Трансфер и коммерциализация технологий
Задача обеспечения инновационного процесса современными разработками и технологиями в России возложена на систему Государственных научных центров (ГНЦ), являющуюся, по существу, основой государственной инновационной инфраструктуры.[3] В настоящее время на территории России функционирует 58 ГНЦ: в Москве и Московской области (39), Санкт-Петербурге (12) и ряде крупных промышленных центров Центрального и Западно-Сибирского округов (7). Деятельность ГНЦ сосредоточена на четырех основных направлениях: фундаментальные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ (ФЦП); участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве; подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров в области, относящейся к тематике исследований конкретного ГНЦ. Структура видов работ, выполняемых ГНЦ, представлена на диаграмме (рис.2).
Рисунок 2. Структура видов работ, выполняемых ГНЦ
Однако, по сложившейся в России практике, зачастую путь от научного продукта до серийного образца получается слишком долгим. Причин этому много, но одна из главных – недостаток менеджерской культуры, не понимание учеными возможностей и правил использования результатов их интеллектуального труда в бизнесе, не отлаженность механизмов коммерциализации технологий. В этой связи успешная деятельность всех участников инновационного процесса, как правило, основывается на реализации комплекса услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры инновационного цикла по таким направлениям, как информационное обеспечение; защита интеллектуальной собственности и патентно-лицензионная работа; финансово-экономическое обеспечение; сертификация наукоемкой продукции и предоставление услуг в области метрологии и стандартизации; производственно-технологическая поддержка создания и освоения новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции; услуги по маркетингу; рекламная и выставочная деятельность; подготовка и переподготовка кадров в области инновационного менеджмента. В реализации инноваций важнейшую роль приобретает взаимодействие ГНЦ с предпринимательской сферой и непосредственно с промышленными предприятиями. Такое взаимодействие осуществляют около 90 % ГНЦ. В деятельности по разработке, модернизации и внедрению принципиально новых технологий с предприятиями стран дальнего зарубежья участвует более 55 % ГНЦ. Среди целей и направлений взаимодействия ГНЦ с зарубежными фирмами и организациями преобладают научно-техническое сотрудничество и выполнение заказов на научно-техническую продукцию (91 % ГНЦ), совместное проведение НИОКР (40 %). Необходимо отметить, что менее половины ГНЦ имеют стратегического партнера в России и 36% — в странах дальнего зарубежья. По степени перспективности регионов для экспорта результатов научно-технической и инновационной деятельности ГНЦ на первом месте — регионы России, на втором и третьем — Юго-Восточная Азия, Западная Европа и США, на четвертом — страны СНГ, на пятом — развивающиеся страны, на шестом — Восточная Европа. Одним из важнейших условии перехода экономики на инновационный путь развития является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах достаточного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой, использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях. По оценкам экспертов, оптимальное количество специалистов в области менеджмента инноваций составляет до 25 % от общего количества работников научно-технических отраслей экономики. Текущая минимальная потребность в подготовке кадров и обучении такого рода специалистов в России составляет порядка 24 тыс. человек в год. Однако объем и особенно качество подготовки специалистов для инновационной деятельности и эффективной коммерциализации технологий в настоящее время не соответствуют современным потребностям. Поэтому особенно остро стоит проблема в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциализации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции, эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе. Главное место здесь занимает подготовка специалистов для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Кроме материально-финансовых и информационных ресурсов, им нужен эффективный менеджмент и, соответственно, подготовленные кадры по всей цепочке инновационного процесса. Речь идет о подготовке руководителей малых фирм, менеджеров инновационных проектов, специалистов по правовой охране и коммерческому использованию результатов исследований и разработок, выведению на рынок высокотехнологичного продукта, стратегии развития наукоемких компаний, технологическому аудиту в инновационных фирмах и научных учреждениях, экспертизе инновационной деятельности фирм. Как показывает анализ зарубежного и отечественного опыта, подготовка кадров является сферой, финансовые вложения в которую при относительно небольших затратах приносят быстрый и положительный социально-экономический эффект. В настоящее время идет работа по решению следующих задач в сфере подготовки кадров: Обучение научных сотрудников, прежде всего авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса. Подготовка персонала предпринимательской сферы, прежде всего для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса. Подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |