Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы, влияющие на стрессовую реакцию



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Факторы, влияющие на стрессовую реакцию 0.00 из 5.00 0 оценок




Кроме характеристик стрессового события на особенности развития стрессовой реакции в каждом конкретном случае влияет множество самых разнообразных факторов: это и интерпретация стрессового события человеком, и его прошлый опыт, и, наконец, его личностные особенности. Давайте рассмотрим эти факторы подробнее.

Раздражитель может стать стрессором не напрямую (как холод, голод, сильный физический раздражитель), а в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю. Например, звук чужих шагов за спиной может оказаться сильным стрессором для человека, когда он идет ночью один по пустынной улице.

Таким образом, между стрессором и нашей реакцией на него всегда есть промежуточное звено: когнитивная интерпретация происходящего, приписывание ему того или иного психологического смысла. В этой идее заложена одна из возможностей борьбы со стрессом, которая выражается общеизвестным правилом: «Если ты не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней».

 

Особенности когнитивной интерпретации стрессового события во многом зависят от личного опыта человека. Для каждого существуют закрепившиеся в личном опыте специфические связки – какие стимулы являются для него максимально опасными и стрессовыми. У каждого из нас существуют точки уязвимости – на них мы отвечаем реакцией бегства (например, депрессия – это один из видов «убегания» от травмирующей ситуации и сведения на «нет» своей активности). Какие-то стимулы не являются столь опасными, человек готов с ними бороться, поэтому он активно реагирует на стрессор и справляется с его воздействием.

 Выявить характерные для каждого человека связки стрессор-реакция или предпочитаемые стратегии реагирования, можно проанализировав его индивидуальный опыт, отметив в нём некоторые характерные стереотипы. Возможно, стереотипные стрессовые реакции оказываются не очень адаптивными и адекватными и их необходимо изменить.

 

Рассмотрим одну из моделей сложного взаимодействия различных психологических факторов, влияющих на стрессовую реакцию.

Исходным пунктом является стрессор, который может быть различным по длительности и значимости. Главный фактор, который опосредует действие стрессора – это процесс оценки человеком этого стрессора, который представляет собой суждение о событиях с различной точки зрения:

- насколько ситуация подконтрольна;

- какие причины приписывает человек – почему так произошло (внутренний или внешний локус контроля);

- оценка ресурсов, которые есть в наличии.

При этом когнитивная оценка ситуации происходит на фоне физиологических реакций (вегетативные и гормональные перестройки) и на фоне эмоциональных реакций.

Человек находится в окружении значимых, близких людей, знакомых, которые формируют социальную сеть вокруг него, оказывают социальную поддержку. Это является важным фактором, который влияет как на оценку ситуации (например, с точки зрения норм и ценностей группы), так и на оценку ресурсов (человек рассчитывает на помощь близких), социальная сеть помогает справиться с эмоциональными реакциями.

В результате сознательной и бессознательной оценки ситуации человек формирует поведение, пытается совладать с ситуацией. О типах совладающего поведения мы поговорим позднее.

Свойства личности и социальные признаки могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, влияя на её тип, интенсивность и длительность.

Выделяют определенные личностные черты, которые влияют на формирование стрессовой реакции:

- наиболее известно такое свойство как эмоциональная стабильность, является фактором, защищающим в борьбе со стрессами;

- способность справляться с внутренними и внешними требованиями;

- выносливость, как комплексная система убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые поддерживают человека в его взаимодействиях со стрессовыми событиями: смысловая и целевая ориентация человека, локус контроля (интернальный или экстернальный), способность принять вызов (убеждённость, что изменения – это часть жизни и в них содержится возможность роста);

Эти элементы влияют на когнитивную оценку стрессора и тем самым способствуют повышению самоценности, активируют ресурсы совладания.

- страх и гнев как черты личности (стереотипные, хронические способы поведения) являются факторами индивидуальной предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Можно выделить ещё одну интегральную характеристику, которая оказывает влияние на опосредование стрессовой ситуации – эмоциональная компетентность.

