Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды диверсификации



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Понятие и виды диверсификации 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Современные реалии рыночной экономики свидетельствуют о том, что условия функционирования предприятий отличаются крайней нестабильностью. Наблюдаются высокие темпы научно технического прогресса, обостряется конкуренция, потребители становятся все более разборчивыми в приобретении товаров, возрастает роль сервисного обслуживания.

Переход к рыночным условиям ведения бизнеса сформировал новую парадигму стратегического управления, основанную на свободном выборе коммерческим предприятием пути своего развития.

От правильности этого выбора зависят не только дальнейшие возможности предприятия в достижении коммерческой цели, но и его пребывание на рынке, отмеченном высоким уровнем конкуренции. Разработка стратегии предприятия в современных условиях требует научно обоснованной концепции, которая определяет основы и принципы функционирования и развития предприятия в условиях рынка. Этой концепцией чаще всего бывает диверсификация.

Диверсификация является одним из эффективных направлений стратегического развития предприятия в условиях рынка. Актуальность данного направления развития предприятия обусловлена следующими факторами: во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике [46. С. 26].

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

В настоящее время строительные организации уже практически полностью работают с учетом принципов и требований рыночной экономики. Они стали самостоятельными, им уже сегодня приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Ряд проблем, которые ранее решались централизованно, в настоящее время легли на плечи самих строительных организаций, как самостоятельных субъектов рынка. К числу наиболее весомых из них необходимо отнести следующие: выбор путей и методов развития строительного производства, направлений диверсификации и научно-технического развития; поиск потребителей строительной продукции, оценка финансового состояния организаций и отдельных мероприятий по ее развитию; формирование, распределение и оценка эффективности использования всех видов ресурсов строительной организации; надлежащее социальное обеспечение строительной организации и т.п.

Уровни и темпы диверсификации напрямую связаны с финансовым состоянием и возможностями хозяйствующих субъектов, а также зависят от множества внешних факторов.

Объемы диверсификации производства за рубежом значительные. В России, в основном используются первоначальные стадии диверсификации, связанные с интеграцией вниз - к поставщикам строительных материалов, освоение самостоятельной сбытовой сети и др. подобные направления [36. С. 101].

Для разработки и реализации стратегий диверсификации строительной деятельности необходимо иметь надежно работающий инструментарий оценки эффективности диверсификации. Особенно недорабатываемыми являются методические оценки эффективности диверсификации, осуществляемой в форме налаживания производства готовых товаров (работ, услуг) технологически не связанных с ранее выпускаемыми и реализация их на новых рынках сбыта (так называемая несвязанная (конгломератная) диверсификация).

Вопросы экономической оценки эффективности производства и сбыта товаров (работ, услуг), которые могут использоваться при оценке эффективности диверсификации строительной деятельности, рассматривались в трудах: Абрамова СИ., Бузырева В.В., Балабанова И.Г., Грабового П.Г., Гумбы Х.М., Карасева А.В, Лукмановой И.Г., Панибратова Ю.П., Серова В.М., Степанова И.С., Чернышева Л.Н., Фалькевича Н.А., и др.

Вместе с тем, ряд вопросов, связанных с оценкой эффективности диверсификации строительной деятельности, остаются недостаточно изученными, что и определило выбор темы настоящих исследований.

Целью данной работы является разработка основных направлений диверсификации деятельности ООО «СПК Дальтехнострой».

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:

- анализ состояния развития и оценка эффективности диверсификации в России;

- разработка миссии, целей и стратегий диверсификации строительной деятельности организаций;

- разработка направлений диверсификации деятельности ООО « СПК «Дальтехнострой».

Объектом исследования являются процессы диверсификации строительной деятельности в рамках Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-производственная компания «Дальтехнострой».
Предметом исследований являются виды дизайна как одного из методов диверсификации строительной деятельности.

Теоретическую и методическую основу исследований составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области диверсификации строительной деятельности в различных организационно-правовых структурах.

Информационную базу исследования составляют официальные данные по формированию структур управления организаций и их отчетные данные по экономической и диверсификационной деятельности, а также положения нормативно-правовых актов России.

