Объективно-исторические концепции сущности искусства
В конце XVIII — начале XIX века наряду с «субъективно-творческими» концепциями искусства сложился и взгляд на художественное творчество как составную часть общественной жизни людей и общественно-исторического развития, как особое, художественное постижение и выражение сущности духовной жизни народа или человеческого общества в целом. В немецкой классической эстетике, которая в то время играла первую скрипку в теоретической мысли об искусстве, идеи такого рода высказывались Гердером, Гете, Шиллером и получили обстоятельное обоснование и развитие в философской системе Гегеля. В эстетической теории Гегеля искусство рассматривается в качестве одного из проявлений сущности общественной жизни и одной из форм ее исторического развития. Эта сущность понимается как саморазвитие й самопознание «абсолютной идеи», которая в искусстве приобретает конкретно-чувственную форму и предстает как «идея прекрасного». В этом виде абсолютная идея существует уже в естественной природе и общественном бытии человека. И художник имеет дело именно с этой сферой существования абсолютной идеи, то есть с объективно-историческим состоянием мира. Цель искусства — в раскрытии Сущности мира в форме его конкретно-чувственного бытия. Это необходимо потому, что в своем объективном состоянии сущность мира («абсолютная идея») ограничена конечными, преходящими формами бытия и отягощена внешними для нее, случайными, несущественными подробностями, частными моментами. Поэтому прекрасное в природе, то есть вообще в реальной действительности, является неполноценным, «несовершенным, неполным видом красоты». Свое совершенство «идея прекрасного» обретает только в искусстве, в котором она освобождается от всего случайного, конечного, ограниченного и, сохраняя «жизнь духа», предстает для ее непосредственного восприятия во всей полноте и свободной бесконечности. «Таким образом, — пишет Гегель, — необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворительности непосредственной действительности. Его задача и призвание должны состоять в том, чтобы в своей свободе дать внешнее воплощение явлению жизни и духовному одушевлению и сделать внешнее соразмерным своему понятию. Лишь теперь истинное начало впервые выделено из временного и конечного существования и не растворяется во множестве частных моментов. Одновременно оно приобретает внешнее выявление, в котором выступает уже не скудость природы и прозы жизни, а достойное истины существование»16. Гегелевское понятие «идеи прекрасного» и его понимание идеала по-своему раскрывают существенную сторону художественного творчества, а именно специфику художественного познания жизни в виде типизации ее существенных, характерных свойств и творческого возведения их в ранг всеобщей значимости в художественном образе. В связи с этим много ценных мыслей высказано им о характере в искусстве как художественном сосредоточении сущности человеческой жизни и о соотношении характеров и обстоятельств в реальной жизни и в искусстве. Ценной является и попытка решить в связи со спецификой художественного познания вопрос о преодолении с помощью искусства временной и пространственной ограниченности конкретно-чувственного опыта человека в его практической жизни и расширение его вплоть до бесконечности. Гегель попытался объяснить и характер творческой способности художника, но это оказалось, пожалуй, самым слабым местом в его теории искусства. Суть художественно-творческой способности сведена к тому, что художник проникается содержанием своего предмета, то есть его идеей, сущностью изображаемых явлений, отбирает в реальной действительности соответствующий этой сущности конкретно-чувственный материал и с помощью фантазии и вдохновения придает ей нужную форму для ее полного конкретно-чувственного выявления. Гегель довольно убедительно критикует современные ему субъективные концепции творческой способности художника, но в своем понимании этой способности, ограничил ее одной лишь познавательной способностью, причем как способностью самопознания духа, сущность которого заранее задана «абсолютной идеей» и не зависит от творческой способности человека. Поэтому активное созидательное начало в творческой природе искусства здесь не затрагивается. Не раскрывается поэтому и действительная общественно-историческая функция искусства как особой разновидности продуктивной творческой деятельности, обладающей не только своей особой формой, но и своим особым содержанием. У Гегеля, содержание искусства по сути своей ничем не отличается от содержания религии и философии, по отношению к которым искусство трактуется у него лишь как несовершенная, примитивная форма самопознания духа. Эстетическая теория Гегеля создала свою традицию, в русле которой в XIX—XX веках было написано много искусствоведческих исследований, в том числе и общетеоретического характера. Одно из них, книга Ф.Фишера «Эстетика», послужило материалом для обстоятельной критики с позиций материалистической философии в магистерской диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Большая часть эстетического трактата Чернышевского посвящена критике гегелевского понимания прекрасного как некой независимой от человека «идеи» в ее конкретном проявлении и связанных с этим других эстетических категорий. Он достаточно убедительно доказал, что источник прекрасного заключен в самой объективной действительности («прекрасное есть жизнь») и в ее восприятии реальными людьми, «действительными, живыми существами» («прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям...»)17. Тем самым понятие прекрасного обогатилось диалектикой объективного и субъективного со держания, заключенной в самой реальности прекрасного. Этот принцип определения сущности прекрасного с учетом и объекта, и субъекта восприятия Чернышевский применил далее и в определении сущности художественного творчества. Сущность искусства, Чернышевский видит в трех его «значениях». Первое «значение» состоит в том, что искусство воспроизводит «действительную жизнь», именно «воспроизводит», то есть производит вновь и уже тем самым свидетельствует о творческой способности человека. Он достаточно четко определяет и то, что воспроизводит искусство в «действительной жизни», то есть дает определение предмета искусства. Им является не только прекрасное, но все «общеинтересное в жизни», в природе и в общественной жизни, причем интересное для «человека — не как ученого, а просто как человека»18. Иначе говоря, предметом искусства является существенное содержание жизни в его непосредственном конкретно-чувственном бытии, в том его виде, в каком оно существует реально и воспринимается человеком в практической жизни, то есть, как это теперь принято обозначать, предметом искусства является характерное в жизни. Другие два «значения» искусства Чернышевский определяет как «объяснение» художником воспроизведенной им действительности и «стремление произнести живой приговор о явлениях, интересующих его (и его современников...)»19. Таким образом, установлено, что реальная действительность воспроизводится в искусстве не просто ради выявления ее собственной сущности, а ради ее объяснения и оценки в интересах общества, художника и его современников. Это, конечно, раскрывает очень существенную сторону художественного творчества и вместе с другой его стороной — воспроизведением «действительной жизни» — дает разностороннее определение сущности искусства. Однако вторая, субъективная сторона художественного творчества определена Чернышевским лишь в самом общем виде, без выявления ее собственной художественной природы. Не учитывается, что воспроизводить, а также объяснять и оценивать общеинтересное в жизни можно не только художественно. Это делает и публицистика, например в виде газетной информации о каких-либо общеинтересных событиях и поступках людей, объясняя и оценивая их с определенной общественной позиции. Не учитывая этого, Черны- шевский приходит в своем трактате к таким заключениям, которые сводят художественные произведения к обычной образной информации о реальных явлениях жизни, более того, к ее неполноценному заменителю, «суррогату». Так, он приводит в пример морской пейзаж в живописи в качестве такого «суррогата» действительного моря, который все же может дать некоторое представление о море человеку, не имеющему возможности увидеть его в натуре. Неразработанность проблемы художественной специфики субъективного отношения к объекту воспроизведения не позволила Чернышевскому выявить особенности искусства как относительно самостоятельной разновидности общественной деятельности и ее творческой, общественно-преобразовательной сущности. Творческая природа искусства, намеченная при разъяснении понятия «воспроизведение», не получила здесь дальнейшего развития при выяснении субъективной стороны художественного процесса. Правда, ближайший сподвижник Чернышевского, Добролюбов, попытался выявить своеобразие именно художественного отношения писателя к реальной действительности, собственный «взгляд его на мир, служащий ключом к характеристике его таланта»20. В теоретическом разделе статьи «Темное царство» он проводит разграничение между художественным «взглядом на мир», называя его «миросозерцанием», и философскими, вообще теоретическими взглядами. Он усматривает разницу между ними лишь в способах познания сущности жизни: характеризует специфику искусства лишь в его познавательной функции, в связи с чем высказывает ценные мысли о художественной типизации. Однако своеобразие активного, творчески-преобразовательного воздействия художника на реальную действительность в процессе ее типизации не получило теоретического осознания и у Добролюбова. Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX века получило так называемое культурно-историческое направление в литературоведении. Оно ставило своей целью объективное, научное исследование литературы, аналогичное исследованиям своего предмета в области естественных наук, и пыталось достигнуть этого путем всестороннего изучения естественных и общественно-, исторических условий, в которых создавались художественные произведения, рассматривая их при этом как прямое образное отражение этих условий. Основоположник этого направления французский искусствовед Ипполит Тэн сгруппировал все разнообразные стороны внешней по отношению к искусству действительности в три фактора, определяющие, с его точки зрения, и сущность художественного творчества, и конкретное значение отдельных произведений21. Он назвал эти факторы «расой, средой и моментом». Под «расой» он понимал в основном физиологический и психологический склад народа или группы родственных народов и социально-бытовые особенности их жизни, под «средой» — географические особенности и состояние духовной жизни нации, под «моментом» — особенности общественной жизни в данный исторический отрезок времени. В своих конкретных исследованиях литературы разных эпох представители этого направления сосредоточивали свое внимание в основном на выяснении нравов данной эпохи, идеологических взглядов, типов общественного сознания и, непосредственно окружавшей писателя бытовой и культурной среды. Все это описывалось обстоятельно и ярко и составляет определенную научную ценность исследований и самого Тэна, и таких представителей культурно-исторического литературоведения, как Г.