Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание социальной технологии отбора персонала и её компонентного состава



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Описание социальной технологии отбора персонала и её компонентного состава 0.00 из 5.00 0 оценок




Несомненно, любое управление штатом компании начинается, прежде всего, с отбора сотрудников. Для того, чтобы управлять людьми нужно для начала их найти.

Отбор персонала — это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.[5]

Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации неизбежно связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Ошибки при отборе кадров – особенно когда речь идет о руководящих кадрах – слишком дорого обходятся организации. Потери организации от ошибочных решений, аварий, брака – это только часть тех расходов, которые приходится нести в результате неудовлетворительной работы по отбору новых кадров.

Поиск и отбор персонала традиционно рассматривается как функция кадровых служб. Однако эффективный процесс отбора требует участия в нем руководителей всех подразделений, для которых набираются сотрудники.

Руководители всех уровней должны осознавать значение поиска и отбора кадров, уметь оценивать эффективность используемых при этом технологий.

От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество людских ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.

Рассматривая функцию отбора персонала, как исключительную обязанность кадровых служб, необходимо отметить, что функционирование данной службы обусловлено обязательным выполнением ряда основных функций:

- Поиск и отбор кадров;

- Мотивация персонала;

- Кадровое планирование;

- Формирование кадровой культуры;

- Обучение персонала.

 

Но самые важные задачи стоят перед кадровой службой в области поиска и отбора кадров.

В наше время разработано множество надежных и эффективных технологий отбора персонала. Современный уровень развития науки позволяет использовать самые разные методы поиска нужных специалистов и применять сложные многоступенчатые системы отбора, охватывающие все стороны личности.

При поиске и отборе кадров важно придерживаться нескольких принципов, которые не только позволят выбрать лучших кандидатов на заполнение имеющихся вакансий, но и будут способствовать их более легкому вхождению в организацию и быстрому выходу на уровень рабочих показателей, отвечающих установленным требованиям.

В различных источниках встречается достаточно большое количество принципов рационального отбора персонала организации. Приведем некоторые из них:

1. Невозможность действенного отбора претендентов без знания требований к вакантной должности. Отсюда исходит необходимость, во-первых, определения набора знаний и профессиональных навыков для занимающего открытую для найма позицию и формирования личностных требований к нему, во- вторых, выявления того способа поведения и действия кандидата в рабочей группе, к которой предполагается его прикомандировать.

2. Отбор претендентов не всегда должен проходить относительно жестких требований, которые выставляет вакантная должность. Из этого следует, что на практике наиболее пригодный кандидат - это не всегда абсолютная копия сформированного предприятием его желаемого портрета, поэтому отбор необходимо проводить с позиций лишь относительного сходства характеристик.
Многие должности описываются «усредненными требованиями» и поэтому предполагают «только в среднем способных сотрудников».

3. Необходимость избегать сознательных и несознательных субъективных влияний на отбор претендентов, например, протекции или предубеждений.
Несознательные предубеждения по отношению к кандидату чаще всего являются следствием так называемых «перенесенных заблуждений» оценщика. К ним относятся:

- «эффект раздутой двери», который основывается на том, что оценщик склонен к переоценке ярко выраженных особенностей нанимаемого;

- «эхо прошедшего», возникающее вследствие того, что оценщик проецирует определенные позитивные или негативные воспоминания о знакомом человеке (схожие фамилия или имя, выговор и др.) на нанимаемого, и в соответствии с ними выносит ему оценку;

- образование типичных ошибочных мнений и толкований, согласно которым, единичные физиогномические особенности (например, высокий или низкий лоб) расцениваются как гарантированные признаки определенных способностей или свойств характера.

Любой из этих видов заблуждений может привести к авансированной симпатии или антипатии по отношению к претенденту и этим фальсифицировать объективный отбор кандидатов.[6]

4. Необходимость принятия во внимание не только уровня профессиональной компетентности кандидатов, но и то, как они будут вписываться в культурную и социальную структуру организации. Организация потеряет больше, чем найдет, если наймет на работу квалифицированного кандидата, но не способного установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе, с клиентами и руководителями.[7]

 

В центре отбора персонала — стремление работодателя установить пригодность возможного будущего работника. Принципиально пригодность налицо, если прослеживается достаточное соответствие между требованиями, обусловленными работой, и предпосылками успеха, продемонстрированными кандидатом. С помощью механизмов диагностики пригодности специалисты службы управления персоналом должны сориентироваться, действительно ли рассматриваемое соответствие можно истолковывать как необходимое.

