Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




ФГОУ ВПО «Орловский юридический институт

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

Учебно-методическое пособие

для слушателей факультета заочного обучения,

обучающихся по специальности 030501 65 – Юриспруденция

 

Составитель

И.А. Леонова

 

Орёл

ОрЮИ МВД России

2010


УДК 17

ББК 87.7

П84

 

 

П84   Профессиональная этика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 030501 65 – Юриспруденция / сост. И.А. Леонова. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - 16 с.

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 030501 65 – Юриспруденция. Пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Профессиональная этика» и включает планы семинарских и практических занятий, примерные вопросы для подготовки к экзамену на 2010-2011 учебный год.

Пособие ориентировано на оказание помощи в процессе значительной самостоятельной работы по овладению предметом.

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры социально-философских дисциплин и экономики 17 июня 2010 г., протокол № 12.

 

УДК 1 7

ББК 87.7    

© ОрЮИ МВД России, 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Приступая к изучению юридической этики, необходимо осознать, что изучаемая дисциплина носит профильный прикладной характер. Профильность отражает профессиональную направленность всего учебного материала, преломление этических аспектов трудовой этики через призму правовых норм и профессиональной деятельности юриста. Прикладной характер же означает потребность всей учебной деятельности в практических примерах и обращению к практическим закономерностям, порожденным юридической практикой. Это значит, что успешное освоение юридической этики складывается из внимательной работы на лекциях, самостоятельного размышления в период подготовки к семинарским занятиям над рекомендованной литературой, и из результатов обсуждения актуальных этических проблем на практических занятиях.

Значение учебной дисциплины в подготовке специалиста объясняется тем, что деятельность юриста реализуется преимущественно в межличностном общении, что требует от представителей данной профессии знания общечеловеческих принципов морали, обязательного нравственного поведения специалиста, во многом определяющего его профессионализм.

Изучение юридической этики связано и с реализацией межпредметных связей с дисциплинами «Философия», «Психология», «Педагогика», «Уголовное право», «Административное право» и другими, поэтому можно смело обращаться к трактовкам смежных этических вопросов этими дисциплинами.

План проведения семинарского занятия по каждой теме содержит не только перечень вопросов для обсуждения, но и темы рефератов, сообщений, список рекомендуемой литературы. Именно на семинарских занятиях можно высказать свою личную точку зрения, которая может отличаться от мнения преподавателя. Если ее аргументировано и грамотно изложить, то это будет дополнительным свидетельством зрелой нравственной позиции слушателя, его профессионализма.

Как результат успешного освоения юридической этики в рамках учебного курса, в сознании слушателя должна прочно утвердиться необходимость постоянной внутренней нравственной работы, потребность нравственного совершенствования юридически образованной личности и персональной ответственности специалиста за все без исключения результаты своей деятельности на всем протяжении профессионального пути.


Распределение учебного времени по темам и видам занятий

для слушателей 2 курса ФЗОна базе высшего (неюридического) образования, обучающихся по специальности 030501 65 – Юриспруденция

 

Наименование темы Всего Часов лекции Сем. зан. Практ. зан. Сам. Раб.

Раздел. Этика как наука о морали

1. Тема 1. Введение в дисциплину «Профессиональная этика» 10 2 - - 8
2. Тема 2. Мораль: происхождение, формы и исторические типы 10 - - - 10
3. Тема 3. Основные категории этики и высшие моральные ценности 10 - - - 10
4. Тема 4. Проблемы прикладной этики 10 - - - 10