Гетнер и В.Шерер в Германии, Г.Брандес в Дании, А.Пыпин, Н.Тихонравов и А.А.Шахов в России. Что же касается собственно литературы, то она рассматривается только как отражение или выражение духовной жизни общества, как образное воплощение общественного сознания и вообще духовной культуры своего времени. Или как материал для реконструкции типов духовной жизни той исторической эпохи, к которой относится художественное творчество. Собственно художественная специфика искусства как своеобразной разновидности духовной творческой деятельности, особое значение его для своего времени и тем более для последующих времен не исследовались в этом направлении. Вот как, например, рассматривается «Фауст» Гете в книге талантливого русского ученого А.А.Шахова «Гете и его время»22. Верный культурно-историческому принципу, Шахов увидел в этом произведении отражение трех исторически сменявших друг друга типов немецкого характера, точнее, трех типов мировоззрения. В Гретхен, с его точки зрения, воплотился тип косного немецкого мещанства со старым, идущим от средневековья религиозным мировоззрением. Фауст представляет собой переходный тип от старого, религиозного познания к новому, научному, тип «мирового скорбника», раздираемого противоречием между старым и новым. Наконец, Мефистофель олицетворяет тип трезвого мыслителя XIX века, доверяющего только знаниям, полученным опытным путем, что-то вроде ученого, каким его себе представляет сам Шахов или каким он мыслит самого себя. Все это очень хорошо раскрывает собственные взгляды исследователя на духовную историю Европы XVIII - XIX веков, но дает очень приблизительное, в сущности, искаженнее представление о действительном содержании характеров в трагедии Гете и совершенно не затрагивает ее художественно-творческого величия. Попыткой изучать историю мировой литературы в ее собственном значении явились исследования «сравнительно-исторического» литературоведения, или компаративизма, также получившие широкое распространение во второй половине XIX века. В таких исследованиях выявлялись сходные, повторяющиеся в разных национальных литературах типы героев, ситуаций, образных форм и прослеживались их конкретные исторические варианты. Однотипные компоненты содержания и формы рассматривались или как результат заимствований, восходящих к древнейшим образцам художественной словесности (к этому в основном сводится сравнительно-исторический метод основателя компаративизма немецкого востоковеда Т.Бенфея), или как следствие «сходства или единства бытовых и психологических условий»23, на что особо обращал внимание, наряду с заимствованием, выдающийся русский компаративист Александр Веселовский в своей «Поэтике сюжетов». Компаративизм обогатил литературоведение множеством наблюдений и обобщений сходных явлений в истории разных национальных литератур, подготовив тем самым ценнейший материал для создания общей типологии художественного содержания и формы в мировой литературе. Но в полной мере это возможно лишь на основе раскрытия собственной сущности художественного творчества как особой разновидности общественной деятельности и глубинных закономерностей ее конкретно-исторического развития. Широкое распространение, особенно в 30—70-е годы, в советском искусствознании приобрели исследования о сущности искусства в духе исторического материализма с опорой на статьи и отдельные высказывания о литературе Маркса, Энгельса и Ленина. Целостной теории сущности художественного творчества они не создали и не задавались такой целью. Но по статьям, посвященным отдельным писателям или анализу конкретных художественных произведений, можно вполне определенно судить, с каких позиций они относились к художественному творчеству. Основной принцип, из которого они исходили при анализе отдельных художественных произведений — это выяснение того, в каком отношении образы этих произведений находятся к социальному расслоению общества на данном этапе исторического развития, как это трактовалось их теорией исторического материализма. Свою оценку отдельных художественных произведений Маркс и Энгельс выводили главным образом из того, насколько художественное воспроизведение представителей определенной социальной среды соответствует действительной сущности и значению этой среды в общественно-историческом развитии данного времени. То есть оценивали художественные произведения прежде всего с точки зрения правдивости отражения реальной действительности в их понимании. Вместе с тем в ряде работ и высказываний указывается и на общественно-заинтересованное отношение писателя к отраженной жизни, с особым акцентом на его социально-идеологической позиции. При этом обнаруживались как кричащие противоречия между художественным творчеством писателя и его социально-политической позицией (например, у В.Гете), так и их полное единство (например, у Г.