Дипломная работа состоит из введения, четырех частей, заключения, списка литературы, приложений. Первая часть посвящена теоретическим аспектам диверсификации производства. Во второй части проведены маркетинговые исследования рынка строительных материалов. В третьей части  определены основные направления строительных компаний. Диверсификация, как часть корпоративной стратегии ООО «Строительно-производственная компания «Дальтехнострой» ,предложена в четвертой части работы.

 В заключении приводятся основные выводы, сделанные в ходе настоящего дипломного исследования.


1. Диверсификация производства как основное направление стратегического развития предприятия

Понятие и виды диверсификации

Одним из способов успешного выживания хозяйственных систем в конкурентной среде и наращивания ими финансовых средств является диверсификация их деятельности. Сейчас многие хозяйственные системы успешно диверсифицируют свою деятельность, гибко приспосабливаясь к условиям рынка.

Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства [32. С. 98].

Пионерное исследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1962 г., осуществил М.Горт, японских предприятий - в 1979 г. Е.Есинара.

Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой - стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.

Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. В приложении А показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности [41. С. 206].

В современной литературе рассматриваются различные определения диверсификации. Так Соколов в своей работе дает следующее определение диверсификации: «Диверсификация (от лат. diversificatio - изменение, разнообразие) - это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.)» [25. С. 200].

Следовательно, диверсификацию деятельности хозяйственной системы в данном контексте можно рассматривать как одну из форм реализации инноваций и инвестиций.

Хозяйственная система определяет для себя возможный спектр приемлемых по тем или иным критериям инноваций и диверсифицирует свою деятельность на базе этих инноваций, т.е. вкладывает денежные средства (осуществляет инвестиции) в те или иные передовые разработки, технологии.

В работе Иванова понятие диверсификации раскрывается через «… инвестирование в различные ценные бумаги или вклад финансов в различные производства с целью уменьшения среднего коммерческого риска, либо маркетинговая стратегия, направленная на расширение сфер деятельности фирмы на рынках новых продуктов, не связанных основным.

Подобная трактовка диверсификации отражена в работе … Он мыслит диверсификацию как процесс «…расширение диапазона экономической деятельности, связанное с проникновением предприятия в другие новые отрасли производства, зачастую, технологически не связанные с основной специализацией этого производства [25. С. 206].

В целом все определения диверсификации являются подобными и основным моментом является расширение сферы деятельности предприятия за счет абсолютно новых видов оказываемых услуг. В дальнейшем в работе за основу будет использоваться следующее определение:

«Диверсификация производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом, видов производства либо расширение ассортимента производимых товаров» [25. С. 208]. Развитие процессов диверсификации производства связано со стремлением предприятий упрочить свое положение в конкурентной борьбе, своевременно отреагировать на изменение экономической конъюнктуры.

Виды диверсификации зависят от способов ее осуществления. Диверсификация может осуществляться путем создания другой отрасли нового производства. В этом случае имеет место реализация инноваций и инвестиций. Можно классифицировать этот тип диверсификации как инновационный. Чаще, однако, приобретаются уже существующие предприятия посредством покупки их акций.

На основе диверсификации складываются концерны и конгломераты - крупные полиотраслевые и многофилиальные структуры. В первом случае имеет место концентрическая (связанная) диверсификация - пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения сбыта [46. С. 26]. Во втором случае имеет место конгломератная (несвязанная) диверсификация - пополнение ассортимента продукции изделиями принципиально нового класса [46. С.27]. В состав концернов и конгломератов могут входить различные промышленные и торговые фирмы, научно-исследовательские учреждения, банки, страховые общества и т.д.

Выделяют диверсификацию продукции - как производство большого числа модификаций одного и того же вида товара, расширяющего интересы потребителей, однако приводящего в большинстве случаев к удорожанию продукции [31. С. 65].

Таким образом, какая бы диверсификация не проводилась все они имеют единую целевую ориентацию - приобретение дополнительной экономической устойчивости и устойчивого экономического развития.

 

Мотивы диверсификации

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Анализ результатов многочисленных исследований позволяет нам выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности, что показано на рисунке 1.1.

                                                                                             

     
ПРЕДПОСЫЛКИ
 

 


1. Неравномерное развитие отраслей экономики (закон неравномерного экономического развития)

2. Падение нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению)

3. Развитие научно-технического прогресса

 
МОТИВЫ

 


Технико-технологические Экономические Финансовые Социальные Стратегические
Желание более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологии. Незанятость и неполное использование ресурсов. Перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков. Извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов. Ресурсосберегающая политика. Распределение рисков между большим объемом производства. Финансовая стабильность. Сохранение рабочих кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная политика менеджера. Приспособление к конъюнктуре рынка. Приспособление к колебаниям конъюнктуры. Страхование будущего предприятия. Антимонопольное законодательство. Слияния и поглощения.  Государственный заказ.

 
ЦЕЛИ

 


1. Экономическая стабильность и финансовая устойчивость предприятия

2. Прибыль

3. Конкурентоспособность

 

Рис. 1.1  Приоритет целей диверсификации

 

Выделяют следующие предпосылки диверсификации хозяйственных систем:

ü неравномерное развитие отраслей экономики;

ü падение нормы прибыли в традиционном производстве;

ü развитие научно-технического прогресса [25. С. 74].

Также мотивами и предпосылками диверсификации могут быть: стремление завоевать большую долю рынка собственного товара (связанная диверсификация), завоевание других рынков (несвязанная диверсификация), обретение большей экономической устойчивости, устранение конкуренции, приобретение большей конкурентоспособности.

Все мотивы диверсификации в свою очередь делятся (с определенной долей условности) на наступательные и оборонительные. Оборонительные мотивы для диверсификации включают:

ü распределение делового риска;

ü уменьшение циклической нестабильности;

ü замену вида деятельности, переживающего спад.

Этот список можно дополнить таким мотивом, как стремление защитить себя от конкурентов. Данный оборонительный мотив является одним из доминирующих, поскольку конкуренция является фактором внешней среды, наиболее сильно воздействующим на хозяйственную систему. Наступательные мотивы включают:

ü политику агрессивного роста;

ü финансовые возможности;

ü преодоление границ роста;

ü достижение синергетических эффектов.

Наступательные мотивы диверсификации включают в себя и стремление устранить конкурентов, когда с помощью диверсификации устанавливается полный контроль за их деятельностью либо эта деятельность полностью нивелируется.

Конкуренция на мировых товарных, финансовых рынках, рынках услуг достигает очень высоких показателей. Как только появляется свободная ниша, способная принести хоть какую-нибудь прибыль, она немедленно заполняется конкурирующими экономическими субъектами. В результате такой конкуренции многие погибают либо уходят в другую отрасль. Кто-то выживает. Однако неизбежно этот процесс повторяется вновь. Новые кампании «атакуют» эту нишу, стремясь занять там доминирующее положение. Именно в такие периоды диверсификация деятельности хозяйственной системы может послужить средством, помогающим устоять в конкурентной борьбе. Если в основном виде деятельности из-за большой конкуренции в данный момент объем получаемой прибыли снижается, то хозяйственная система может выровнять ситуацию, направив финансовые потоки из вспомогательных видов деятельности в основной, поддерживая тем самым его необходимый уровень ликвидности и рентабельности, удерживая рыночную долю в данной нише.

Можно сделать вывод, что существует множество целей, ради которых фирмы осуществляют диверсификацию. Основными целями являются снижение уровня делового риска и ускорение роста компании. Главными доминирующими целями осуществления диверсификации являются достижение конкурентных преимуществ, устранение конкурентов (наступательные мотивы) либо защита от конкуренции (оборонительный мотив) [37. С. 105].

Одной из причин перехода к стратегии диверсификации является снижение хозяйственных рисков. Пока между доходами двух предприятий нет тесной положительной корреляционной связи, их совокупный риск будет оставаться ниже взвешенной суммы рисков, присущих каждому из них по отдельности. Основанное на данном факте формирование бизнес-портфеля напрямую зависит во-первых от финансового состояния и возможностей компании и, во-вторых от долгосрочной привлекательности отраслей деятельности. Следует отметить что диверсификация, снижая уровень хозяйственного риска, способствует увеличению инвестиционной привлекательности компании в глазах потенциальных инвесторов.

 

 



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Понятие и виды диверсификации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды диверсификации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)