Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи, решаемые на разных этапах консультирования



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные этапы

(блоки)

Решаемые задачи

Консультируемый Консультант
Подготовка - фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других) - решение обратиться к психологу - настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов) -  выбор времени, подготовка места
Установление контакта и построение доверитель-ного диалога - возникновение доверия - уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы - достижение согласованной позиции - распределение ролей (Я…Ты…Мы…) -  поддержание доверительного диалога
Исследование ситуации - описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения - содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) - выделение и анализ предмета работы, профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение, на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики -  выделение позитивного «плацдарма» – основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения
Постановка цели - формулирование желаемого результата (Я хочу…), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как…). - содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий - оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели
Поиск решений - выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости - помощь в организации поиска решения - активизация консультируемого, влияние на его позицию
Подведение итогов - сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий - позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата…) - выводы о продвижении. Выделение того, что удалось достичь консультируемому - помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов - выход из контакта

Психологические средства, используемые в процессе консультирования:

· Информирование

Расширение (изменение, корректировка) информированности молодого человека, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным, опыту других людей.

· Метафора (метод аналогий)

Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) ребенка. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижается субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

· Установление логических взаимосвязей

Психолог вместе с молодым человеком устанавливает последовательность событий, выделяет роль внутренних (субъективных) факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.

· Проведение логического обоснования

Данный способ позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи для школьника за счет логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать) последствия (эффективность) разных путей решения.

· Самораскрытие

Психолог косвенно побуждает ребенка «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам консультируемого.

· Конкретное пожелание

Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Молодой человек оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.

· Парадоксальная инструкция

Для того, чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ученика, позволять ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза…».

· Убеждение

Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог, используя понятные для учащегося аргументы, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определенных событий, способов, мыслей.

· Эмоциональное заражение

При установлении доверительных отношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние старшеклассника, заражая его собственным эмоциональным состоянием.

· Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций

Применение данного способа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать…, почертить, написать…), оно позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. От психолога принятие негативных эмоций потребует выдерживания позиции внимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.

· Релаксация

Помощь ученику в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.

· Повышение энергии и силы

 Данный способ мы применяли, когда ученик чувствовал себя обессиленным, «выжатым», демонстрировал отсутствие сил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии позволяют повысить активность и работоспособность консультируемых, ощутить прилив бодрости и жизненных сил.

· Переоценка

Переоценка негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию – «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

· Домашнее задание

Действия, о которых договариваются психолог и консультируемый, могут помочь закрепить наметившиеся в ходе консультации изменения, отследить результаты, опробовать новые способы.

· Позитивный настрой

Позитивный настрой позволяет укрепить веру в возможности ученика по разрешению возникшего затруднения, он позволяет также сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

· Ролевое проигрывание

Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения в значимых ситуациях.

· Анализ ситуаций

В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных ситуаций из жизни школьника, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.

· Внутренние переговоры

Данный способ может использоваться для устранения внутренних конфликтов старшеклассника. Он предполагает выделение конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними. Психолог не может бороться вместо ребенка, но он может помочь организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу. После специальных тренировок старшеклассник обучается подключать к переговорам своего Творца – мудрую, творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает не только находить компромиссы, но и создавать новые оригинальные решения.

· Трансформация личной истории

Целенаправленное погружение в собственную историю. Это способствует снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда школьник страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал что-то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели).

·  Целеустроение

Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда молодой человек чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.

· Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий

Этот способ имеет большое значение для старшеклассников, которым жизнь кажется скучной, все занятия неинтересными, он предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (аналогично Тому Сойеру, который смог превратить в удовольствие скучное занятие по покраске забора).

· Социальные пробы

Осуществление конкретных действий учеником как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах позволяет лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения

· Оказание помощи в поисках идентичности

Указанное направление воздействия весьма актуально для учеников, которые мучительно ищут ответ на вопрос: «Кто я на самом деле?». Конкретные пути, позволяющие найти ответ на данный вопрос, могут быть основаны на самопознании, самоанализе, осмыслении собственных поступков, медитативном погружении и т.д.

Занятие 1

Цель занятия: формирование адекватной оценки себя, своих действий и поступков, действий и поступков других людей. Коррекция завышенной и заниженной самооценки детей.

Ход занятий включает ряд упражнений.

Упражнение "Телефон доверия"

Инструкция: "Представь себе, что ты набираешь номер "телефона доверия". О чём бы ты хотел(а) спросить? Какой вопрос задать?

Ответом может быть коллективное обсуждение или чьё-то отдельное высказывание, но в роли специалиста, отвечающего на вопрос звонящего по "телефону доверия".

Упражнение "Захвати инициативу в диалоге"

Инструкция: любой участник может начать диалог с любой фразы.

Второй должен подхватить разговор и переключить ненавязчиво и вежливо своего собеседника на интересующую его тему.

В диалоге участвуют двое. Группа следит за диалогом.

Упражнение "Твой девиз"

Инструкция: на чистом листе бумаги написать свой девиз.

Затем следует коллективное обсуждение предложенных девизов.

Упражнение "Что делать?"