Веерта). Однако внутренняя художественно-творческая природа того и другого не выяснялась. Они и не ставили перед собой задачи раскрытия всей сложности соотношения предмета художественного воспроизведения и процесса его субъективно-творческого освоения. Последователи Маркса и Энгельса, специально занимавшиеся проблемами искусства и литературы, — Меринг, Лафарг, Плеханов продолжили изучение художественного творчества с точки зрения его обусловленности социально-экономическим положением общества и социальной позицией художника и осуществили в этом направлении много специальных исследований. Интересно в связи с этим сопоставить подход к художественному творчеству в работах Плеханова с культурно-историческими исследованиями искусства, с которыми он полемизировал, отстаивая ис-торико-материалистический принцип истолкования общественных явлений. Так, изложив в «Письмах без адреса» основные положения культурно-исторического литературоведения, в частности по эстетическим работам И.Тэна, он прежде всего соглашается с тем его положением, что «искусство создается психикой людей, а психика людей изменяется вслед за их положением»24. Свое основное расхож- дение с Тэном Плеханов видит в объяснении того, что же определяет общественное положение людей. У Тэна, показывает он, это положение определяется в конечном счете психологическим складом нации, то есть опять-таки психикой. Получается заколдованный круг, который, утверждает Плеханов, можно разорвать только с позиций исторического материализма, на основе которого он дает следующее заключение: «...искусство всякого данного народа определяется его психикой; его психика создается его положением, а его положение обусловливается в последнем счете состоянием его производительных сил и его отношениями производства»25. В первобытном обществе, объясняет Плеханов, прослеживается прямая связь между производством, психикой (то есть комплексом духовной жизни людей) и искусством. В классовом обществе психика приобретает классовую обусловленность и определяющее влияние на искусство оказывает психология класса, занимающего преимущественное положение в обществе. Применение этой установки к конкретным художественным явлениям позволяло выявить действительную связь творчества художника с определенной социально-классовой средой й объяснить некоторые важные особенности содержания и формы его произведений. Но чаще всего это приводило к неоправданно прямолинейному истолкованию обусловленности художественных явлений социально-классовыми причинами или к преувеличению роли этих причин. Например, в статье «Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии» Плеханов рассматривает классицистическую трагедию во Франции XVII века как «создание аристократии», рожденное в то время, когда французские аристократы «нераздельно и неоспоримо» господствовали во французском обществе26. Более конкретный и диалектический подход к изучению французской литературы XVII века показывает, однако, что классицизм, в том числе и классицистическая трагедия, был исторически порожден процессом экономической, политической и идеологической централизации национальной жизни Франции под эгидой абсолютной монархии и поэтому выражал не только интересы французской аристократии, а прежде всего общенациональные интересы. Преувеличение роли социально-экономического фактора в художественном развитии привело в начале XX века к образованию так называемого вульгарно-социологического направления в литературоведении, которое свело всю сущность художественного творчества к выражению психологии и идеологии господствующего или утверждающегося класса. На такой теоретической основе в 1908 году были написаны «Очерки развития западноевропейских литератур» Фри-че, которые некоторые советские литературоведы еще в 30-е годы считали образцом научного подхода к истории литературы (например, такой влиятельный литературовед, как И.Анисимов — в предисловии к третьему изданию «Очерков» в 1931 году). В 20-е годы вульгарная социология утверждалась у нас многими литературоведами, особенно В.Ф.Переверзевым и его школой, а также теоретиками Пролеткульта, очень разветвленной в то время организации творческой интеллигенции. Исходя из вульгарно-социологических посылок, руководство Пролеткульта фактически объявило все духовное наследие прошлого, в том числе и все искусство, чуждым пролетариату и выдвинуло лозунг об особой, замкнутой в себе пролетарской культуре. Однако были и противники вульгарной социологии, в том числе и среди лидеров пролетарского движения. С критикой программы Пролеткульта выступил В.И.Ленин, резко возразив против отрыва пролетарского искусства от художественных произведений прошлого, созданных ранее, на иной социально-классовой основе. К концу 20-х годов критическое отношение к вульгарной социологии стало разделяться большинством советских деятелей художественной культуры, что, казалось бы, расчищало путь для научного осмысления сущности художественного творчества. Однако, чтобы создать целостную, всесторонне и детально разработанную научную концепцию сущности искусства, понадобились творческие усилия нескольких поколений специалистов в области теории искусства. И надо признать, что процесс формирования такой концепции к настоящему времени пока не привел к значительным результатам. Далее мы остановимся на том, к чему пришла по этому вопросу наша современная теория искусства.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |