Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компетентностный подход к определению содержания образования.



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Компетентностный подход к определению содержания образования. 0.00 из 5.00 0 оценок




    Для современных педагогов приобретает первостепенное значение поиск ответов на следующие вопросы:

    - какие содержательные идеи и ценности мировой и отечественной культуры могут быть восприняты большинством общества не только в качестве ориентиров или приоритетов общественного развития, но и как некоторый элемент сложившейся социокультурной практики?

    - как обеспечить в рамках общего образования необходимые навыки, способность и готовность молодежи к успешной интеграции в современном обществе?

    - что является интегрирующим звеном между теоретической и практической подготовкой в организации учебного процесса, ориентированного на социализации молодежи?

    - каковы особенности педагогического обеспечения и готовности выпускников школы к эффективной адаптации рынка труда?

    Во-первых, педагогам, рассматривая способность и готовность молодого человека к продуктивному взаимодействию с обществом, необходимо различить понятия адаптация, социализация, интеграция.

    адаптация- первый уровень взаимодействия, характеризующийся приспособлением человека к новым условиям изменившейся социальной среды;

    социализация- более высокий уровень взаимодействия, характеризующийся эффективным освоением социальных и культурных норм и успешным ориентированием молодого человека в обществе;

    интеграция (в социум)- самый высокий уровень взаимодействия, характеризующийся успешностью и творческой активностью молодого человека по преобразованию общества и соответствие общечеловеческим ценностям.

    Во-вторых, модернизация - социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования.

    Развитие цивилизации диктует необходимость периодической модернизации образования и, как следствие- изменение его ценностного содержания. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (миссия школы во все времена - объединение, сокращение неравенств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось». Ценностное многообразие привело к конфликту ценностей. Так происходит отчуждение личности ребенка от результатов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивидов и форм осуществления учебной деятельности. В итоге происходит отчуждение образования от саморазвития.

    В-третьих, педагогам необходимо понять, что информационная цивилизация формирует принципиально иную систему ценностей. Это свободно реализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и социальной ответственности.

    Основу новой структуры ценностей составляет компетенция. Здесь необходимо развести понятия компетенция и компетентность. Данный вопрос подробно рассматривался выше, в первом пункте контрольной работы.

    В-четвертых, за последние годы произошли значительные изменения в структуре ценностей учащихся, которые связаны с социально- экономическими процессами, происходящими в обществе, т.е. перелом в сознании в пользу образованности как ценности. Стало очевидно, что основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать общей компетенцией.

    Основа общих компетенций - адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация. В связи с вышеизложенным, развитие образовательных процессов в новой социокультурной ситуации следующее: достижение нового качества подготовки молодого человека за счет развития его общих компетенций на основе восстановления гармоничного развития взаимосвязанных систем: Человек – Социум – Природа.

    В-пятых, в процессе построения личностно – ориентированной системы развития общих компетенций необходимо основываться на принципах:

- ученик изначально является субъектом познания;

- образование – единство обучения и самообразования;

- приоритет индивидуальности, самобытности ребенка (ребенок – активный носитель субъектного опыта;

- проектирование образовательного процесса, предусматривающую:

- возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

- развитие ученика как личности происходит благодаря постоянному обогащению, преобразованию субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

- основным результатом обучения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями;

    В-шестых, развитие общих компетенций обучающихся для достижения человеком более высокого образовательного уровня исследователи предлагают следующие ступени развития:

- достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания, поведенческие качества личности;

- достижение общего образования – человек приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности;

Развитие общих компетенций, связанных с формированием на базе общего образования таких значимых для личности и общества качеств, позволяющие человеку реализовать в конкретных видах трудовой деятельности;

- овладение культурой, когда человек не только осознает материальные и духовные ценности, оставленные в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс собственного социума, так и цивилизации в целом ;

- формирование индивидуального менталитета, мировоззрения и поведения человека, придающие личности свойство уникальной неповторимости, открытости для обогащения собственных, духовных ценностей и способности к реализации.

В-седьмых, педагогам необходимо учесть, что специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий учителя, а как результат деятельности обучаемого, с точки зрения его продвижения и развития в процесс усвоения определенного социального опыта.

В итоге учитель развивает и формирует у школьников способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой.

 

 



2020-02-03 156 Обсуждений (0)
Компетентностный подход к определению содержания образования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компетентностный подход к определению содержания образования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)