Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГИМ как национальный музей России



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
ГИМ как национальный музей России 0.00 из 5.00 0 оценок




Российский исторический музей стал первым в стране реализованным проектом национального музея. Не смотря на то, что первые такие проекты были предложены еще в начале XIX века членами Румянцевского кружка (Аделунгом и Вихманом), постановка вопроса о создании музея, который сможет целостно представить историю и культуру страны, во многом стала результатом культурных и социально-политических изменений, произошедших во второй половине XIX века. У истоков зарождения идеи музея, стояла Политехническая выставка в Москве, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I. Севастопольский отдел выставки, помимо реликвий, связанных с обороной Севастополя в Крымской войне, включал в себя археологические предметы, найденные на побережье Черного моря. Среди устроителей этого отдела, возникла патриотическая идея создания центрального музея, призванного объединить материальные исторические памятники со всей России и целостно представить основы национальной культуры.

Постановка вопроса о создании национального исторического музея во многом явилась результатом политических и культурных изменений, происходивших во второй половине XIX века: реформы Александра II, рост интереса к национальным корням, демократические тенденции, и при этом развитие науки, в том числе становление такой важной для музейного дела дисциплины, как археология. Рост музейной сети в пореформенный период сопровождался специализацией музеев исторического профиля. Однако наряду с этой тенденцией существовала потребность в обобщении фактического материала для представления цельной картины исторического процесса.

В конце 50-х – начале 60-х годов в связи с празднованием тысячелетия страны в печати был поставлен вопрос о создании национального музея, увековечивающего в памятниках историю страны. Важнейшую роль в возрождении этой идеи сыграли Этнографическая (1867 г.) и Политехническая (1872 г.) выставки, выявившие интерес к памятникам культуры и истории нашей страны. На второй был создан Севастопольский отдел, который, рядом с реликвиями обороны Севастополя во время Крымской войны были представлены археологические находки графа Алексея Сергеевича Уварова, привезенные им из Херсонеса, среди них фрагменты храма, в котором князь Владимир принял христианство.

В среде устроителей Севастопольского отдела, среди которых помимо Уварова были генерал А.А. Зеленой (председатель комиссии по его учреждению) и полковник Н. И.(Николай Ильич) Чепелевский, возникла мысль о создании Исторического музея. В настоящее время неизвестно, кому она изначально принадлежала, но именно Чепелевский в начале декабря 1871 года обратился к наследнику цесаревичу Александру Александровичу с просьбой об устройстве «Русского национального музея» и в феврале 1872 года получили разрешение.

 Чепелевского назначили председателем «Комитета по устройству в Москве Музея его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича», и на тот момент ни у него, ни у других членов комитета не было четких представлений о концепции музея. В течение 1872 года этот вопрос обсуждался и появились первоначальные планы. Об этом моменте в истории создания музея говорит запись в дневнике известного историка того времени И. Е. Забелина от 24 ноября: «Был у меня Уваров с таким предложением. Наследник желает образовать в Москве музей как бы Русской Славы, в который назначаются в директора кн. Кочубей, Ф. Н. Глинка, граф Уваров, я и Иловайский». Забелин отмечает, что Уваров предложил по примеру Севастопольского создать общероссийский музей, «где бы помещались картины, статуи и весь бы был расписан фресками из русской истории».

В том же году Комитет был преобразован в Управление музея, председателем его назначили И. Е. Зеленого, и поменялся его состав, в который на этот раз вошел Чепелевский, и купцы И. А. Кононов и И. И. Зайченко, которые взяли обязательство пожертвовать музею крупную сумму. Перед управлением встала задача разработки документов, которые определили бы сущность будущего музея и программу его деятельности.

 

 

Программные статьи, делавшие попытку сформулировать концепцию музея, появились в печати в начале 1873 года. Автором их был видный историк, профессор Петербургского университета Константин Николаевич  Бестужев-Рюмин. В первой из этих статей он утверждал, что музеи имеют огромное значение как для развития науки, так и для образования и культуры народа. Музей должен распространять знания, но, помимо этого, одной из главных его целей должно быть развитие науки. Переходя к вопросу о собрании музея, автор рекомендовал широко показывать археологический материал в подлинниках, а также зарисовки погребений, карт и курганов. «Желательно, - отмечал он, - было бы при вещах видеть, для сравнения, сходные с ними по работе вещи из других стран». Особое внимание он уделял «памятникам христианства»: церковной утвари, иконам, священническим облачениям и т. п. По мнению Бестужева-Рюмина, необходимо было «точно определить, какому плану должен следовать музей, чтобы рассортировать свой многообразный материал». В ходе обоснования этого плана рассматривались все важнейшие, с точки зрения автора, события русской истории.

Бестужев_Рюмин предложил разделить памятники по следующим отделам:

1. Памятники греческих колоний с побережья Черного моря. Византия. Памятники Херсонеса, где, по легенде, крестился Владимир

2. Памятники, связанные с племенами, населявшими Русь до принятия христианства

3. Владимиро-Суздальское княжество. Татаро-монгольское нашествие. Новгород и Псков

4. Укрепление Москвы (14-16 вв)

5. Первые Романовы на престоле

6. Петр Первый и его преемники

7. Начало царствования Екатерины Второй – современность

 

Бестужев-Рюмин выделяет основную задачу музея при систематизации и экспонировании материала – «следовать порядку историческому», чтобы посетитель, осматривающий музей, мог «наглядно переживать те исторические изменения, которым подвергалась жизнь русского народа.[1]

