даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли до вычета процентов и налогов; причина состоит в том, что базовое значение прибыли в этом случае близко к нулю.

Отметим, что пространственные сравнения уровней производственного левериджа возможны лишь для компаний, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска продукции.

Более высокое значение этого показателя обычно характерно для компаний с относительно более высоким уровнем технической оснащенности. Точнее, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Таким образом, предприятие, повышающее технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает уровень производственного левериджа.

Коммерческие организации с относительно более высоким уровнем производственного левериджа рассматриваются как более рисковые с позиции производственного риска. Под последним понимается риск неполучения прибыли до вычета процентов и налогов, т.е. возможность ситуации, когда предприятие не сможет покрыть свои расходы производственного характера.

    В заключение можно отметим, что уровень производственного леверид­жа —достаточно инерционный показатель, его резкие изменения прак­тически крайне редки, поскольку часто связаны с радикальными изменениями в структуре материально-технической базы предприятия, ориентированной на специфику производственной деятельности. Сде­лав вложения во внеоборотные активы, предприятие оказывается в известной степени заложником выбранной ранее стратегии развития в том смысле, что постоянные расходы в размере амортизационных отчислений должны учитываться при исчислении финансовых резуль­татов, несмотря на то, пользуется ли успехом производимая им про­дукция. Если маржинальная прибыль невысока, предприятие должно попытаться прежде всего найти возможности ее увеличения, а не идти на сокращение условно-постоянных расходов, например путем про­дажи части внеоборотных активов. Безусловно, в реальной жизни возможны различные варианты, в том числе и связанные с изменени­ем состава и структуры основных средств, однако, если руководство уверено в выбранной стратегии развития своей компании, к действи­ям, затрагивающим материально-техническую базу предприятия, при­бегают лишь в самом крайнем случае.

Для подтверждения сказанного приведем пример действий, на пер­вый взгляд являющихся достаточно парадоксальными. В западной литературе описана ситуация, когда одна из крупных авиакомпаний устанавливала цену пассажирских билетов, едва превышающую сто­имость обеда во время полета. Логика этого подхода вполне объясни­ма. Компания пыталась завоевать свое место на данном рынке услуг; поскольку постоянные расходы (вложения в авиалайнеры, их эксплу­атация в соответствии с установленным графиком работы и др.) уже имели место и не могли быть снижены, компании важно было при­влечь 'пассажиров, предоставить им некоторые дополнительные ус­луги, чтобы в дальнейшем, естественно, вернуться к нормальному по­рядку цен. Безусловно, такое решение имело тактический характер.



2020-02-03 157 Обсуждений (0)
ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЛЕВЕРИДЖА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЛЕВЕРИДЖА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)