Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения.



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

«УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ»

 

Готман Александра Ивановна

учитель начальных классов

 

 

Работа выполнена на базе методического кабинета

Леушинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-

интерната

 

                                                            

с. Леуши 2010

                                        Оглавление.

1.Введение.                                                                                         2

2Актуальность темы.                                                                         2

3.Задачи коррекционной  школы.                                                     3

4.Виды чтения:                                                                                   3

    4.1.Чтение «для себя».

    4.2Чтение «про себя»

    4.3..Чтение «вслух».

5.Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения. 3

6.Цели при различных видах упражнений                                          4

7.Упражнения на развитие техники чтения                                        9

    7.1.Артикуляционная гимнастика                                             10

    7.2.Упражнения на развитие чёткости произношения.            10           

    7.3.Чистоговорки, пословицы, поговорки.                              10                                

    7.4.Чтение согласных.

    7.5.Упражнение «Буксир».                                                       12                 

    7.6.Упражнение «Бросок- засечка»                                         13              

    7.7.Упражнение «Молния»                                                      14

    7.8.Упражнение «Спринт».

    7.9.Набор деформированных предложений.                           14                

    7.10.Таблица «Шульте».                                                           16                

    7.11.Упражнения на развитие скорости восприятия.              17                

8.Заключение.                                                                                         20

Приложение                                                                                         

9.Мониторинг успешности чтения учащихся 1,2,3классов..           21                        

10.Мониторинг успешности чтения учащихся за годы       

обучения в начальных классах.                                                   22

12.Литература.                                                                                  23

Упражнения, развивающие технику чтения у младших школьников в коррекционной школе.

Введение

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.

Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе является:

-Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.

-Формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

   

                                 Актуальность темы.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество ученика коррекционной школы. Читая, он активно реагирует на поступки героев, с помощью учителя дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении.

  Чтение требует определенных знаний, умений и навыков в учебной деятельности и вместе с тем развивает у школьника навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине.

                                                                                     

Задачи коррекционной школы.

Чтобы воспитать такого школьника коррекционная школа должна решать следующие задачи:

- Развивать интерес к чтению.

- Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать учебный материал в следующем (среднем) звене школы;

-Обеспечить полноценное восприятие художественных произведений.      

- Научить работать с книгой.

Виды чтения.

  Ученику коррекционной школы в младших классах необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучить его далее подробно.

 Чтение «вслух» - это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча – это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением “про себя”. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

воспринятой информации.

 

Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения.

1.Чтение, деление на части.                                                                                     

2.Чтение по готовому плану.

3. Чтение, пересказывание после чтения.

4.Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.

5.Чтение вполголоса.

6.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

7.Чтение, ответы на вопросы.

8.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

9.Беседа, сопровождающая выборочным чтением.

10. Чтение по ролям.

11.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

12.Чтение, пересказ прочитанного текста с помощью жестов, мимики, позы.

                            Цели при различных видах упражнений

Цель упражнений: совершенствование навыков чтения.

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинают с игровой разминки.

Цель: постановка дыхания, развитие четкости произношения.

Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Вдох, выдох по порциям.

Цель: четкое произношение.

Эту работу начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

  Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

Артикуляция основных гласных:

а, о, у, ы, и, э – учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

бкзстрмнвзршлнх

жлпфхчшбрптсткл

  Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).                              После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Цель следующего упражнения – развитие бокового зрения.

 

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

1. Научись читать трудные слова

 

Ра-тра-стра-страна

Во-тво-ство-детство

Ро-кро-от-крою-открою

Ра-бра-со-бра-собрать

 

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее

пр.ст.л.сь оии

п.бр.б.й. ооу

к.р.нд.ш. ааа

 

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года,

Однажды с этою страной                                                                       Простились… (навсегда).

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую… (тетрадь).

 

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

  Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает.

Его просят, его ждут,

А как придет, прятаться начнут.

(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик.)

 

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь.)

                                                                                                                        

Цель упражнения: увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 2-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнения проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

“Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”

Цель: развитие внимания.

  Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

  Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

                                                                                                                           

            Упражнения на развитие техники чтения.

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

 

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

 

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

 

г) чтение тихо и умерено:

арка арца                                                                                                       

арта арда

арла арча

арса аржа

 

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

 

 

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

 

Набор скороговорок.

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

 

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

  Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

 Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

  Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”.                                            

 Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.                                          

Многократное чтение

    Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки 

   Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

    Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение называется                                                      

“Бросок – засечка”

 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

  Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”

   Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

    Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”

 

Набор деформированных предложений.

 

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная , крутая и длинная горка была

 

   Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

   Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

   Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”:

                                                                                                            

   Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”:

   Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Использование таблицы Шульте.

  Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..

10                            

4

28                            

9

14

 

20                            

24                            

18                            

1

5

 

13                            

8

30                            

25                                                                                                                

11

 

2

22                            

15                            

27                            

17

 

26                            

6

12                            

3

21

 

16                            

23                            

19                            

29                            

7

 



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы и приёмы, способствующие повышению техники чтения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)