Инструкция: вам предлагаются различные ситуации, задача заключается в том, чтобы продолжить и развить возможные, на ваш взгляд, следствия. Предлагаются ситуации типа:

- Ты получил двойку, придя домой...

- Тебя обидели в очереди, и ты ...

Упражнение "Ответь первым"

Инструкция: задаются вопросы различного содержания, задача ответить первым.

 Рефлексия в конце занятия:

1. Что вам сегодня больше всего понравилось?

2. Какие выводы вы для себя сделали?

Занятие 2

Цель занятия: формирование умения адекватно реагировать в сложившейся ситуации и принимать социально одобряемые решения.

Ход занятия:

Ведущий предлагает решение трех типов ситуаций в ходе их проигрывания.

1 тип – оценочные ситуации.

По телевизору идет фильм или спектакль, выключается звук, остается только изображение.

Задача ребят определить: о чем говорят люди, каковы цели и мотивы их действий, есть ли конфликтная ситуация, через 20-30 минут звук включается: правильной ли была интерпретация, если были в ней ошибки, то какие и почему.

2 тип – аналитические ситуации, позволяющие найти пути разрешения имеющихся задач:

Методическое обеспечение:

1. Откровенный разговор "Расскажи мне о себе".

2. Письмо в газету.

3. Вечер вопросов и ответов.

4. Устные журналы "Искусство быть собой", "Искусство быть другим".

5. Метод недописанного тезиса (примеры предлагаемых тезисов : самое главное в жизни...,плохо жить без...,когда я смотрю на себя в зеркало, то..., я лучше всего себя чувствую, когда..., я не согласен с тем, что все говорят, будто..., человеку без совести на свете живется...)

 

3 тип – ситуации на выбор действия, принятия решения о выборе средств достижения той или иной цели.

Методическое обеспечение:

1. Проигрываются жизненно важные для ребенка ситуации:

- приход из школы с плохой оценкой;

- первая встреча с инспектором по делам несовершеннолетних;

- выяснение отношений с родителями и т.д.

2. Предлагается проиграть ситуации: что вас может удивить:

- во дворе дома;

- в общественном транспорте;

- на улице;

- в школе;

- в кафе;

- в магазине.

Рефлексия в конце занятия:

1. Какое поведение человека вызывает ваше одобрение?

2. Всегда ли в одной и той же ситуации человек должен поступать одинаково?

3. Что должно лежать в основе любой поведенческой реакции?

4. Что вам сегодня больше всего понравилось?

Занятие 3

Ход занятия: проводится в виде игры«Император»

Цель занятия: приобретение умений и навыков устойчивого и гибкого реагирования на различные воздействия, нравственной направленности поведения.

Каждый из участников игры выступает в роли императора одного из государств прошлого: Вавилона, Бактрии, Ниневии, Флавии, Астении, Мидии. Задача правителя состоит в том, чтобы разумной политикой, заключая договоры или ведя войны, защитить себя и жителей своего государства, обеспечить им богатую и свободную жизнь.

Император имеет право заключать любые договоры с любым из государств, проводить любую политику. В случае необходимости ему разрешается объявлять войну.

Рефлексия в конце игры:

1. Должен ли человек быть ответственным за жизнь окружающих его людей?

2. Как ты относишься к тому, что «своего благополучия человек должен добиться любой ценой»?

3. Что тебе сегодня понравилось больше всего?

4. Чья политика показалась тебе разумной и обоснованной и почему?

Занятие 4

Цель - выработка потребности творческих исканий, уверенности в своих возможностях.

Ход занятия: оно проводится в виде игры «Машина времени».

1 этап игры.

Участники игры разбиваются на три группы, и каждая группа представляет:

1) Семью прошлого, настоящего и будущего.

2) Модель школы также в трех измерениях.

3) Человека из прошлого, настоящего и будущего.

2 этап игры.

Имитируются ситуации:

- ты попал в прошлое;

- ты попал в будущее.

Участники игры разбиваются на две группы, одна из которых - цивилизация прошлого, другая - цивилизация будущего. Каждый из участников играет роль пришельца, по желанию, в прошлое или будущее.

Рефлексия:

1. Как ты себя чувствовал в прошлом?

2. Как ты себя чувствовал в настоящем?

3. Что тебе сегодня понравилось больше всего?

Занятие 5

Цель занятия   заключается в формировании умений нестандартного решения задач, выработке уверенности в своих силах, умения не отступать перед трудностями, развитии фантазии.

Ход занятия: оно проводится в виде игры «Космическое путешествие».

Участники игры делятся на две группы. Одна группа - это инопланетяне. Другая - земляне. Инопланетяне придумывают свою планету и правила жизни на ней. Каждый из землян, случайно попав на эту планету, вынужден здесь жить и придерживаться принятых на планете законов и правил.

В игру вносится элемент ограничения. Каждый день землянину сообщается, чего он лишается, если допускает отступление от установленных правил. Этот элемент ограничения позволяет всем участникам пройти через состояние мобилизующей готовности, усиливает необходимость постоянно держать ситуацию в руках.

В течение игры группы меняются ролями.

Рефлексия в конце игры:

1. Что вы сегодня почувствовали?

2. Что вам понравилось больше всего?

3. Что вам не понравилось больше всего?

 



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи, решаемые на разных этапах консультирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)