Для осуществления этой процедуры многие работодатели используют ступенчатую систему отбора. Проводят один или два предварительных отбора и затем один окончательный, применяя при этом различные методы — от аналитических до медико-психологических. Руководствуясь собственными соображениями об отборе, каждое предприятие использует либо полный набор отборочных методов, либо некоторые из них.

 

       Чтобы точнее определить отбор персонала как социальную технологию следует разобрать его на компоненты.

Компонентный состав любой социальной технологии выглядит таким образом:

-целевой элемент;

-содержательный элемент;

-ресурсный элемент;

-прогностический элемент (является не обязательным и может отсутствовать).

 

Если рассматривать отбор персонала как социальную технологию, то, несомненно, можно выделить в нем эти компоненты.

       Прежде всего следует начать с целевого элемента. Как уже было сказано социальная технология – это определенный способ достижения конкретных целей. В данном случае цель очевидна. Цель данного метода – заполнение вакантных мест на предприятии, отбор наиболее подходящих кандидатов на работу. Учитываются образование, квалификация, уровень профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества, психолого-профессиональная пригодность.

           

Содержательный элемент компонентного состава представляет собой определённую последовательность действий, служащей для достижения поставленной цели.

Таким образом, до принятия организацией решения о приеме на работу, кандидат должен пройти следующие этапы отбора :
• предварительную отборочную беседу;
• заполнение бланка заявления;
• беседу по найму (интервью);
• тестирование;
• проверку рекомендаций и послужного списка;
• медицинский осмотр;
• принятие решения.

В каждой организации этот список может варьироваться в зависимости от требований к будущему работнику.

Беседа может проводиться различными способами. Основная цель беседы — оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность буду щей работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа.

Беседа по найму (интервью). Существует несколько основных типов беседы по найму:
• по схеме — беседа носят несколько ограниченный характер, получаемая информация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможности получения информации;

• слабо формализованные — заранее готовятся только основные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь возможность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных именно те вопросы, которые в данный момент заслуживают большего внимания;
• не по схеме — заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа — огромный источник информации.

Тестирование это источник информации, который может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата, описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности.

Проверка рекомендаций и послужного списка. Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства. [10]

 

Ресурсный элемент социальной технологии являет собой блок условий, необходимых для осуществления данной социальной технологии. Необходимым и однозначным условием для отбора персонала на работу является наличие вакантных должностей. Вакантная должность - это свободное место на предприятии, учреждении, представленное к замещению.

 

Таким образом можно подвести итог и сделать вывод о том, что отбор персонала на работу представляет собой социальную технологию, содержащую в полном объеме три основных элемента компонентного состава.

 

 

Заключение

       Целью данной работы было провести анализ процесса отбора персонала и описание его как социальной технологии. Подводя итог всего вышесказанного можно сделать несколько выводов.

Для начала, с целью введения в основные понятия, было дано описание социальной технологии. В общем виде можно сказать, что социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.

       Была дана характеристика сферы применения технологии отбора персонала, какой является область управления персонала компании в целом. Из чего следует вывод о том, что данная сфера несет большую значимость для компании и первостепенной и особенно важной её задачей является поиск и отбор персонала.

       В последней главе была описана технология отбора персонала, приведен и разобран её компонентный состав. Из чего можно сделать вывод о том, что процесс отбора персонала подходит под определение социальной технологии и удовлетворяет её компонентному составу.

 

Список литературы

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 1999.

2. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996

4. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 1994.

5. Магура М.И. Основные принципы построения системы отбора кадров. //

Управление персоналом. –1998г. -№11.

6. Магура М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации. // Управление персоналом. – 2000.- №7.

7. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-

Синтез», 1999г.

8. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003.

9.  www.ksoft.ru/

10. www.jobgrade.ru



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Описание социальной технологии отбора персонала и её компонентного состава 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание социальной технологии отбора персонала и её компонентного состава

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)