Раздел. Профессиональная этика сотрудников ОВД

5. Тема 5. Единство морали и права в деятельности сотрудников ОВД 10 - - - 10
6. Тема 6. Профессиональная мораль сотрудников ОВД 10 2 - - 8
7. Тема 7. Профессионально-нравственное сознание сотрудников ОВД 10 2 - - 8
8. Тема 8. Профессиональная честь и профессиональный долг сотрудников ОВД. Правовая основа профессиональной морали сотрудников ОВД 10 - - - 10
9. Тема 9. Этические аспекты в деятельности служб и подразделений ОВД 10 - 2 - 8
10. Тема 10. Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД 10 - - - 10
11. Тема 11. Служебный этикет сотрудников ОВД 10 2 - - 8
12. Тема 12. Этика межличностного общения сотрудников ОВД 10 - 2 - 8
  Всего часов 120 8 4 - 108
  Экзамен          

 


Для человечества всегда будут сохранять силу такие учения, которые помогают ему жить и верить в жизнь, которые оправдывают непосредственное чувство жизни, внушают спокойствие духа…»

                               П.И. Новгородцев

 

Тема 9. Этические аспекты в деятельности служб и

 подразделений ОВД

Семинарское занятие

Время: 2 часа

Цели занятия:

- сформировать знание об особенностях профессиональной этики сотрудников различных служб и подразделений ОВД;

- совершенствовать умение соблюдать нормы профессиональной этики;

- способствовать повышению уровня профессионально-нравственного развития слушателей.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Нравственное содержание назначения российского уголовного процесса и его принципов. (до 15 мин.)

2. Нравственные основы уголовно-процессуального доказывания. (до 15 мин).

3. Нравственные основы применения мер уголовно-процессуального принуждения. (до 15 мин).

4. Нравственные основы производства по делу в досудебных стадиях уголовного процесса. (до 15 мин).

 

Доклад:

Нравственные основы производства по делу в судебных стадиях уголовного процесса (до 10 мин).

Нравственный аспект уголовно-процессуальной деятельности адвоката-защитника (до 10 мин).

 

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию слушателям следует иметь в виду, что деятельность органов внутренних дел многообразна, это находит отражение также и в профессиональной этике. Специфика профессиональной деятельности юриста предопределяет необходимость выделения в юридической этике судебной, прокурорской, следственной, адвокатской этики, этики работников органов внутренних дел и т.д. В ней обобщаются нравственные составляющие отдельных структурных элементов и средств уголовно-процессуального доказывания.

Каждая разновидность юридической этики наряду с общими моральными принципами имеет еще и специфический набор нравственных правил, обусловленных особенностями юридической деятельности. При этом всегда надо иметь ввиду, что лежащие в их основе моральные нормы, нравственные и профессиональные требования, предъявляемые к их субъектам, закреплены в правовых нормах и претворяются в соответствующей правоприменительной деятельности. Отсюда в содержание конкретного вида юридической этики включаются лишь те нравственные нормы и отношения, которые возникают в процессе юридической деятельности определенного специалиста-юриста.

Таким образом, всем видам юридической деятельности присущи как общие, так и специфичные профессиональные требования и нормы, обязательные для соблюдения каждым сотрудником, так как все они носят нормативный, фиксированный в различных правовых актах характер. Сказанное обуславливает необходимость рассмотрения тех общих требований, которые предъявляются к юристам вне зависимости от специфики их профессии.

 

Литература:

Основная:

1. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2009.

2. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник ВУЗов. – 3-е изд. М., 2005.

3. Этика. Учебник ВУЗов /Под ред. Гусейнова А.А., Апресян Р.Г. – М., 2009. ( там же материалы к докладу).

4. Этика деловых отношений: Учебник / Под. Ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Юридическая этика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / (И.И. Аминов и др.). – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие обстоятельства подлежат доказыванию по уголовному делу?

2. С каким принципом связан нравственный аспект доказывания?

3. Обоснуйте нравственные основы использования отдельных видов доказательств.

4. Назовите общие нравственные требования к деятельности следователя.

5. Какие нравственные требования предъявляются к проведению допросов?

Т е м ы р е ф е р а т о в:

1. Нравственные основы законодательства о правосудии.

2. Нравственное содержание Конституции РФ.

