Компетентностный подход к определению содержания образования.
Для современных педагогов приобретает первостепенное значение поиск ответов на следующие вопросы: - какие содержательные идеи и ценности мировой и отечественной культуры могут быть восприняты большинством общества не только в качестве ориентиров или приоритетов общественного развития, но и как некоторый элемент сложившейся социокультурной практики? - как обеспечить в рамках общего образования необходимые навыки, способность и готовность молодежи к успешной интеграции в современном обществе? - что является интегрирующим звеном между теоретической и практической подготовкой в организации учебного процесса, ориентированного на социализации молодежи? - каковы особенности педагогического обеспечения и готовности выпускников школы к эффективной адаптации рынка труда? Во-первых, педагогам, рассматривая способность и готовность молодого человека к продуктивному взаимодействию с обществом, необходимо различить понятия адаптация, социализация, интеграция. адаптация- первый уровень взаимодействия, характеризующийся приспособлением человека к новым условиям изменившейся социальной среды; социализация- более высокий уровень взаимодействия, характеризующийся эффективным освоением социальных и культурных норм и успешным ориентированием молодого человека в обществе; интеграция (в социум)- самый высокий уровень взаимодействия, характеризующийся успешностью и творческой активностью молодого человека по преобразованию общества и соответствие общечеловеческим ценностям. Во-вторых, модернизация - социальный и культурный процесс, включающий работу по созданию новой системы ценностей и новых моделей образования. Развитие цивилизации диктует необходимость периодической модернизации образования и, как следствие- изменение его ценностного содержания. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (миссия школы во все времена - объединение, сокращение неравенств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось». Ценностное многообразие привело к конфликту ценностей. Так происходит отчуждение личности ребенка от результатов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивидов и форм осуществления учебной деятельности. В итоге происходит отчуждение образования от саморазвития. В-третьих, педагогам необходимо понять, что информационная цивилизация формирует принципиально иную систему ценностей. Это свободно реализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и социальной ответственности. Основу новой структуры ценностей составляет компетенция. Здесь необходимо развести понятия компетенция и компетентность. Данный вопрос подробно рассматривался выше, в первом пункте контрольной работы. В-четвертых, за последние годы произошли значительные изменения в структуре ценностей учащихся, которые связаны с социально- экономическими процессами, происходящими в обществе, т.е. перелом в сознании в пользу образованности как ценности. Стало очевидно, что основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать общей компетенцией. Основа общих компетенций - адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация. В связи с вышеизложенным, развитие образовательных процессов в новой социокультурной ситуации следующее: достижение нового качества подготовки молодого человека за счет развития его общих компетенций на основе восстановления гармоничного развития взаимосвязанных систем: Человек – Социум – Природа. В-пятых, в процессе построения личностно – ориентированной системы развития общих компетенций необходимо основываться на принципах: - ученик изначально является субъектом познания; - образование – единство обучения и самообразования; - приоритет индивидуальности, самобытности ребенка (ребенок – активный носитель субъектного опыта; - проектирование образовательного процесса, предусматривающую: - возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении; - развитие ученика как личности происходит благодаря постоянному обогащению, преобразованию субъектного опыта, как важного источника собственного развития; - основным результатом обучения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями; В-шестых, развитие общих компетенций обучающихся для достижения человеком более высокого образовательного уровня исследователи предлагают следующие ступени развития: - достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания, поведенческие качества личности; - достижение общего образования – человек приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности; Развитие общих компетенций, связанных с формированием на базе общего образования таких значимых для личности и общества качеств, позволяющие человеку реализовать в конкретных видах трудовой деятельности; - овладение культурой, когда человек не только осознает материальные и духовные ценности, оставленные в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс собственного социума, так и цивилизации в целом ; - формирование индивидуального менталитета, мировоззрения и поведения человека, придающие личности свойство уникальной неповторимости, открытости для обогащения собственных, духовных ценностей и способности к реализации. В-седьмых, педагогам необходимо учесть, что специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий учителя, а как результат деятельности обучаемого, с точки зрения его продвижения и развития в процесс усвоения определенного социального опыта. В итоге учитель развивает и формирует у школьников способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |