Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная наука о здоровье – валеология



2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Современная наука о здоровье – валеология 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ XXI ВЕКА………………..…..4-14

1.1 Современная наука о здоровье – валеология ……………………………….……………4-7

1.2 Структура валеологии …………………………………………………………………………………8-10

1.3 Особенности физического воспитания детей различных возрастов………11-14

РАЗДЕЛ 2. НОВЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРОБЛЕМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА..................15-20

2.1 Понятия об "активном отдыхе"…………………………………………………………………15-17

2.2 Роль сна в поддержании психического здоровья ………………………………..…18-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня стали модными понятия здоровье, здоровый образ жизни, биопродукт, экология, валеология. Спорт из простых повседневных упражнений стал культивироваться наравне с едой и одеждой. А ведь всё это простые, знакомые каждому с детства вещи, и отношение к ним должно быть как к естественным жизненным потребностям. Этому и учит валеология.

Наша медицина сегодня - медицина болезней и больных. У нас нет медицины здоровья - валеоцентричной медицины. Она лечит болезни, а не формирует у людей настрой на здоровый образ жизни. Современные врачи знают законы болезней, но не здоровья. Когда дом горит - его надо тушить, а потом продолжать кидать спички в стог сена - авось не загориться. Врачи -только пожарники, а не архитекторы - строители здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни” он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”. Валеология является "медициной здоровья", т.к. направлена, в основном, на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Здоровье (по определению ВОЗ) - cостояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. Валеология, и особенно её теоретико-филосовский раздел валеософия, призвана настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, на здоровый образ жизни и мысли. Она обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.

 

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ XXI ВЕКА

Современная наука о здоровье – валеология

Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и нездоровье - это ограниченная в своей свободе жизнь.

В России очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем по Европе. Огромное количество больных туберкуле зом, гепатитом, психически и онкологически больных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных и т.д. Количество людей с сердечно-сосудис тыми заболеваниями на 40-50% превышает показатели Европы и Америки. При высокой заболеваемости населения финансирование на здравоохранение у нас в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах, в которых, кстати, борются с курением, призывают к сокращению потребления алкоголя или переходу на более легкие напитки. В России же количество курящих и употребляющих крепкие напитки - выше всех разумных пределов. По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения, если потребление чистого спирта в стране превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. У нас только, по официальным данным, потребляют 18 л чистого спирта, по другим данным - 22-23 л. В стране цифра курящих возросла за последние десять лет у мужчин на 20%, у женщин - на 35%, у подростков - на 50%.

90-е гг. XX в. в России отмечены самым высоким со времени окончания Великой Отечественной войны уровнем смертности населения, тогда как показатель суммарной рождаемости достиг наименьшей величины. Фактически в России возникло новое явление, которое определяется учеными как "сверхсмертность", или, как его еще называют, "русский крест"[4, 199].

Убыль населения наблюдается в России в XX в. в четвертый раз. Первые три раза были обусловлены Первой мировой и гражданской войнами, голодом и репрессиями 30-х гг., Великой Отечественной войной. Нынешний же демографический кризис эксперты называют беспрецедентным в мирное время. В прошлом году естественные потери были компенсированы иммигрантами только на 16,7%. К концу XXI в., если не произойдет каких-либо радикальных изменений, население России практически уменьшится в два раза.

Говоря о здоровье российской нации, следует отметить одну очень важную особенность: около 70% россиян находится в так называемом состоянии предболезни - "я еще не болен, но уже не здоров". Это, скажем так, не состояние болезни, а состояние нездоровья.

В России отсутствует на государственном уровне пропаганда здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками. Закон о табакокуре нии Государственная Дума приняла в первом чтении, а второе было провалено. Сейчас многие мировые табачные компании переносят свои производства в Россию. Они практически скупили нашу табачную промышленность и травят наше население.

Анализ происходящих в России социально -экономических преобразований показывает, что, к сожалению, человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности - это помощь не только себе, но и окружающим ("Спаси себя - и вокруг тебя спасутся тысячи!"). Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т.д.

Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на наш взгляд, образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.

Профилактическая медицина в России сегодня - это медицина "предупреждения заболеваемости ", а не самовозрастающего здоровья нации. С такой пассивной профилактикой нам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактической медицины у нас нет [6, 110].

"Медициной здоровья" является валеология (от лат. valeo - здравствовать) - родившееся в России в 80-е гг. прошлого столетия новое междисциплинарное научно-педагогическое направление. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин "валеология" для обозначения "здоровья человека". В 1987 г. он выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждается, что наука о здоровье должна быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины, теории и практики физической культуры и других наук. Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеевa, - это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье.

Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека. Основными проблемами валеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы определения конституциональных особенностей индивида; 4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; 5) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 6) теория и методика валеологического образования.

Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья [3,56 ].

Напомним, многие науки носят комплексный характер. Например, математика - это: алгебра, арифметика, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, теория вероятности, теория ошибок, теория множеств. Почему же валеология - наука об индивидуальном здоровье человека - не может опираться на морфологию и физиологию человека, терапию, гигиену, экологию, генетику, фитотерапию, гомеопатию, фармакологию, биотику, психологию, сексологию, физическую культуру, ботанику, цитологию, астрологию, хрононавтику. Валеология как наука об индивидуальном здоровье человека - наука педагогической стратегии XXI в.

 

Структура валеологии

Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как медико-биологической категории, но и с позиций культуры - необходимо и правомерно.

Валеологию, на наш взгляд, нужно рассматривать как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основу здорового образа жизни.

Валеология, по нашему мнению, включает в себя две составные части (см. схему): 1) теоретическую и 2) практическую валеологию.

В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический, культурологический и т.д.

В рамках практической валеологии следует выделять два относительно самостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья) и 2) собственно практичес кая валеология (оздоровление организма). С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию. Специальная валеология - это возрастная, семейная и профессиональная валеология.

Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: 1) дошкольную, 2) школьную, 3) вузовскую и 4) поствузовскую.

Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здравствования человека, и в частности - индивидуального здоровья. Общественное здоровье - предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошо представляют себе роль социально -гигиенических факторов в сохранении и укреплении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека [3 ,120].

В 1996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040700 - "Валеология" (квалификация врач - валеолог-преподаватель и педагог-валеолог). Началась эпоха внедрения в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России, Украины и Белоруссии учебной дисциплины "Валеология". В ряде вузов открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы по валеологии, создаются специализированные журналы, защищаются диссертационные работы по валеологической тематике, проводится серия научных форумов различного уровня по актуальным проблемам валеологии, издаются учебные пособия, монографии, научно-популярные книги и т.д.

... В 2000 г., как ни странно, в России закончилась эпоха "валеологизации" образования: валеология как учебная дисциплина Министерством oбразования РФ, по существу, ликвидирована.

Для каждого здравомыслящего человека совершенно очевидно, что необходимо срочно предпринять серьезные шаги на пути решения проблемы "Здоровье нации".

Следует отметить, что в настоящее время валеологическое образование учащейся молодежи в определенной степени дают вузовские кафедры физического воспитания. Это обусловлено особенностью Примерной программа дисциплины "Физическая культура" Министерства образования РФ. Учебная дисциплина "Физическая культура" направлена на решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, в частности: знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способнос тей, качеств и свойств личности и т.д.[6 , 225].

Несмотря на валеологическую направленность вузовской физической культуры, эффективность курса "Физическая культура" низка. Это обусловлено недостаточно высокой валеологической эрудицией профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания. Целесообразно открытие кафедр валеологии в каждой академии физической культуры. Назрела необходимость в подготовке учебника по валеологии и для средних, и для высших учебных заведений.

Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы "Человек и его здоровье" валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии [4 , 156].

 



2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Современная наука о здоровье – валеология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная наука о здоровье – валеология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)