Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кризис нравственных начал



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Кризис нравственных начал 0.00 из 5.00 0 оценок




Кризис нравственных начал был порожден дезориентацией, растерянностью перед натиском коренных перемен, происходящих во всех областях жизни. Люди, чье сознание формировалось на основе опыта, накопленного в XIX и в первой половине ХХ вв., оказались в новом мире. Для ориентации в нем стали недостаточны, а порой и вовсе непригодны казавшиеся ранее незыблемыми представления.

В некоторых случаях это обусловило смену прежнего обожествления человеческого разума неким пренебрежением к его возможностям, принижением его роли в функционировании и развитии человеческого сообщества. Отсюда - непомерное увлечение постмодернистскими концепциями и их многочисленными ответвлениями, отрицающими (особенно в своих крайних проявлениях) познаваемость окружающего мира, по сути, негативно оценивающими роль разума и науки в развитии человечества. Отсюда - уход части людей в беспросветный мистицизм. Отсюда, как реакция на происходящую дезориентацию, - возрастание роли фундаментализма.

Общество, включая его образованную часть, стало жертвой множества мифов. Главный источник этих мифов - попытки приспособиться к меняющимся условиям, используя устаревшие подходы и представления. Среди таких мифов, можно назвать, например, следующие:

ориентация на существование, с одной стороны, “эталонных”, а с другой - “обреченных на исчезновение” цивилизаций и культур;

тезис о том, что отношения между народами и людьми можно строить на иерархических основах.

и даже попытки некоторых возродить миф о том, что насилие является универсальным средством разрешения внутригосударственных и межгосударственных проблем.

Чтобы исключить проявления агрессии из материальной сферы, нужно не забывать о постоянных борениях в сфере духа. Гуманизм все более органично должен входить в сознание людей. Подобно тому, как в мировой политике “ аргументы силы” следует заменить балансом интересов, нужно добиваться их гармонизации и в сфере межнационального общения. Это предполагает утверждение принципов толерантности как свойства внутренней культуры каждой личности. И в этом отношении формирование культуры мира смыкается с развитием культуры демократии.

Культура мира не может быть делом только политических лидеров и элит. В условиях расширения взаимозависимости и взаимосвязи она приобретает вес в том случае, если вовлечет в свою орбиту массы, их организации и движения. Поэтому трудно переоценить значимость углубленного анализа динамики этих организаций и движений, их приоритетных требований и перспективных тенденций.

Научный анализ и решение на его основе проблем, связанных с ценностями культуры мира, предполагают не только изучение опыта отдельных стран, его сопоставление, выявляющее общие тенденции и обусловленности развития, но и более объемный анализ, который охватывал бы взаимовлияние и взаимодействие различных социумов: их сближение по одним вопросам и противоречия, которые нередко унаследованы от прошлого, а порой возникают в ходе самого этого сближения. Следует учитывать, что реализация культуры мира охватывает практически все основные сферы человеческой деятельности и тем самым предполагает взаимодействие различных наук - экономической, социальной, политической, юридической, культурологической, психологической, педагогической и т.д. Иными словами, выработка здесь обобщающей концепции требует междисциплинарных исследований. Поэтому необходимо превратить в своего рода систему международное сотрудничество ученых, работающих в русле широко трактуемой тематики культуры мира, привлекать к этой работе других представителей научной мысли. Многогранность самой концепции культуры, ее целеустановка предполагают также расширение участия в обсуждении проблем практиков, государственных деятелей, партийных лидеров, активистов общественных движений.

Культура мира отражает и перемены, происходящие в деятельности различных конфессий, которые, вступая во взаимодействие с общественной жизнью, не только утверждают в ней нормы морали и нравственности, создают новые духовные ценности, но и содействуют становлению в массовом сознании новых социально-политических парадигм, росту миротворческой активности социальных и гуманитарных движений. Позитивное воздействие такого рода оказывали, например, на международную общественность призывы иерархов основных современных конфессий к мирному решению косовского кризиса. Нельзя переоценить и миротворческую роль таких международных религиозных организаций, как Всемирный совет церквей, Христианская мирная конфессия, Пакс Кристи, Пакс Романа, Берлинская конфессия католиков из европейских стран, Азиатская мирная конфессия, Движение буддистов Азии за мир, Всеафриканская конференция церквей и другие.

Рост участия масс верующих в миротворческих движениях в значительной мере стимулирован и происходящим в последние десятилетия возрождением ислама, хотя, как известно, этот процесс противоречив, зачастую сопровождается национально-этническими и межконфессиональными конфликтами. Антивоенные настроения мусульманских общин находят выражение и в мечетской проповеди, и в выступлениях религиозных деятелей на различных международных форумах. Проявляется оно и в деятельности исламских организаций, таких как Организация исламской конференции, Всемирная исламская лига, Всемирный исламский конгресс и др.

В настоящее время миротворческие силы, в том числе конфессиональные и другие организации, стремятся ввести вопросы войны и мира в более широкие политические, социальные, экономические и духовно-культурные контексты, включающие и такие глобальные проблемы, как усилия по обеспечению устойчивого развития, по смягчению и преодолению отставания в уровне жизни, других социально-экономических показателях стран ”третьего мира”, и т.д. Они выступают за справедливое международное экономическое устройство, за преодоление угнетения, неграмотности, нищеты, голода, борются против старых и новых форм колониализма и расизма. Наконец, они выступают за использование науки и техники для развития и обогащения человеческой жизни, за такое отношение к естественным ресурсам Земли, которое обеспечит подобающую жизнь и будущим поколениям. Такие выступления все более тесно сближаются с международным движением за культуру мира, что расширяет возможности развития мирного взаимодействия и сотрудничества культур и цивилизаций, продвижения человечества к миру ненасилия и согласия.

2) Другие проблемы глобального масштаба

 



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Кризис нравственных начал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кризис нравственных начал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)