Именно такой концептуальный план музея был использован в дальнейшем. Помимо этого, Управление музея также занялось разработкой основных положений, определяющих характер организуемого музея. В январе 1773 года были утверждены «Общие основания музея». В этом документе отмечалась цель музея – «служить наглядной историей». Для этого в музее должны «собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства. Эти памятники, расположенные в хронологической последовательности, должны представлять, по возможности, полную картину каждой эпохи с памятниками религии, законодательства, науки и литературы, с предметами искусств, ремесел, промыслов и, вообще, со всеми памятниками бытовой стороны русской жизни, равно с предметами военных и морских сил». Кроме экспонирования подлинных памятников, предполагалось изобразить «посредством живописи и ваяния важнейшие события и исторических деятелей». В марте этого же года проект структуры музея составил А.С. Уваров. Оба эти документа почти полностью совпадали с структурой, предложенной Бестужевым-Рюминым

Кроме этого, была создана комиссия по разработке проекта здания и строительству музея. В этом же 1874 году был объявлен конкурс на лучший проект здания Исторического музея, для которого Московская дума уступила место на Красной площади, купленное ею у казны. Это место было выбрано не зря: находясь в самом центре древней столицы Русского государства, рядом с Кремлем, на Красной площади, оно должно было символизировать величие исторического прошлого страны. Конкурсная комиссия отдала предпочтение проекту архитектора В.О. Шервуда. Внутренняя планировка и оформление здания музея должны были, согласно проекту «дать ясное наглядное представление об историческом развитии Росссии».

Однако проект был подвергнут критике со стороны Управления музея. По мнению И.Е. Забелина, музей должен был быть построен в стиле русской архитектуры XVI века, так как именно в это время ей присущи своеобразные черты. По его мнению, Шервуд часто выдавал за русский стиль готические формы. Кроме того, слабой стороной проекта Шервуда было отсутствие помещений для научных и фондовых отделов. В связи с этим, изначальный проект был несколько изменен, и только в августе 1875 года удалось приступить к строительству здания.

 

Вскоре был утвержден Устав музея, составленный А.С. Уваровым. В определении целей и состава музея Уваров исходил в основном из «Общих оснований музея», утвержденных ранее Управлением. Как указывалось в Уставе, музей «имеет целью служить наглядною историею главных эпох Русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». В Уставе предусматривалось право музея на публичные чтения, лекции и свои печатные издания «о предметах, соответствующих его программе».

С самого начала возникновения идеи прослеживается такая тенденция, как стремление сделать музей просветительским центром для широких кругов общества. Помимо Бестужева-Рюмина, эти мысли звучат в цитатах Н. И. Чепелевского, представляющего музей как возможность раскрыть перед народом основные моменты в истории его страны.

Серьезной проблемой, вызвавшей много дискуссий, оказался вопрос статуса музея. Согласно проекту, предложенному Чепелевским в 1880 году, нужно было сделать Исторический музей подлинно общественной организацией, связанной с научными учреждениями и обществами, широко привлекающими к работе ученых и общественность, и управляемое коллегией, созданной на выборном начале. Что касается правительства, то оно должно было содействовать основанию и работе музея лишь путем финансовой помощи. Однако такой проект все таки должен был предполагать финансовое обеспечение со стороны той же общественности, и денег крайне не хватало. В итоге музей стал государственным учреждением, что отчасти определяло его идеологический характер.

В 1881 году на работы относительно музея были выделены средства, председателем его назначен Великий Князь Сергей Александрович, а товарищем председателя – граф Уваров. Музей стал Императорским Российским историческим музеем.

 Государственное финансирование дало возможность активно расширять коллекцию, и итогом этого стало открытие первой экспозиции в 11 залах в 1886 году по случаю коронации Александра III.

1 зал экспозиции был посвящен памятникам каменного века, найденным на территории Азиатской России. Для сравнения с демонстрируемыми материалами в зале показывался комплекс предметов, относящихся к различным районам Японии.

Во 2 зале экспонировались памятники каменного века, найденные на территории Европейской России. 3 и 4 залы были отведены для памятников периода бронзы. Интересным элементом экспозиции являлся показ культурного слоя земли, из которого добывались памятники. Это давало посетителю представление об археологической работе. Экспонировались также карты, на которых отмечались места раскопок. 

5 зал отводился для показа памятников эпохи железа. К нему примыкали залы А, Б и В, в которых экспонировались памятники христианского искусства до X века, памятники греческих поселений на берегах Черного моря.

В 6 зале были представлены эллино-скифские памятники.

В последних 7 и 8 залах демонстрировались памятники от принятия христианства до смерти Владимира Мономаха. Здесь было мало подлинников.

В первой экспозиции особое значение предавалось оформлению помещений. На своде Сеней академик Ф.Г. Торопов иобразил Родословное древо государей Российских, что подчеркивало государственную направленность музея. В основу оформления залов был положен принцип стилизации в духе соответствующей эпохи. Известными художниками создавались картины на исторические сюжеты.

Главное достоинство этой экспозиции состояло в том, что она строилась в основном на подлинном музейном материале – первоисточниках.

Огромное значение имела сама установка на создание экспозиции по единому плану. В этом отношении Исторический музей стал первым как в России, так и в Западной Европе. Научная систематизация археологического материала в экспозиции находилась на уровне передовых европейских археологических музеев, таких как Музей северных древностей в Копенгагене и Сен-Жерменский музей.

 

Открытие музея для публики ознаменовало новый этап в его существовании, привлекло к нему внимание научных кругов и общественности, что должно было положительно сказаться на дальнейшем развитии музея.

 


[1] Там же, 3 с.

 



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
ГИМ как национальный музей России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГИМ как национальный музей России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)