 Эмоциональная компетентность (термин ввёл Либин) обозначает способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением и основана на интегральной оценке человеком своего взаимодействия со средой. То есть, человек адекватно оценивает как внешние стимулы (обстановку, среду), так и внутреннее (состояние организма, прошлый опыт). Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов, когда человек изменяет негативные эмоциональные реакции (застенчивость, депрессивность, агрессию) на позитивные, адаптивные. При этом саморегуляция личности осуществляется не за счёт подавления негативных эмоций, а за счёт использования их энергии для организации целенаправленного поведения.

 

Таким образом, история изучения стресса началась с Ганса Селье, которые сформулировал понятие «общий адаптационный синдром».

Селье и его последователи считали, что ответная физиологическая реакция на стрессовые воздействия представляет собой универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинакова как для человека, так и для животных.

Однако по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.

В дальнейшем было разработано представление у двух видах стресса: физиологическом и психоэмоциональном. Однако полное разделение
 физиологического стресса и стресса психического условно: в
физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Развитие стресса определяется наличием двух факторов: стресса и стрессовой реакции.

Стрессором может выступать не только нечто негативное, но и нечто позитивное, требующее адаптации к неким произошедшим изменениям, а стрессовое воздействие может быть положительной мотивирующей силой, поэтому принято разделять дистресс, представляющий собой деструктивную силу, и эустресс - стресс позитивный.

Существует закономерность развития стрессовой реакции, выделяют три последовательные фазы: реакция тревоги, сопротивление и истощение.

На особенности стрессовой реакции влияют личностные особенности человека: они могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, определяя её тип, интенсивность и длительность.

В дальнейшем мы подробно рассмотрим физиологию стрессовой реакции и развитие соматических заболеваний в результате стресса.

Ключевые слова: общий адаптационный синдром (ОАС), стресс, модель защитных реакций, физиологический стресс, психоэмоциональный стресс, стрессор, стрессовая реакция, эустресс, дистресс, фазы стресса: реакция тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения, субсиндромы стресса, хронический стресс, эмоциональная компетентность

 

Вопросы:

1. Кто является основоположником теории стресса? Каково его понимание природы стресса? Изложите его взгляды на явление стресса.

2. Какие виды стресса принято выделять?

3. Назовите 2 компонента стресса, охарактеризуйте каждый из них, их взаимосвязь.

4. Как стрессовая реакция развивается во времени? (Перечислите и охарактеризуйте фазы стресса).

5. Дайте характеристику эустресса и дистресса. В чем заключается их различие? В чем их сходство?

6. Как стрессор может воздействовать на состояние человека? Опишите варианты.

7. Как личностные особенности человека влияют на характер стрессовой реакции?

 

Словарь терминов:

 

- Биологическая обратная связь – информационная обратная связь относительно функционирования тела. Последние исследования показали, что биологическая обратная связь из внешних источников может также использоваться организмом для изменения функционирования. Например, когда осуществляется обратная связь с помощью ЭЭГ, люди могут в некоторой степени осуществлять контроль над своими альфа-волнами. Подобные манипуляции совершались и с частотой сердечных сокращений, кровяным давлением, притоком крови в конечностях и т.д. Биологическая обратная связь используется в терапевтических целях.

 

- Локус контроля – общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам.

 

- ЦНС – центральная нервная система – включает в себя головной и спинной мозг.

 

Литература.

1. Гриднер. Управление стрессом

2. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е издание. - Питер, 2002.

3. Кучер А.А. Теория и практика психологической коррекции и реабилитации при посттравматическом стрессовом расстройстве. Уфа, 2002.

4. Перре М, Бауманн У. Клиническая психология.

5. Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство по ред. Дмитриевой Т.Б. - М. 2004.

6. Психосоматика. Новейший справочник. М., Эксмо, 2003.

7. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребёнку. - М., 1997.



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Факторы, влияющие на стрессовую реакцию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы, влияющие на стрессовую реакцию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)