Задания на самоподготовку:

1. Заполните таблицу, охарактеризовав основные положения статей Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

Статьи Кодекса Профессиональной этики Краткая характеристика основных положений
   

Статьи Кодекса Профессиональной этики: статьи с 1 по 28.

2. Изучите этические кодексы разных стран и подготовьте ответы на следующие вопросы:

I . Анализ содержания морально-этического кодекса полицейского США

1. В чем, судя по тексту данного кодекса, состоит основная цель полиции США?

2. Каковы, согласно кодексу, основные составляющие служебного долга полицейского США?

3. Какие этические категории, судя по тексту кодекса, являются основными для полицейского США?

4. В чем проявляется сходство Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ и морально-этического кодекса полицейского США?

II . Анализ содержания кодекса этики полицейского ФРГ

1. Какие специфичные особенности служебной деятельности полицейских ФРГ, наиболее тесно связанные с профессиональной этикой и характерные, одновременно, для сотрудников ОВД, отражены в данном кодексе?

2. Назовите негативные, по мнению полицейских, черты службы. Дополните этот перечень 3-5 негативными чертами ОВД, которые препятствуют выполнению служебного долга не соотносятся с понятием профессиональной чести.

3. Ознакомьтесь с представленными в приложении 6 статистическими данными (пункт 10), отражающими позитивные и негативные ценности сотрудников ОВД, которые названы гражданами. Попробуйте посмотреть на сотрудников ОВД глазами гражданского населения и назовите их (сотрудников) позитивные и негативные ценности.

4. Какие важнейшие качества полицейского называются в кодексе? Назовите 2-3 наиболее важных качеств сотрудников ОВД, которые отражены в Кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД РФ. Прокомментируйте свой ответ.

III . Анализ содержания кодекса деонтологии национальной полиции Франции

1. Каково, согласно данному кодексу, основное предназначение полиции Франции?

2. Какие характеристики полиции Франции отражены в кодексе? Есть ли среди этих характеристик профессиональной деятельности такие, которые присущи деятельности в ОВД, и если есть, назовите их?

3. Перечислите общие обязанности сотрудников национальной полиции и сравните их с обязанностями сотрудников ОВД (отталкиваясь от текста Закона РФ «О милиции» и Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ).

4. В чем состоит специфика взаимных прав и обязанностей сотрудников полиции и их руководителей, согласно тексту кодекса деонтологии национальной полиции Франции, и как соблюдение этих обязанностей способствует выполнению служебного долга?

5. Какие взаимные права и обязанности сотрудников ОВД и их руководителей, благоприятствующие выполнению служебного долга, Вы могли бы назвать?

IV . Анализ этических принципов полицейской службы Великобритании

1. Какие особенности служебной деятельности полицейского, связанные с выполнением служебного долга, отражены в данном кодексе?

2. Перечислите профессионально важные качества, обладать которыми полицейскому предписывают данные принципы. Назовите профессионально важные качества, которые отражены в Кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД РФ.

3. В чем проявляется персональная ответственность полицейского, судя по тексту этических принципов. Раскройте более широко понятие персональной ответственности на примере деятельности сотрудников ОВД. Поясните, как персональная ответственность связана с профессиональным долгом?

Тема 12. Этика межличностного общения сотрудников ОВД

                                                                                         Семинар - 2 часа

Цель занятия:

- сформировать представление о принципах меж­лич­­ностного общения;

- усвоить специфику профессиональных отношений в коллективе сотрудников органов внутренних дел;

- определить содержание и характер общения сотрудников орга­нов внутренних дел во внерабочее время.

Вопросы семинара и примерный расчет времени:

1. Принципы межличностного общения (до 35 мин.)

2. Особенности профессионального общения в коллективе сотрудников ОВД (до 35 мин.)

Доклад:   "Содержание и характер общения сотрудников ОВД                     во внерабочее время" ( до 10 мин.)



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)